Конспект урока русского языка по теме «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока
«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
3 класс
Никифорова Н. В.
учитель начальных классов
г. Рославль
Тип урока: открытие нового знания.
Цели:
∙ Обобщить и повторить знания о мягком знаке;
∙ Ввести понятие мягкий знак как показатель рода;
∙ Составить алгоритм проверки или определения функций мягкого знака;
∙ Формирование умения находить данную орфограмму;
∙ Отрабатывать умение правописания;
∙ Развивать умение наблюдать за языковым материалом, анализировать его, делать логические выводы;
∙ Развивать умение строить высказывания, аргументировать свою точку зрения;
∙ Воспитывать уважение к языку, собеседнику.
Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 3 класс 2 часть, раздаточный материал (карточки).
Ход урока.
I. Оргмомент.
- Добрый день, ребята! Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?
- Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы:
«Грамоте учиться – всегда пригодится».
- Как вы её понимаете?
- Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.
- Давайте улыбнёмся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения.
- Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.
II. Актуализация знаний.
1) Минутка чистописания.
мь нь мья тья
сем…я лист…я сем… ден…
- Вставьте пропущенные буквы. Каким правилами вы воспользовались?
- Итак, какие функции выполняет мягкий знак?
2) Фиксирование затруднения.
- А, вот, ещё одна группа слов:
Камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь.
- Что у них общего? (это существительные, ед.ч., оканчиваются на шипящий звук)
- Чем они отличаются?
- Какой вопрос возникает? (почему в одних словах пишется мягкий знак, а в других нет?)
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)
III. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.
На доске:
Товарищ, помощь, рожь, сторож, москвич, дичь.
- На какие группы можно разбить эти слова?
- Запишите в два столбика.
- Что объединяет слова первой группы? (сущ., ед.ч., ж.р.) А второй? (сущ., ед.ч.,м.р.)
- Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?
- Какой вывод можно сделать? ( у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода – не пишется)
- Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника. Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают ли они? (Да)
- Мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных женского рода. Это орфограмма.
- А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в парах самостоятельно)
Составляется следующий алгоритм:
1. Определить часть речи.
2. Определить рол.
3. Если существительное женского рода – мягкий знак пишется.
4. Если существительное мужского рода – мягкий знак не пишется.
IV. Физкультминутка.
V. Первичное закрепление.
1) – Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритм? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).
- А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы все усвоили, поработаем самостоятельно.
Работа по учебнику стр.32 упр.53.
- Давайте проверять. Начинаем по цепочке с первого ряда.
- Объясните, почему на конце одних существительных вы написали Ь, а на других нет?
2) - Следующее упражнение 55. Будете выполнять в парах. Ваша задача подобрать к каждому существительному антоним, в котором встретится новая орфограмма.
- Вспомним, что такое антоним?
- Запишите слова парами.
- Итак, какие слова – антонимы вы подобрали?
VI. Рефлексия.
- А теперь давайте поиграем. Игра «Четвертый лишний».
- У вас на партах лежат карточки. в каждой группе слов есть лишнее, найдите его, обоснуйте свой ответ.
Карандаш…, плащ…, мыш…, шалаш…
Кирпич…, мелоч…, ноч…, доч…
Туш…, ключ…, вещ…, печ…
Грач…, помощ…, палач…, калач…
VII. Итог урока.
- Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?
- Продолжи фразы:
- До этого урока я не знал(а)…
- Теперь я знаю…
- Могу…
- На уроке я работал(а)…
- Моё настроение…
- Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Мягкий знак на конце имен существительных после букв, обозначающих шипящие звуки»
Цель: познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака на конце существительных женского рода после букв, обозначающих шипящие звуки.Задачи:Расширять знания учащихся о функциях мягкого зн...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс...
Урок русского языка на тему "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих "
Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихЦель: формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода....
Урок русского языка по теме "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих". 2 класс. УМК "Школа России"
Тема: Мягкий знак на конце имён существительных после шипящихТип урока: открытие новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён сущест...
Конспект урока по русскому языку по теме Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих
Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" (3 класс)...
Карточка по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"
Учащимя предлагается вставить пропущенные буквы, пользуясь правилом....