«Правописание парных согласных на конце или в середине слова».
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Медведева Надежда Степановна

«Правописание парных согласных на конце или в середине слова».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:«Правописание парных согласных на конце или в середине слова».

Цель: формирование навыка правописания парных согласных в корне слова и в середине слова.

Задачи:

Образовательная: повторить основные теоретические сведения по теме, закрепить их на практике, научить применять полученные знания и умения в нестандартной ситуации.

Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, познавательной активности, расширять словарный запас.

Воспитывающая: воспитывать  познавательный интерес, желание учиться и делать открытия. 

  

Планируемый результат

Универсальные учебные действия (УУД): Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости  в слабой позиции; составить алгоритм по проверке согласного в слабой позиции.

Личностные УУД: Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск нужной информации, использовать   модели, схемы, высказываться в устной форме, ориентироваться на разные способы решения задач,   анализировать объекты, выделять главное ,   делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.   

Коммуникативные УУД: Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения,   формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях,  контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия,     выполнять учебные действия.  

Методы: проблемно – диалогический, наглядный, работа в парах.

Формы работыфронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация для интерактивной доски.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам всем урок начинать,

Поэтому время не будем терять.

-Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.

-Хорошо.

-Тогда мы начинаем.

-Откройте свои тетради и запишите число, классная работа, словарь.   

2. Словарная работа:

-Послушай внимательно лексическое значение данного слова и запиши его:

А) крупный населённый пункт, промышленный, торговый и культурный центр;

                                                                  ГОРОД

Б) однолетнее растение из семейства тыквенных, шарообразной формы зелёного цвета с чёрными полосами, самая большая в мире ягода;

                                                             АРБУЗ

В) вещи, предметы, которые берёт с собой пассажир в дорогу;

                                                              БАГАЖ

Г) двухколёсная или трёхколёсная машина для езды по дорогам, приводимая в движение с помощью педалей;

                                                               ВЕЛОСИПЕД

Д) холодная зимняя погода, стужа, холод;

                                                                МОРОЗ

Е) направление, путь следования, место для проезда или прохода, полоса земли, служащая для езды;

                                                                 ДОРОЖКА

Ж) приём пищи в середине дня;

                                                                 ОБЕД

З) сшитые листы чистой бумаги в клетку или в линейку для письма;

                                                                 ТЕТРАДЬ

-Что общего у этих словарных слов? Какое слово лишнее?

- Как проверить правописание парной согласной в корне слова?

-Вспомните стихотворение:

Парные согласные – самые опасные.

Если слышишь парный звук

Будь внимателен, мой друг,

Парный сразу проверяй!

Рядом гласный подставляй!

- Подчеркните парные согласные, которые требуют проверки и подберите проверочное слово. Молодцы!

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

-Догадались? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Тема урока: Правописание  парных согласных на конце или в середине слова .

Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова

Познакомиться… с новыми словами на изучаемое  правило

Научиться…Мы научимся грамотно писать слова с парными согласными на конце  и в середине слова, правильно подбирать проверочные слова.

- Вспомните

-Сколько пар согласных в русском языке?

-Назовите их.

-Назовите буквы звонких согласных.

-Назовите буквы глухих согласных.

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний - тихо говорит.

-В русском языке парные согласные встречаются в конце и в середине слов.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним из слов.

3. знакомство с новым словарным словом:

В яме спит зимою длинной,

Но, чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется … МЕДВЕДЬ

                                                                                                           

4. Лексическое значение слова:

МЕДВЕДЬ -  крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами, самый крупный из современных хищных зверей.

5. Этимология:  

МЕДВЕДЬ  -  означало, первая часть - «едящий мёд, медок», а вторая часть произошла от «ведающий» - ведать, знать, где мёд.

-А что вы знаете о медведях?

-Каких медведей вы знаете?

6. Это интересно:

Виды медведей:

В мире насчитывается 8 видов медведей:

-бурый медведь

 -губач

-белый медведь

-белогрудый медведь

-барибал

-малайский медведь

-очковый медведь

-панда

-гризли

-коала

7. Подбор однокоренных слов:

Медведь, медведица, медвежонок, медвежата, медвежий (хвост), медвежья (берлога), медвежатина (мясо), медвежатник (охотник на медведей).

-Как назвать все эти слова? Однокоренные.

-Почему? Они близки по смыслу и имеют один и тот же корень.

-А что такое корень? Общая часть родственных слов.

-Выделите корень.

8.Игра «Помоги МЕДВЕДЮ собрать мёд»

(работа  в парах, конверты на партах, в них карточки со словами, найти слова на изучаемое правило, устно подобрать проверочное слово)

http://www.wildlife-animals.com/coloring-pages/bear-14.gif

конюшня

тайник

низко

смотреть

старик

флаг

обувь

народ

шубка

-Проверим. Как вы проверяли парную согласную?

-Чтобы грамотно написать слово с парным согласным, нужно подобрать проверочное ему слово так, чтобы рядом с согласным появился гласный звук или /н/.

-Для этого существует  два основных  способа проверки парных согласных, каких?

             1-ый способ — подбираем «ласковое» слово   (дед- дедушка);

2-ой способ — подбираем слово по схеме «один-много»  (мороз - морозы)

9. Составьте из слов предложение:

любит, мёд, медведь, сладкий

-Дайте характеристику предложению.

-Запишите предложение.

Медведь любит сладкий мёд.

- Назовите слова, которые требуют проверки?

Мёд - …., медведь - …, сладкий - …

-Проведём полный разбор предложения.

10. Самостоятельная работа (по рядам) :

1 вариант: игра «Раскраска»

2 вариант: игра «Построй график»

3 вариант: игра «Построй ломаную линию».

11. Работа с фразеологизмами:

- Что такое фразеологизмы?

-Что это значит? Когда так говорят?

Медведь на ухо наступил.

Оказать медвежью услугу.

12.Работа с текстом: (прочитайте, найди слова на изучаемое правило):

В лес ходила  я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подружка ягод
Не набрать мне столько за год!

13. Подведение итогов урока:

- Какую тему закрепляли сегодня на уроке?

-Как проверить парную согласную в корне слова?

Попробуем подвести итог нашему уроку.

Я учился…

Было интересно…

Было трудно …

Теперь я смогу…

14. Д\задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова.

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова."...

Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Правописание парных согласных на конце и в середине слова"

Предлагаю разработку урока письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 4 класса по теме «Правописание парных согласных на конце и в середине слова». На уроке созданы соот...

Электронный проверочный тест "Парные согласные на конце и в середине слова перед глухими согласными"

С помощью этого теста учащиеся 2-го класса смогут самостоятельно проверить свои достижения, оценить их, найти и исправить ошибки....

Правописание парных согласных на конце и в середине слова. 3 класс

Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний учащихся.  Цель учителя:  создать благоприятные условия для выяснения, обобщения и систематизации знаний учащихся, закрепления п...

Правописание парных согласных на конце и в середине слова.

методичекая разработка по предмету: письмо и развитие речи в специальнной (Коррекционная) школа-интернат №14 VIII вида....

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»

Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....

Парные согласные на конце и в середине слова. Списывание

Парные согласные на конце  и в середине слова. Списывание № 2. 2 класс программа "Перспектива"...