Фразеологизмы. Рефлексия
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
обобщение знаний об устойчивых сочетаниях слов- фразеологизмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
refleksiya_frazeologizy_3.docx | 840.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Студент: Соловьева Виктория Владимировна
Дата: 10.10.2024
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Образовательная система: Школа России
Учитель:
Тема: Фразеологизмы.
Тип урока: рефлексия
Цели:
Содержательная: обобщение знаний об устойчивых сочетаниях слов- фразеологизмов.
Деятельностная: развитие умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты.
Задачи:
Дидактические:
- Понимать значение фразеологизмов;
- Развивать умение распознавать фразеологизмы;
- Пользоваться различными фразеологическими словарями;
- Употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи.
Развивающие:
1. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;
2. С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
3. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
4. Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам,
учебнику).
5. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
6. Выстраивать последовательность выбранных действий;
7. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
8. Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
9. Ответственно выполнять свою часть работы;
10. Оценивать свой вклад в общий результат;
11. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
12. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
13. Корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
14. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные:
1. Стремиться к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;
2. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Планируемые результаты:
Предметные:
1.Различает понятие «звук» и «буква»
2. Записывает аккуратным разборчивым почерком без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова;
3. Правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 25 слов;
Предметные:
Личностные:
1. Стремится к самовыражению в искусстве слова; осознавать важности русского языка как средства общения и самовыражения;
2. Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании,
в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные:
Познавательные:
- Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;
- С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;
- Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
- Распознаёт достоверную и недостоверную информацию, самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).
Коммуникативные:
- Воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалоги и дискуссии;
- Корректно и аргументированно высказывает своё мнение;
- Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
- Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;
- Выстраивает последовательность выбранных действий;
- Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;
- Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;
- Ответственно выполняет свою часть работы;
- Оценивает свой вклад в общий результат.
Образовательные ресурсы:
1. Русский язык 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на эленктрон. носителе / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий - 5-е изд. – М. стр.49-50 : Просвещение, 2019 – 142 с. : ил. – (Школа России). – ISBN 978-5-09-033484-6.
Оборудование: презентация, карточки
План урока:
1. Этап мотивации (1-2 мин.)
1.1. Приветствие
1.2. Проверка готовности
1.3. Мотивация с пользованием фразеологизмов
2. Этап актуализации и пробного учебного действия (7 мин.)
2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку»
2.2. Языковая разминка
3. Этап выявления места и причины затруднения (3 мин.)
3.1. Определение происхождения фразеологизмов
3.2. Формулирование проблемы урока
4. Этап построения выхода из затруднения (2 мин)
4.1. Формулирование темы урока
4.2. Формулирование цели урока
4.3. Формулирование задач урока
5. Этап реализации построенного проекта (10 мин.)
5.1.Работа с рассказом (упр.74, с. 49)
5.2. Демонстрация фразеологического словаря
5.3. Определение лексического значения фразеологизмов
ФИЗМИНУТКА
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи (7 мин.)
Работа с иллюстрациями-фразеологизмами(Упр. 76, с.50)
7.Этап самостоятельной работа с самопроверкой по эталону (5 мин)
7.1. Работа по карточкам
7.2. Проверка по эталону
8.Этап включения в систему знаний и повторение (5 мин)
8.1. Составление рассказа на тему «Случай на уроке» с использованием фразеологизмов
8.2. Прослушивание рассказов
8.3. Приём кубик Блума
9.Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин)
9.1. Подведение итогов и запись домашнего задания.
9.2. Самооценка
Сценарий урока
Этапы урока, их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты |
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» | 1.1. Приветствие - Здравствуйте, ребята! -Меня зовут Виктория Владимировна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я. 1.2. Проверка готовности - Проверьте готовность к уроку. -У вас на столах должна лежать рабочая тетрадь, учебник, пенал и раздаточный материал. - Присаживайтесь на свои места. 1.3. Мотивация к уроку через фразеологизмы -Зарубите себе на носу: сегодня вам придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. -Что за интересные фразы я сейчас использовала? -Как вы думаете, почему я начала урок именно с фразеологизмов? -Мы проверим ваши предположения в течение урока. - Желаю вам сегодня на уроке быть внимательными, активными и трудолюбивыми. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. -Фразеологизмы -дают предположения | Фронтальная Фронтальная | Л1, Л2, К1, К4 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | 2.1. Дидактическая игра «Лови ошибку» 1) Синонимы,— это слова одной и той же части речи.(+) 2) Антонимы- это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.(-) 3) Ручка, стол, пенал-многозначные слова.(-) 4) Лексическое значение слова- это то, что оно обозначает.(+) 5) Словосочетание- гора книг- употребляется или имеет переносное значение(+) 2.2. Языковая разминка 1. Выполните синтаксический разбор предложения: Маленькую рыбку старик всегда отдавал коту. 2. Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие 3. Найдите слова, в которых 2 слога 4. Подберите синонимы к слову «маленький» 5. Подберите однокоренные слова к слову старик | + Антонимы- слова, которые имеют противоположное значение Не все эти слова имеют несколько значений Гора- это не синонимы, а омонимы Домик, домище, лесок, лесище | Фронтальная | К4, П3, Л2, П1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Подбор фразеологизмов к слову «маленький» -ребята, попробуйте подобрать фразеологизм к слову «маленький» -Что у вас получилось? -Молодцы, а кто знает, где можно уточнить значение фразеологизма? 3.2. Формулирование проблемы урока -Ребята, что же такое фразеологизмы? -Умеете ли вы употреблять фразеологические обороты? -Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? -Хотели бы узнать, какое значение имеют фразеологизмы в языке? -Умеете ли вы пользоваться фразеологическими словарями? -Какие вопросы у вас возникают при работе с фразеологизмами? | -водить за нос, бить баклуши, где раки зимуют? В фразеологическом словаре Устойчивые сочетания слов | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Р2, Р3, П3, К4, К1 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1. Формулирование темы урока – Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Фразеологизмы. 4.2. Формулирование цели -Какая будет цель урока? (актуализировать знания об устойчивых группах слов- фразеологизмах) 4.3 Формулирование задач урока -Что нам нужно сделать, чтобы достичь нашей цели? (работать с учебником, со словарём и тд) | Самостоятельно формулируют тему, цель и задачи урока. | Фронтальная | Л1, П2, П1,К3 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1.Работа с рассказом (упр.74, с. 49) - Прочитайте. - Почему мальчик не понял выражение глаза на лоб полезли? - Можно ли понять смысл данного выражения, если объяснять в нём лексическое значение каждого слова? - Прочитайте материал рубрики «Вспомните!». -Что же такое фразеологизмы? - Как же можно объяснить смысл выражения глаза на лоб полезли? -Глаза на лоб полезли употребляется в разговорной речи тогда, когда человек очень удивлён происходящим или испытывает сильную боль или испуг. - Прочитайте в рубрике «Страничка для любознательных», какой смысл имеет другой фразеологизм. 5.2. Демонстрация фразеологического словаря - Где можно уточнить значение фразеологизмов? -Ребята, обратите внимание на меня. У меня в руках фразеологический словарь. - Здравствуйте, ребята. Я – фразеологический словарь. Во мне вы можете найти толкование различных устойчивых сочетаний, фразеологизмов. Таких как считать ворон, заморить червячка, обвести вокруг пальца. Изучение и знание фразеологизмов очень важно, ведь фразеологизмы отражают национальную специфику народа. Русский язык богат устойчивыми выражениями. К ним относятся пословицы. поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми. Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, которые называются фразеологизмами. 5.2. Определение лексического значения фразеологизмов - Рассмотрите иллюстрацию на слайде. Прочитайте, какой фразеологический оборот она иллюстрирует. - Как обычно произносят этот фразеологический оборот? - Прочитайте, что такое баклуши. - Какой смысл имеет всё это устойчивое словосочетание? (Бездельничать.) -Давайте проверим ваши предположения с помощью фразеологичского словаря(с.17) -Поднимите руку, кто был прав молодцы Физминутка | -потому что он не понял его значение, это не в прямом смысле было сказано, а фразеологизм Устойчивое сочетание слов -Глаза на лоб полезли употребляется в разговорной речи тогда, когда человек очень удивлён происходящим или испытывает сильную боль или испуг. В фразеологическом словаре | Фронтальная
Фронтальная Индивидуальная | ПП1, Р3, К3 П2, К3, П1 |
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | 6.1. Определение происхождения фразеологизмов -Посмотрите на картинки. Попробуйте определить, какое явление они изображают -Верно. -Выражение «водить за нос» произошло от цыганей, они ходили с медведями и устраивали различные представления. Медведей они водили на поводке, привязанном к кольцу в носу. Такое кольцо позволяло держать медведя в повиновении и заставляло их выполнять нужные трюки. Во время представлений цыгане показывали различные фокусы, ловко обманывая зрителей. Так и появилось выражение «водить за нос»- то есть обманывать кого-либо -В Древней Руси носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами, не засученные конца такой одежды ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе, так и появилось выражение «Засучив рукава», то есть относиться к делу неохотно, работать кое-как» - «Где раки зимуют», выражение, которые используют для угрозы. на Руси свежие раки считались деликатесом и были доступны только богатым помещикам. Ловить раков зимой было особенно трудно — они выкапывали себе норы на самом дне и в них зимовали. На ловлю раков зимой обычно посылали провинившихся крестьян, которые должны были искать их в ледяной воде. Из-за этого они часто простужались. Отсюда и пошло — если хотят кого-то серьезно наказать или чем-то пригрозить, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют». 6.2. Работа с иллюстрациями к фразеологизмам(Упр. 76, с.50) -Давайте закрепим наши знания о фразеологизмах. -Прочитайте фразеологизмы. -какими из данных фразеологизмов можно подписать эти рисунки? - Составьте предложения, употребив соответствующий фразеологизм. -Молодцы, ребята, вы справились с заданием | Работают с фразеологизмами, составляют предложения | Индвивдуальная Фронтальная | К3, К4, П2 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 7.1. Работа по карточкам - Соедините стрелками фразеологизмы – синонимы. в двух шагах капля в море водить за нос как ветром сдуло за тридевять земель рукой подать и был таков обвести вокруг пальца кот наплакал на краю света 7.2. Проверка по эталону -Поднимите руку те, кто справился с заданием. Сверьте свои ответы с эталоном на слайде. -Кто не допустил ни одной ошибки – поставьте палец вверх. Молодцы! -У кого были ошибки, поставьте палец вниз и исправьте свои ошибки, | Выполняют задание на карточке Проверяют ответы по эталону, оценивают себя Самопроверка по эталону |
Индивидуальная | К3, К4, П2 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | 8.1. Составление рассказа на тему «Случай на уроке» с использованием фразеологизмов -Ребята, а сейчас я вам предлагаю выполнить интересное задание. Вам нужно составить рассказ с использованием фразеологизмов на тему «Случай на уроке». Можете использовать 3-4 фразеологизма. 8.2. Прослушивание рассказов -Итак, давайте проверим ваши рассказы. -Молодцы, ребята, вы составили очень хорошие рассказы | Составляют рассказы Рассказывают, составленный текст Составляют задания для класса | Фронтальная Индивидуальная
| Л2, Р1, Р2, Р4, К3, К2 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | 9.1. Подведение итогов - Ребята, над какой темой мы сегодня работали? - Какие задачи мы поставили перед собой? Какую цель мы ставили на уроке? - С какими видами словарей вы познакомились на уроке? .9.2. Самооценка -Оцените свою работу на уроке -За что бы вы хотели себя похвалить? -С какими трудностями вы столкнулись? -Почему у вас возникли затруднения? - Спасибо за урок, мне было с вами очень приятно работать. Вы молодцы! Я надеюсь, что вы всегда будете выбирать светлый путь знаний. До свидания! | Беседа самооценка | Фронтальная | Р3, К4, Р4, К1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.
Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...
"Фразеологизмы. Фразеологизм и слово".
Проводится наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов - фразеологизмами. Учащиеся учатся сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов....
«Фразеологизмы. Фразеологизм и слово». Презентация к уроку.
Презентация к уроку русского языка 2 класс "Фразеологизм. Фразеологизм и слово". УМК "Начальная школа 21 века"....
Тема: «Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»
Фразеологизмы-неделимые сочетания слов. Смысл фразеологизмов»...
РУССКИЙ ЯЗЫК II КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово».
РУССКИЙ ЯЗЫКII КЛАСС Тема урока: «Фразеологизмы. Фразеологизм и слово»....
Знакомство с фразеологизмами. Употребление фразеологизмов в речи.
Учащиеся учатся находить в тексте фразеологические обороты, обогащают словарный запас, учатся работать со словарём, находить в учебнике нужную информацию. Учащиеся рассуждают о значимости фразеологизм...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»
В данном документе содержится разработка технологической карты урока русского языка для 3 класса по теме: «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов и их использование»...