урок по русскому языку в 3 классе "Употребление глагола в речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Надежда Борисовна Дамбаева

Цели: создание благоприятных условий для формирования умения распознавать глаголы и употреблять их в речи, развивать внимание.

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний о глаголах как части речи, умение распознавать глаголы среди других частей речи.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, расширению словарного запаса, кругозора, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.

Воспитательные: средствами учебного занятия прививать чувство ответственности за себя и своих одноклассников; воспитывать желание развивать свои знания по изучаемой теме; развивать интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову и окружающем миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Класс 3

Тема: Употребление глагола в речи.

Цели: создание благоприятных условий для формирования умения распознавать глаголы и употреблять их в речи, развивать внимание. 

Задачи:

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по закреплению знаний о глаголах как части речи, умение распознавать глаголы среди других частей речи.

Развивающие: способствовать развитию связной речи, расширению словарного запаса, кругозора, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, каллиграфических навыков письма.

Воспитательные: средствами учебного занятия прививать чувство ответственности за себя и своих одноклассников; воспитывать желание развивать свои знания по изучаемой теме; развивать интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку, слову и окружающем миру.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминуток.

  1. Этап самоопределения к деятельности. (6 мин)

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех». (1 мин)

- О чем пословица? (Ответы детей)

1) Работаем по Городу Частей Речи.

- О каких частях речи мы уже говорили? ( о существительных, прилагательных, глаголе, местоимениях.)

- Кто желает собрать пазлы-части речи?

Пазлы (выходят4 ученика) (1 мин)

- Кто расскажет о частях речи? (Правила) (2 мин)

  1. Актуализация знаний и мотивация.

- Подберите к данным словам однокоренные глаголы и запишите их. Обозначить в них орфограммы.

- Сели правильно. Письмо красивое, это еще у нас минутка чистописания.

Завтрак, работа, танец, ужин,  синий, рисунок, бег, краснота. (Проверка. Объяснять орфограммы)

Завтракать, работать, танцевать, ужинать, синеть, рисовать, бегать, краснеть.

- Перед вами текст. О чем же он? Читаем по цепочке.

- Выпишите только глаголы. Проверим. А теперь с помощью глаголов восстановим текст.

Соболь - многоядный хищник. Чаще всего он поедает мышевидных грызунов, бурундуков, ловит также пищух. Соболь в значительных количествах поедает кротов, землероек. Крупные самцы ухитряются добывать зайцев. Зимой соболь нередко питается падалью. Это средних размеров стройное и изящное животное. У самцов соболя длина тела 38-58 см, вес до 1,9 кг, самки несколько меньше. Тело соболя вытянутое, очень гибкое. Как правило, обитает в верховьях горных рек, в зарослях, среди каменных россыпей, изредка поднимается в кроны деревьев. Передвигается прыжками. Длина прыжка — 30–70 см. Хорошо лазает по деревьям. Имеет отлично развитые слух и обоняние, зрение слабее. Легко ходит по рыхлому снегу. Наибольшую активность проявляет утром и вечером.

- Соболя называют пушистым золотом России. Соболь изображен на гербах многих сибирских городов. Баргузинский соболь очень ценится.

-  Где находится Баргузинский район? (в Бурятии) Какую знаменательную дату в этом году отмечается в Бурятии? (100лет, 30 мая 2023)

- В тексте есть число 1,9 кг. Кто правильно прочитает это число? Это сколько кг и г?   (10 мин)

Физминутка

Раз – мы встали, распрямились.

2  – согнулись, наклонились.

3  – руками три хлопка.

А 4 – под бока.

5 – руками помахать.

6 – на место сесть опять.

3. Постановка учебной задачи.

Интересная часть речи в русском языке живет.

Кто что делает расскажет: чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет, или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит – все расскажет нам…(глагол).

- О чем сегодня будем говорить на уроке?

- Тема нашего урока «Употребление глаголов в речи».

- Какие цели поставите, ребята?

У – учиться употреблять глаголы в речи. Работать с текстами, находить в них глаголы.

Р – развивать речь, память, внимание, мышление.

О – объяснять признаки глагола

К – контролировать ответы свои и товарищей.  

4. Открытие нового знания.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Но всё-таки, так ли важна роль глаголов в речи людей? Может быть, можно и без них обойтись?

Вот посмотрите на эти рисунки.

Что вы на них видите? Девочка на одной ножке, мальчик в бассейне, река.

Но сейчас я произнесу волшебные слова.

Девочка ПРЫГАЕТ на одной ножке. И вот рисунок ожил.

А теперь посмотрите на вторую картинку. Мальчик ПЛЫВЁТ в бассейне. Вы видите? Мальчик действительно поплыл.

А на третьем рисунке просто река. Но стоит мне сказать: «ТЕЧЁТ река», как оживает и этот рисунок.

Что же за такие волшебные слова я произнёс? Прыгает, плывёт, течёт. Эти слова обозначают действия предметов, то есть это глаголы

- Выполним Упр.177 (3мин)

Глаголы заставят действовать любой, даже неподвижный предмет. Вы не верите? А зря… Посмотрите на это дерево.

В безветренную погоду оно кажется совершенно неподвижным. Но на самом деле оно совершает несколько действий: питается, вытягивая из земли необходимые вещества, дышит и растёт. Каждое из этих действий обозначается глаголом.

Вы сейчас возразите мне: «Ну конечно, ведь дерево живое. А вот неживые предметы, разве они совершают какие-то действия?».

Конечно! Тетрадь лежит, стул стоит, солнышко светит, портреты висят.

И вновь все слова, обозначающие действия, – это глаголы.  (5мин)

- С помощью имен существительных можно назвать всё, что нас окружает. Имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут ―оживить окружающий нас мир. 

На зелёном  стебле  красуются  отдельные  цветочки. (Синтаксический разбор) (3мин)

5. Закрепление

Задание(по группам): Известные вам устойчивые выражения нужно заменить одним словом –глаголом.

Бежать со всех ног - торопиться

Водить за нос - обманывать

Распускать руки – драться

Зарубить себе на носу - запомнить

Витать в облаках - мечтать

(В это время у Д) 

-  Что такое фразеологизмы?

( Устойчивый выражения) – Соединить стрелками фразеологизмы и глаголы с соответствующим значением.

баклуши бить               запомнить

вдохнуть жизнь            обидеться

надуть губы                  бездельничать

зарубить на носу         оживить

5.  Прочитайте слова. Выберите глаголы.

Прокладываю, заповедник, пятёрка, весёлый, шкатулка, отличается, семнадцать, копал.

6. Итог урока.

- Давайте подведём итог нашего урока и повторим то, о чём мы сегодня говорили.

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что делаешь? и некоторые другие.

* Глаголы в речи передают движение, действие, состояние.

* В предложениях глагол чаще всего является сказуемым.

* У глаголов могут быть синонимы и антонимы – тоже глаголы.

* Глаголы могут употребляться в переносном значении.

- А теперь вернёмся к слову УРОК. Как вы думаете, ребята, мы достигли поставленных целей ?

Оценки.

Рефлексия. Светофор.

Красный – совсем непонятно

Жёлтый – надо повторить ещё раз

Зелёный – всё легко и просто

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку «Обобщение знаний о частях речи» (существительное, прилагательное, глагол)

В рамках введения ФГОС НОО предлагаю конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме  «Обобщение знаний о частях речи»...

конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: "Части речи-глагол"

Цель урока: Знакомство с понятием части речи - глагол....

Конспект урока по русскому языку, 4 класс "Глагол как часть речи"

Конспект урока+ презентация  по русскому языку автора С.Ивванова, 4 класс, тема "Глагол как часть речи"...

Открытый урок по русскому языку "Понятие о глаголе как части речи"

Очень интересный урок. На уроке используются разные виды и формы работ . Есть задания,которые носят разноуровневый и творческий характер....

Конспект и презентация урока по русскому языку по теме "Глагол. Употребление глаголов в речи"

В конспекте урока по теме "Глагол.Употреблебление глаголов в речи" содержится подробное описание открытого урока русского языка для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа...

Методическая разработка технологической карты урока по русскому языку на тему «Глагол как часть речи»

Представлена технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса....

конспект урока по русскому языку 3 класс "Глагол как часть речи"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Глагол как часть речи»Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о глаголе, его признаках.Планируемые результаты:Предметные: Знать понятие...