Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Личные местоимения" в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rus_yaz_-_lichnye_mestoimeniya.docx | 772.01 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 3 А
Тема урока: Личные местоимения
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению знаний о личных местоимениях.
Задачи:
Дидактические: способствовать ознакомлению учащихся с тем, что такое личные местоимения;
Развивающие: развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке;
Воспитательные: формировать мотивацию к познанию и обучению; воспитывать культуру общения во время работы в группе, паре при изучении темы: «Личные местоимения»; развивать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании; воспитывать потребность к объективному самооцениванию
Планируемые результаты:
Личностные: осознают важность мотивации к познанию и обучению; осознают важность сопереживания, уважения и доброжелательного общения друг с другом во время работы в группе, паре; объективно оценивают свои достижения на уроке.
Метапредметные:
коммуникативные: умеют слушать и слышать других, отвечают на вопросы учителя, формируют навыки речевых действий; участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах;
познавательные: осознают познавательную задачу, работают с учебником; читают, извлекая нужную информацию из текста учебника;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу для получения результата, выстраивают последовательность выбранных действий (самоорганизация); понимают причины успехов/неудач учебной деятельности, корректируют свои учебные действия для преодоления ошибок (самоконтроль).
Предметные: Знают, о том, что такое личные местоимения; умеют различать местоимения по лицам и числам; умеют находить личные местоимения в тексте
Организация пространства: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Ресурсы: учебник, раздаточный материал, презентация, ноутбук.
Структура урока
- Организационный этап
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Диляра Ринатовна, и сегодня урок русского языка у вас проведу я. Как ваше настроение? Отлично, я очень этому рада.
-Перед тем, как начать урок, давайте к нему подготовимся. Повернитесь к своему соседу по парте, и улыбнитесь ему. Теперь повернитесь к своему другому соседу. Улыбнитесь ему. Теперь посмотрите на меня. Подарите свои улыбки мне. Вы все очень красиво улыбаетесь. Вижу, у вас поднялось настроение, надеюсь, что оно у вас останется таким же позитивным до конца дня.
-Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Уберите все лишнее с парт, оставьте только пеналы, тетради и учебники.
- Проверка домашнего задания (по мере необходимости)
- Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.
-Наш урок я бы хотела начать с пословицы. Кто мне ее прочитает? (Ученье – свет, а неученье – тьма.) Как вы понимаете значение этой пословицы? Если мы с вами будем учиться, то узнаем много нового и интересного, нам будут открыты многие пути. Отлично. Перед тем как записать число и классную работу давайте проведем пальчиковую гимнастику.
Мы капусту рубим-рубим (движение прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капусту солим-солим (имитируем движения)
Мы капусту трем-трем,(потирать кулачок о кулачок)
Мы капусту жмем-жмем.(сжимать и разжимать кулачки)
-Откройте ваши тетради, запишите в них число, классная работа и спишите пословицу.
-Ребята, на прошлом уроке вы начали проходить личные местоимения, давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили материал. Я буду называть местоимение, а вы будете поднимать одну руку, если это местоимения говорящего, и две руки, если это местоимение слушающего. (говорящего – я, мы; слушающего – ты, вы) Я вижу, что вы запомнили материал прошлого урока. Молодцы!
-Ребята, какие части речи вы уже знаете? (ответы учеников) Хорошо, а теперь давайте мы с вами поработаем в парах. Как мы работаем в парах? Верно, дружно и сообща, учитывая мнение друг друга. У вас на листочках под номером 1 есть таблица со словами. В каждой группе слов вам нужно выбрать лишнее слово.
Птица Учитель Я Стол Школа | Горячий Красивый Умный Он Желтый | Читать Гулять Ты Кричать Петь |
-Ребята, давайте проверим, как вы выполнили это задание. Какое слово лишнее в первой группе? Верно, «ты». А почему? Да, остальные слова в этой группе у нас являются существительными. А какое слово лишнее в третьей группе? Верно, «он», почему? Остальные слова в этой группе у нас прилагательные. А какое слово лишнее в третьей группе? Да, «ты», почему? Остальные слова в этой группе глаголы, верно. Тогда давайте создадим 4 столбик, куда впишем лишние слова. Какие слова у нас будут в первой группе? (существительные) Какие слова у нас будут во второй группе? (прилагательные) Какие слова у нас будут в третьей группе? (глаголы) И для последней группы у нас остаются «я, он, ты». Как вы думаете, какая это часть речи? Верно, местоимения. А как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Верно, о местоимениях. А наша цель будет такая: Узнать о том, что такое личные местоимения.
-А как вы думаете, как будет называться наша тема? Тема «Личные местоимения».
- Организация познавательной деятельности
-А для того, чтобы достичь нашей цели нам нужно составить последовательность действий. На доске он у нас есть, но запутан, давайте исправим его.
1. Узнаем, что такое личные местоимения.
2. Научимся определять число и лицо местоимений.
3. Будем находить личные местоимения в тексте.
-Отлично, мы с вами составили план действий, на столах у вас есть синие листочки, это ваши листы самооценивания. Мы к ним будем возвращаться по ходу урока.
-А теперь давайте подумаем, какие местоимения могут называться личными? (ответы детей) Личными местоимения называются потому, что они называют определенное лицо.
-А как вы думаете, какие местоимения бывают? (ответы детей) А как вы думаете, как они могут изменяться? (ответы детей) Эти местоимения могут изменяться по числам и лицам. А какое бывает число? (ответы детей) Верно, число бывает единственным и множественным. А что значит «единственное число»? Верно, это когда предмет или человек один. А что значит множественное число? Верно, это когда много. Хорошо, а сколько лиц у нас бывает? Верно, три лица.
-Давайте мы с вами возьмем наши листы самооценивания и посмотрим на первый пункт. Если вы все поняли, то поставьте галочку, а если вы что-то не поняли, то знак вопроса.
-У нас с вами на доске есть таблица, давайте попробуем ее заполнить. Для начала начертите ее у себя в тетрадях.
Лицо | Ед.ч. | Мн.ч. |
1-е | ||
2-е | ||
3-е |
-Как вы думаете, какие местоимения относятся к 1 лицу? (ответы детей) К первому лицу относятся местоимения говорящего, т.е. какие? Верно, я и мы. Как вы думаете, из этих двух местоимений, какое местоимение относится к единственному числу? (ответы детей) Верно, «я», а почему? Верно, потому что «я» - это когда человек говорит только о себе. А как вы думаете, какое местоимение относится к множественному числу? Верно, «мы», а почему? Верно, мы говорят, когда нас много. Например: мы – 3 А класс. Мы учимся в 3 школе. Давайте проверим, правильно ли мы заполнили первую строчку (на доске появляются ответы) Да, мы правильно сделали. Запишите эту строчку у себя в тетрадях.
-А теперь давайте посмотрим на вторую строчку, это у нас 2 лицо. Как вы думаете, какие местоимения относятся ко второму лицу? (ответы детей) К местоимениям второго лица относятся местоимения слушающего. Какие это местоимения? (ты, вы). Как вы думаете, какое местоимение из этих относится к единственному числу? (ответы детей) Верно, «ты». А почему? Да, к большому количеству людей мы не будем обращаться на «ты», а вот к одному человеку мы так можем обратиться. А к множественному числу какое местоимение мы можем отнести? Да, «мы», а почему? А к кому мы обращаемся на «Вы»? Верно, к тем, кто старше нас, кого мы уважаем. Так же мы можем обратиться к большому количеству людей. Например: Вы все меня слушаете? Давайте проверим, правильно ли мы заполнили. (на доске появляется заполненная вторая строка) Запишите вторую сточку.
-Давайте вспомним, какие местоимения относятся к третьему лицу. (ответы детей) К третьему лицу относятся следующие местоимения: он, она, оно, они. А как вы думаете, какие из них относятся к единственному числу? (ответы детей) Верно, он, она, оно. Эти местоимения относится к 1 лицу. А какое местоимение у нас относится ко множественному числу? Верно, они. Давайте проверим ответы по нашей таблице. Мы с вами полностью ее заполнили. Запишите последнюю строчку в свои тетради. Давайте мы с вами откроем учебники на странице 164 и проверим наши слова по учебнику.
-Хорошо, давайте возьмем листы самооценивания и посмотрим на второй пункт. Кто нам его прочитает? Если вы все поняли, то поставьте плюсик. А если у вас остались вопросы, то вопросительный знак.
-Давайте мы с вами проверим то, как вы поняли материал. Я буду назвать местоимение, а вместе с ним число и лицо, если я буду права, то вы поднимаете две руки, а если я ошибаюсь, то одну руку. (проверка)
-Ребята, личные местоимения у нас являются местоимениями-существительными. И раз они являются существительными, то как вы думаете, оно изменяется по падежам? (ответы детей) А какие падежи бывают? (ответы детей)
Именительный (есть): кто, что? Родительный (нет): кого, чего? Дательный(дать): кому, чему? Винительный (вижу): кого, что? Творительный (доволен): кем, чем? Предложный (думать): о ком, о чем?
-А для того, чтобы узнать ответ на то, изменяются ли местоимения по падежам давайте откроем страницу 165 и посмотрим на упражнение 1. Кто нам прочитает про единственное число?
-Что произошло с личными местоимениями единственного числа. Они изменили, а как они изменились? Они образовали новые формы, верно. А сейчас кто нам прочитает о множественном числе? (читаем) Как они изменяются? Да, у них тоже меняется форма. Эти формы называются падежные формы личного местоимения. Мы с вами убедились, что местоимения могут изменяться по падежам. Запишите эти изменения в тетради.
-Я вижу, что вы устали, давайте мы с вами сделаем физкультминутку.
-Ребята, а теперь давайте посмотрим на упражнение под номером 2. Кто нам прочитает задание? (читают) Что нам с вами нужно сделать?
Нам с вами нужно прочитать текст и рассмотреть падежные формы местоимения. Кто нам прочитает текст? (читаем текс) Вам понравился этот текст? Что именно вам понравилось? А какой это тип речи? Да, это повествование с элементами описания. О чем текс? Верно, он про мальчика, у которого есть собака по имени Шарик. Давайте мы с вами рассмотрим выделенные слова. Мы их можем назвать местоимениями? Да, а являются ли они падежной формой местоимения? А давайте посмотрим на предыдущее упражнение, и узнаем, формой какого местоимения они являются. Верно, они являются падежной формой местоимения «я».
-Т.е. какой мы делаем вывод? Какие местоимения изменяются по падежам? (ответы детей) Верно, я, ты, он, она, оно, они, мы, вы. Запишите таблицу из упражнения номер 1. (записывают).
-Давайте мы с вами рассмотрим следующее упражнение под номером 3. Кто нам прочитает задание? Нам с вами нужно вместо точек вставить местоимения, которые подходят по смыслу, так же нам нужно определить, какими частями речи являются местоимения в предложении. Так как текст большой, то эту работу мы с вами будем выполнять в группах. Этот текст я вам распечатала, он у нас с вами на листочках номер 2. В группах мы с вами работаем дружно и сообща, учитываем мнение друг друга. А теперь давайте проверим, как вы выполнили это задание. (проверка, 4 группы, при проверке по одному абзацу для каждой группы) Давайте мы с вами возьмем листы самооценивания. Мы с вами сейчас находили местоимения в тексте. Если у вас все получилось, то поставьте плюс, а если у вас возникли вопросы, то вопросительный знак.
-Ребята, наш с вами урок скоро подойдет к концу, и нам с вами нужно проверить то, как вы усвоили материал нашего урока. Для этого я предлагаю выполнить самостоятельную работу. Она у нас с вами по вариантам, поэтому каждый делает самостоятельно.
Вариант 1 ФИО_____________________________ 1. Назови местоимения говорящего __________________________________ 2.Напиши местоимения единственного числа __________________________________ 3. Просклоняй местоимение «мы» __________________________________ __________________________________ | Вариант 2 ФИО_____________________________ 1.Назови местоимения слушающего __________________________________ 2. Напиши местоимения множественного числа __________________________________ 3. Просклоняй местоимение «вы» __________________________________ __________________________________ |
-Я вижу, что многие выполнили эту работу, передайте эти работы на первую парту. Отлично!
- Подведение итогов. Рефлексия учебной детельности.
-Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к цели. Мы с вами узнали, что такое личные мместоимения? (да) Отлично, а теперь давайте вернемся к плану. Мы с вами узнали, что такоке личные местоимения? (да), а мы научились определять число и лицо местоимений? (да) А мы находили личные местомения в текста? (да) Отлично! А теперь давайте посмотрим на экран, у нас есть предложения. Вам нужно их закончить.
Я теперь знаю…
Мне понравилось…
Было трудно…
-Я бы хотела отметить активных учеников…
- Домашнее задание (информая о домашнем задании)
-Ребята, а вашим домашним заданием будет упражнение 4 на странице 166-167.
Ваша задача рассмореть таблицу и на место ? поставить местоимения. Слова для справок у вас есть на странице 166. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе по теме " Местоимение как часть речи:его значение,употребление в речи."
Первый урок по теме " Местоимение". Тип урока: изучение нового материала, знакомство с новой частью речи....
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "понятие о местоимениях. Личные местоимения"
Предмет: Русский зыкТема урока: понятие о местоимениях. Личные местоименияЦели урока: познакомить с новой частью речи – местоимение, его ролью в речи.Планируемые результаты: ·...
Технологическая карта урока по русскому языку, 3 класс по теме "Роль личных местоимений в речи"
Предмет: Русский зыкТема урока: Роль личных местоимений в речи.Цели урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; знакомство с понятием личные местоименияПланируемые результат...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Местоимение" 3 класс "Перспектива".
Местоимение....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Личные местоимения" 3 класс "Школа России"
"Личные местоимения"...
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему: " Местоимение как часть речи". Школа России
Развивать у учащихся умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных....
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи".
Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс "Местоимение как часть речи"....