Отчет по самообразованию по теме: «Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников»
материал по русскому языку

Шишова Анна Евгеньевна

Отчет учителя начальных классов Шишовой Анны Евгеньевны по самообразованию по теме: «Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

учителя начальных классов

Шишовой Анны Евгеньевны

по самообразованию

по теме: «Эффективные способы и приемы формирования орфографических навыков у младших школьников»

В 2024-2025 году вышеобозначенная тема была выбрана с целью выявить и доказать эффективность педагогических условий формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка.

Для реализации данной цели были выделены следующие задачи:

  1. Провести анализ лингвистической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме формирования орфографических навыков у младших школьников.
  2. Определить условия формирования орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка.
  3. Исследовать уровень сформированности орфографических навыков у младших школьников.
  4. Разработать экспериментальную методику и доказать её эффективность при формировании орфографических навыков на уроках русского языка.

Проблема, которая заставила выбрать эту тему, заключается в низкой орфографической грамотности учащихся. Недостаточность соответствующих умений выступает главной причиной орфографических ошибок.

Теория:

Некоторые эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников:

  • Грамматико-орфографический разбор. Подразумевает поиск в записанном тексте всех «опасных мест» и объяснение их.
  • Списывание. Создание в письменной форме зрительно воспринимаемого образа в момент написания слова, предложения, рассказа.
  • Диктант. Запись услышанного слова, предложения, текста. Например, предупредительный диктант, когда школьники объясняют услышанные орфограммы перед записью текста, а затем записывают.
  • Самодиктант. Учащиеся запоминают текст, воспринятый зрительно или на слух, и затем пишут его самостоятельно.
  • Устный диктант. Учитель называет слова с изучаемой орфограммой или слова из словаря, а учащиеся показывают правильные буквы карточками из набора букв или пальчиковой азбукой.
  • Лексико-орфографические упражнения. Подразумевают работу над семантикой орфографически разбираемого слова. Например, работа со словарями, где учащиеся могут не только посмотреть написание слова, но и уточнить его значение.
  • Работа с перфокартами. Помогает повысить внимание школьников на заданное правило и проверить знания в заданной области орфографии.
  • Приёмы мнемоники. Улучшают запоминание трудных слов и увеличивают объём памяти за счёт создания искусственных ассоциаций.

Возможность применения:

В качестве диагностики был разработан тест, направленный на выявление уровня сформированности следующих орфографических умений:

-умение обнаруживать орфограммы в тексте;

-умение определять тип орфограммы;

-умение применять орфографические правило;

-умение контролировать орфографическую сторону письма.

Источники информации:

  1. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку[Текст] / Л.И. Айдарова. – М.: Педагогика, 1978. – 240 с.
  2. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. –1976. – № 4. – С.17
  3. Булохов, В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся [Текст] / В.Я. Булохов // Начальная школа. –; № 1. – С.90
  4. Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку[Текст] / Г.О. Винокур. – М.: Просвещение, 1990. – 492 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование орфографических навыков у младших школьников"

Главным в  обучении  правописанию  является орфографическое  правило, его  применение, т. е.  решение  орфографической  задачи. Однако  решение  орфог...

Формирование орфографических навыков у младших школьников

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем....

Программа практической части ВКР на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников".

В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...

Программа практической части ВКР по теме «Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников».

В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...

Алгоритмизация как один из способов формирования орфографических навыков у младших школьников

Алгоритмизация как один из способов формирования орфографических навыков у младших школьников...