Конспект урока по теме: 3 склонения имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок с использованием ресурсов интерактивной платформы "Учи.ру"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока по ФГОС
Учитель: Чагдурова М.В. учитель Петропавловской СОШ №1
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема урока: «Три склонения имен существительных. Закрепление»
Тип урока: Урок обобщения знаний.
Цель урока: Закрепление умения распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже, определять тип склонения в любом падеже по алгоритму.
Задачи:
-Закрепить умение определять склонение имён существительных.
- Обобщить знания детей о склонении имён существительных, формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.
-Проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа, ориентироваться в изученных понятиях.
- Уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.
- Научить определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действия по реализации плана и соотносить результат своей деятельности с поставленной целью.
-Развивать умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебной ситуации, обогащать словарный запас.
-Создать условия для организации учебного взаимодействия в паре, группе, находить ошибки в своей и чужих работах, оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности.
-Развивать зрительную память, орфографическую зоркость, мышление, наблюдательность.
-Воспитывать взаимоуважение между людьми, любовь к русскому языку, интерес к предмету.
Планируемые образовательные результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;
-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;
-осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
-стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные универсальные учебные действия:
-сравнивать различные языковые единицы;
-объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
-с помощью учителя формулировать цель;
-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;
- находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
Регулятивные универсальные учебные действия:
-устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
-ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;
-устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
-определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж;
-проводить разбор имени существительного как части речи;
-находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
-объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; уточнять значение слова с помощью справочных изданий;
Оборудование и средства обучения: В.П.Канакина учебник «Русский язык» 4 класс 1 часть,
раздаточный материал, презентация, карточки, лист достижений, рабочий лист, картинки.
Этап урока | Деятельность учителя | ||||||||||||||||
1. Мотивационно - целевой | - Приветствие учащихся. - Ребята, а вы знаете, что 16 ноября Международный день толерантности. Иначе называют: день дружбы, день взаимопонимания, день взаимоуважения. Толерантность необходима для гармоничного развития отношений в современном мире между культурами, народами. -Какое лексическое значение имеет это слово? -Давайте посмотрим в Толковом словаре В.В.Даля. (Читает ученик) Толерантность – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру. (Словарь В. И. Даля) - Ребята, какую тему сейчас мы изучаем на уроках русского языка? (Имя существительное) - Что нового узнали про имя существительное? -Давайте проверим ваши знания. - Работа по таблице, составленной на предыдущем уроке. Уточнение знаний учащихся о типах склонений. -Пожалуйста, в Рабочем листе урока найдите Задание № 1 «Заполните таблицу» и распределите имена существительные по склонениям.
-Давайте проверим и оценим ответы, рядом с верным ответом поставьте 1 балл, с неверным 0 баллов. - Пожалуйста, поднимите руку, кто заполнил всю таблицу правильно. Молодцы. - Откройте рабочие тетради, запишите число. Шестнадцатое ноября. Классная работа. Разберите слова по составу. - Работа со словарём. Чистописание. Словарная работа. Приёмы запоминания словарных слов. - Ребята, вы знаете, что в русском языке 200000 словарных слов, в начальной школе вы изучаете больше 300 слов. -Запишите в тетрадь соединения и словарные слова: ом, нд, ир командир (команда) – им.сущ., ед.ч., м.р., 2 скл., И.п. об, ро, на оборона (оборона) – им.сущ., ед.ч., ж.р., 1 скл.,И.п. Определение темы и задачи, цели урока. - Ребята, мы с вами несколько уроков узнавали что- то новое про имя существительное, изучили типы склонения. - Как вы думаете, а чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Какая цель нашего урока? (Слайд 1) | ||||||||||||||||
2. Основной | - Я прочитаю вам стихотворение, а вы подчеркните орфограммы. В русском языке есть три, Три склонения. Смотри! Окончание и род только помни. И вперед! Первое – на -а и -я, Женский род, мужской: земля. Во втором – в конце -е, -о: Поле, солнце и окно. Не забудь про род и здесь: Средний и мужской лишь есть. На конце быть может ноль: Конь, солдат, закон, пароль. Ну, а третье – женский род, Окончание – не в счет: Полночь, лошадь, степь и гладь. Все склоненья надо знать! Ведь они нам помогают Слова правильно писать! (Слайд 2,3,4,5) - По слайду 5 определи склонение имён существительных. - Вспомним правило – подсказку «Рука, плечо, грудь». Задание №2 «Распредели слова по склонениям» - Давайте поупражняемся в определении склонения существительных в начальной форме. -Давайте проверим и оценим ответы, рядом с верным ответом поставьте 1 балл, с неверным 0 баллов. - Пожалуйста, поднимите руку, кто выполнил всю работу правильно. Молодцы. Работа в парах. - Сейчас будете работать в парах. -Пожалуйста, в Рабочем листе урока найдите Задание №3 « Прочитайте рассуждения ученика, найдите и исправьте ошибки». В предложении «По земле стелются клочья тумана» три имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания. В слове земле окончание е. Это существительное 2склонения. В слове клочья окончание я. Это существительное 1 склонения. В слове тумана окончание а. Это существительное 1 склонения. -Давайте проверим и оценим ответы, рядом с верным ответом поставьте 1 балл, с неверным 0 баллов. - Пожалуйста, поднимите руку, кто выполнил всю работу правильно. Молодцы. -В чём же заключается ошибка ученика? (Не поставил существительные в начальную форму) - Составьте алгоритм определения склонения имени существительного. «Как определить склонение имени существительного» Физкультминутка «Рыбалка»
Работа в группах. - Мальчики, давайте отправимся на рыбалку, а девочек оставим дома варить компот. Игра «Ловись рыбка большая и правильная» Мальчики получают карточки, в виде рыбок, с именами существительными в начальной форме и в форме косвенных падежах. Определяют склонение имён существительных и распределяют карточки по ведёркам. Игра «Свари компот» Девочки получают карточки, в виде фруктов, с именами существительными в начальной форме и в форме косвенных падежей. Определяют склонение имён существительных и распределяют карточки по баночкам. -Давайте проверим и оценим ответы, рядом с верным ответом поставьте 1 балл, с неверным 0 баллов. (Девочки проверяют работу мальчиков, мальчики проверяют работу девочек) | ||||||||||||||||
3. Рефлексивно - оценочный | -Ребята, как вы думаете, достигли вы цели урока? - Кто из вас безошибочно научился определять склонения имён существительных? -По каким признакам мы определяем склонение существительных? (По роду и окончанию.) -Сейчас, оценим свою работу на уроке. - 1) Оценим аккуратность работы в тетрадях. (Учащиеся получают оценочную карточку. Тетрадь ликует. Тетрадь радуется. Тетрадь довольна. Тетрадь огорчилась. Тетрадь плачет.) - 2) Посчитайте количество всех баллов, которые вы заработали при работе на рабочем листе и в рабочей тетради, оцените свою работу. Если у вас от12 до 14 баллов отметка 5 от 8 до 11 баллов отметка 4 от 4 до 7 баллов отметка3 от 0 до 3 баллов отметка 2 -Возьмите листочки и прикрепите их на «Дерево знаний» 5-зелёный, 4- оранжевый, 3- жёлтый. Домашнее задание на выбор На рабочем листе: 1. Выберите из трёх две любые пословицы. 2. Переставьте слова, чтобы получилась пословица, запишите в тетрадь. 3. Определите склонение имён существительных. 1. по зёрнышку –, стог, по былинке –, ворох, по капельке –, море (По капельке – море, по былинке – стог, по зёрнышку – ворох.) 2. июль -, шапка зимы, декабрь -, макушка лета (Декабрь - шапка зимы, июль – макушка лета.) 3. сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме, ноябрь, родной брат (Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.) |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по теме "Род имен существительных".
конспект урока и презентация по теме "Род имен существительных" 3 класс УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение имен существительных"
Целью урока является научить детей познакомить учащихся с падежами, правильно определять падежи и склонения имён существительных, правильно писать оконч...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Число имен существительных»
Цель публикации: показать возможности использования ЭОР из Единой коллекции ЦОР...
Конспект урока на тему:"Род имен существительных" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему:"Род имен существительных" 3 класс...
Конспект урока по теме "Род имен существительных " 3 класс УМК "Перспектива"
Цель урока: научить учащихся определять род у имён существительных. На уроке применяются разные виды работ....
Урок по теме "Склонение имен существительных" Русский язык 3 кл.
УМК «Школа России». Русский язык. Канакина В. П. 3 класс Тема у...
Конспект урока на тему: "Признаки имени существительного" 4 класс
Проявлять положительное отношение и интерес к урокам русского языка; адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности....