Правописание парных согласных на конце и в середине слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Правописание парных согласных на конце и в середине слова.  Урок русского языка ,  2 класс.  УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_parnye_soglasnye_2_klass.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка , 2 класс

(УМК «Школа России»)

Тема: Правописание парных согласных на конце и в середине слова.

Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в конце слов

Задачи: 1. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором         родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или         звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р].

2. Способствовать развитию орфографической зоркости.

3. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Технологии, применяемые на уроке: Технология парной и групповой работы.

УУД: Предметные: знать понятия "звонкие" и "глухие" согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова; 
научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова. 
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной         деятельности. 
Метапредметные.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.         

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: презентация; задания-карточки для групповой работы, индивидуальные карточки для разноуровневой самостоятельной работы; демонстрационные листы для составления кластера; учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2 (авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).

Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка.

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

II. Актуализация опорных знаний.

 Чистописание (Слайд 2, 3)

– Работаем в тетрадях. Запишите сегодняшнее число. Классная работа. Подчеркнуть, объяснить орфограммы.

Минутка чистописания, словарная работа.  (Слайд 4,5,6)

Учитель.

-Прочитайте слова и определите, что их объединяет.

В.р.б.и, т.традь, п.л.то,учител., к.н.ки, вернут., к.рабл., к.ртофел.

Д. Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной.

Д. Все слова пишутся с мягким знаком.

У. Назовите имеющиеся в словах различия.

Д. Данные слова являются разными частями речи. Слова воробьи, тетрадь, пальто, учитель, коньки, корабль, картофель- это имена существительные, слово вернуть-глагол.

У. Какие еще можно найти различия в данных словах?

Д. Есть различия в нахождении ь знака. В слове воробьи пишется разделительный ь знак.

У. Цепочку слов для чистописания Вы составите самостоятельно. Используйте для этого первые буквы имен существительных во множественном числе и мягкий знак, который должен находится после каждой их этих согласных. Какая цепочка у Вас получилась.

Воробьи, коньки.

У. Спишите записанные на доске слова, группируя их в зависимости от места и роли мягкого знака.

У. Проверьте свою работу.

Тетрадь      пальто     воробьи

Учитель      коньки  

Корабль      

картофель  

III. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Формулировка темы и целей урока

– Прослушав стихотворение, вы определите тему урока

                

Живут себе два брата –

Глухой и звонкий звук,

И все вокруг стараются

Их различить на слух.

Но братья друг за друга

Так прячутся порой,

Что не поймёшь ни звука!

Где звонкий?! Где глухой?!

– Сформулируйте тему …

(Слайд 7)   Способы проверки парных согласных на конце слова.

(Слайд 8)        В алфавите пары есть

                Их у нас всего лишь 6.

                Верхний ряд всегда звенит.

                Нижний - тихо говорит.

– В течение урока нам надо будет ответить на вопросы:

 (Слайд 9)   ЧТО

                ГДЕ             надо проверять?

                КАК

-На какие вопросы можем ответить?

-Что надо проверять?  (парные согласные)

-Где надо проверять? (на конце слова)

-Как надо проверять?

– Предлагаю коллективно поработать по учебнику

IV. Включение в систему знаний. 

Работа по учебнику

– Откройте учебники на с. 18.

(Слайд 10) Упражнение 29, 30

– Какое слово подбирают для проверки? (Родственное)

– А после сомнительного согласного, какой окажется звук? (Гласный)

Алгоритм (… родственное слово, чтобы после согласного звучал гласный)

– Сформулируйте правило проверки.

Физминутка

Задание: хлопнуть в ладоши, если слово начинается на звонкий согласный, присесть, если слово начинается на глухой согласный.

Зима, горка, санки, ветер, шапка, банка, каток, шуба, жук, фуфайка.

 Работа в парах по учебнику

(Слайд 11) Стр. 21 упражнение 33. Разбор устно. Письменно в парах.

Проверка. - Докажите, почему так написали… Самооценка.  

Постановка проблемы, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения. Работа в группах  (Слайд 12)

– Как ещё можно проверять сомнительные парные согласные, вы определите, поработав в группах

Что?                         Какой?

холо.. (д, т)              холодный

гри.. (б, п)                     ……..н

моро.. (з, с)                       ……..н

тру.. (з, с)                 ……..л

– На слайде. Проверяем. Делаем вывод. (Слайд 13)

(В проверочном слове после сомнительного парного согласного может оказаться…)

– Прочтём правило в учебнике (с. 22)

Алгоритм (… изменить слово, чтобы после согласного оказались согласные [л],[м], [н], [р])

Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (внутренняя речь)

(Слайд 14)  – На индивидуальных карточках задания.

-Выберите одно себе по силам и в карточке выполните.

1 вариант Прочитайте предложения, записанные на карточках найдите слова, в которых допущены ошибки. Выпишите правильно эти слова в тетрадь, подберите проверочное слово. Не забудьте подчеркнуть орфограммы.

        Уже потемнел снек.

        На реке треснул лёт.

        Растаял снежный сугроп.

        Морос не щиплет за ноз.

        Это наступила весна.     

2 вариант. Выпишите в тетрадьслова, в которых пропущены буквы, подберите проверочное слово. Не забудьте подчеркнуть орфограммы.

        Улетели птицы на ю.. .  Ду..  скинул свой наря.. . Са.. осенью опустел.

(Слайд 15) Проверьте.

Вариант 1. В тексте 5 ошибок. Посмотрите на слайд и обведите в кружок те ошибки, которые обнаружили самостоятельно.

Оцените.

– Какое правило применили?

V. Рефлексия учебной деятельности .

(Слайд 16)  -Какую тему изучали на уроке?

- Что надо проверять?

- Где надо проверять?

- Как надо проверять? (ПРАВИЛО)

Парные согласные

на конце слова

изменить слово

после согласного звука                                 после согласного звука

звучит гласный звук                                        звучат звонкие согласные

                                                                [Н], [М], [Р], [Л]

- А теперь хочется узнать ваше мнение об уроке. ЕСЛИ

  • Было интересно и легко  проголосуйте желтой ладошкой
  • Были затруднения, неинтересно - голубой ладошкой

VI. Задание на дом (Слайд 18)    

уч.с.22 правило, упр.34

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова.

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова."...

Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Правописание парных согласных на конце и в середине слова"

Предлагаю разработку урока письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 4 класса по теме «Правописание парных согласных на конце и в середине слова». На уроке созданы соот...

Электронный проверочный тест "Парные согласные на конце и в середине слова перед глухими согласными"

С помощью этого теста учащиеся 2-го класса смогут самостоятельно проверить свои достижения, оценить их, найти и исправить ошибки....

Правописание парных согласных на конце и в середине слова. 3 класс

Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний учащихся.  Цель учителя:  создать благоприятные условия для выяснения, обобщения и систематизации знаний учащихся, закрепления п...

Правописание парных согласных на конце и в середине слова.

методичекая разработка по предмету: письмо и развитие речи в специальнной (Коррекционная) школа-интернат №14 VIII вида....

Конспект урока по русскому языку 3 класс «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»

Тема урока: «Проверка слов с парными согласными на конце и в середине слова»....

Парные согласные на конце и в середине слова. Списывание

Парные согласные на конце  и в середине слова. Списывание № 2. 2 класс программа "Перспектива"...