Конспект урока по теме: 3 склонения имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чагдурова Марианна Васильевна

Урок с использованием  ресурсов интерактивной платформы "Учи.ру"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая   карта  открытого урока по ФГОС

Учитель:   Чагдурова М.В. учитель Петропавловской СОШ №1

Предмет:  Русский язык 

 Класс: 4    

     

Тема урока:  «Три склонения имен существительных. Закрепление»

Тип урока: Урок обобщения знаний.
Цель урока Закрепление умения распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже, определять тип склонения в любом падеже по алгоритму.

Задачи:

-Закрепить умение определять склонение имён существительных.

- Обобщить знания детей о склонении имён существительных,  формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения.

-Проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа, ориентироваться в изученных понятиях.

- Уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.

- Научить  определять и формулировать цель деятельности, осуществлять действия по реализации плана и соотносить результат своей деятельности с поставленной целью.

-Развивать умения   оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебной ситуации, обогащать словарный запас.

-Создать условия для организации учебного взаимодействия в паре, группе, находить ошибки в своей и чужих работах, оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности.

-Развивать зрительную память, орфографическую зоркость, мышление, наблюдательность.

-Воспитывать взаимоуважение между людьми, любовь к русскому языку, интерес к предмету.

Планируемые образовательные результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;

-познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;

-осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;

-стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Познавательные универсальные учебные действия:

-сравнивать различные языковые единицы;

-объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

-с помощью учителя формулировать цель;

-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом;

- находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

Регулятивные универсальные учебные действия:

-устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

-ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

-проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;

-устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;

-определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж;

-проводить разбор имени существительного как части речи;

-находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

-объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия; уточнять значение слова с помощью справочных изданий;

Оборудование и средства обучения:    В.П.Канакина  учебник  «Русский язык» 4 класс 1 часть,

раздаточный материал, презентация, карточки, лист достижений, рабочий лист, картинки.

Этап урока

Деятельность учителя

1. Мотивационно - целевой

- Приветствие учащихся.

- Ребята, а вы знаете, что 16 ноября Международный день толерантности.  Иначе  называют: день дружбы, день взаимопонимания,   день взаимоуважения.  Толерантность необходима для гармоничного развития отношений в современном мире между культурами, народами.

 -Какое лексическое значение имеет это слово?

 -Давайте посмотрим в Толковом словаре В.В.Даля.

(Читает ученик)

Толерантность – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру. (Словарь В. И. Даля)

- Ребята, какую тему сейчас мы изучаем на уроках русского языка? (Имя существительное)

- Что нового узнали про имя существительное?

-Давайте проверим ваши знания.

- Работа по таблице, составленной на предыдущем уроке. Уточнение знаний учащихся о типах склонений.

-Пожалуйста, в Рабочем листе урока найдите Задание № 1 «Заполните таблицу» и распределите имена существительные по склонениям.

1-е
склонение

2-е
склонение

3-е
склонение

Имена существительные
женского рода
и
мужского рода
с окончаниями - а, - я.

Имена существительные
мужского рода
с нулевым окончанием
и
среднего рода
с окончаниями - о, - е.

Имена существительные
женского рода
с мягким знаком на конце

-Давайте проверим и оценим ответы, рядом с верным ответом поставьте 1 балл, с неверным 0 баллов.

- Пожалуйста, поднимите руку, кто заполнил всю таблицу правильно. Молодцы.

- Откройте рабочие  тетради, запишите число.

 Шестнадцатое ноября. Классная работа. Разберите слова по составу.

- Работа со словарём. Чистописание. Словарная работа. Приёмы запоминания словарных слов.

- Ребята, вы знаете, что в русском языке 200000 словарных слов, в начальной школе вы изучаете больше 300 слов.

-Запишите в тетрадь  соединения  и словарные слова:

 ом, нд, ир командир (команда) – им.сущ., ед.ч., м.р., 2 скл., И.п.

об, ро, на оборона  (оборона) – им.сущ., ед.ч., ж.р., 1 скл.,И.п.

Определение темы и задачи, цели  урока.

- Ребята, мы с вами несколько уроков  узнавали что- то новое про имя существительное, изучили типы склонения.

- Как вы думаете, а чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

 - Какая цель нашего урока?                                                                                  (Слайд 1)

2. Основной

- Я прочитаю вам стихотворение, а вы подчеркните орфограммы.

В русском языке есть три, Три склонения. Смотри!

Окончание и род только помни. И вперед!

Первое – на -а и -я, Женский род, мужской: земля.

Во втором – в конце -е, -о: Поле, солнце и окно.

Не забудь про род и здесь: Средний и мужской лишь есть.

На конце быть может ноль: Конь, солдат, закон, пароль.

Ну, а третье – женский род, Окончание – не в счет:

Полночь, лошадь, степь и гладь.

Все склоненья надо знать!

Ведь они нам помогают Слова правильно писать!                                  (Слайд 2,3,4,5)

- По слайду 5 определи склонение имён существительных.

- Вспомним правило – подсказку «Рука, плечо, грудь».

Задание №2 «Распредели слова по склонениям»

- Давайте поупражняемся в определении склонения существительных в начальной форме.
- Я продиктую слова, вы запишите их в 3 столбика по склонениям.
Газета, директор, ладонь, корабль, железо, деревня, тетрадь, погода, метель.

-Давайте проверим и оценим ответы, рядом с верным ответом поставьте 1 балл, с неверным 0 баллов.

- Пожалуйста, поднимите руку, кто выполнил всю работу правильно. Молодцы.

Работа в парах.

- Сейчас будете работать в парах. 

-Пожалуйста, в Рабочем листе урока найдите Задание №3 « Прочитайте рассуждения ученика, найдите  и исправьте ошибки».

В предложении «По земле стелются клочья тумана»  три  имени существительных: земле, клочья, тумана. Выделяю окончания.

В слове земле окончание е. Это существительное 2склонения.

 В слове клочья окончание я.  Это  существительное 1 склонения.

 В слове тумана окончание а. Это существительное 1 склонения.

-Давайте проверим и оценим ответы, рядом с верным ответом поставьте 1 балл, с неверным 0 баллов.

- Пожалуйста, поднимите руку, кто выполнил всю работу правильно. Молодцы.

-В чём же заключается ошибка ученика?  (Не поставил существительные в начальную форму)

- Составьте алгоритм определения склонения имени существительного.

 «Как определить склонение имени существительного»
1) определить род имени существительного
2) выделить окончание имени существительного
3) по роду и окончанию определить склонение имени существительного
(Слайд 6)
- Вспомним, как определяем род имени существительного?
- Работа по учебнику. Откройте учебник, уточните свои высказывания по таблице.  (Читает ученик)

Физкультминутка «Рыбалка»

Вот плывет большая рыба,

Плавниками шевеля.

Дети плавно покачивают  руками,

ритмично произнося текст.

Чешуя ее сверкает,

Словно золотом горя.

Руки в стороны.

А глаза ее большие

Смотрят прямо на червя

Соединяет пальцы рук в «бинокль» и подносит его к глазам.

И не видят лодку, папу,

Леску, удочку, меня.

Загибает пальцы на руке.

Рыбка, ты не уплывай,

Качает головой из стороны в сторону.

Моего червя хватай!

Держа «удочку» двумя руками, закидывает «крючок».

Рыба хлопнула хвостом

Хлопает один раз в ладоши.

И к себе уплыла в дом.

Складывают ладони и показывают плавные движения руками.

Работа в группах.

- Мальчики, давайте отправимся на рыбалку, а девочек оставим дома варить компот.

Игра «Ловись рыбка большая и правильная»

Мальчики получают карточки, в виде рыбок,  с  именами существительными в начальной форме и в форме косвенных падежах. Определяют склонение имён существительных и распределяют  карточки по ведёркам.

Игра «Свари компот»

Девочки получают карточки, в виде фруктов, с именами существительными в начальной форме и в форме косвенных падежей. Определяют склонение имён существительных и распределяют  карточки по баночкам.

-Давайте проверим и оценим ответы, рядом с верным ответом поставьте 1 балл, с неверным 0 баллов.

(Девочки проверяют работу мальчиков, мальчики проверяют работу девочек)

3. Рефлексивно - оценочный

-Ребята, как вы думаете, достигли вы  цели урока?

- Кто из вас безошибочно  научился определять склонения имён существительных?

-По каким признакам мы определяем  склонение существительных?   (По роду и окончанию.)

-Сейчас, оценим свою работу на уроке.

- 1) Оценим аккуратность работы в тетрадях.  (Учащиеся  получают оценочную  карточку.

 Тетрадь ликует. Тетрадь радуется. Тетрадь довольна. Тетрадь огорчилась. Тетрадь  плачет.)

- 2) Посчитайте количество всех баллов, которые вы заработали при работе на рабочем листе и в рабочей тетради, оцените свою работу.

Если у вас

от12 до 14  баллов отметка 5

от 8  до 11 баллов отметка 4

от 4 до 7  баллов  отметка3

от 0 до 3 баллов отметка 2

-Возьмите листочки и прикрепите их на «Дерево знаний» 5-зелёный, 4- оранжевый, 3- жёлтый.

Домашнее задание на выбор

На рабочем листе:

1. Выберите из трёх две любые пословицы.

2. Переставьте слова, чтобы получилась пословица, запишите в тетрадь.

3.  Определите склонение имён существительных.

1. по зёрнышку –, стог, по былинке –, ворох, по капельке –, море  

(По капельке – море, по былинке – стог, по зёрнышку – ворох.)

2. июль -,  шапка зимы, декабрь -, макушка лета

(Декабрь -  шапка зимы, июль – макушка лета.)

3. сентябрёв внук, октябрёв сын,  зиме, ноябрь, родной брат

(Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Род имен существительных".

конспект урока и презентация по теме "Род имен существительных" 3 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение имен существительных"

Целью урока является научить детей познакомить учащихся с падежами, правильно  определять  падежи  и  склонения  имён существительных,  правильно  писать  оконч...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Число имен существительных»

Цель публикации: показать возможности использования ЭОР из Единой  коллекции ЦОР...

Конспект урока на тему:"Род имен существительных" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему:"Род имен существительных" 3 класс...

Конспект урока по теме "Род имен существительных " 3 класс УМК "Перспектива"

Цель урока: научить учащихся определять род у имён существительных. На уроке применяются разные виды работ....

Урок по теме "Склонение имен существительных" Русский язык 3 кл.

УМК   «Школа   России».    Русский  язык.    Канакина В. П.    3 класс      Тема  у...

Конспект урока на тему: "Признаки имени существительного" 4 класс

Проявлять положительное отношение и интерес к урокам русского языка; адекватное понимание причин успешности или не успешности учебной деятельности....