Методическая разработка технологической карты урока по русскому языку на тему «Глагол как часть речи»
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Бовкун Елизавета Дмитриевна

Представлена технологическая карта урока по русскому языку для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pechat_mne.docx50.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка на тему «Глагол как часть речи»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Класс: 2    

Цель  урокасоздать содержательные и организационные условия для восприятия осмысления и закрепления обучающимися знаний по теме «Глагол как часть речи».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

-формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

-овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

-осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

-освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

-формирование умений анализировать основные единицы языка.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

-высказывать свое предположение (версию).

Коммуникативные УУД:

-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-уметь высказывать свое мнение;

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре.

Познавательные УУД:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт 

Методы работы на уроке: коллективная работа, групповая работа, работа в парах, беседа, индивидуальный и фронтальный опрос, самостоятельная работа.

УМК: «Школа России» (учебник «Русский язык», часть 2,  В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий)

Оборудование:                        

«Русский язык», часть 2,  В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий «Просвещение» 2015; «Русский язык с увлечением» (развивающие задания для школьников), 2 класс, Е.В. Агапова, Л.Н. Коваленко  «Планета» 2017; презентация, анкета.

Этап урока

(цель)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1

Организационно-мотивационный.

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Создание положительного настроя.

Приветствуют учителя, друг друга. проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Личностные: самооценка готовности к уроку.

Метапредметныеучебно- познавательный интерес, организация рабочего места.

2

Актуализация знаний.

Цель:

проверить знания по темам: «имя существительное»; «имя прилагательное», скорректировать свои знания при необходимости

1.Учитель организует работу со словами  по темам «Имя существительное », «Имя прилагательное»  

(К.рабль, вет.р,  в.сточный,  сев.рный, прич.лить.)

2. Предлагает выполнить проверку словарной работы по группам.

Прием «Верите ли вы, что…»:

(фиксация  при помощи знаков «+» и «-» своих знаний о существительных и прилагательных).

Сущ-е– это признак предмета;

Прил-е– это часть речи;

Сущ-е– это предмет;
Прил-е – признак предмета;
Прил-е отвечает на вопросы: кто? что?
Сущ-е– отвечает на вопросы: какая? какой? какое?какие?

Вставляют пропущенные буквы в словах. Определяют части речи.

Произносят словарные слова орфоэпически и орфографически, если требуется -  корректируют.

Обобщают свои знания об имени существительном  и имени прилагательном.

Фиксируют свои знания с помощью

знаков «+» и «-».

Познавательные:

осознавать познавательную задачу;

владеть общим способом решения лингвистических,  том числе орфографических задач;

умение определять тип орфограммы.

Регулятивные:

понимать и принимать учебную задачу;

контролировать свои действия, вносить коррективы.

Коммуникативные:

выражать свои мысли с учетом задач и ситуации общения;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

3

Постановка учебной задачи.

Цель: создать условие для определения новой темы, цели и задач урока; познакомить с новой частью речи «глагол».

1. Предлагает найти лишнее слово среди слов, написанных на слайде.

2. Создаёт условие для определения учащимися новой темы.

-Почему слово это слово лишнее? Какой частью речи оно является? Дайте определение, что такое глагол.

-Сформулируйте  тему нашего урока.

-Поставьте цель урока и сформулируйте задачи. Чему мы будем учиться.

Читают слова. Находят лишнее.

Отвечают на поставленные вопросы. Предполагают.

Затрудняются дать определение слову глагол.

Формулируют тему урока. Ставят цель и задачи. Соотносят предполагаемую тему с темой, данной в учебнике на стр.68 (какие слова обозначают глагол, на какие вопросы отвечает)

Регулятивные: определять и формулировать тему и цели деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:строить логическую цепь рассуждений.

4

Изучение нового материала.

Цель:

создать условие для нахождение глаголов по его признакам.

Организует работу по учебнику по подбору глаголов (описание рисунков).

Рассматривают рисунки,

отвечают на вопросы и участвуют в беседе под руководством учителя.

Выполняют упр.116 на стр. 68

http://www.soloby.ru/?qa=blob&qa_blobid=807925581780651287

Составляют предложения, по любому рисунку. Записывают его. Подчеркивают слово, обозначающее действие  предмета

двумя линиями  и сокращенно подписывают  гл.

Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Коммуникативные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Познавательные: выявлять сущность, особенности  объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

5

Физкультминутка

Цель: сделать физкультминутку, обратив внимание на здоровьесберегающие технологии.

Проводит физкультминутку.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Сядьте тихо, отдохните,
Всё в порядок приведите.
И писать, друзья, начните.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления.

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

6

Упражнения на усвоение новых знаний.

Цель: организовать работу над заданиями по усвоению первоначальных знаний.

Организует работу в группах по составлению кластера Глагол.

- Продолжаем работу в группах. Давайте представим, что мы юные учёные и попробуем дать определение глаголу. Заполните пропуски на карточке.

- Это ваше определение. Давайте посмотрим, какое определение нам предлагают авторы учебника (с.68)

 Организует работу в учебнике упр.118

Организует работу в парах   над фразеологизмами по книге

 « Русский язык с увлечением»

 стр. 33 упр. 1

4.Организует работу в группах по дополнению пословиц, подходящими по

смыслу глаголами.

стр. 33 ,упр. 2

Работают в группах. Составляют кластер «Глагол».

Работают в учебнике на стр.68. Сравнивают определения.

Читают по вариантам. Определяют, все ли действия животных названы правильно.

Птицы зажужжали.

Лошади заржали.

Мухи зачирикали

Лягушата крякают.

А утята квакают.

Поросята хрюкают.

Находят слова, отвечающие на вопросы Что делают? Что сделали? Доказывают, что это глаголы.

Заменяют выражения одним глаголом. Записывают ответы.

 Клевать носом - дремать

 Чесать языком - болтать

 Дать стрекоча - убегать

 Ломать голову - думать

 Задирать нос - задаваться

 Бить баклуши - бездельничать

 Считать ворон - отвлекаться

г) Ломать голову -

д) Задирать нос -

е) Бить баклуши -

ж) Считать ворон -

Дополняют пословицы и объясняют значение данных пословиц

Познавательные: 

выполнять задание на основе слайда;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

7

 Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.

Цель: развивать умения   применять новые знания на практике.

Ставит проблему перед детьми.

-  Может ли одно слово быть разной частью речи?

«Русский с увлечением»

Упр. 3 стр.34

-Какой сделаем вывод?

 «Русский с увлечением»

Выдвигают гипотезы. Делают вывод.

Читают предложения и надписывают над выделенными словами часть речи, к которой они относятся.

а) Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.

б) Ведро дало течь, и вода стала течь.

 

Одно и тоже слово может быть разной частью речи

Коммуникативные: сотрудничать с соседом по парте и уважать его мнение.

Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий,  ориентируясь 
на показ движений учителем.

8

Контроль и коррекция знаний

Цель: организовать контроль и самоконтроль

Организует работу по диагностике достижения планируемых результатов.

Прочитать стихотворение, подчеркнуть только глаголы.

Ставит вопрос:

-Как же нам отличить глаголы от других частей речи?

Упр.4 стр.34

«Русский с увлечением»

Организует взаимопроверку.

Делают вывод:

Нужно задавать вопросы к словам, по вопросам определять часть речи.

Выполняют упр.4 стр.34

«Русский с увлечением»

Находят слова. Подчеркивают  глаголы.

Обмениваются тетрадями и делают взаимопроверку.

Познавательные:

умение выделять главное, самостоятельно работать с информацией.

Регулятивные:

контроль деятельности по результатам выполнения задания.

9

Информация о домашнем задании

Цель: проинформировать учащихся  о домашнем задании.

Предлагает рассмотреть домашнее задание на  

стр.71 упр.122

Рассматривают. Задают уточняющие вопросы.

Познавательные:

умение выделять главное, самостоятельно работать с информацией.

10

Подведение итогов.

Цель: соотнести поставленную цель с результатом.

Предлагает рассмотреть проблемный вопрос урока в учебнике на стр.68 и соотнести результат урока.

-Достигли ли мы поставленной цели?

Отвечают на вопрос. Определяют степень достижения цели

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль.

11

Рефлексия.

Цель: организовать работу по анализу работы на уроке.

У вас на столах анкета, где  вы зафиксируете при помощи знаков «+» и «-» свои знания о глаголе.

Глагол – это признак предмета;
Глагол – это часть речи;
Глагол – это предмет;
Глагол – обозначает действие предмета;
Глагол отвечает на вопросы: кто? что?
Глагол – отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

Предлагает составить синквейн на тему «Глагол».

Оценивают свою работу.

Составляют синквейны. Зачитывают и оценивают работы.

Регулятивные:

анализировать собственную работу.

Личностные: 

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...

Методическая разработка. Технологическая карта урока русского языка. 4 класс." Имя существительное , как часть речи".

Методическая разработка. Технологическая карта урока. Русский язык. 4 класс.  "Имя существительное, как часть речи"....

Технологическая карта урока русского языка на тему:" Предлог как часть речи".

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Предлог как часть речи  Цели деятельности учителя: формирование представления о предлогах как части речи и их значении в тексте; формирование коммуни...

Технологическая карта урока русского языка "Понятие о глаголе как часть речи" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока «Понятие о глаголе как части речи» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Местоимение как часть речи» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование  представления о местоимении как части речи, его роли в предложении; Задачи урокаДидактические:1) способствовать проду...

Технологическая карта по русскому языку «Понятие о глаголе как части речи» (УМК "Школа России" 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о понятии «глагол» как часть речиЗадачи урокаДидактические:формировать умение распознавать глаголы;формироват...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Местоимение как часть речи" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о новой части речи - местоимении, ознакомление с его значением и употреблением в речи.Задач...