Технологическая карта урока по русскому языку "Непроверяемые безударные гласные в корне" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Дубинина Ольга Сергеевна

технологическая карта открытого урока по русскому языку 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx38.6 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Посольская СОШ» МО «Кабанский район»

Открытый урок по русскому языку во 2  классе

 "Непроверяемые безударные гласные в корне слова"

Учитель начальных классов: Дубинина О.С.

2023.

Технологическая карта урока

 

Предмет

Русский  язык (УМК "Школа России")

Класс

2  класс

Тип урока

Урок "открытия нового  знания"

Технология построения урока

Частично- поисковые  методы   обучения,    практический  метод  обучения, технология проблемного диалога

Тема

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Цель

Формирование навыков правильного письма слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.                     

Основные термины, понятия

Проверяемые   и  непроверяемые  безударные   гласные

Оборудование:

Учебник "Русский язык 2 класс" В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Планируемые результаты.

Предметные умения:

  • закрепление умения проверять безударные гласные в корне слова
  • развитие умения различать в словах проверяемую и непроверяемую безударную гласную
  • учить нахождению способов запоминания слов с непроверяемыми гласными в корне
  • развитие орфографической зоркости

Личностные УУД:

  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке, правилами работы в паре, со взрослыми;      
  • доброжелательное отношение к сверстникам,  бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться  к мнению одноклассников

Регулятивные УУД:

  • планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные знания и умения;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познавательные УУД:

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения);
  • понимать содержание упражнения , применять полученную информацию при выполнении заданий учебника,  заданий, предложенных учителем; находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию;
  • проводить сравнение и классификацию объектов  по  заданным критериям;

Коммуникативные УУД: 

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в паре;
  • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Методы обучения: фронтальная  работа ,  индивидуальная   работа,     работа в парах.

Книгопечатная продукция: учебник,  тетрадь.

Технические средства обучения: проектор, доска Smart


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный этап.

Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в пространство учебной деятельности.

Вот и прозвенел звонок.

Начинаем наш урок.

Я желаю вам старанья,

Пониманья и желанья.

Много нового узнать,

Чтобы грамотно писать!

Эмоциональный настрой.

  1. Актуализация опорных  знаний   и  умений.

Цель:  повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

– Урок русского языка мне хочется начать с пословицы, но вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

 Как понимаете значение пословицы? 
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?

3.Мотивация

-Ребята, на сегодняшнем  уроке мы будем не просто учениками, а настоящими искателями сокровищ; будем не просто учиться, а плавать на корабле, путешествовать, преодолевать различные препятствия.

-Как вы считаете, что для нас с вами является самым ценным сокровищем?

-Правильно. Вот за ними мы и отправимся.

-Какими качествами нужно обладать, чтобы быть искателем сокровищ и разгадать все тайны

-Проверим, обладаете ли вы данными качествами; сможете ли вы самостоятельно добыть знания.

-Вперёд, на корабль!

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

. Это пословица говорит нам о том ,что каждый день мы узнаем что-то новое, видим что-то новое, и это все откладывается у нас в голове.

- Внимательность, желание работать, умение слушать, запоминать.

-Знания

-Нужно быть внимательным, терпеливым, наблюдательным, активным, нужно уметь быстро принимать решения…

  1. Минутка чистописания.

 

-Но занять места на корабле могут только те, кто справится с заданием.

- На минутке чистописания мы напишем буквы, которые являются безударными гласными в словах. Какие это буквы?

- Напишите «А» и «О» до конца строки.

-Кто выполнил задание покажите посадкой. Молодцы ребята, все попадают на корабль.

 

-Это буквы а,о,е,и

III. Создание проблемной ситуации.

-Ребята, а как же мы узнаем, куда нам следует держать курс? Что для этого нужно? (карта)

-Карта у нас в классе, но где именно – неизвестно. Чтобы получить подсказку – выполните задание, разомнитесь перед путешествием и проведем словарную работу.

-Ребята, вы любите загадки?

-Вот сейчас вы и будите отгадывать загадки, а ответы записывать в тетрадь. Первая загадка.

1.С бородой родится.

Никто не двинется.

-Молодцы начинаем писать с красной строки и с большой буквы.

-Следующая загадка:

2.Летом бежит, а зимой стоит.

3.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут её…

4.В небе молния сверкает,

Гром  в раскатах громыхает,

Клонится к земле лоза

Начинается ….

5.Весь мир кормлю, а сама не ем.

-Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную

-Какая первая буква в словах? Какие звуки она обозначает?

-Поменяйтесь тетрадками, проверьте и оцените друг друга(на полях –оценка карандашом)

-Ребята, вы справились и получаете подсказку :«Карта там, где живёт добрый доктор и лечит зверей».

-Где же это?

Формулировка темы урока.

-Ребята, на карте указано, что нам предстоит найти целых 2 сундука с коровищами.

-Чем открываются замочки?

-Именно ключ нам и нужен, чтобы открыть первый сундук. И он тоже спрятан в классе. Но где же? Получим подсказку, если продолжим работать с загадками, а вы, отгадав их, скажите ,какова тема нашего урока.

1.С неба падают зимой

И кружатся над землёй.

2. Сто одежек и все без застёжек.  

Сн..жинки  к...пуста

-Что можете сказать о пропущенных буквах?

-В какой части слова находятся?

-Как выбрать букву в первом слове

Снежинки- снег

-Попробуйте то же самое сделать со словом капуста.

-Не удаётся подобрать проверочное  слово?

-Значит, это другая орфограмма. Какая же?

-Название орфограммы  нам подскажет игра «Собери слоги»

-Ребята, вам нужно расположились числа в порядке возрастания (от маленького к большому).  

 --Прочитайте  название орфограммы

 НЕ   ПРО    ВЕ    Е   РЯ   МЫ   Е    ГЛАС    Е        НЫ

  1      2      3        5    4      6      7       8         10         9

- Что  получилось?

-Так называется орфограмма корня. А почему она названа непроверяемые гласные?

-Итак какова же тема нашего урока?

-Правильно

-Получайте подсказку «Ключ на окне».

-Как вы думаете, где спрятан ключ?

-Карта у нас есть, ключ есть, можем отправляться в путешествие. Полный вперёд !

-Да

-Козёл

-Река

- Лиса

-Гроза

-Земля

-В книге про Айболита

-Ключом

-Снежинки

-Капуста

-Гласные, безударные

-В корне

- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно заменить слова так, или подобрать проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной).

-Нет

-Непроверяемые гласные

-Потому что нельзя подобрать проверочное слово

-правописание безударных гласных в корне, которые нельзя проверить.

-На подоконнике

III. Открытие нового знания.

Цель:  приобретать новые знания с помощью имеющихся знаний.

На карте указано, что в нём лежит послание с названием слов, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Давайте же его откроем и прочтём.

- Каждый читает по одному предложению. Начинаем с первого ряда. Каждый внимательно следит и слушает.

 В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя: лопата, картина, пальто, одежда. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

В школе такие слова иногда называют словарными. Но это не научное название. В каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами.

-А теперь проверим как вы внимательно слушали и читали.

-Ребята,  скажите как же называются слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя?

-А где находятся словарные слова?(в словаре)

Элемент научности: Первые словари  появились на Руси. Они представляли собой небольшие списки слов с толкованиями, объяснениями, собранными в одну книгу. С конца 14 века словари стали печатными.

-Как же быть? Как писать эти слова, если мы не можем проверить их написание?

-Зачем же нужен этот словарь? Как им пользоваться?

-Ребята, в послании сказано, что в каждом классе вы будете знакомиться с новыми словарными словами. Некоторые словарные слова нам уже знакомы, и мы просто повторим их правописание, а некоторые нам придётся запомнить. Их мы найдём во втором сундучке, который можно открыть лишь выполнив упражнение. Вот тогда второй сундучок и откроется.

-Словарные слова

-В словаре

-Правописание надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю

IV. Работа по учебнику.

-Открываем учебник на странице 103 упр.169.Читаем задание.

-Чем необычно название?

-Найдите в тексте слова с безударными гласными, которые мы не можем проверить.

-А почему их нельзя проверить ?

-Молодцы!  Спишите 2 предложение. В словах «Дорожке», «жёлтый» подчеркните в этих словах непроверяемую гласную.

-Ребята, так  как убедиться в правильности написания  слова с непроверяемой безударной  гласной?

- Тем, что жёлтые мыши- это листочки

-Дороже, жёлтый

- Нет однокоренных слов , в которых буквы под ударением.

-Слова с непроверяемой безударной гласной нужно проверять по словарю.

V. Физминутка.

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

  1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле.

 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад,

 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

 Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

  1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе.

 1 - правую руку вперед, левую вверх.

 2 - переменить положения рук.

 Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища:

  1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову.

1 - резко повернуть таз направо.

2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.

 Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Закрепление.

-Ребята, послушайте, кто-то плачет. Давайте же выясним, что случилось, вдруг нужна наша помощь.

-Это жители острова, которые не могут написать письмо своим родным – на почту не принимаются письма с ошибками. Ребята, мы ведь умеем грамотно писать, поможем им и исправим ошибки?

Вот текст письма :

Здравствуйте!

Пишем из диревни Тропики. Сейчас у нас йинварь, но на улице жара, иногда дует прохладный ветир. Мы нашли новую роботу: я продаю адежду, а мой брат – еду (копусту, малако, сахор, яблаки). Моя дочь пошла в первый класс, теперь она учит алфовит, пишет примеры в титради.

 -Если выполнили задание, покажите это правильной посадкой. Давайте теперь проверим.

-Мы справились, письмо готово к отправке.

-Молодцы, вы прекрасно справились  с заданием.

-А вот мы и пришли к кораблю .Пора отправляться домой. А пока мы плывём. Давайте поиграем в «Аукцион». Кто назовёт больше всех словарных слов? (дети называют словарные слова, которые запомнили)

-Молодцы ребята!

Вывод: Сегодня мы с вами познакомились с непроверяемой безударной гласной в корне слова. Мы узнали, что слова с непроверяемой гласной нужно проверять по словарю, рассмотрели разные способы для запоминания таких слов и учились полученные знания применять на практике.

-Да

Выполняют работу в парах.

VII. Рефлексия учебной  деятельности.

-Ребята, вот мы и дома. Давайте вспомним чем мы занимались на уроке.

-По какой теме мы работали?

- Что нового сегодня узнали?

- Чему научились?

-Как убедиться в правильности написания  слова с непроверяемой гласной?

-Как по-другому называются слова с непроверяемой  гласной в корне слова?

-Как лучше запомнить   слова с непроверяемой  гласной в корне слова?

 

-Ребята мы вернулись с вами  с путешествия. Поднимите  золотую монетку если считаете, что всё удалось. Поднимите серебряную монетку если считаете, что были проблемы, и поднимите бронзовую монету, если считаете, что у вас ничего не получилось.

- Слова с непроверяемой безударной гласной нужно проверять по словарю.

- Слова с непроверяемой гласной в корне называются словарными словами

VIII. Домашнее задание.

Уч.стр.105 № 166.

1. Списать слова, выделить корень.

2. Списать слова, выделить корень, составить с одним из слов предложение, подчеркнуть основу.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи по выбору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова"

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС по УМК "Школа 21 века". В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познават...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Перенос слов", 1 класс.

Технологическая карта урока по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС и указываются все этапы урока....

Технологическая карта урока «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне», русский язык, 2 класс. Автор: Рогова Ю.П.

Технологическая карта урокаРогова Юлия Петровна, учитель начальных классов   МОУ  СШИ №2Предмет: Русский языкКласс: 2 классУМК:   «Школа России», «Русский яз...

Конспект/технологическая карта урока по русскому языку "Безударные гласные в корне слова" 2 класс

Открытый урок по русскому языку в рамках методических дней для учителей г. Мурманска "Уроки педагогического мастерства - 2018"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ" НА ДЕМОЭКЗАМЕН

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ" НА ДЕМОЭКЗАМЕН...