Технологическая карта урока "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Попова Клавдия Аркадьевна

Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС по УМК "Школа 21 века". В соответствии с ФГОС на уроке формируются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные.
Формирование основ любого умения может происходить при самостоятельной работе, работе в паре, групповой работе. Отсюда следует, что основной формой работы ученика на уроке является не только самостоятельная работа, но умение работать в паре и группе. Задача учителя заключается в том, что работа каждого ученика должна быть успешной, чтобы каждый ученик получал удовольствие от преодоленной им трудности. 

На уроке по теме: "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова" встречаются все виды работ. Учащиеся самостоятельно ставят цели, составляют совместно плани действий. Учатся работать со словарем, находят затруднения в работе и составляют план выхода из них. Учащиеся усваивают новый способ действий и проговаривают его во внешней речи, по алгоритму проверяют выполненную работу и самостоятельно оценивают свои знания.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Учитель Попова Клавдия Аркадьевна.

Тема

Учимся писать буквы безударных гласных в корне  слова.

Цели

Образовательные: познакомить с правилом правописания безударных гласных в корне слова; Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно - действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.

Формировать УУД:

-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

-Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

-Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Знать правило правописания безударных гласных в корне слова.

Личностные:

Умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;

Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Корень

Ресурсы:

-основные

-дополнительные

Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. и др.; «Русский язык»  учебник для  2 класса. М.: Вентана – Граф. 2013,с.93-95
Кузнецова М.И. рабочая тетрадь№1 «Пишем грамотно»; для учащихся общеобразовательных учреждений.
М.: Вентана – Граф. 2013,

- презентация «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»

- шаги учебной деятельности

- тетрадь

- алгоритм самооценки

- словарь

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

                 Планируемые результаты УУД

предметные

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Проговаривают стихотворение – правила работы на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Слушают и смотрят слайд с данным этапом. Проговаривают название этапа.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную  деятельность

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.

Показывает данный этап на слайде.

-Настроимся на урок.

Слайд №1

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно!

Сели прямо, ноги вместе!

Класс затих. Вздохнули дружно.

Ведь урок начать нам нужно!

Подравнялись, улыбнулись.

И ко мне все повернулись!

- Чему посвящен урок?

(Открытию нового знания)

Как мы открываем новое знание?

(по плану)

- Вспомним шаги нашей деятельности.

Слайд №2

1.Повторим.

2.Поймем, чего мы не знаем, для этого совершим пробное действие;

3.Сами найдем способ решения.

Уметь совместно договариваться о правилах общения на уроке и следовать им. (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Познавательные УУД).

Уметь слушать и понимать других.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин.)

Цели:

- организовать  актуализацию умений правильно писать безударные гласные в корне слова;

- организовать  выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать  фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Слушают и смотрят Слайд № 3 с данным этапом. Проговаривают название этапа.

Выполняют в тетрадях. Проговаривают, что повторили.

Высказывают предположение темы урока.

Слушают и смотрят Слайд.

Слушают задание.

Выполняют задание.

Фиксируют индивидуальное затруднение. (Я не знаю)

Проговаривают название этапа. Сравнивают свою работу с образцом.

Показывает Слайд № 3 следующего этапа.

Организует актуализацию умений правильно писать безударные гласные

Организует обобщение актуализированных знаний.

Организует мыслительную деятельность.

Показывает Слайд № 4.

Показывает Слайд № 5

Показывает Слайд № 6,7.

Предлагает задание для пробного действия.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности. Организует сравнение выполненной работы с образцом.

- Начнем с повторения.  Чистописание. 

Посмотрите на доску и скажите: что вы видите?

Запишите в тетрадь.

 Что общего у этих букв  о,а,е,и,я?

Весна, поляна, зима, земля

Кто может сформулировать тему нашего урока? 

Кто помнит, как нужно работать с такими словами? 

- Достаточно ли знать только правило? Что нужно развивать? Как вы понимаете значение слова «зоркий»? (Работа со словарём). Что же тогда «орфографическая зоркость»? 
- Наш знакомый мальчик Серёжа утверждает, что гласные «а, о, я, е, и» всегда безударные и никогда не             бывают под ударением. Прав ли он? Докажите. 
- А ещё он говорит, что чтобы правильно и грамотно писать, нужно пользоваться вот этими приборами: (Учитель показывает очки, бинокль, лупу, подзорную трубу). Верно? Кому нужны эти вещи и зачем? А ученику они помогут в учёбе? Нужно ли быть ученику зорким? Докажите свою точку зрения. 
Вывод: Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со      словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать        память. 

-Вспомним алгоритм действия:

1.Поставим ударение в слове.

2.Выделим  корень.

3.Узнаем, гласная в корне слова ударная или безударная


-Выполните задание: запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

-Какие знания надо иметь, чтобы правильно писать безударные гласные?

-Какую работу выполняли? (повторяли).

Выскажите предположение, какая тема урока?

(Учащиеся высказывают предположения).

-Какой следующий шаг?

Слайд №8

(Поймем, чего мы не знаем. Для этого совершим пробное действие).

-Выполните задание для пробного действия: давайте проверим вашу зоркость. В течение небольшого промежутка времени прочитайте слова                   на слайде, постарайтесь запомнить их как можно больше и записать орфографически правильно по памяти. 
Пальто, заяц, дорога, тетрадь, 
июнь, город, пенал, месяц, мороз, работа.
- Проверьте. Что это за слова? Какая здесь орфограмма? Поставьте ударение, выделите безударную гласную.          Как мы работаем с такими словами? Запишите своё слово. Составьте и запишите предложение с одним из них. (Несколько человек зачитывают свои предложения). 

Что у вас получилось? (Фронтальная проверка. Фиксация индивидуального затруднения.)

 Где у вас были разные мнения?

(Не могли проверить безударную гласную).

Почему? (Не могли подобрать проверочные слова).

Вывод: Если безударную гласную в корне слова нельзя проверить ударением, то смотрю в словарь  и  запоминаю, как пишется слово. 

Слайд №9

Знать гласные буквы и звуки.

Уметь находить ударные и безударные гласные в корне слова

Знать, что такое корень слова.

Уметь ставить ударение, находить безударные гласные в словах.

Знать правило.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД).

Уметь осуществлять актуализацию полученных знаний. (Познавательные  УУД).

Уметь формировать свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение. (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме. (Коммуникативные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения. (2 мин.)

Цели:

- выявить место  (шаг, операцию) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.

Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Что показало нам пробное действие? (Мы допустили ошибки, потому что не знаем правило проверки безударных гласных в корне слова.)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

(Познавательные УУД).

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

(3 мин.)

Цели:

- организовать постановку цели урока;

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают название следующего этапа, ставят цель урока.

Проговаривают название следующего этапа.

Составляют и проговаривают план действий.

Называют средства.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Показывает слайд №10 следующего этапа.

Организует постановку цели урока.

Показывает слайд следующего этапа.

Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.

 слайд №11

Какой следующий шаг учебной деятельности? (Назвать тему урока и поставить цель)

- Назовите тему урока и поставьте цель.

(Правописание безударных гласных в корне слова. Узнать правило и научиться его применять)

Какое наше действие следующее? (Составить план выхода из затруднения.)

Наметим план действий:

1. Выполнив задание, сами попробуем  узнать правило.

2.Сопоставим свои предположения с учебником или спросим у учителя.

3.Устраним затруднение.

4.Применим новое знание.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. (Регулятивные УУД).

V.Реализация построенного проекта. (10 мин.)

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Проговаривают название следующего этапа.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в группах.

Рассматривают записи на листочках и пытаются сформулировать  правило.

Проговаривают название следующего этапа.

Фиксируют новое знание в речи и знаках.

Показывает следующий слайд.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует подводящий диалог.

Организует работу в группах.

Показывает следующий  слайд.

Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.

Какой следующий шаг?

Слайд №12

- Устраним затруднение: сами найдем способ решения.

Сейчас вы поработаете в группах и выполните задание.

-Внимательно рассмотрите задание на листочках.

Тр-ва-

К-льцо-

-кно-

З-мля-

Р-ка-

З-ма-

Попробуйте сформулировать правило, как проверить  безударную гласную в корне слова.

Что должно получиться в результате вашей  работы? (правило).

Слайд № 13

 (Работа в группах.  Каждая группа представляет результаты своей работы у доски).

- Что будем делать дальше? (Сравним свои предположения с учебником или спросим у учителя)-

Сравним с учебником, с.84

- Для того,  чтобы пользоваться правилом, составим алгоритм.

(Коллективное составление алгоритма.)

Слайд №14

Алгоритм.

а) ставим ударение;

б) находим безударную гласную

в) выделяем  корень;

г) подбираем  проверочные слова (изменим форму слова или подберем однокоренное)

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану. (Регулятивные УУД).

Доказывать, аргументировать свою точку зрения. (Познавательные УУД).

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (7 мин.)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Проговаривают название следующего этапа.

Выполняют задание с проговариванием.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Назовите следующий шаг плана?

(Устраним затруднение).

Выполните задание: пользуясь алгоритмом  запишите слова, правильно подбирая проверочные слова.

(Учащиеся с комментированием записывают слова: у. с.86 упр.3)

Уметь  подбирать проверочные слова.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7 мин.)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Проговаривают название следующего этапа.

Выполняют задание самостоятельно в тетради

Выполняют самопроверку по эталону.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Выполняют самооценку по алгоритму.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует самопроверку по эталону.

Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Организует самооценку.

Назовите следующий шаг плана?

 (Применим новые знания)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Выполните задание: запишите слова, пользуясь алгоритмом, вставьте безударные гласные (т. с.120 упр.2)

 Слайд №15 (Эталон для самопроверки).

Вопросы учителя:

- У кого все правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком слове есть ошибка?

- В чем причина?

Самооценка по алгоритму.

Уметь подбирать проверочные слова, пользуясь алгоритмом.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД).

Уметь выполнять работу по предложенному плану. (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Проговаривают название следующего этапа.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знали, смогли.

Показывает следующий  слайд.

Организует фиксирование нового содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Последний этап урока. Назовите его.

(Подведение итогов урока.)

-Вспомните цель урока.

-Достигли ли вы его?

Слайд №16  Итог урока.

            - знаю

       Я  - запомнил

            - смогу

Слайд №17

-Оцените свою работу на уроке по вопросам:

- Кому понравилась своя работа на уроке?

-Какая работа вызвала затруднение?

-Над чем будем работать дальше?

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.  (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).              

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова. Учитель Попова К.А. МОУ Кебанъёльская СОШ

Слайд 2

Мы за парту сядем дружно, А шуметь совсем не нужно! Сели прямо, ноги вместе! Класс затих. Вздохнули дружно. Ведь урок начать нам нужно! Подравнялись, улыбнулись. И ко мне все повернулись!

Слайд 3

1.Повторим. 2.Поймем, чего мы не знаем, для этого совершим пробное действие. 3.Сами найдем способ решения.

Слайд 5

Вывод: Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.

Слайд 6

Алгоритм. 1. Поставим ударение в слове. 2. Выделим корень. 3. Узнаем, гласная в корне слова ударная или безударная.

Слайд 7

1. Поймем, чего мы не знаем. 2. Для этого совершим пробное действие

Слайд 8

П-льто, з-яц, д-рога, т-традь, -юнь, г-род, д-рога, м-сяц, м-роз, р-бота.

Слайд 9

Вывод: Если безударную гласную в корне слова нельзя проверить ударением, то смотрю в словарь и запоминаю, как пишется слово.

Слайд 10

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова. Цель: Узнать правило и научиться его применять.

Слайд 11

План действий: 1. Выполнив задание, сами попробуем узнать правило. 2. Сопоставим свои предположения с учебником или спросим у учителя. 3. Устраним затруднение. 4. Применим новое знание.

Слайд 12

Тр-ва- К-льцо- -кно- З-мля- Р-ка- З-ма -

Слайд 13

тр-ва- тр а вы к-льцо- к о льца -кно- о кна з-мля- з е мли р-ка- р е ки з-ма - з и мы

Слайд 14

Алгоритм. а) ставим ударение; б) находим безударную гласную; в) выделяем корень; г) подбираем проверочные слова(изменим форму слова или подберем однокоренное).

Слайд 15

Снег –снега белый - белок коврик - ковер стрелы - стрела вяжет – вязать воды - вода

Слайд 16

- знаю Я - запомнил - смогу

Слайд 17

- Кому понравилась своя работа на уроке? -Какая работа вызвала затруднение? -Над чем будем работать дальше?

Слайд 18

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока на тему «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова»

Цели урока:           Личностные:  проявлять  устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность  в получении совета с целью...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе №35 "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова""

Презентация к уроку №35 русского языка во 2 классе  по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова", УМК "Начальная школа XXI века"

Технологическая карта урока русского языка   по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова". Урок открытия новых знаний. На уроке используются фронтальная, парная и групповая форм...

Открытый урок русского языка во 2 классе "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова"

Класс: 2УМК: « Начальная школа 21 века». Тема: Учимся писать буквы безударных гласных в корне словаЦель: продолжить формирование опыта в правописании слов с безударной гласной в корне слова.Форми...

Тема: «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» УМК - 21 века.

Тип урока: изучение нового материалаТема: учимся писать буквы безударных гласных в корне слова.Цель: формировать умение распознавать слова с безударными гласными. Уметь подбирать проверочные слова. За...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (2 класс, УМК «Начальная школа XXI в.»)

Цель урока: формирование представлений о правописании безударных гласных и, е, я в корне слова.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать о правописании безударной гласной в корне слова.  2. Умет...