Открытый урок по русскому языку «Обобщение знаний о частях речи» (существительное, прилагательное, глагол)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
В рамках введения ФГОС НОО предлагаю конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Обобщение знаний о частях речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_znaniy_o_chastyah_rechi_sushchestvitelnoe_prilagatelnoe_glagol.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе «А» МОУ «СОШ № 9» г. Печора Республики Коми
Учитель Матвеенко Ирина Владимировна
Программа «Школа России»
Тема урока: «Обобщение знаний о частях речи» (существительное, прилагательное, глагол)
Курс : Русский язык 2 класс
Раздел : «Части речи»
Учебно- методическое обеспечение :В.П .Канакина , В.Г. Горецкий «Русский язык 2класс» г.Москва «Просвещение»2011г.
Время реализации : 45 минут
Цель урока : Обобщить знания о частях речи.
1. )Повторить сведения о частях речи и их грамматических признаках.
2.)Совершенствовать умения находить слова разных частей речи и определять их грамматические признаки.
3.)Способствовать развитию познавательного интереса
4.)Развивать умения оценивать свои достижения при выполнении заданий урока.
Методы и формы обучения : работа в парах ,индивидуальная работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.
Средства обучения ,оборудования на уроке :
Наглядность – портреты с краткой информацией И.Фёдорова и А. Эйнштейна.
Дидактический материал – карточки с логическими задачами для учащихся
Мультимедиа – 5 слайдов 1 )словарная работа 2 слайда
2 )таблица «Части речи» 2 слайда
3)физминутка
Тип урока : урок обобщение.
Ход урока :
1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК.
Прозвенел уже звонок
Начинаем наш урок.
Вы к друг другу повернитесь
И ,конечно , улыбнитесь!
Пожелаю вам, друзья, я ни пуха ни пера!!!
Чистописание .
-Прочитайте слово с доски - ДРУГ
-Каково лексическое значение слова (человек ,который связан с кем- то дружбой )
-Какие пословицы с этим словом вы знаете? (например -друг познаётся в беде )…
-Назовите синоним и антоним (товарищ и враг )
***Работа со словом –друг-
-проанализируем слово :
-сколько в лове гласных?
-Сколько слогов? Почему?
-Можно ли перенести слово? Почему?
-Назовите количество букв и звуков
-Какая орфограмма? ( парный согл. ), назовите проверочное слово
-На какой вопрос отвечает слово? К какой части речи относится? Поставьте его во множественное число.
- Образуйте однокоренные слова ,отвечающие на вопросы КАКОЙ? И ЧТО ДЕЛАТЬ? Выделите корень. К каким части речи они относятся? Докажите.
2 . ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Постановка и решение учебной задачи .Самоопределение к деятельности.
-Ребята ,что мы с вами записали? (слова )
-Сколько групп слов получилось? Какие это группы?
-О чём будем говорить на уроке? Чему будем учиться? Определите тему урока .
-Правильно! Сегодня мы будем говорить о частях речи.
-Какие задачи поставим ?
-Повторить, закрепить изученные части речи ,будем ставить вопросы к словам и тренироваться в распознавании частей речи .
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
***Словарная работа .( мультимедиа )
А ) напишите слова по памяти (слова произносятся 2 раза )
РУССКИЙ,ЖЁЛТЫЙ,ЯЗЫК,ЛИСТОК
*Самооценка учащихся
Б )Проверка словарных слов (открыт слайд с пропущенными орфограммами, ребята называют слова с обозначением ударных слогов и орфограммами )
*Самооценка учащихся.
***Работа со словарём по теме урока.
-Назовите лишнее слово. Обоснуйте свой выбор.
-Выберите слово, которое не переносится .Докажите.
-Можно ли слова сгруппировать? Как ? Сколько групп получилось ? Докажите-поставьте вопросы. (какой и что ? )
-Подумайте ,можно составить словосочетания с данными словами ?Какие ?
(жёлтый листок и русский язык )
-Придумайте с одним из них предложение.
Например : Ученики изучают русский язык.
Жёлтый листок упал на землю.
-Запишите одно из предложений .укажите орфограммы ,разберите его по членам.
-Что определяли у каждого слова в предложении? (части речи ) Как ? ( по вопросам )
4. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ БЛОК.
-Итак .вспомним. что такое части речи ? (ученик рассказывает правило стр.40 )
-Послушаем стихотворения о частях речи (заранее приготовленные стихи )
Поиграем в группы слов !Кто из вас играть готов?
***Имя есть и дождя – ДОЖДЬ ***после прослушивания-дети называют слова с
Имя есть и у совы - СОВА вопросами и указывают часть речи
Имя есть и у стола – СТОЛ
Имя есть и у травы – ТРАВА.
Всё СУЩЕСТВУЕТ : дом ,весна,
И у всего есть ИМЕНА.
***Будьте очень вы внимательными.
Вспоминаем ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Котёнок – маленький ,пушистый,
Ручей - прохладный , серебристый,
Зима – красивая и снежная ,
А мама – добрая и нежная,
Слова в рифмовке очень дружные
Они приятные и нужные.
И среди них мы обязательно
Узнаем быстро прилагательные!
*** Стихотворение –Физминутка
***Поскачите ,попляшите,
Сядьте тихо ,полежите.
Поднимитесь ,распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь,
Встаньте прямо –улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь.
Мы рифмовку прочитали…
И глаголы мы узнали!
***Не бегал ,не прыгал, ***О каком правиле прозвучало в стихотворении?
Не пел ,не грустил, (правописание -НЕ- с глаголами )
Не спорил ,не дрался
И стёкла не бил,
Не ползал под партой,
Бумаг не бросал –
И ВМЕСТЕ с ГЛАГОЛАМИ --НЕ—НЕ ПИСАЛ!!!
.Работа в группах по теме урока . ( мультимедиа )
-Потренируемся распределять слова по частям речи . Как вы будете рассуждать ? Запишите слова в строчку, через запятую -1 колонка имя существительное ,2- имя прилагательное ,3 – выписывает глаголы.
***Учащиеся вспоминают правила о частях речи.
***Ребята работают с Приложением на электронном носителе , при проверке рассуждение-доказательство выбора слова (вопрос +лексическое значение слова )
ЧТО? КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЕТ?
Груз грузовой грузить
солонка солёный солить
клей клейкий клеить
зелень зелёный зеленеть
***Самооценка
***Физминутка (мультимедиа )
*** Работа в парах .Решение логических задач «Арифметика и история» .
-Ребята ,какие правила мы должны помнить при выполнении задания?
1. Умеем слушать своего товарища ,не перебивая!!!
2. Принимаем одно решение!!!
***Учащимся предлагаются 2 карточки на каждую парту на выбор по степени трудности -.зелёного и красного цветов
* Зелёная карточка (легко )
На создание первой книги, напечатанной типографским способом, у первопечатника Ивана Фёдорова ушёл целый ГОД .Зато вторая книга была создана всего за 2 МЕСЯЦА.
На сколько месяцев быстрее была отпечатана вторая книга?
*Красная карточка (трудно )
Есть в русском языке выражение «семи пядей во лбу»- так говорят об очень умном человеке. ПЯДЬ- старинная мера длины ,равная примерно 20 сантиметров.
Может ли быть у человека ЛОБ такой величины?
- Прочитайте тексты-задачи. Посоветуйтесь с товарищем по парте ,с делайте выбор .Перед решением данных задач прочтите информацию с доски ( о ком прочитали? Что узнали ?)
Альберт Эйнштейн *** ребята, об этих замечательных людях узнаете в
крупнейший физик XX столетия старших классах
Иван Федоров
создатель первых печатных книг в России
*** решение задач в парах.
-Кто готов отвечать? Обоснуйте свой ответ. Приведите устное решение задач.
-О ком говорят «Семь пядей во лбу?» ***Работа со словарём – лексическое значение слова ПЯДЬ?
-Может ли быть у человека лоб такой величины ? (показ ленты длиной 140 см )
***Работа с карточкой- задачей устно
-назовите слова предметы, признаки предметов и действия предметов
5.РЕФЛЕКСИЯ.
-Какие задачи мы ставили в начале урока и удалось ли их решить? ( Мы повторяли ,закрепляли части речи ,тренировались в определении слов –предметов, признаков и действий предметов, учились применять правила . Мы решили все задачи! )
-Какие части речи мы вспомнили?
Таблица « Части речи»
-Соедините часть речи и её значение
Часть речи обозначает
Прилагательное действие предмета
Существительное указывает на предмет
Местоимение признак предмета
Глагол предмет
- О какой части речи мы ещё не можем сказать? (местоимение )Почему?
-Это тема следующих уроков .
***Для чего надо знать части речи и их роль ?
-Чтобы учительница ставила «5»?
-чтобы грамотно писать и говорить?
-Чтобы наша речь была выразительной, точной?
Продолжи предложение:
-Сегодня на уроке я узнал…..
-Я теперь умею…..
-Мне было трудно ,когда….
-мне захотелось узнать о …..
-Меня удивило….
7.Оценивание учащихся
8. Домашнее задание. Стр. 123, упражнение 211.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по русскому языку "Обобщение знаний о частях речи"
Материалы данного урока могут использоваться на различных уроках по темам "Части речи"...
Открытый урок по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Данный урок предназначен для 2-3 классов.Урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном....
Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс
Конспект открытого урока по русскому языку"Обобщение знаний об имени существительном как части речи", 2 класс...
Открытый урок по русскому языку "Обобщение знаний о падежах имён существительных"
Открытый урок по русскому языку 4 класс...
Конспект урока по русскому языку " Обобщение знаний о частях речи." ( 2 класс)
Конспект урока + карточка по русскому языку " Обобщение знаний о частях речи." ( 2 класс)...
Конспект открытого урока по русскому языку «Обобщение знаний частей речи» для 2 класса
Цели урока:обучающие:- обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);развивающие:- формировать умения анализировать звучащую речь;- развивать воо...