Правописание слов с безударными гласными в корне. Урок русского языка в 3 классе.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
План-конспект урока русского языка в 3 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
План-конспект урока русского языка в 3 классе
Тема урока — Правописание слов с безударными гласными в корне
Цель: формирование умения подбирать проверочные слова в правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: формирование положительного отношения к обучению, развитие интереса к изучению русского языка;
Метапредметные:
Познавательные:
-ставить и формулировать проблемы;
-учиться применять термины при ответе;
-контролировать и оценивать процесс и результат действия,
Регулятивные:
-формулировать и удерживать учебную задачу;
-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Коммуникативные:
-определять общую цель и пути её достижения;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-учиться работать в группе.
Предметные:
-уметь подбирать проверочные слова с заданной орфограммой;
-уметь объяснять, доказывать правильность написания слов с изучаемой орфограммой;
-вырабатывать навык безошибочного подбора проверочного слова, постановку ударения.
Задачи:
- формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
- уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать внимание, мышление, речь.
Оборудование:
- презентация к уроку «Правописание слов с безударными гласными в корне»;
- компьютер, проектор;
- алгоритм проверки безударной гласной;
- учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ( к УМК «Школа России»), карточки, карандаши зелёного и красного цвета.
Ход урока
- Организационный момент
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знания пользу принесут.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
Психологический настрой.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Говорят так, что у человека все предназначено для самого себя: глаза – чтобы видеть и находить, рот – чтобы поглощать пищу, разговаривать. Все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо. Вы уже обратили внимание, у нас сегодня гости. Подарите им тоже свою улыбку.
Пусть этот урок принесет вам радость общения. Присаживайтесь.
-Сегодня у нас урок - путешествие в королевство Русского языка. И мы сегодня не ученики, а путешественники. Мы должны дойти до главного города этой страны - ? ("Умники и умницы"). Дорога впереди нас ожидает нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны много трудиться. Наши тетради - это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия.
-Откройте свои записные книжки, запишите сегодняшнее число, классная работа.
2.Словарный диктант.
Вы все очень любите загадки, и сегодняшний урок не исключение, мы начнём с загадок.
- Я читаю загадку, а вы пишете отгадку. (По ходу объясняют написание слов)
1. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег, Кудрява, а не голова. (берёза)
2. Хоть неплохо я одета,
Бьёт озноб меня всегда.
И весной, и жарким летом
Вся дрожу я в холода. (осина)
3. Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык. (заяц)
4. Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается. (собака)
5. Фырчит, рычит, ветки ломает,
Пыль поднимает, тебя с ног сбивает,
Слышишь его, да не увидишь его. (ветер)
6. Над домом у дорожки
Повисло пол-лепёшки. (месяц)
7. Малиной обедает,
Где мёд ведает. (медведь)
8. Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (корова)
9. Гребень имею – не пользуюсь им,
Шпоры имею -не езжу верхом.(петух)
Самопроверка (на экране)
- Что вы можете сказать про эти слова? (они словарные, их написание нужно запомнить, слова с непроверяемой орфограммой)
- Актуализация знаний - Какой большой раздел мы изучаем? (Состав слова) - Что значит разобрать слово по составу? (Найти части слова)
- Назовите последовательность разбора слов (окончание, основа, корень, приставка, суффикс)
Разбор слов по составу (на доске карточки, трое учеников по одному от каждого ряда разбирают слова маркером)
звёздочка заморозки пришкольный
- Что такое окончание? (Окончание- это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении).
- Что такое основа? (Основа- это часть слова без окончания. В основе заключено его лексическое значение)
- Что такое корень? (Корень – это главная, значимая неизменяемая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)
- Что такое приставка? (Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов)
- Что такое суффикс? (Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов)
Молодцы! Мы с вами выполнили морфемный разбор слов и ….
4. Самоопределение к деятельности.
-и Первая наша остановка: озеро Слов. Чтобы переплыть озеро, мы должны поработать со словами. На доске слова:
- Прочитайте слова.
- Чем похожи все эти слова? (Слова с безударными гласными в корне).
- Какое слово лишнее? Почему? (собака, слово с непроверяемой орфограммой) Убираем слово СОБАКА.
- К остальным словам можно подобрать проверочные.
Тр…ва, к…рмушка, гн…здо, св…сток, с…бака, р…ды, л…нивец, г…лодный, .
- Запишите слова в записные книжки. Расставьте ударение. Подчеркните орфограмму. Выделите корень. (самост.работа)
- Проверим себя. Подбираем проверочные слова. (устно объясняют какую букву вставили). Маркером на доске выполняем задание.
-Ребята, у вас на партах лежат пустые листочки. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, не допустив ошибок, напишите зеленым карандашом букву У. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву У красным карандашом.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Проблемная ситуация.
- Теперь мы отправляемся в город, который носит название «Грамотеевск». В этом городе однажды произошла такая ситуация. Послушайте рассказ.
Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».
Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.
- Ну, как? - спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петя обещал принести.
Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него был длинный деревянный меч.
-Почему так случилось? Какую ошибку допустил Дима в своей записке?
-Какое правило он не знал?
-Как правильно записать это слово? Выделите в этом слове корень.
С м...чом – мяч –с мячом (орфограмма – безударная гласная я)
Дети самостоятельно делают вывод о теме урока.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться правильно, безошибочно писать слова с безударной гласной в корне слова)
-Проверим ваши предположения. Откройте учебники на стр. 104 и прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударными гласными в корне)
- Первичное усвоение новых знаний
- Чтобы правильно писать слова с безударной гласной в корне, мы должны ответить на ряд вопросов.
- Какие вопросы вы бы поставили?
1. Какие безударные гласные требуют проверки?
2. Как проверить безударный гласный?
3. Какие бывают способы проверки?
4. Всегда ли действуют эти способы?
- Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы.
Вернёмся к нашим словам и посмотрим, какие буквы мы вставили в слова (учитель выставляет карточки с названными буквами)
Безударных гласных пять, тех, что нужно повторять. Вы запомните, друзья, а, о, е, и, я. Чтобы нам правильно научиться писать слова с данной орфограммой, давайте составим для себя план действия.
(Совместно с учениками составляем План написания слов с безударным гласным в корне
- Произнесём или прочитаем слово.
- Поставим в слове ударение.
- Подчеркнём безударную гласную.
- Выделим корень.
- Подберём проверочное слово.
- Запишем слово правильно.) Составьте из карточек (на доске) алгоритм действий при постановке безударной гласной в корне слова.
АЛГОРИТМ.
- Прочитай слово.
- Поставить ударение.
- Выдели корень.
- Определи безударную гласную.
- Подбери проверочное слово.
Можем мы теперь приступить к реализации нашего плана?
- Первичное закрепление.
-Итак, мы оказались в долине Безударных гласных.
В этой долине живет мудрая тётушка Сова (картинка). Она предлагает нам пройти одно испытание, нам предстоит выполнить упр. 194. Но чтобы сделать это безошибочно, познакомимся с правилом тётушки Совы, которое находится в желтой рамке.
-Итак, вместе с тётушкой Совой вместе выполняем интересное задание. Но чтобы правильно его выполнить, необходимо быть очень внимательным.
Вопросы к упражнению.
-Почему написание выделенных букв надо проверять? Как это сделать?
(подобрать проверочное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным)
-Подберем к каждому из слов два проверочных слова: одно - изменив форму слова, другое - подобрав однокоренное слово.
Письменное выполненного задания по образцу (по вариантам)
-Оцените выполнение этого задания. Если вы считаете, что правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву М. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то напишите букву М красным карандашом.
- Итак, какие способы проверки вы применяли? (изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала ударной, подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной)
Физкультминутка
-Путешествие - дело не простое. Я вижу, что вы немного устали. Чтобы наше путешествие и дальше было таким успешным - необходимо отдохнуть.
-Я буду называть слова. Если я назову словарное слово, где безударную гласную нельзя проверить, вы подпрыгните на месте. Если я назову слово с безударной гласной, проверяемой ударением - вы сделаете приседание. Будьте очень внимательны.
Слова: пальто, свистулька, коньки, чистота, заяц, тишина, ребята, пятно, горох, пятёрка, земляника, сапоги, поляна.
- Вы были очень внимательны и отлично справились с заданием. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву Н. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву Н красным карандашом.
- Первичное закрепление
-Мы вплотную подобрались к самому главному городу королевства Русского языка, к городу - ? («Умники и умницы»). Жители этого города подготовили для вас задание. Чтобы быстро и правильно с ним справиться вам потребуются знания, а также помощь друг друга. Это задание вы будете выполнять в парах.
-У вас на партах лежат карточки с заданием. Положите их перед собой. Какое задание требуют выполнить жители города? Прочитайте. Выполните это задание.
Задание.
Карточка № 1.
- Прочитайте предложения. Какое задание вы предложите?
Солнце село, но в л…су ещё св…тло. Птицы вес…ло щ…бечут. Бл…стит
м…л…дая травка. Алый свет зари ск…льзит по веткам и ств…лам д…ревьев.
Проверка.
- Читайте предложение, объясните, что вы вставляли (одна пара, затем другая и т.д.)
- Оцените выполнение этого задания. Если вы правильно справились с заданием, напишите зеленым карандашом букву И. Если же вы допустили ошибки, то напишите букву И красным карандашом.
- А теперь нас ждёт работа в группах. Прежде, чем начать эту работу, давайте вспомним правила работы в группах.
- Докажите, что каждая пара слов – это однокоренные слова. Подберите проверочные слова.
Карточка № 2.
О? или А?
С…лить, с…лёный - ……….., к…рмить, к…рмушка - ……………, б…льной, заб…леть - ……….., д…лёкий, д…леко - …………, в…рить, в…ренье - …………
Е?, И? или Я?
Св…тить, св…тильник -…………, пч…линый, пч…ла - …………, п…сьмо, зап….сать - ………….., з…рно, з…рновой - ……………, уд…влять, уд…вительный - ………..
Если вы считаете, что правильно справились с заданием, мальчики зеленым карандашом напишут букву К, девочки- Ц. Если же вы допустили ошибки при выполнении этого задания, то мальчики напишут букву К красным карандашом, а девочки – букву Ц.
Разноуровневые задания.
1 уровень.
Вставь пропущенные буквы.
Ст…р…жить
В…ч…рок
Х…л…док
К…р…бок
2 уровень.
Вставь пропущенные буквы. Обозначь части слова.
Ст…р…жить
В…ч…рок
Х…л…док
К…р…бок
3 уровень.
Вставь пропущенные буквы. Обозначь части слова. Подбери однокоренные слова.
Ст…р…жить
В…ч…рок
Х…л…док
К…р…бок
-Выполнение этого задания оценит ваш сосед по парте. Если вы видите, что ваш товарищ выполнил задание верно, то напишите зеленым карандашом букву И или Ы, если в задании допущены ошибки, то букву напишите красным карандашом.
- Итог урока. Рефлексия
-Наше путешествие в королевство Русского языка подошло к концу.
-Какая была тема нашего путешествия?
-Чему вы учились сегодня на уроке?
- Как проверить написание безударных гласных в корне слова?
-Посмотрите на свои листочки, на которых вы писали буквы. Сейчас вверх поднимут листочки те ребята, кто в ходе выполнения заданий не допустил ошибок и слово получилось полностью зеленым. Молодцы! Это значит, что за сегодняшний урок вы заработали оценку 5. Теперь поднимут листочки те ребята, у кого 1 или 2 буквы красного цвета. Это значит, что за урок вы заработали оценку 4. У кого красных букв получилось 3 или больше- это не повод расстраиваться. У нас впереди еще много уроков по этой теме и я уверена, что у вас все получится, вы будете с легкостью справляться с любым заданием.
– Расскажите, как надо действовать, если в корне слова мы слышим безударный звук. Какие 2 способа вы знаете для подбора проверочных слов?
- А если не удалось подобрать проверочное слово? Где можно уточнить правописание слова?
Д/з. с.104 – 105 упр. 196, правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Урок русского языка для 2 класса по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"
В данном материале представлена презентация к уроку русского языка во 2 классе. Урок разработан по УМК «Школа 2100».Тема урока: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова»Тип урока: урок ра...
Урок для 2 класса по русскому языку по теме «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА» НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Урок для учащихся 2 класса, на основе системно-деятельностного подхода....
Урок для 2 класса по русскому языку по теме «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА» НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
Урок для учащихся 2 класса, на основе системно-деятельностного подхода....
конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова
На уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной,...
Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"
Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...
Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)
Урок русского языка в 3 классе "Школа России" по теме "Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне" ( урок закрепления материала)...