Повторительно-обобщающий урок-квест по русскому языку "Предложение. Члены Предложений"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Повторительно-обобщающий урок-квест по русскому языку
на тему «Предложение. Члены предложения»
УМК: «Школа России»
Класс: 2
Учебник: Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Цели урока:
- Образовательные цели
- организовать повторение изученного материала по разделу «Предложение. Члены предложения», используя необычную форму урока;
- Развивающие цели
- формирование регулятивных УУД: умения наблюдать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать предстоящую работу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование коммуникативных УУД при организации учебного диалога, работы в группе;
- формирование умения совместно договариваться о правилах работы в группе, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
- формирование познавательных УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на закрепление темы;
- Воспитательные цели
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
- воспитание интереса к урокам русского языка на этапе предъявления занимательного материала;
- воспитание трудолюбия, аккуратности при проведении каллиграфической минутки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno-obobshchayushchiy_urok-kvest.docx | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок-квест по русскому языку
на тему «Предложение. Члены предложения»
УМК: «Школа России»
Класс: 2
Учебник: Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Цели урока:
- Образовательные цели
- организовать повторение изученного материала по разделу «Предложение. Члены предложения», используя необычную форму урока;
- Развивающие цели
- формирование регулятивных УУД: умения наблюдать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать предстоящую работу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование коммуникативных УУД при организации учебного диалога, работы в группе;
- формирование умения совместно договариваться о правилах работы в группе, адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции;
- формирование познавательных УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на закрепление темы;
- Воспитательные цели
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
- воспитание интереса к урокам русского языка на этапе предъявления занимательного материала;
- воспитание трудолюбия, аккуратности при проведении каллиграфической минутки.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас снова в классе в добром здравие и с хорошим настроением.
На сегодняшнем уроке мы с вами подведём итоги по разделу «Предложение и его члены». Долгое время мы изучали этот раздел, и сегодня я проверю ваши накопившиеся знания. Однако наш урок будет проходить необычно.
Я приглашаю вас поучаствовать в игре « Спасение кота в цепях»! Слайд
Я вижу, что вам не терпится узнать, какого кота надо спаси, и что же с ним случилось.
Сейчас я поведаю вам эту историю. Слайд
У лукоморья дуб зелёный,
На нём сидел и кот учёный,
Свои он сказки говорил,
Детишек разуму учил.
Но жил в краях тех старый пёс,
Был он страшнее любых гроз.
Не нравилось ему ученье,
Лишь в пакостях он видел наслажденье.
Смотрел на то, как кот учил
И как детишек он любил.
Решил, что надо что-то делать,
Иначе бед не пережить.
Не нравился ему смех детский,
И что живут все по соседству.
И вскоре он придумал план.
Ужасный, горестный обман.
Кота в ловушку заманил,
Цепями к дереву прибил.
Уже печальный кот учёный
Не может сказки говорить.
И днём и ночью ждёт он скорбно,
Того, кто сможет вызволить.
Автор: Сурич Арина Игоревна
Ребята, какие чувства вызвала у вас эта история?
Хотите вы помочь коту освободиться от цепей и продолжать дальше учить детей?
Сейчас я вас разделю на команды. У каждой команды будет карта со станциями. Слайд
На станциях вам будут предложены различные задания, которые вы должны выполнить группой. Ваша цель – прийти первыми к зелёному дубу у лукоморья и вызволить кота, застрявшего в цепях.
Будьте вежливы друг к другу, помогайте ребятам в своей команде. Я желаю всем вам успехов!
Делю класс на три команды (по рядам), каждой раздаётся карта со станциями.
- Станция снаряжения Слайд
Ребята, внимательно посмотрите на карту. Какая первая станция вас ожидает?
Как вы думаете, что вам нужно будет сделать на этой станции?
Верно, вам нужно взять всё самое необходимое для сегодняшнего урока.
Пока вы знакомились с картой, я раздала каждой группе карточки. Сейчас они от вас отвёрнуты. По моей команде каждая группа перевернёт карточку и обведёт в круг НЕНУЖНЫЕ на уроке предметы. Чья группа справится первой, поднимите карточку вверх. За правильно выполненное задание группа получит след, который сделает вас на шаг ближе к лукоморью.
- Станция «Каллиграфия» Слайд
Молодцы, ребята, какая следующая станция вас ожидает?
Верно, станция «каллиграфия». Как вы думаете, какое задание вас будет ждать на этой станции?
Сейчас мы с вами будем работать с написанием буквы Л.
Слайд Для начала вам нужно найти на карточке неправильное написание буквы «Л» и объяснить, почему такое написание является неверным. Группа, которая будет готова к ответу, поднимает руки.
Сейчас мы с вами вспомним правильное написание буквы, и дальше вас будет ждать следующее задание.
Демонстрация видео с комментированием
Строчная буква л
Начинаем писать букву л чуть выше нижней линии рабочей строки, закругляем, доводим до нижней линии, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо, и доводим до верхней линии рабочей строки. От этой точки, где закончили писать первый элемент, начинаем писать второй- палочку с закруглением внизу. Сначала ведём вниз по написанному, а потом следим за тем, чтобы между первым и вторым элементами образовался уголок.
Пропишите элементы буквы л на ладошке.
Послушайте сказку про слово «Люблю»
— Не хочу спать, не буду ложиться, — капризничала девочка.
Мама грозно нахмурила брови, но буква Л тихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю».
— Я люблю тебя, моя малышка, — ласково сказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка
спокойно заснула.
«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовь и ласка», — подумала буква Л.
Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю», — чтобы никто не забыл сказать это
волшебное слово.
Следующим заданием будет написание слова «Люблю» на доске. Выберите от группы одного человека, который сможет красиво и правильно написать данное слово.
Доска разделена на 3 части.
Ребята, в этом задании будет оцениваться не быстрота, а правильное написание букв л и всего слова. Поэтому не стоит торопиться, но и долго стоять у доски тоже не нужно.
Остальные члены групп прописывают слово в тетрадях.
- Станция «Словарь»
Молодцы, ребята, вы отлично справляетесь!
Следующая станция «Словарь». Путешественник не может обойтись без словарного запаса. Чтобы дойти до следующей станции, вам нужно выполнить такое задание.
Сл Перед вами кроссворд. Вам нужно угадать ранее изученные словарные слова, вписать их в клетки и выделить орфограммы. Чья группа справится, поднимите руку. Когда все закончат, капитан команды проверит выполненное задание по ответу на доске. За правильное выполнение кроссворда вы так же получите след.
Каждой команде раздаются карточки с разными словами. На слайде будет проверка трёх кроссвордов. Словарные слова взяты из 1 класс и 2 класса (среди уже изученных тем). слайд
Здра́вствуй, воро́на, сентя́брь, ро́дина, соро́ка, пальто́, ве́тер, каранда́ш, рису́нок, соба́ка, подлежа́щее, сказу́емое, я́блоня, я́блоко, учи́тель.
Команда 1. Ветер, подлежащее, учитель, ворона, яблоня. Сл
Команда 2. Рисунок, карандаш, сказуемое, сорока, яблоко. Сл
Команда 3. Собака, здравствуй, сентябрь, родина, пальто. Сл
Команда 1:
- Летит, а не птица, Воет, а не зверь.
- Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.
- Мелом пишет и рисует
И с ошибками воюет,
Учит думать, размышлять,
Как его, ребята, звать?
- Серая птица,
Грозная птица!
Каркает громко,
Но кошек боится
- Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные.
Что это за дерево?
Команда 2:
- Линии, штрихи и пятна
Образуют всем понятный
Образ на листе бумаги:
Люди, корабли и флаги.
Изображение задумок
Называется …
- Чертят им или рисуют.
Грифель по листку танцует.
Он большой помощник наш,
и зовется…
- Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.
- Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
- Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные.
Что это за мячики?
Команда 3:
- Ушки чуткие торчком,
Хвост взлохмаченный крючком,
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
- Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: Привет!
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
- Кто за августом приходит,
Лето красное проводит,
Бабье лето зазывает,
В школу деток отправляет? - Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? - Прочитайте слово через одну букву и узнаете, что за слово зашифровано: поаглшьхтуо.
- Станция «Кавардак» Сл
Следующая станция «Кавардак». Вас уже поджидает новое задание.
1. Злой пёс, который заковал кота цепями, узнал, что вы идёте его спасать и решил сбить вас с пути. Он запутал определения понятий, которые вы недавно изучили по теме «Предложения».
Вам предстоит соотнести понятие со столбца в правой части с его определением в левой части.
Команда, которая справится быстрее и выполнит всё правильно, получит след. Слайд
Предложение – слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
- слова, которые не связаны по смыслу.
Точка – это знак препинания, который ставится в конце предложения, если в нём спокойно сообщается о чём-либо.
Вопросительный знак - это знак препинания, который ставится в конце предложения, если предложение содержит вопрос.
Восклицательный знак - это знак препинания, который ставится в конце предложения, если оно произносится с сильным чувством (радостью, огорчением, призывом).
2. Прочитайте ряды слов.Сл
- На, леса, сороки, трещат, опушке
- Дождливая, слива, кашу, рассказывает
- Кучей, уснул, под, ёж, хвороста
Из слов какого ряда нельзя составить предложение? Почему?
- Станция «Профессор» Сл
Учёный кот является профессором. Так как он сейчас в неволе, вам предстоит принять его роль на себя и проверить работу его учеников.
1. Прочитайте текст. Проверьте, правильно ли ученики учёного кота определили границы предложений в произведении Р. Киплинга.
Никогда вы не найдёте в наших северных лесах. Длиннохвостых ягуаров, броненосных черепах. Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей. Такое изобилие невиданных зверей!
Правильный ответ: Ребята сделали ошибку, т.к. Длиннохвостых ягуаров , броненосных черепах. и Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей. не являются предложениями, потому что не содержат законченной мысли.
2. Прочитайте. Сл
Лёгкий морозец немного щиплет нос солнечное утро на школьной дорожке ссорятся воробьи.
Ученики учёного кота определили границы предложений. Проверьте, правильно ли они выделили предложения.
- Лёгкий морозец.
- Немножко щиплет нос солнечное утро на школьной дорожке.
- Ссорятся воробьи
Правильный ответ: ребята допустили ошибки, т.к. выделенные ими предложения нарушают логику и не содержат законченную мысль.
Лёгкий морозец немножко щиплет нос. Солнечное утро. На школьной дорожке ссорятся воробьи.
Молодцы ребята, вы замечательно справились с ролью профессора. Идём дальше, учёный кот ждёт нашей помощи.
Дидактическая игра «Знаки препинания» Сл
Прочитайте предложения.
Поставьте в конце каждого предложения нужный знак препинания (. ! ?)
- Что ты, ёж, такой колючий_
- Это я на всякий случай_
Знаешь, кто мои соседи_
Лисы, волки да медведи_
- Станция «Игровое поле» Сл
Сейчас каждой группе я раздам большие карточки со словами. Каждый из вас должен взять карточку. Пока не смотрите, что на ней написано.
По моей команде вы должны показать карточку всем ребятам в своей группе. Вам нужно будет выстроиться в линию так, чтобы получилось предложение. Чья команда справится быстрее, получит след.
Команда 1. Мама сшила своей дочери очень красивое праздничное платье.
Команда 2. Сегодня около моего окна резвились красногрудые снегири.
Команда 3. Много игрушек мы передали ребятам в детский дом.
Игра «Грамматическая эстафета». Сл
Цель: формирование навыка подбора подходящего по смыслу подлежащего.
Содержание игры: класс делится на 3 команды (по рядам). Для игры готовятся два варианта карточек с пропущенными подлежащими. Сидящие на первых партах получают карточки с текстом, вставляют подлежащее в первом предложении и передают карточку следующему игроку. Последний в команде вставляет последнее подлежащее и возвращает карточку учителю. Побеждает команда, которая правильно и раньше других выполнит задание.
Материал для игры:
1) Дует холодный северный … . Белые … падают на землю. В лесу прыгает с ветки на ветку пушистая … . Под сосной спрятался в сугробе трусливый … . Его ищет по всему лесу хитрая … . Ночью раздается протяжный волчий … . Наступила настоящая … .
2) Начинает пригревать землю весеннее … . Даже в садах и парках быстро тает … . На проталинах зазеленела первая … . На деревьях начинают набухать … . Звонко чирикают неугомонные … . Разбрызгивая лужи, мчатся …. Наконец и в город пришла долгожданная …
Игра «Аукцион». Сл
Цель: закрепление навыка распространения предложения.
Содержание игры: класс делится на 3 команды (по рядам). Учитель пишет на доске нераспространенное предложение и предлагает распространить его: добавить как можно больше второстепенных членов, подходящих по смыслу, добавляя каждый раз только по одному слову. (После каждого добавления, учитель спрашивает «Кто больше?») Выигрывает команда, которая сделает последнее добавление.
Идёт дождь.
Поют птицы.
Звенит звонок.
- Станция «Лукоморье» Сл
Ну вот, ребята, вы на конечной станции. Сейчас мы с вами посчитаем, у кого больше всего следов. Команда, которая победит, пойдёт распутывать цепи.
Около доски стоит имитация дерева, к которому цепями привязана игрушка кота. Победившая команда распутывает верёвку «цепь» и достаёт игрушку.
После этого учитель раздаёт всем ученикам презент (чтобы никому не было обидно) – конфеты или фрукты (этот момент обговаривается с родителями, мало ли у кого-то аллергия на тот или иной продукт).
Рефлексия.
Ребята, понравился вам урок? Какую тему мы сегодня повторяли? Остались ли вы довольны своей работой? На каких заданиях вам было сложно работать? Опишите свои впечатления от работы в группах.
Сл Я желаю вам всегда успехов и хорошего настроения, вы большие молодцы. До новых встреч.
Приложение
1.Карта со станциями (3 шт на 3 команды) 2. Станция снаряжения (3 шт)
3. Карточка с неправильным написанием буквы «л»
4. Кроссворды
5. Карточка для станции «кавардак»
6. Карточка для станции «Профессор»
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка (члены предложения)
Разработка урока во 2 классе по программе"Школа России"...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".
Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...
Таблица по русскому языку "Члены предложения" (авторская разработка)
Яркая таблица по русскому языку "Члены предложения" для начальной школы и 5-6 классов....
Урок русского языка во 2 классе по учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохловой.Тема : Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цель:закрепление навыка правописания изученных сочетаний; обобщить знания о шипящих звуках, формирование умения правильно писать сочет...
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими признаками однородных членов, формирует умение находить однородные члены в предлож...
Самостоятельная работа по русскому языку "Члены предложения" 3 класс
Данный материал может быть использован для закрепления знаний по теме «Члены предложения»...
Технологическая карта урока русского языка "Члены предложения" УМК "Школа России" (3 класс)
Тема урока «Члены предложения .Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том,что такое члены предложения и какие слова являются...