Отчет по самообразованию по теме: «Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников»
материал по русскому языку
Отчет учителя начальных классов Шишовой Анны Евгеньевны по самообразованию по теме: «Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет
учителя начальных классов
Шишовой Анны Евгеньевны
по самообразованию
по теме: «Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников»
В 2024-2025 году вышеобозначенная тема была выбрана с целью выявить и доказать эффективность педагогических условий формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка.
Для реализации данной цели были выделены следующие задачи:
- Провести анализ лингвистической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме формирования орфографических навыков у младших школьников.
- Определить условия формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка.
- Исследовать уровень сформированности орфографических навыков у младших школьников.
- Разработать экспериментальную методику и доказать её эффективность при формировании орфографических навыков на уроках русского языка.
Проблема, которая заставила выбрать эту тему, заключается в низкой орфографической грамотности учащихся. Недостаточность соответствующих умений выступает главной причиной орфографических ошибок.
Теория:
Некоторые эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников:
- Грамматико-орфографический разбор. Подразумевает поиск в записанном тексте всех «опасных мест» и объяснение их.
- Списывание. Создание в письменной форме зрительно воспринимаемого образа в момент написания слова, предложения, рассказа.
- Диктант. Запись услышанного слова, предложения, текста. Например, предупредительный диктант, когда школьники объясняют услышанные орфограммы перед записью текста, а затем записывают.
- Самодиктант. Учащиеся запоминают текст, воспринятый зрительно или на слух, и затем пишут его самостоятельно.
- Устный диктант. Учитель называет слова с изучаемой орфограммой или слова из словаря, а учащиеся показывают правильные буквы карточками из набора букв или пальчиковой азбукой.
- Лексико-орфографические упражнения. Подразумевают работу над семантикой орфографически разбираемого слова. Например, работа со словарями, где учащиеся могут не только посмотреть написание слова, но и уточнить его значение.
- Работа с перфокартами. Помогает повысить внимание школьников на заданное правило и проверить знания в заданной области орфографии.
- Приёмы мнемоники. Улучшают запоминание трудных слов и увеличивают объём памяти за счёт создания искусственных ассоциаций.
Возможность применения:
В качестве диагностики был разработан тест, направленный на выявление уровня сформированности следующих орфографических умений:
-умение обнаруживать орфограммы в тексте;
-умение определять тип орфограммы;
-умение применять орфографические правило;
-умение контролировать орфографическую сторону письма.
Источники информации:
- Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку[Текст] / Л.И. Айдарова. – М.: Педагогика, 1978. – 240 с.
- Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. –1976. – № 4. – С.17
- Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся [Текст] / В.Я. Булохов // Начальная школа. –; № 1. – С.90
- Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку[Текст] / Г.О. Винокур. – М.: Просвещение, 1990. – 492 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Формирование орфографических навыков у младших школьников"
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфог...
Формирование орфографических навыков у младших школьников
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем....
Формирование орфографических навыков у младших школьников
тема по самообразованию...
Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка.
Методические материалы...
Программа практической части ВКР на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников".
В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...
Программа практической части ВКР по теме «Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников».
В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...
Алгоритмизация как один из способов формирования орфографических навыков у младших школьников
Алгоритмизация как один из способов формирования орфографических навыков у младших школьников...