«Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица.»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Борьянова Ольга Алексеевна

Цели:

- познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число.

 

Формируемые УУД:

Предметные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-анализ объектов с целью выделения их признаков;

 коммуникативные:

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- контроль, коррекция, оценка действий партнёра; 

регулятивные:

-постановка учебной задачи;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

-оценивание качества и уровня усвоения материала; 

личностные:

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока комбинированный.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_mestoimeniya.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 «Б» классе

Тема: «Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица.»

Цели:

- познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число.

Формируемые УУД: 

Предметные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-анализ объектов с целью выделения их признаков;

 коммуникативные:

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- контроль, коррекция, оценка действий партнёра; 

регулятивные: 

-постановка учебной задачи;

-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

-оценивание качества и уровня усвоения материала; 

личностные: 

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока комбинированный.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний. Организационный момент.

Ребята, здравствуйте. Садитесь. Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний. Хочу прочитать вам слова Константина Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Мы сегодня будем снова открывать тайны русского языка.

Готовы ли вы к дальнейшим открытиям? А вот какое открытие сделает сегодня каждый из вас – поделитесь в конце урока.

- откройте свои рабочие тетради, подпишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний

1. Групповое задание

- Для каждого слова из первого столбика найдите пару из второго столбика, соедините слова стрелками.

гриб

собака                        Орёл

село                            Роза

город                          Рыжик

птица                          Петров

девочка                      Высокое

цветок                        

фамилия

- Какие слова остались без пары? (Гриб, птица, цветок.)

- Почему? (Их названия пишут с маленькой буквы.)

- Какие слова пишут с заглавной буквы?

2. Задание. Прочитай. Спиши предложения, вставь пропущенные буквы.

С з..мли ещё (не) сошёл снег, а (в) душе уже в..сна. Земля х..л..дна, грязь хлюпа.. под н..гами, но кругом всё вес..ло, радос..но!

Дети, обратите свое внимание на вставленные буквы в предложениях. Какие буквы вставлены?. Дети перечисляют. (е, о).

Чистописание: проведем с вами чистописание. Пропишем Заглавную и строчную букву Оо и Ее.

III. Самоопределение к деятельности

- Хочу прочитать вам отрывок стихотворения Роберта Рождественского.

Я, ты, он, она —

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья,

В слове мы сто тысяч я,

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых

В городах и сёлах!

                                           

- Назовите местоимения, которые встретились в тексте.

- Как называются такие местоимения? (Личные.)

(работа с карточками «местоимения»)

- покажите местоимение, которое хвалит  себя (я).

- покажите местоимение, которое говорит и о себе и о других (мы)

- Какое местоимение употребляем, когда обращаемся к другому лицу? (ты)

- К нескольким лицам? (вы)

- А к кому мы ещё обращаемся на Вы?

- Какие местоимения мы употребляем, если говорим о чём-либо или о ком-либо?. (он, она, они)

Найдите в словах местоимения и выпишите их

 Семья, телефон, ворона, тыквы,  любимый, кони .

IV. Изучение нового материала.

Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.

Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.»

Поставим цели, которые нужно достигнуть на уроке.

Узнаем, какое лицо бывает у   местоимений.

Будем учится определять лицо местоимения, различать местоимения.

- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, какие местоимения называются личными, каковы их особенности, повторить грамматические признаки личных местоимений, научиться их определять.)

- Посмотрите на слайд  и попробуйте самостоятельно разобраться  Какие  бывают личные местоимения и как их различать?

- Назовите личные местоимения

(личные местоимения указывают на лицо или предмет, но не называют их. Они делятся на три лица – в зависимости от того, кто о ком рассказывает.

 

Работа с таблицей.

Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лиц.

Какие местоимения относятся к 1 лицу?

я, мы местоимение 1 лица

ты, вы - 2 лица

он, она, оно, они 3 лицо.

Запомните  это!

VI. Физминутка

VI. Закрепление нового материала.

 Проверьте друг друга, работая в паре.  Используя  алгоритм в учебнике или на слайде.  Один показывает местоимение на  карточке  , другой называет    лицо.  Потом наоборот.

Проверка

Кто не сделал ошибок?

Потренируемся в определении лица местоимений. Выпишите местоимения, укажите лицо и число. ( на доске и в тетрадях). Упр. 113.

3.   Применение новых знаний .

  Самостоятельная работа.  

  Задание:  Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите лицо  личных местоимений

Знаете ли ......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус.

 4. Игра «Четвертое лишнее». Работа в парах. (слайд 14)

Я, он, на, ты. (предлог)

Мы, они, вы, но. (союз)

Нас, нами, нос, нам. (существительное)

Тебя, тебе, тобой, табун. (существительное)

- Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

- Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)

5. Шарада. (Резерв)

1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-тыква, 5-ябеда.

Отгадайте "что могут местоимения"

1, Какие три местоимения самые чистые?

2. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?

3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?

( тот, оно)

2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот?

(он, но.)

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы. (слайд 9)

2. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». (слайд 10)

3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: (слайд 11)

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

 VII. Итог урока (слайд 15)

- Сегодня на уроке:

- Я благодарю вас за работу на уроке.

10. Оценивание.

11.Домашнее задание. Упр 116


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 4 класс часть 2, Т.Г. Рамзаева ,Тема урока: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"

разработка урока по русскому языку на тему: "Личные местоимения 1, 2, 3-го лица"...

Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"

Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России" содержит подробный конспект и презентацию урока...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...

Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"

Ознакомить с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного имножественного чисел.- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;- упражняться в определении лица, числа местоимений; заме...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...

Урок русского языка "Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, и 3 лица"

Урок русского языка "Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, и 3 лица"...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...