Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Цели:

Образовательные:

 -организовать учебно-поисковую деятельность школьников по добыванию новых знаний по теме мягкий знак на конце имён существительных после шипящих;  

- организовать работу по формированию умения применять правила правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих;

Развивающие:

 - развитие универсального регулятивного действия «целеполагание» при постановке учебной проблемы; 

- формирование логического действия «анализ» при проведении минутки чистописания; 

- формирование регулятивного действия взаимоконтроля при организации проверки словарных слов;

- формирование универсального регулятивного действия по осознанию границы своего знания и незнания при постановке учебной проблемы (при выполнении задания: классификация слов в зависимости от функции мягкого знака);

- формирование коммуникативных УУД при организации учебного диалога (на этапах постановки учебной проблемы, её решения т.д.); 

- формирование учебно-информационных умений при работе над текстом правил; 

- формирование монологической речи при ответе теоретического домашнего задание;

- формирование рефлексивного способа действия при развёртывании способа действия;

- формирование логического действий «классификация» при постановке учебной проблемы;

- формирование регулятивного ууд «самоконтроль» при проверке готовности к уроку;

Воспитательные: 

- воспитание трудолюбия, аккуратности при проведении каллиграфической минутки 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkiy_znak_na_kontse_slova_posle_shipyashchih.docx48.01 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  

« КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  

им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»  

  

Институт педагогики  

Кафедра педагогики  

  

Направление подготовки  44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиль «Педагогика и методика начального образования и педагогика и методика дошкольного образования» 

 

  

  

  

  

  

  

Конспект урока  

По дисциплине “Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе ” 

 

  

  

  

  

  

  

  

Подготовила студентка   

группы Б-ПНОДО-31  

Дударева Юлия Сергеевна 

Проверила:  

доцент кафедры Теории и методики дошкольного,  

 начального и специального образования  

Антохина Валентина Александровна  

  

  

 

 

 

 

   

  

Калуга, 2021 г.

Конспект урока по русскому языку. 

Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих

Цели: 

Образовательные: 

 -организовать учебно-поисковую деятельность школьников по добыванию новых знаний по теме мягкий знак на конце имён существительных после шипящих;  

- организовать работу по формированию умения применять правила правописания мягкого знака на конце имен существительных после шипящих;

Развивающие: 

 - развитие универсального регулятивного действия «целеполагание» при постановке учебной проблемы; 

- формирование логического действия «анализ» при проведении минутки чистописания; 

- формирование регулятивного действия взаимоконтроля при организации проверки словарных слов;

- формирование универсального регулятивного действия по осознанию границы своего знания и незнания при постановке учебной проблемы (при выполнении задания: классификация слов в зависимости от функции мягкого знака);

- формирование коммуникативных УУД при организации учебного диалога (на этапах постановки учебной проблемы, её решения т.д.); 

- формирование учебно-информационных умений при работе над текстом правил; 

- формирование монологической речи при ответе теоретического домашнего задание;

- формирование рефлексивного способа действия при развёртывании способа действия;

- формирование логического действий «классификация» при постановке учебной проблемы;

- формирование регулятивного ууд «самоконтроль» при проверке готовности к уроку;

Воспитательные:  

- воспитание трудолюбия, аккуратности при проведении каллиграфической минутки 

План урока 

1. Организационный момент (2 мин) 

- взаимное приветствие 

- проверка готовности к уроку  

- создание положительного настроя на урок путём предъявления стихотворных форм 

2. Минутка чистописания (5 мин) 

- предъявление новой буквы «ь» путём загадки 

- создание положительной мотивации путём предъявления неправильных образцов написания буквы

- написание закономерного ряда

- написание предложения

3. Словарно-орфографическая работа (5 мин) 

- закрепление ранее изученных слов путём  картинного диктанта (самолёт, комната, воробей, пальто, ворона)

- введение нового слова 

~ предъявление нового словарного слова «кровать» при помощи загадки 

~ толкование лексического значения слова «кровать», опираясь на словарь  

~ орфографическая проработка нового слова «кровать» 

~ введение нового слова «кровать» в речь и его отработка путём составления словосочетаний с ним 

~ Составление предложений с новым словарным словом «кровать» 

4. Проверка домашнего задания (5 минут) 

* проверка теоретического материала по теме «Как определить род имён существительных» путём индивидуального  опроса по плану 

* проверка письменного домашнего упражнения 47 на стр. 29 путём выборочной проверки

Физминутка (2 мин) 

5. Организация учебно-поисковой деятельности ребёнка по добыванию новых знаний (Введение нового материала) (7 минут)

- создание положительной мотивации к изучению нового материала при переходе к изучению новой темы «мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» при помощи создания проблемной ситуации 

- решение учебной проблемы с помощью организации учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний 

6. Работа над правилом в учебнике(3 минуты)

- вопросы воспроизводящего типа

- вопросы продуктивного типа

7. Развёртывание способа действий (3 минуты)

задание на составление порядка алгоритма

8. Этап овладения способом действия при выполнении упражнений (10 минут)

-выполнение упражнения репродуктивного типа 

- выполнение упражнения продуктивного типа 

9. Этап рефлексивной оценки (2 минуты)

10. Домашнее задание (1 минута)

Оборудование урока

1. Учебник русского языка В.П.Канакина, В.П.Горецкий 3 класс 2 часть, УМК «Школа России»

2. Презентация к уроку

3. Конспект урока

4.Тетрадь

Ход урока

1. Организационный момент

У: Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Встали тихо. Замолчали.

Всё, что нужно вы достали- приготовились к уроку.

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнём сейчас, интересный он для вас.

Слушая внимательно, поймёте обязательно.

Сегодня у нас будет необычный урок. Мы совершим путешествие по стране знаний. В путешествие мы отправляемся на весёлом паровозике. Итак, всё ли нужное вы приготовили к уроку: книжку, ручку и тетрадку?

Д: Да!

У: Значит, можно отправляться в путь!(слайд)

2. Минутка чистописания

У: Первая станция, на которую мы прибыли - Чистописание.(слайд)

И первое задание - загадка:

Эта буква – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Д: Это мягкий знак!(слайд)

У: Молодцы! Верно отгадали загадку. Именно эту букву мы с вами будем писать на станции Чистописание.

У: При проверке ваших тетрадей, я замечаю ошибки в написании этой буквы, как вы думаете, какие это могут быть ошибки?

Д: Делается большой наклон, слишком большой малый овал.

У: Правильно, встречаются такие ошибки, посмотрите на них (открывается запись на доске). Что бы больше не ошибаться, давайте восстановим правильное написание мягкого знака. Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо, касаемся нижней линии, ведём полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.(слайд)

Нас уже поджидает второе задание. Найдите закономерность в ряду и продолжите его( мь, ь, мь ..)

Все справились с заданием?

Д: Да.

У: И ещё одно задание, выполнив которое, мы можем дальше отправляться в путь.

Посмотрите, кто-то перепутал местами все слова в предложении. Вам нужно восстановить порядок и записать предложение. ( жёлтые кружат и красные листья) (слайд)

У: Прочитайте. У кого какое получилось предложение?

Д: Кружат листья жёлтые и красные.

У: Все согласны с таким предложением?

Д: Да.

У: Запишите.

Теперь можем отправляться на следующую нашу станцию!(Слайд)

3. Словарно-орфографическая работа

У: Мы с вами доехали до станции Словарная.(слайд) А чтобы отправиться дальше, вам нужно выполнить задания. И первое: вспомнить словарные слова, записать их, поставить ударение и подчеркнуть орфограмму. А вспомнить вам их помогут картинки на слайде.( самолёт, комната, воробей, пальто, ворона )(слайды)

У: Все записали?

Д: Да.

У: Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте друг друга по словарю.

Второе задание: вам нужно познакомиться с новым словарным словом. Хотите узнать каким?

Д: Да!

У: Для этого вам нужно отгадать загадку.

На ней удобно ночью спать,

Конечно, это же..

Д: Кровать!(слайд)

У: Правильно! Ребята, а кто как понимает значение слова кровать?

Д: ответы детей.

У: Согласно толковому словарю Ожегова, кровать - предмет мебели для спанья - длинная рама с ножками и двумя боковыми спинками, на которую кладут матрас и постельные принадлежности. 

Давайте прочитаем наше новое словарное слово.

Д: Кровать.

У: Маша, прочитай ещё раз, пожалуйста.

М: Кровать.

У: Давайте поставим ударение в слове, что нам для этого нужно сделать?

Д: Позвать слово. Кроваать, ударение падает на второй слог, на согласную а.

У:Назовите безударный гласный.

Д: а.

У: Какой буквой обозначается?

Д: Буквой о.

У: Давайте попробуем подобрать проверочное слово.

Д: ответы детей.

У: Получилось у нас это сделать?

Д: Нет.

У: Значит, эта гласная непроверяемая. Что нам нужно сделать с этим словом?

Д: Запомнить как оно пишется.

У: Давайте попробуем составить словосочетание с нашим новым словарным словом. Кто готов?

Д: Ответы детей.

У: Теперь составьте предложение со словом кровать. Кто уже придумал своё?

Д: Ответы детей.

У: А я составила такое предложение. Мне купили новую кровать, она мягкая и удобная. Запишите предложение у себя в тетради. (слайд)

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, можем дальше отправляться в путь!

4. Проверка домашнего задания

У: Кто-то догадался, какая наша следующая станция? Нет? А наша следующая станция Домашняя. Я думаю, что вы уже предположили, чем мы будем тут заниматься.

И начнём мы с проверки теоретического домашнего задания. Вам был предложен план, опираясь на который нужно было подготовиться к ответу.(слайд)

План:

  1. Определённый род имени существительного.
  2. Замена имен  существительных местоимениями.
  3. Родовые окончания имён существительных.
  4. Как определить род имени существительного.

Кто пойдёт отвечать? Слушаем внимательно, потом кто-то продолжит.

Д: Отвечают.

У: Какое письменное упражнение вам было задано?

Д: Упражнение 47 на странице 29.(слайд)

У: Откройте выполненное задание. Что легло в основу классификации имён существительных в три группы?

Д: 1.употребляются только в единственном числе, 2. употребляются только во множественном числе, 3. неизменяемые имена существительные

У: Все согласны с ответом?

Д: Да.

У: У каких имён существительных вы не смогли определить род? Почему?

Д: У им.сущ. щипцы, клещи, ножницы, грабли, вилы нельзя определить род, потому что они не имеют родовой принадлежности.

У: Какие имена существительные вызвали у вас затруднения?

Д: Ответы детей.

У: Отправляемся в дальнейший путь!(слайд)

Физминутка 

У: Мы прибыли на станцию Здоровье. Встаём все, встаём.

Буратино потянулся, - поднимаем ручки вверх и встаем на носочки 
Раз – нагнулся, - наклоны вперед, доставая пальчиками до пола 
Два – нагнулся, 
Три – нагнулся. 
Руки в стороны развел, - разводим руки в стороны  
Ключик видно не нашел. - качаем головой 
Чтобы ключик нам достать, - поднимаем ручки вверх 
Нужно на носочки встать. - тянемся вверх, вставая на носочки. 

Садимся и отправляемся дальше в путь.

5. Введение нового материала

Станция Познавайка.(слайд)

У: Прочитайте название станции. Как вы думаете, почему она так называется?

Д: Ответы детей.

У: Правильно, на этой станции мы узнаем что-то новое и постараемся это запомнить.

Посмотрите на слова на слайде

Пальто, воробьи, мальчик, соловьи, помощь.(слайд)

Что общего у всех этих слов? 

Д: У них есть Ь, имена существительные, нарицательные, словарные слова.

У: Ребята, вспомните, какую работу может выполнять мягкий знак? 

Д: ь – показатель мягкости и разделительный ь

У: Прочитайте ещё раз данные слова. Чем они различаются? 

Д:Одушевлённые и неодушевлённые сущ., единственное и множественное число, ь – показатель мягкости и разделительный ь

У: Выпишите слова в два столбика, в соответствии с функцией Ь.

 Какие слова выберем для первого столбика. 

Д: Воробьи, соловьи

У: Какие слова выберем для второго столбика. 

Д: Пальто, мальчик

У: Какое слово осталось лишним? О чем задумались? 

Д: Не поняли, куда выписать слово “помощь”.(слайд)

У: Давайте разберёмся, куда же его записать? 

Д: Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости. А я не согласен, ведь [щ] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости. Но и во второй столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака.

У: Ребята, а может ь здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем? На какой звук оканчивается слово? 

Д: Мягкий, шипящий.

У: Давайте  закроем  мягкий знак, и произнесём это слово. Что заметили? 

Д: Слово произносится так же, как и с мягким знаком.

У: Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? 

Д: Наверное, нет. 

У:Но почему тогда он там пишется? Ваши предположения? Запишем это слово в третий столбик.

Чем мы будем заниматься на уроке? Какова тема урока? 

Д: А я думаю, что мы сегодня на уроке узнаем,  для чего нужен мягкий знак после шипящих на конце слова.

У: Да, ребята, вы правы. Тема урока : «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Прочитайте слова:

Нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь.(слайд)

Как вы думаете, что объединяет эти слова? 

Д: Это имена существительные, нарицательные, единственного числа.

У: На какие согласные звуки заканчиваются слова? 

Д: Шипящий согласный на конце.

У: Чем они различаются? 

Д: Одушевленные и неодушевленные. У некоторых пишется ь, а у других – нет ь.

У: В 1 столбик выпишите слова с ь, а во второй – слова без ь.(слайд)

Мышь рожь дочь вещь

Нож врач товарищ ковш

У: Что объединяет имена существительные 1 группы?

Д: Существительные женского рода

У: Что объединяет существительные 2 группы? 

Д: Существительные мужского рода

У: Обсудите в парах, почему в одних существительных после шипящих пишется ь, а в других – нет? 

Д: В первом столбике слова женского рода и в них ь написан, а во втором столбике слова мужского рода и в них ь не пишется.

У: Кто может сделать  вывод?

Д: На конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, а у существительных мужского рода - не пишется.

6. Работа над правилом в учебнике

У: Хорошо, а где мы можем проверить наш вывод? 

Д: В учебнике.

У: Откройте учебник на странице 31 и прочитайте правило.(слайд)

О чём говорится в правиле?

Д: О том, когда мягкий знак пишется и не пишется на конце имён существительных после шипящих.

У: Сколько основных частей можно выделить в правиле?

Д: В правиле можно выделить 3 основные части.

У: Найдите и прочитайте первую. Когда на конце имён существительных после шипящих пишется мягкий знак?

Д: На конце имён существительных после шипящих мягкий знак пишется, когда существительное женского рода.

У: Найдите и прочитайте вторую часть. Что можно понять о существительном, если на конце после шипящего стоит мягкий знак?

Д: Можно понять, что существительное женского рода.

У: Найдите и прочитайте 3 часть. Когда у существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется?

Д: Мягкий знак после шипящих на конце имени существительного не пишется, когда существительное мужского рода.

7. Развёртывание способа действий 

У: Теперь давайте посмотрим, как мы будем действовать, если нам попадётся существительное с шипящим на конце. У вас на партах лежат конвертики, достаньте из них полоски и расположите шаги в нужной последовательности.

Справились? Сверьтесь со слайдом. (слайд)

Памятка

  1. Читаю слово
  2. Определяю часть речи
  3. Смотрю, есть ли конце слова шипящий
  4. Если есть, то определяю род существительного
  5. Если существительное женского рода, пишу после шипящего мягкий знак
  6. Если существительно мужского рода, то не пишу после шипящего мягкий знак

У: Все справились с заданием?

Д: Да.

У: Хорошо, давайте тогда попробуем применить полученные нами знания.

8. Этап овладения способом действия при выполнении упражнений

У: Посмотрите на задание на слайде.(слайд)

1.Отметь слова, в которых третьеклассник допустил ошибки. Подумай, как рассуждал школьник.

1)Мелочь   2)глуш   3)помощь   4)дрож

Давайте выполним задание следуя нашему алгоритму.

Д: отвечают, разбирая каждое слово по алгоритму, находят ошибки.

У: Как вы думаете, как рассуждал третьеклассник, что допустил ошибки?

Д: Он думал, что буква ь указывает на мягкость согласного, поэтому допустил ошибку.

У: Теперь давайте выполним с вами ещё одно задание, так же следуя алгоритму. Внимание на слайд.(слайд)

2. Отметь «лишнее» слово в каждом ряду. Вставь, где нужно, пропущенную букву.

1) чиж.., выигрыш.., суш.., сторож..

2) помощ.., лож.., камыш.., тиш..

3) ковш.., мыш.., муж.., карандаш..

Д: отвечают, разбирая каждое слово по алгоритму, находят лишнее.

У:Молодцы, теперь вам задание на самостоятельное выполнение.(слайд)

3. Распредели слова на две группы в зависимости от того, пишется или нет ь. Какое слово не войдёт ни в одну из групп? Почему?

Дич.., мощ.., москвич.., глуш.., матч.., ключ.., мыш.., чертёж.., руж..ё, молодёж.., душ.., уж.. .

У: Все выполнили задание? Посмотрите на слайд и проверьте себя. (слайд)

У: У всех всё получилось?

Д: Да!

У: Молодцы! Значит, мы можем отправляться дальше в путь.

9. Этап рефлексивной оценки 

У: Мы прибыли на последнюю станцию Рефрексивная. Сегодня на уроке все старались, трудились, попробуйте каждый для себя продолжить фразы. Может, кто-то хочет высказаться вслух?(слайд)

Д: Ответы детей.

- Сегодня я узнал …

- Мне еще нужно отработать…

- Для меня самым трудным было…

- Сегодня на уроке мне было…

- Для меня самым интересным было…

10. Домашнее задание 

Посмотрите на доску и запишите домашнее задание. Всем спасибо за урок!

Выполнить задание в учебнике (упр. 54, с. 32, письменное задание) и в «Рабочей тетради» (упр. 50, с. 24, упр. 51, с. 25).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Конспект урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих....

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку по теме Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих

Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" (3 класс)...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Конспект урока открытия новых знаний по теме «Мягкий знак  (Ь) на конце имен существительных после шипящих»  в 3 классе по программе "Школа России"....