Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока по русскому языку на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_urok_myagkiy_znak_na_kontse_im.sushch._posle_ship.doc26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих».

Тип урока: открытие нового знания

Цель: познакомить с новой ролью мягкого знака как показателя женского рода имён существительных.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с новой орфограммой "Правописание мягкого знака после шипящих" на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;

Личностные:  понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; разрешать проблемные ситуации; реально оценивать свои успехи в освоении языка; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру.

Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2  часть, презентация.


Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Деятельность учащихся

УУД

1

Орг.Момент

Словесный: Слово учителя

2 мин

Здравствуйте ,ребята!

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Присаживайтесь.

Слушать учителя.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

2

Мотивационный

Актуализация знаний

Практический:

Выписывание слов-отгадок

Определение рода им.сущ.

Практический:

Наблюдение над словом.

8

мин

- С чего начнём работу? (с минутки чистописания)

- С какой целью её проводим? (тренируемся писать правильно, красиво)

- Какую букву вы прописывали на прошлом уроке?                           - Пропишите следующую букву в алфавите, можете добавлять разные элементы.

- Возьмите зеленый карандаш или ручку и подчеркните самую красивую букву.

- Расскажите, что вы знаете о имени существительном?

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Укажите род им.сущ..

1) Четыре брата

Под одной шапкой живут. (Стол – м.р.)

2) Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч – м.р.)

3) Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб

Поломала зуб, зуб. (Пила – ж.р.)

4) Висит, болтается,

Всяк за него хватается. (полотенце – с.р.)

5) Два братца пошли в воду купаться,

А третий на берегу валяется. (ведро, коромысло – с.р.)

6) Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (календарь – м.р.)

Догадайтесь, какие буквы пропущены?

Сем..я, приятел.., луч.., в..юга, крыл..цо, реч.., ден.. .

-Что заметили общего в написании слов? (В этих словах есть мягкий знак).

- А что это за буква "ь знак"?

- Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).

- Зачем же она тогда нужна в русском языке?

- Давайте определим роль мягкого знака в словах:

семья, вьюга (разделяет согласный и гласный);

приятель, крыльцо, день (смягчает согласный);

Обобщение: ь знак может выполнять в словах 2 работы:

- указывать на мягкость предыдущего согласного;

- разделять согласный и гласный.

- В какую группу вы поставите слово “речь”? Почему?

- Для чего в нем пишется ь знак?

- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, глухой, непарный).

- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком? (да)

- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч']?(Нет).

- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже. (ь знак в этом слове не указывает на мягкость, [ч'] и без него мягкий).

- Это какая-то новая работа ь знака.

- Что вы можете сказать о написании слова “луч”? (Тоже на конце мягкий согласный, но мягкого знака нет). Может допущена ошибка?

- Давайте сформулируем тему и цели нашего урока.

-Что мы должны узнать? (почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака.)

- Тема нашего урока «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.»

Отвечать на вопросы

Писать букву с элементами

Отгадывать загадки

Выписывать слова, определять род

Наблюдать над словами

Отвечать на вопросы

Делать вывод

Выявлять тему и цели урока

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы, строят речевые высказывания.

П:  Ориентация в собственной системе знаний.

К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности;

3

Постановка учебной задачи и ее решение

Практический:

Работа с учебником, с упражнениями

10

мин

 - Мы должны провести небольшое исследование.

- Сейчас будем работать в парах. У каждого на парте лежит карточка с заданием. Прочитайте задание. (прил.1)

- Кому не понятно задание?

- Приступайте к выполнению.

- В парах посмотрите, какой вывод сделал ваш сосед и обобщите.

- Какой делаем вывод? (Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется.)

-Какова же работа ь знака в эти словах? (Грамматическая, он указывает на род). Есть ь знак после шипящего - ж. р. Нет ь знака после шипящего - м. р.

- Давайте проверим, правы ли мы с вами. Что об этом говорит наш учебник? Откройте учебник на стр. 31. Прочитайте правило.

- Верно ли мы сделали вывод? (да). Молодцы! Мягкий знак на конце им.сущ. после шипящих – это орфограмма.

 

Работать со  словами

Делать вывод совместно с соседом

Читать правило

Делать вывод

К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания.

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

4

Физ.минутка

1 мин

- Давайте теперь встанем  и немного разомнемся.

Выполнять действия.

Л: установка на ЗОЖ.

5

Решение частной задачи

Словесный: беседа

Практический:

Фронтальная проверка

Работа в парах

15 мин

 - Выполним упр. 52. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

- Прочитайте первую пословицу. Как вы ее понимаете?

- Объясните написание выделенных слов.

- Почему в слове речь на конце пишется мягкий знак? (ж.р.) и т.д.

- Следующее упражнение 53. Выполните самостоятельно, а затем проверим. Обязательно укажите род им. сущ. Подчеркните изученные орфограммы.

- Давайте проверять. Начинаем по цепочке с первого ряда.  

- Объясните, почему на конце одних имен сущ. вы написали Ь, а на других нет?

- Хорошо, молодцы!

- Следующее упражнение 55. Будете выполнять в парах. Ваша задача подобрать к каждому им. сущ. антоним, в котором встретиться новая орфограмма.

- Давайте вспомним, что такое антоним?

- Запишите слова парами.

- Итак, какие слова-антонимы вы подобрали?

Объяснять пословицы

Работать с упражнением

Отвечать на вопросы

Работать в парах  

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.

К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания.

7

Итог урока. Рефлексия.

Словес.:

ответы на вопросы

4 мин

- Давайте вспомним, как называется тема нашего урока?

-Какие цели мы ставили в начале урока? (узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется, познакомиться с новой ролью мягкого знака).

-Кто достиг этих целей?

- В каких случаях в им.сущ., оканчивающихся на шипящий пишется мягкий знак, а  в каких нет?

- Молодцы! Запишите домашнее задание: повторять все, про имя сущ-е.

- Урок окончен, готовимся к следующему уроку.

Подводить итоги.

Отвечать на вопросы.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.

Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....

Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)

План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....

Конспект урока по русскому языку. Тема: " Мягкий знак на конце существительных после шипящих."

Самоанализ урока русского языка в  классеУМК «Перспектива»Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» Дата проведения: 21.01.20 годКласс...

Методическая разработка урока Русский язык. Тема "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"

Русский язык Тема: "Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих"...