Методическая разработка "Диктовки. Редактирование текста. Сочинения-миниатюры"
методическая разработка по русскому языку (3, 4 класс)

Тимофеева Тамара Алексеевна

В данной методической разработке представлены:

1. Тексты-диктовки. Работа с этими текстами позволяет писать на уроке небольшие диктанты. 

2. Редактирование текста. Данные тексты можно использовать как отдельный вид работы на уроке, а можно использовать при работе над ошибками после сочинения.

3. Сочинения-миниатюры. Это составление текста на заданную тему  по опорным  словам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diktovki_redaktirovanie_teksta_sochineniya-miniatyury.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Диктовки

1. Меж песчаных берегов текла речка Яблонька. Со дна реки били студёные ключи. Вода была вкусная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.

2. Ребята шли через поле. Узкая тропинка привела их в рожь. Жёлтые стебли густой ржи поднялись по сторонам. Колосья ласково шуршали над головой.

3. Яркое солнце заливает огромное поле. Лёгкий ветерок волнует рожь. В лесу в овражке бежит говорливый ручеёк. Жадно я пью бодрящую родниковую воду.

4. Вся поляна в цветах. Вот стоят глазастые ромашки. Они весело раскрыли белые лепестки. Розовый клевер спрятал в траве свою круглую головку. Склонились большие лиловые колокольчики.

5. Кончилась летняя ночь. Легкий туман стоит над лесом. Утренняя роса покрыла листву на деревьях.   Вот взошло тёплое солнце. Радостно запели птицы.

6. Короткая дорога в школу  шла через речку Быстринку. Речка текла в крутых бережках. Сёма Пичугин задумал построить мост.  

7. Задули резкие ветры. Высохла и стала седой редкая трава. Вода в озере потемнела. Она ждала первых заморозков. Ночью пошел снег. Он засыпал дорожки и тропки.

8. В апреле в воздухе заметно потеплело. Утренний иней быстро исчез с крыши сторожки. На пригорке обсохла земля. Скоро появятся ландыши.

9. На лесной вырубке пахнет мёдом от цветов и смолой от сосен. В зелёной траве стрекочет кузнечик. Ребятишки пришли на вырубку за земляникой. Мама нашла гриб. О своей находке она крикнула ребятам.

10. Наступает поздняя весна. Стоит чудесная погода. Пёстрым ковром покрыты холмы. Цветочная роспись украшает тропинки и дорожки. В тенистом и влажном лесу растёт ландыш. Все любят этот цветок с тонким запахом.

11. ранним утром по тропинке школьники бегут в рощу. Лучи ласкового солнца весело бегут по зелени. На мохнатом листочке сверкает роса. В роще стоит тишина.

12. Пригревает весеннее солнце. Н лесной полянке тает снег. С горки по дороге бежит звонкий ручей. С раннего утра хлопочут муравьи. Они несут травинки, сосновые иголки.

13. Весеннее солнце пригрело землю. Зазвенела весёлая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручьи. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. Зацвели голубенькие подснежники. Синички искали в складках коры деревьев червячков.

14.  Хороша весна в лесу! Звонко поют птицы. Под деревьями звенят весенние ручьи. Смолой пахнут душистые клейкие почки. Солнце ласково пригревает землю. Зазеленела листва на деревьях. Появилась молодая травка. Запели над ручьями голосистые соловьи. По кочкам забегали хлопотливые муравьи. Прогудел первый шмель.

15. Настоящая весна приходит в середине мата. В городах и посёлках с крыш течёт вода.  Висят длинные сосульки. Радостно чирикают воробьи. Ярко светит весеннее солнце. Снег на лесных тропинках стал рыхлый. Весной в лесу пахнет смолой, сосновой и еловой хвоей.

16. Над полями и лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд.  Прилетели белоносые грачи. Они торопятся поправлять свои старые гнёзда. Зазвенели ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки.

15. Хорошо в весеннее утро в лесу! На зелёной траве видно роса. Водяные капли повисли на цветах и листьях. Выглянуло яркое солнце. Оно осветило окрестность.  В маленьких каплях росинок  сверкали яркие фонарики. На деревьях шелестела молодая листва. В кустах весело щебетали птицы.

16.Весной пёстрый дятел прилетел к берёзке. Он пробил в коре дырочку и стал пить сок. На вкус берёзовый сок сладкий. На сладкий сок к дятлу прилетают и приползают лесные гости.

17. Я люблю бродить осенью по лесу. Идёт мелкий дождь.  Деревья давно сбросили листья.  Мокрая листва не шуршит под ногами.  Из ельника я слышу свист рябчика. Над высокой елью пискнули синички.

Редактирование текста

1. Я увидел ёлку. Ёлка росла в тени, и оттого сучья у ёлки были опущены вниз. Теперь после рубки леса ёлка оказалась на свету. Каждая веточка ёлки стала расти кверху. Под ёлкой был шалашик.

2. Обидно стало зиме, что даже маленькие ребятишки зимы не боятся. Щипнет зима со злости одного мальчишку за ухо, другого за нос. Малыш схватит ком снега и давай тереть ухо или нос. У малыша лицо разгорается.

3. Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

4. Морж – полярный житель. Этот морж не боится даже белого медведя. У моржа острые и могучие клыки. Морж совсем безобидный. Клыками морж выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

Сочинения – миниатюры

Весеннее утро

Тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковый ветерок, свежий воздух, льётся весёлая песня, зелёная дымка, чувствуешь дыхание весны.

Гроза в мае

Чудесный майский день, на голубом небе, весёлые раскаты грома, стук первых дождевых капель, сверкают, переливаются листочки, свежая зелень, радуга в небе.

Весенний сев

Горячая пора, день год кормит, оживают поля, гудят машины, полевые работы, упорно трудятся, забота о будущем урожае.

Ручей

Лучи весеннего солнца, открылись первые проталины, струйки воды, шумит, набирает силу, бежит по тропке, вестник весны.

В лес за грибами

Удивительное лето, ласковое тёплое солнце, пошли грибы, взяли лукошко, отправились в дальний лес.

Приближение грозы

Лениво пробежал ветерок, проворчал гром, постепенно заволокли, затянули, повисла над землёй, тёмное, грозное покрывало, хлынул дождь, сверкнула молния.

Сочинения – миниатюры

Школьный сад

Осень, посадка деревьев, весенние дни, взрыхлили землю, саженцы принялись, молодые листочки, садовые дорожки, красив сад.

Составь рассказ о другом грибе по аналогии:

Под тёмными ёлками боровики стоят. У них кафтаны белые надеты. На головах шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху – коричневого. Загляденье!

Рыбалка

Утро, дождь, плащ, удочки, речка, луч солнца, речная тишь, камыш, лещ, ёрш, мелочь, улов.

Зимний денёк

Зимний денёк, чудесная погода, лёгкие снежинки, липкий снег, играть в снежки, весёлый снеговик.

В детском саду

Школьники, детский сад, ребятишки, игрушки, , заводной паровоз, аквариум с рыбками, читать сказку, загадывать загадки.

Помоги друзьям!

Мороз, холод, крепкий лёд, шапки снега, кормушки для птиц, крошки хлеба, ягоды рябины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку, 2 класс, УМК "Гармония", "Редактирование текста"

Методическая разработка относится к резервному уроку по теме "Текст", содержит подробное описание урока и презентацию....

Урок информатики во 2 классе. Набор и редактирование текста. Правила редактирования.

Продолжаем знакомство с назначением и основными возможностями текстового редактора. Развиваем мелкую моторику, закрепляем моторные навыки....

Урок развития речи в 3 классе:"Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения."

Русский язык.Тема: Развитие речи. Текст. Сочинение – повествование. Работа над ошибками. Коллективное «редактирование» текста сочинения.Цели:1.      Формирование умения постро...

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Тема урока: "Закрепление правил правописания корня. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима".

Методическая разработка открытого урока русского языка. 2 класс. Урок развития речи по теме: "Закрепление правил правописания корня слова. Сочинение-миниатюра: "Красавица-зима"....

Диктовки. Тексты для редактирования. Сочинение-миниатюра.

Данный материал представляет различные формы работы на уроке русского языка, а именно:1) небольшие тексты (3-6) предложений, для проведения мини-диктантов на уроке,2) тексты для редактирования,3) по з...