ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Секреты русского языка 2А
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

"Секреты русского языка" 2А

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Секреты русского языка52.09 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 15» 

________________________________________________________________________________________

ОКПО 28931823, ОГРН 1037739321817, ИНН/КПП 7728013054/772801001

117246, г. Москва, ул. Херсонская, д.27А, тел/факс (495) 331-54-66, 331-56-11, e-mail: 15@edu.mos.ru
________________________________________________________________________________________

«ПРИНЯТО»

на заседании

Педагогического совета № _____

«_____» августа 2024 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № _________ от _____________

Директор ГБОУ Школа № 15

_____________________ Е.В. Волгина

«____» августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

Секреты русского языка 2А

Направленность программы: социально-гуманитарная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающегося: 7-9 лет

Срок реализации программы: 9 мес.

Количество часов в год: 37

Педагог, реализующий программу:

Горбачева Ольга Леонидовна

                                                                   

                 

Москва, 2024

  1. Пояснительная записка

Направленность программы – социально-гуманитарная.

Уровень программы – ознакомительный.

Актуальность программы – русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. В системе дополнительного образования курс «Секреты русского языка» является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности он обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Данная программа обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры. Данный курс является дополнением к основному курсу русского языка. Государственный образовательный стандарт предполагает получение обучающимися устойчивых знаний в области фонетики, лексики, словообразования, морфологии и, конечно же, орфографии.

Педагогическая целесообразность программы – Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики обучающиеся могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Секретам русского языка» сможет пробудить у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Данная Программа развивает умение рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении русского языка и других школьных предметов.

Цель программы – показать обучающимся, что грамматика – не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие в мир русского языка.

Задачи программы:

  1. развитие интереса к русскому языку;
  2. приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  3. развитие мотивации к изучению русского языка;
  4. развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  5. формирование и развитие разносторонних интересов, культуры мышления;
  6. развитие умения пользоваться разнообразными словарями, в работе с книгой.

Отличительные особенности программы – Отличительная особенность данной образовательной программы заключается в том, что она позволяет показать детям, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Секреты русского языка» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи детей, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у детей этических норм речевого поведения.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развивать у обучающихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям детей 7-9 лет и предоставляет возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.

Категория обучающихся – дети 7-9 лет.

Срок реализации программы – 9 месяцев с 04 сентября 2024г. по 28 мая 2025г.

Объём (общее количество учебных часов) программы – 37 часов.

Формы организации образовательной деятельности:

  • написание сочинения-рассуждения (описания, повествования);
  • составление обобщающих таблиц, алгоритмов, кроссвордов;
  • участие в конкурсах на лучшую творческую работу;
  • дискуссии по актуальным проблемам словообразования и правописания;
  • самостоятельная работа, работа в парах и мини-группах.

Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие орфографической зоркости.

Режим занятий – занятия проводятся один раз в неделю – 1 час (60 мин).

Планируемые результаты:

Обучающийся научится:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному педагогом плану;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате коллективной работы и педагога;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других, пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться в группах совместно с педагогом о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  1. Содержание программы

Учебный (тематический) план

Тема

Количество часов

Теория  

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Техника безопасности

0,5

0,5

1

2

Наша речь

1

1

2

3

Текст

1

1

2

4

Предложение

1

3

4

5

Слова, слова, слова...

1

5

6

6

Звуки и буквы. Техника безопасности (повторный инструктаж)

2,5

10,5

13

7

Части речи

1

7

8

8

Итоговый контроль

0

1

1

Итого:

8

29

37

Содержание учебного (тематического) плана

Вводное занятие – 1 ч

Техника безопасности (вводный инструктаж). Знакомство с планом работы объединения. Входной контроль (собеседование с целью определения уровня знаний, умений и навыков).

Наша речь – 2 ч

Великий русский язык. Дорога к письменности. Значение языка и речи в жизни людей. Наблюдение за особенностями речи. Устная, письменная речь и речь про себя. Работа с памяткой: «Как научиться правильно списывать предложение». Культура речевого общения. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать их в речи. Составлять по рисункам диалог и монолог. Соблюдать в речи правила речевого этикета. Наблюдать над этимологией слов «диалог», «монолог».

(Беседа, практическая работа)

Текст – 2 ч

Признаки текста. Построение текста. Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Тайны русского языка. Развитие речи. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста, выбирать соответствующую задаче часть. Передавать устно содержание прочитанного текста.

(Беседа, практическая работа)

Предложение – 4 ч

В мире предложений. Отличать предложение от группы слов. Границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространенные предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции. (Беседа, практическая работа)

Слова, слова, слова… – 6 ч

Как рождаются слова. Сколько слов Вы знаете? Крылатые слова и выражения. Определять значение слова по толковому словарю. Классифицировать слова по тематическим группам. Заимствованные слова. Слова пришельцы. Работать с толковым и орфографическим словарями. О словах разнообразных, одинаковых и разных. Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Всё растёт из корня. Рисуем дерево из однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Словари – кладовые слов. Работа со словарями. (Беседа, практическая работа)

Звуки и буквы – 13 ч

Техника безопасности (повторный инструктаж). Путешествие в страну Звуков и Букв. Буквы всякие важны, буквы всякие нужны. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Тайна фонемы. Различать звуки и буквы. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять качественную характеристику звука. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Коварные словарные слова. Опасные согласные. Определять безударный гласный звук в слове. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Звонкие и глухие «двойняшки». Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание. Старые знакомые Ъ и Ь. Орфографические головоломки. Почему мы так пишем? Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Как «справиться со сложными словами»? Проект «Колдовство букв». Участвовать в презентации выполненной работы. Правописание буквосочетаний. Способы проверки написания букв. Решение орфографических задач.

(Беседа, практическая работа)

Части речи – 8 ч

Путешествие в мир имени существительного. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Глаголы-труженики. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. В мире прилагательных. Волшебный клубок знаний. Всё о местоимениях. Различать местоимения и имена существительные. Предлоги – наши помощники. Проект «Путешествие в страну русского языка» Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию о словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых требуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий.

(Беседа, презентация, практическая работа, работа над проектом)

Итоговый контроль – 1 ч

  1. Формы аттестации и оценочные материалы

Цель аттестации – выявление исходного, промежуточного и итогового уровня развития творческих знаний, практических умений и навыков, соответствие прогнозируемым результатам дополнительной общеразвивающей программы «Секреты русского языка».

Содержание аттестации:

Виды контроля:

  • входной контроль (проводится в начале учебного года в виде собеседования с целью определения уровня знаний, умений и навыков);
  • промежуточный контроль (определяет уровень практической подготовки и качества усвоение обучающимися учебного материала по итогам учебного периода);
  • итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы).

Формы аттестации и оценочные материалы:

  • собеседование;
  • тест-игра за истекший период (конец I полугодия, конец года);
  • итоговое тестирование.

Критерии оценки результативности обучения

Уровень усвоения Программы

Результат

Минимальный уровень

Обучающийся не приобрел предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений, навыков: не усвоил осмысленное чтение текстов, выполняет задания при помощи взрослого, путает названия понятий, плохо ориентируется в предлагаемом материале, определяет типы текстов, их тему, главную мысль при помощи педагога, не определяет на слух парный по звонкости-глухости согласный звук.

Базовый уровень

Обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале: умеет ориентироваться в прелагаемых заданиях, распознаёт части речи, ориентируется в терминологии, составляет тексты заданного типа при помощи взрослого и самостоятельно.

Повышенный уровень

Обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому предмету. Выполняет программу: имеет начальные представления об истории возникновения русского языка, сравнивает и классифицирует слова и предложения, тексты, выдвигает гипотезу и проверяет её опытным путём, стремится к дополнительным занятиям.

Творческий уровень

Обучающийся выполняет программу. Дополнительно самостоятельно занимается. Проявляет ярко выраженные способности к изучаемому предмету.

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы

  1. Помещение для занятий (кабинет № 22)
  2. Оборудование (мебель, аппаратура: ноутбук, проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала)
  3.  Образцы работ
  4. Методические пособия
  5. Методическая литература

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

  1. Дидактические игры, пособия к занятиям
  2. Мультимедийное оборудование, компьютер
  3. МЭШ

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования

Дидактическое обеспечение

  1. Дидактические игры
  2. Демонстрационные пособия

Методическое обеспечение

  1. ГМЦ. Методическое пространство.  Примерные дополнительные общеразвивающие программы.
  2. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных и развивающих программ.
  3. Нормативно-правовая документация.

Список литературы

  1. Барылкина Л.П. Русский язык. Тесты, проверочные работы, мини-диктанты. 1-4 классы. – М.: 2017
  2. Дорофеева Г.В. Все виды разбора по русскому языку. – М.: ЭСКМО, 2011
  3. Кузнецова М.И. Учебно-справочные материалы для 1-4 классов. Русский язык. – М.: Просвещение, 2011
  4. Никифорова В.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. – М.: «ВАКО», 2013.
  5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. – М.: Просвещение, 2019 г.
  6. Рацкая Г.В. Олимпиадные задания, 1-2 класс. – Самара, Учебная литература: 2018
  7. Ушакова О.Д. Все виды разбора по русскому языку 1-4 классы. – М.: Литера, 2010 г.
  8. Фёдорова Т.Л. Правила и упражнения по русскому языку 1-4 классы. – М.: ЮНВЕС, 2010 г.

Интернет-ресурсы

  1. Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
  2. Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.edu.ru/p1.html
  3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  4. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
  5. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
  6. Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования http://ndce.edu.ru
  7. «Учительская газета» http://www.ug.ru
  8. Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru
  9. Газета «Начальная школа» http://nsc.1september.ru
  10. Издательство «Баласс» www.school2100.ru
  11. edu.ru - ресурсы портала для общего образования
  12. school.edu - «Российский общеобразовательный портал». Каталог интернет-ресурсов: дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение; педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные источники.

Приложение 1

Календарный (тематический) план

Дата

проведения

занятия

Кол-во

часов

Тема занятия

Форма

проведения

занятия

Место

проведения занятия

1

04.09.24.

1

Техника безопасности (вводный инструктаж). Вводное занятие. Входной контроль

Комплексное занятие. Опрос

ШК 1

Каб. №22

2

11.09.24.

1

Великий русский язык. Дорога к письменности

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

3

18.09.24.

1

Культура речевого общения

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

4

25.09.24.

1

Признаки текста. Построение текста

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

5

02.10.24.

1

Тайны русского языка. Развитие речи

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

6

09.10.24.

1

В мире предложений

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

7

16.10.24.

1

Главные и второстепенные члены предложения

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

8

23.10.24.

1

Распространённые и нераспространённые члены предложения

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

9

30.10.24.

1

Коллективное составление рассказа по репродукции. Развитие речи

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

10

06.11.24.

1

Как рождаются слова

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

11

13.11.24.

1

Заимствованные слова. Слова пришельцы

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

12

20.11.24.

1

О словарях разнообразных, одинаковых и разных

Комплексное занятие

ШК 1

Каб. №22

13

27.11.24.

1

Всё растёт из корня. Рисуем дерево из однокоренных слов

Комплексное занятие

ШК 1

Каб. №22

14

04.12.24.

1

Словари – кладовые слов

Комплексное занятие

ШК 1

Каб. №22

15

11.12.24.

1

Путешествие в страну Звуков и Букв

Комплексное занятие

ШК 1

Каб. №22

16

18.12.24.

1

Буквы всякие нужны, буквы всякие важны...

Комплексное занятие

ШК 1

Каб. №22

17

25.12.24.

1

Промежуточный контроль. Тайна Фонемы

Изучение нового. Контроль

ШК 1

Каб. №22

18

15.01.25.

1

Техника безопасности (повторный инструктаж). Ударение над гласной может сделать букву ясной

Практическое занятие

ШК 1

Каб. №22

19

22.01.25.

1

Коварные словарные слова. Опасные согласные

Практическое занятие

ШК 1

Каб. №22

20

29.01.25.

1

Звонкие и глухие «двойняшки»

Комплексное занятие

ШК 1

Каб. №22

21

05.02.25.

1

Старые знакомые ь и ъ

Практическое занятие

ШК 1

Каб. №22

22

12.02.25.

1

Орфографические головоломки. Почему мы так пишем?

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

23

19.02.25.

1

Как «справиться» со сложными словами?

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

24

26.02.25.

1

Проект «Колдовство букв»

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

25

05.03.25.

1

Правописание буквосочетаний

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

26

12.03.25.

1

Способы проверки написания букв

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

27

19.03.25.

1

Решение орфографических задач

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

28

26.03.25.

1

Путешествие в мир имени существительного

Практическое занятие

ШК 1

Каб. №22

29

02.04.25.

1

Путешествие в мир имени существительного

Практическое занятие

ШК 1

Каб. №22

30

09.04.25.

1

Глаголы-труженики

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

31

16.04.25.

1

Глаголы-труженики

Закрепление изученного

ШК 1

Каб. №22

32

23.04.25.

1

В мире прилагательных

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

33

30.04.25.

1

В мире прилагательных

Закрепление изученного

ШК 1

Каб. №22

34

07.05.25.

1

Волшебный клубок знаний

Комплексное занятие

ШК 1

Каб. №22

35

14.05.25.

1

Всё о местоимениях

Изучение нового

ШК 1

Каб. №22

36

21.05.25.

1

Предлоги – наши помощники

Закрепление изученного

ШК 1

Каб. №22

37

28.05.25.

1

Итоговый контроль. Проект «Путешествие в страну русского языка»

Контроль

ШК 1

Каб. №22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Английский язык", возраст учащихся 6-8 лет

Данная дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе УМК «Английский в фокусе – Starter». Принципы, положенные в основу обучения английскому языку в данном УМК, во многом совпадают с п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Русский язык с увлечением»

Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 3 классов.На проведение занятий  отводится 34 часа -1 час в неделю.Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у млад...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Русский язык»

Курс “Русского  языка ” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать началь...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по русскому языку 1-4 класс

Русский язык отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно - выразительных средств, стилистическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты русского языка»

Закрепить школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка,  расширить свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Английский язык в фокусе для начинающих" (2019-2020)

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа  "Английский язык в фокусе для начинающих" развивает коммуникативные способности, навыки сотрудничества и успешной адаптаци...