Конспект по русскому языку, 4 класс. Тема: 2-е склонение имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Приставко Мария Владимировна

Конспект по русскому языку, 4 класс. Тема: 2-е склонение имён существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 4

Тема: 2-е склонение имён существительных

Тип урока: ОНЗ

Цель:

Содержательная: знакомство с признаками имён существительных 2-го склонения

Деятельностная: формирование умения распознавать имена существительные 2-го склонения

Задачи:

Дидактические:

1. Устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков.

2. Определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж.

3. Находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила.

4. Применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника).

5. Правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов.

6. Осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения.

7. Объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия.

Развивающие:

1. Сравнивать различные языковые единицы (слова), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (лексическое значение), устанавливать аналгии языковых единиц.

2. С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.

3. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала.

4. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках.

5. Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки.

6. Выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма.

7. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.

8. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

9. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

10. Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать в себе познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;

2. Проявлять сопереживание, уважение и доброжелательность.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Устанавливает принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков.

#1054;пределяет грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж.

3. Находит место орфограммы в слове и между словами на изученные правила.

4. Применяет изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника).

5. Правильно списывает тексты объёмом не более 85 слов.

6. Осознаёт ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирает адекватные языковые средства в ситуации общения.

7. Объясняет своими словами значение изученных понятий; использует изученные понятия.

Личностные:

1. Воспитывает в себе познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;

2. Проявляет сопереживание, уважение и доброжелательность.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Сравнивает различные языковые единицы (слова), устанавливает основания для сравнения языковых единиц (лексическое значение), устанавливает аналгии языковых единиц.

2. С помощью учителя формулирует цель, планировать изменения объекта, ситуации.

3. Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения за языковым материалом; формулирует с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала.

4. Согласно заданному алгоритму, находит в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках.

5. Распознает достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки.

6. Выявляет недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма.

Коммуникативные:

1. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога и дискуссии.

2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Регулятивные:

1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.

2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.

Оборудование: слайды презентации, учебник, карточки.

Образовательные ресурсы: Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – с. 93-94, [2] л. ил. : ил. – (Школа России).

План урока:

1. Этап мотивации.

Приветствие.

Проверка готовности.

Работа с пословицей.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Блиц-опрос.

Восстановление алгоритма определения склонения имени существительного.

Работа с таблицей «имена существительные 1 и 2 склонения».

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Работа со словами второго столбика.

Формулирование затруднения.

- Почему? (мы этого ещё не знаем)

4. Этап построения выхода из затруднения.

Формулирование темы урока.

Формулирование цели урока.

Планирование деятельности.

5. Этап реализации построенного проекта.

Выделение окончаний у имён существительных мужского, среднего рода.

Самостоятельное формулирование правила.

Работа с правилом в парах.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Работа с таблицей (второй столбик).

Работа со стихотворением А. Усачёва «Стол. Сервиз. Букет цветов».

Определение склонений имён существительных.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа.

Проверка по эталону.

8. Этап включение в систему знаний и повторение.

Дополнение алгоритма определения склонения имён существительных.

Работа со стихотворением А. Стройло «Главный в поле – агроном…»

9. Этап рефлексии учебной деятельности.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Комментирование домашнего задания.

Сценарий урок

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и методы контроля

1. Мотивация (самоопределение) к деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Владимировна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я.

Проверка готовности.

- Проверьте, чтобы у вас было всё необходимое для урока русского языка.

- Вижу, что вы готовы, а это значит, мы можем начинать.

- Пожалуйста, садитесь.

Работа с высказыванием М.В. Ломоносова. Этический заряд.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд.

- Прочитайте слова великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова:

«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны».

- Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Ответы детей)

- Поэтому я предлагаю продолжить открывать тайны нашего языка, а слова Ломоносова будут девизом нашего сегодняшнего урока.

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы.

Ф

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Блиц-опрос.

- Но прежде, чем узнавать новое, я предлагаю вам вспомнить то, что вы уже знаете.

- Я буду задавать вам вопросы, а вы давать на них краткие и быстрые ответы.

- - Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)

- Имя существительное изменяется по … (Числам и падежам)

- Сколько падежей в русском языке? (6)

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (И.п.)

- Определите падеж существительного после прогулки (Р.п.)

- Начальная форма имени существительного. (Форма именительного падежа единственного числа.)

- На какие вопросы отвечает Д.п.? (Кому? Чему?)

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.? (Подлежащим)

- Какие имена существительные относятся к 1 склонению? (Ж.р. и м.р. с окончаниями –а, –я)

Восстановление алгоритма определения склонения имени существительного.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.

Поставить в начальную форму

Определить род

Найти окончание

Существительное ж.р. или м.р. с окончанием -а или -я.

1 склонение (перепутать)

- Предположите, что же это может быть? (алгоритм определения склонения имени существительного).

- Да, вы правы.

- Ребята, а что вы заметили в составленном алгоритме? (он составлен неверно).

- Да, поэтому я предлагаю вам его восстановить.

- У доски с комментированием алгоритм восстановит …

- Ребята, поднимите руку, кто согласен с …

- Спасибо. Молодцы.

Работа с таблицей «имена существительные 1 и 2 склонения».

- Ребята, обратите пожалуйста, внимание на ваши парты.

- Что вы заметили? (на наших партах есть карточки с таблицами)

- Да, верно.

- Посмотрите, пожалуйста, на первую группу слов (первый столбец).

- Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Дедушка, яблоня, туча)

- К какому склонению они относятся? (К 1-му.)

- Как вы это определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я./ с помощью алгоритма)

- Напишите над словами первого столбца слов – 1-е скл.

- Спасибо, молодцы.

Отвечают на вопросы учителя, работают с таблицей, восстанавливают алгоритм определения склонения имени существительного.

Ф

Ф

Ф

3. Этап выявления места и причины затруднения

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

Работа со словами второго столбика.

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на второй столбик слов.

- Какие грамматические признаки у второй группы слов. Назовите род и число этих имён существительных (Это имена существительные среднего и мужского рода в единственном числе)

- Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание -о, -е)

Формулирование затруднения.

- Можем ли мы сразу сказать, к какому склонению относятся эти существительные? (Нет)

- Почему? (Мы не знаем, какие признаки надо иметь именам существительным, чтобы относиться ко 2-му или 3-му склонению)

- А, что мы уже знаем о склонении? (Что имена существительные бывают 1-го, 2-го и 3-го склонения. Знаем признаки существительных 1-го склонения)

- Подумайте, к какому склонению могут относиться существительные из второй группы? (Ответы детей).

- Почему? (мы этого ещё не знаем)

Сталкиваются с затруднением: имена существительные второго склонения.

4. Этап построения выхода из затруднения

Цель: постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Формулирование тему урока.

- Ребята, исходя из этого, какова же тема сегодняшнего урока? (2-е склонение имён существительных)

Формулирование цели урока.

- Ребята, какую цель вы поставите перед собой? (ознакомиться с именами существительными 2-го склонения, научиться их находить).

Планирование деятельности.

- Ребята, а какие шаги по достижению этой цели вы можете назвать?

- Правильно, молодцы! Спасибо за ответы.

- Таким образом, вы сами спланировали свою деятельность.

Формулируют тему, цель урока. Планируют деятельность.

Ф

5. Реализация построенного проекта

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Выделение окончаний у имён существительных мужского, среднего рода.

- Ребята, предположите, что же мы сейчас будем делать для достижения цели урока? (предполагают).

- Да, вы правы.

- Откройте, пожалуйста, свои учебники на 93-й странице 162-е упражнение.

- Кто справился – руку на локоток.

- …, прочитай, пожалуйста, задание.

- Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова).

- Чем они отличаются? (Во втором слове каждой пары есть суффикс)

- Да, вы правы.

- Ребята, я предлагаю вам списать эти пары слов, указать их род, выделить окончания.

- Итак, первую пару слов разберёт …

(у доски 1-й столбик, а устно – второй)

- Ребята, слова второго столбика я предлагаю разобрать с комментированием с места.

(разбирают)

- Спасибо.

- У существительных какого рода нулевое окончание? (у существительных мужского рода)

- Верно.

- Какие окончания у имён существительных среднего рода? (о, е)

Самостоятельное формулирование правила.

- Ребята, какой же вывод вы можете сделать? Какие имена существительные относятся ко второму склонению?

- Спасибо.

Работа с правилом в парах.

- Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений с правилом тётушки Совы на 93-й странице.

- Прочитайте правило, задайте вопросы своему соседу по парте, ответьте на них.

- Чья пара готова – руки домиком.

- …, какой вопрос ты задал …?

- Как ты на него ответил?

- Спасибо, ребята.

Работают с однокоренными парами слов. Самостоятельно формулируют правило. Сверяют свои выводы с учебником.

Ф

И

П

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Работа с таблицей (второй столбик).

- С правилом мы поработали, как вы думаете, что же мы будем делать дальше? (предполагают)

- Да, вы правы. Мы будем применять правило на практике.

- Положите, пожалуйста, перед собой, таблицы, с которыми вы работали в начале урока.

- Существительные какого склонения записаны во втором столбике? (второго)

- Докажите.

- Поднимите руку, кто согласен.

- Спасибо, вы правы.

- Запишите, пожалуйста, вверху второго столбика «2 склонение».

- Руку на локоток – кто справился.

- Спасибо.

Работа со стихотворением А. Усачёва «Стол. Сервиз. Букет цветов».

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на иллюстрацию к 164-му упражнению.

- Что на ней изображено? (две чашки, чайник (заварник), торт, цветы, тарелка с бутербродом).

- Предположите, почему художник изобразил такую иллюстрацию к этому упражнению. (предполагают).

- Предлагаю проверить ваши предположения.

- …, пожалуйста, прочитай стихотворение 164-го упражнения.

- Спасибо.

- Ребята, что вы заметили? (в упражнении выделены слова)

- А что такое сервиз? (Сервиз — полный набор чайной или столовой посуды на определённое количество человек.)

- Бутерброд? (Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т. п).

- Натюрморт? (Натюрморт — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются предметы неодушевлённой природы).

- Молодцы.

- Ребята, запишите, пожалуйста, это упражнение в свои тетради.

Определение склонений имён существительных.

- Спишите стихотворение и определите склонение имён существительных в единственном числе.

- К доске пойдёт работать …

- Поднимите руку, если согласны с…

- Спасибо.

- Поднимите руку, кто справился с заданием.

- Подчеркните простым карандашом существительные ВТОРОГО склонения.

- Какие слова ты подчеркнул?

- Ребята, поднимите руку, если согласны.

- Спасибо.

- Ребята, какое умение вы тренировали, выполняя это задание? (умение определять склонение имён существительных).

- Спасибо.

Работают по таблице, определяют склонение имён существительных. Читают стихотворение, находят имена существительные второго склонения в тексте, аргументируют своё мнение.

Ф

Ф

Ф

7. Самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Самостоятельная работа.

- Ребята, обратите, пожалуйста, своё внимание на парты. Что вы заметили?

- Верно, на ваших партах есть карточка №2.

- Положите, пожалуйста, ещё перед собой.

- …, прочитай, пожалуйста, задание.

Капуста, яблоко, помидор, ягода, роща, картофель, крапива, воскресенье, море, телефон, ёжик.

- Что вам нужно сделать? (определить склонение имён существительных)

- Спасибо.

- Ребята, на карточках, пожалуйста, подпишите свою фамилию и имя.

- Над каждым существительным надпишите его склонение. Приступайте, пожалуйста, к выполнению задания.

- На работу у вас 3 минуты.

Самопроверка по эталону.

- Кто готов – руку на локоток.

- Пожалуйста, обменяйтесь своими работами с соседом по парте, возьмите в руки простые карандаши.

- Сверьте работу своего товарища с эталоном.

- Обменяйтесь работами обратно.

- Внимательно посмотрите на них.

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

- Поднимите руку, у кого возникали затруднения. С чём они были связаны? Что нужно делать, чтобы их устранить?

- Спасибо.

Выполняют самостоятельную работу и взаимопроверку.

И

И

  1. 8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Дополнение алгоритма определения склонения имён существительных.

- Ребята, обратите, пожалуйста, своё внимание на алгоритм.

- Что мы можем с ним сделать? (дополнить)

- да, вы правы.

- Какими данными мы можем дополнить его? (сделать ответвлением: существительные м. р. и ср. р, имеющие окончание -о, -е или нулевое – 2 склонение).

- Ребята, поднимите руку, кто согласен.

- Верно.

- Ребята, что мы делали на этом этапе урока? (дополняли алгоритм определения склонения имён существительных).

Работа со стихотворением А. Стройло «Главный в поле – агроном…»

- Ребята, обратите, пожалуйста, внимание на 165-е упражнение.

- …, прочитай, пожалуйста, это стихотворение.

- Ребята, что вы заметили? (есть выделенные слова)

- Какой частью речи они являются? (существительные).

- Как вы думаете, как определить склонение у выделенных имён существительных? (поставить в н.ф. – И.п.)

- Да, вы правы.

- Я предлагаю вам выписать существительные второго склонения с комментированием с места по цепочке.

- Спасибо.

Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя.

Определяют склонения имён существительных, участвуют в диалоге.

Ф

Ф

9. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Подведение итогов.

- Ребята, урок подходит к концу.

- Какова же была сегодняшняя тема? (2-е склонение имён существительных?)

- Ребята, какую цель мы ставили перед собой?

- Ребята, поднимите руку, если вы считаете, что достигли цели урока.

- А что же мы делали сегодня, чтобы достичь цели? (выполняли упражнения, работали с правилом, работали в парах, самостоятельно, у доски и тд).

Рефлексия.

- Ребята, а кто бы мог похвалить себя сегодня на уроке?

- Какие качества вам сегодня помогли добиться успеха? (трудолюбие, упорство, дисциплинированность и тп).

Комментирование домашнего задания.

- Ребята, запишите, пожалуйста, своё домашнее задание: учебник стр. …

Подводят итоги урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают домашнее задание.

Ф

И

Ф


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны. (М.В. Ломоносов)

Слайд 3

Тема:

Слайд 4

Тема: 2-е склонение имён существительных

Слайд 5

Тема: 2-е склонение имён существительных Цель: ознакомиться с именами существительными 2-го склонения, научиться их находить

Слайд 7

Сервиз — полный набор чайной или столовой посуды на определённое количество человек.

Слайд 8

Бутерброд — ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и другими ингредиентами.

Слайд 9

Натюрморт — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются предметы неодушевлённой природы.

Слайд 11

Проверь себя Капуста, яблоко, помидор, ягода, роща, картофель, крапива, воскресенье, море, телефон, ёжик. 1 скл . 1 скл . 1 скл . 1 скл . 2 скл . 2 скл . 2 скл . 2 скл . 2 скл . 2 скл . 2 скл .

Слайд 13

Тема: 2-е склонение имён существительных Цель: ознакомиться с именами существительными 2-го склонения, научиться их находить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных"

Урок русского языка в 4-м классе по теме:"Наблюдение за словоизменением имён существительных". Урок помогает решать такие задачи как: вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существит...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

Методическая разработка КВН по русскому языку на тему "Три типа склонения имён существительных".

КВН Проводится в 4 классах.  Цели :1.            Обобщить знания о склонении имён существительных.2....

Технология деловой игры. «Заседание редакционного совета газеты». Мастер - класс урока русского языка по теме урока " Первое склонение имён существительных"

Игровая технология выгодно отличается  от традиционных моделей обучения и воспитания. Под игровой технологией понимается определённая последовательность операций, действий, направленных на достиж...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание безударных окончаний имён существительных 2 склонения"

Урок соответствует ФГОС, проведён с использованием технологии проблемного диалога....

Русский язык,4 класс ,тема " 3 -е склонение имён существительных.

Урок первичного предъявления новых знаний....