Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты русского языка»
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Закрепить школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, расширить свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЖОГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР: ______ /В. И. Визе/ «____»________2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: _________ /М.П. Елтратов/ «_____»_________2022 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Секреты русского языка»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст учащихся: 8 лет
Срок реализации: 1 год (36 часов в год)
Автор-составитель:
Дивакова Анастасия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Джогино 2022 г.
Информационная карта образовательной программы
1. | Образовательная организация | МКОУ Джогинская средняя общеобразовательная школа) |
2. | Полное название программы | Дополнительная общеразвивающая программа «Секреты русского языка» |
3. | Направленность программы | социально-гуманитарная |
4. | Сведения о разработчиках | |
4.1. | ФИО, должность | Дивакова Анастасия Сергеевна, педагог дополнительного образования |
5. | Сведения о программе: | |
5.1. | Срок реализации | 1 год, 1 год обучения – 34ч. |
5.2. | Возраст обучающихся | 8 лет |
5.3. | Характеристика программы: - тип программы - вид программы - принцип проектирования программы - форма организации содержания и учебного процесса | дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающая |
5.4. | Цель программы | Закрепить школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, расширить свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. |
6. | Формы и методы образовательной деятельности Формы: учебное, практическое занятие, занятие презентация, самостоятельная работа, творческая работа, выставка, открытое занятие. Методы: словесные, практические, наглядные, контроль и самоконтроль, стимулирования и мотивации, инструктивно-репродуктивный, наблюдения. | Методы обучения, в основе которых лежат способы организации занятий как: Словесный, наглядный, практический Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: Объяснительно-иллюстративный. репродуктивный, частично-поисковый исследовательский Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия: Фронтальный, индивидуально – фронтальный, индивидуальный |
7. | Формы мониторинга результативности | Проектная деятельность, тестирование, практическая работа, участие в конкурсах , школьного, муниципального, республиканского и др. уровней, |
8. | Результативность реализации программы | |
9. | Дата утверждения и последней корректировки программы | |
10. | Рецензенты |
Оглавление
Раздел 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1. Титульный лист программы ..............................................................................
1.2. Информационная карта образовательной программы ....................................
1.3. Оглавление ..........................................................................................................
1.4. Пояснительная записка . ………………………………………………..............
1.6. Учебный (тематический) план
1 год обучения ………… ………………........................................................
1.7. Содержание учебной программы
1 год обучения ………….……………………………….............................................
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Организационно-педагогические условия реализации программы..................
2.2. Формы аттестации (контроля)................................................................................
2.3. Список литературы, используемый для составления программы......................
Пояснительная записка.
Направленность (профиль) программы – социально-гуманитарная.
Нормативно-правовое обеспечение программы – Дополнительная общеразвивающая программа «Секреты русского языка» составлена на основе:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
4. Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. (Утверждена Распоряжением Правительства РФ № 1726-р 4 сентября 2014 г.);
5. Письмо Министерства образования РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Рабочая программа курса по русскому языку «Секреты русского языка» (в соответствии с ФГОС) составлена на основе рабочей программы «Русский язык» Канакина В,П,., Горецкий В.Г., Бойкина М.В., Дементьева М.Н. и др. – М.: «Просвещение», 2018г. .
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “секреты”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Секреты русского языка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Секретам русского языка” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий в программе используются разнообразные виды работ: игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
· развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
· приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
· воспитание культуры обращения с книгой;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Место курса «Секреты русского языка» в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю (36 часов в год), во 2 классе
Содержание программы
Один год обучения, 36 часов
- Наша речь и наш язык – 2 часа;
- Текст – 3часа;
- Предложение и словосочетание – 1 час;
- Слово и его значение –2 часов;
- Состав слова – 1 час;
- Фонетика и графика – 10 часов;
- Орфоэпия – 6 часа;
- Орфография – 3 часа.
- Морфология- 6 часов
- Наша речь и наш язык
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента.
2. Текст
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
3. Предложение и словосочетание
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.
4. Слово и его значение
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
5. Состав слова
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.
6. Части речи
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.
7. Фонетика и графика
Расширение знаний о буквах и звуках. Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией.
8. Орфоэпия
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия. Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
9. Орфография
Формировать орфографической зоркости. Использование разных принципов правописания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Планируемые результаты.
2-й класс
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Основные требования к знаниям и умениям
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2 – го класса
Обучающиеся будут знать:
- значение слов «лексика», «фонетика», «орфоэпия», «орфография» и другие термины;
- лексические значения многих слов.
- о роли энциклопедических и лингвистических и других словарей русского языка.
Будут уметь:
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- использовать элементы рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям;
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
2022-2023 учебный год
36 часа в год
1 час в неделю
№ п/п | Тема урока. | Всего часов | Дата план | Дата факт | ||
Теория | Практика | |||||
1 | Как возникла наша письменность? | 1 | 1 | |||
2 | Как обходились без письма? | 1 | 1 | |||
3 | Древние письмена. | 1 | 1 | |||
4 | «Я вам пишу…». Какие они –эти письма? | 1 | 1 | |||
5 | Родной язык! Он с детства мне знаком. | 1 | 1 | |||
6 | Меня зовут Фонема. | 1 | 1 | |||
7 | Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | 1 | |||
8 | «Ошибкоопасные» места. | 1 | 1 | |||
9 | Тайны фонемы. | 1 | 1 | |||
10 | «Фонемы повелевают буквами». | 1 | 1 | |||
11 | Опасные согласные. | 1 | 1 | |||
12 | На сцене гласные. | 1 | 1 | |||
13 | Когда ь пишется, а когда не пишется? | 1 | 1 | |||
14 | Ваши старые знакомые. | 1 | 1 | |||
15 | Правила о непроизносимых согласных. | 1 | 1 | |||
16 | Занимательная орфография. | 1 | 1 | |||
17 | Волшебное средство – «самоинструкция». | 1 | 1 | |||
18 | Строительная работа морфем. | 1 | 1 | |||
19 | Где же хранятся слова? | 1 | 1 | |||
20 | Поговорим о всех приставках сразу. | 1 | 1 | |||
21 | Слова – родственники. | 1 | 1 | |||
22 | Кто командует корнями? | 1 | 1 | |||
23 | «Не лезьте за словом в карман!» | 1 | 1 | |||
24 | «Пересаженные» корни. | 1 | 1 | |||
25 | Занимательная морфология. | 1 | 1 | |||
26 | Из истории происхождения русских фамилий. | 1 | 1 | |||
27 | Словари- наши друзья и помощники. | 1 | 1 | |||
28 | Устаревшие слова. | 1 | 1 | |||
29 | Слова XX века. | 1 | 1 | |||
30 | Крылатые выражения в русской речи. | 1 | 1 | |||
31 | Волшебные слова нашей речи. | 1 | 1 | |||
32 | Что такое культура речи? | 1 | 1 | 1 | ||
33 | В мире мудрых мыслей. | 1 | 1 | |||
34 | Язык- зеркало нашей души. | 1 | 1 | |||
35-36 | Повторение. Резервные часы. | 2 | 2 | |||
Итого: | 36 ч. | 6 ч. | 30 ч. |
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· занимательность;
· научность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· доступность;
· связь теории с практикой;
· индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы подведения итогов реализации программы:
Виды аттестации | Формы оценки результативности | Срок проведения |
Промежуточная аттестация | Диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся . Формы – выступление на концертах, тестирования, открытые мероприятия для родителей и учителей. | за 1 год: декабрь 2021 г., май 2022 г. |
Итоговая аттестация | Оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе. Формы – тестирование, открытое мероприятие для родителей и учителей, выступление на концертах. | май 2022 г. |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Организационно-педагогические условия реализации программы
Помещение : учебный кабинет для проведения групповых и индивидуальных учебных занятий площадью. В кабинете имеются 14 мест для обучающихся, уголок объединения, сменная выставка работ обучающихся, накопительные папки, литературы, «Наши достижения», «Наше творчество».
Информационно-коммуникативные средства:
• Персональный компьютер.
• Мультимедийный проектор.
• Интерактивная доска.
Экранно – тематические пособия:
• Презентации, диски
Интернент – ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Детские электронные презентации. – Режим доступа : http://www.viki.rdf.ru
Обеспечение программы методическими видами продукции
• наглядные пособия;
• изделия народных промыслов;
• традиционные предметы домашнего обихода;
• национальные костюмы;
• фото, аудио, видеоматериалы;
• словари русского языка;
• энциклопедии.
• таблицы правил орфограмм;
• карточки чистописания.
А также: посещение библиотеки, музея, встречи с интересными людьми.
Педагогические методы, используемые при проведении занятий:
• репродуктивный (объяснительный)
• иллюстративный (наглядные пособия, схемы, иллюстрации);
• продуктивный (практические занятия)
• поисково-творческий (доклады, беседы, сообщения)
• проблемное усвоение материала (теоретическое объяснение)
2.2. Формы аттестации (контроля)
Главным результатом реализации программы является талантливость, способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата.
Для отслеживания результатов реализации программы не применяется оценочная система, а учитываются творческие успехи детей. Результатом занятий могут быть:
– итоговые выставки изделий художественного и декоративно-прикладного творчества (вышитые салфетки, изделия с образцами национальных орнаментов, рисунки на национальную тематику, изготовленные национальные игрушки);
– участие в муниципальных, региональных и всероссийских творческих конкурсах и фестивалях;
– театрализованные представления;
– подготовка и защита проектных работ;
- педагогическое наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование
Виды аттестации | Формы аттестации |
Промежуточная аттестация | Диагностика уровня ключевых, метапредметных и предметных компетенций учащихся . Формы – тестирование, защита проектов, собеседование, анкетирование, участие в конкурсах школьного, муниципального и др. уровней, |
Итоговая аттестация | Оценка качества обученности учащихся по завершению обучения по образовательной программе Формы – открытое занятие для педагогов и родителей, концертное выступление, защита проектов, творческий отчет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты математики»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Секреты математики»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательный русский язык»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по английскому языку
В рабочей программе представлены цели и задачи программы, ее актуальность, форма и режим занятий, планируемые результаты освоения программы, содержание пргграммы, учебно-тематическое планирование, фор...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Русский язык с увлечением»
Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 3 классов.На проведение занятий отводится 34 часа -1 час в неделю.Цель курса: расширить, углубить и закрепить у млад...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Русский язык»
Курс “Русского языка ” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать началь...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по русскому языку 1-4 класс
Русский язык отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно - выразительных средств, стилистическ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Язык мой – друг мой».
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Содержание и методы обучения кружка соде...