Алгоритмизация как один из способов формирования орфографических навыков у младших школьников
статья (1 класс)
Алгоритмизация как один из способов формирования орфографических навыков у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritmizatsiya.docx | 835.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Русский язык - язык великого русского народа, один из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, - это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Проблема формирования грамотности в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка и является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении; письменная форма литературного языка отличается от устной формы большей сложностью в своей структуре. Проблема нашей работы, в какой мере использование алгоритмов в процессе обучения орфографии влияет на формирование орфографических навыков. Цель исследования, выявить наиболее эффективные методы, способы, приёмы по формированию и совершенствованию орфографических навыков у младших школьников и проверить их эффективность на практике.
В соответствии с целью квалифицированной работой нами определены следующие задачи:
1. Изучить лингвистическую, психолого-педагогическую и научно - методическую литературу по данной проблеме;
2. Выявить наиболее эффективные приёмы работы по формированию орфографических навыков у младших школьников;
3. Раскрыть сущность орфографического навыка;
4. Определить условия формирования орфографического навыка младшего школьника;
5. Установить зависимость между формированием орфографического навыка и алгоритмизации.
Объектом исследования, являются способы повышения орфографической грамотности младшего школьника.
Предмет исследования: способ алгоритмизации учебного материала и его значение в формировании орфографического навыка младшего школьника.
Гипотеза исследования: при правильной организации процесса формирования орфографических навыков посредством алгоритмизации у учащихся младшего школьного возраста повышается уровень овладения ими орфографией.
В своей работе будем руководствоваться следующими методами: изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме работы; анализ учебных программ и учебников; наблюдение за деятельностью учащихся и учителя в процессе обучения орфографии; беседы с учащимися; анализ продуктов деятельности; опытно- практическая работа в начальных классах по определению эффективных способов применения алгоритмов при изучении орфографии. Практическая значимость исследования заключается в том, что в ходе исследования разработаны и практически апробированы приемы работы над орфографическими ошибками в процессе обучения русскому языку младших школьников, проведена диагностика сформированности орфографического навыка у учащихся младших классов. Орфография в школе – один из важнейших разделов курса русского языка; среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Материал по орфографии не выделен в школе как отдельный самостояте6льный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию, и опирается на него. Орфография в школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике.
Алгоритмизация как один из способов формирования орфографических навыков у младших школьников
Среди способов обучения орфографическим навыкам на современном этапе можно выделить такие эффективные методы как: наблюдение, обучающие диктанты, работа с орфографическим словарем, метод самоанализа, коррекционный метод и др. Особое место в системе методов занимает алгоритмизация. Алгоритмизация может быть прекрасным средством обучения творческому мышлению. Также, алгоритмизация охватывает далеко не весь учебный процесс, а лишь те его компоненты, где она представляется целесообразной. Под алгоритмом обычно понимают точное, общепонятное описание определенной последовательности интеллектуальных операций, необходимых и достаточных для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу. Обучение алгоритмам можно производить по-разному. Л.Н. Ландой предложила, например, давать учащимся алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. А.И. Власенков предложил так организовать учебный процесс, чтобы алгоритмы «открывались» самими учащимися. Обучение алгоритмам не сводится к заучиванию их. Оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это есть творческий процесс. Согласно теории В.П.Беспалько, "основными свойствами алгоритма являются: определенность (простота и однозначность операций); массовость (приложимость к целому классу задач); результативность (обязательное подведение к ответу); дискретность (членение на элементарные шаги)". При обучении орфографии существуют такие разновидности алгоритмов: алгоритмы поиска, которые обеспечивают правильное вычленение грамматических признаков и безошибочное, быстрое выявление в тексте тех мест, где надо применять один из разрешающих алгоритмов; алгоритмы распознавания, которые предписывают, что и как надо делать, чтобы распознать, к какому классу принадлежит данный объект; разрешающие алгоритмы, служащие разграничению сходных написаний и грамматических категорий и форм. Разрешающие алгоритмы строятся по принципу задач с одним или несколькими альтернативными вопросами. Алгоритмы разрешения разнородны по объему: от 3-4 шагов до 30-40 и более. Алгоритм с широким охватом орфографических правил можно назвать обобщающими. Они обобщают серию однородных правил. Основное преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что они помогают с самого начала изучения материала формировать правильные и полные обобщения, учат школьников тому, как наиболее экономно и правильно находить ответ при решении учебно-познавательных задач. Эффективность использования обобщающих алгоритмов в значительной степени определяется их простотой и доступностью, уровнем сходства всех способов описания моделей в общей цепочке: правило - алгоритм - схема устного рассуждения образцы устного рассуждения графическая фиксация умственных действий при мотивировке орфограмм. Все эти действия оказывают эффективное воздействие лишь в комплексе, поэтому "опора только на образцы обоснования орфограмм или только на схемы алгоритмических предписаний, заметно снижает эффективность обучения рациональным приемам применения знаний". В обучения орфографии наиболее часто применяются модели дихотомического алгоритма - в форме дерева признаков с альтернативными ответами: «да» - «нет». Используя дихотомические алгоритмы, ученик мысленно продвигается сверху вниз, постепенно осуществляя операции выбора из двух возможных вариантов: "да" или "нет", и таким образом приходит к правильному выводу о написании искомой орфограммы. Реже используются модели политомических алгоритмов, которые выполняют функции как распознающих, так и разрешающих предписаний. Эти модели очень полезны при формировании умений и навыков.
Дихотомическая модель построенная на материале орфографической темы - "Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных".Использование дихотомической модели оказывает заметное влияние на качество знаний и уровень умственного развития учащихся. Однако работа с алгоритмами, имеющими более трех ярусов, вызывают у учащихся большие затруднения. Этим вызвана необходимость поиска и усовершенствования модели алгоритмического предписания. В начальных классах предпочтительней использовать тип алгоритм-формула. Алгоритм-формула представляет собой определенную систему знаков (букв, цифр, кратких графических обозначений), отражающих структуру и содержание, как орфографических правил, так и приемов и образцов их применения. Именно такая модель более легкая для младших школьников. Существуют алгоритмы курса, которые охватывают все изученные правила орфографии, указывают на главные типы орфограмм и обязывают учащихся к всесторонней проверке текста. Каждый пункт этого алгоритма развертывается в самостоятельный алгоритм поиска, те, в свою очередь, иногда тоже распадаются на алгоритмы поиска. Важно, чтобы в составлении алгоритма участвовал весь класс, чтобы дети запомнили построенную модель применения правила. "Обучаясь письму, таким образом, ученик каждое слово анализирует фонетически и по составу. Это приучает его замечать все виды орфограмм, обнаруживать, где надо писать, как слышишь, где проверять правилом, где зрительно или на слух вспоминать написание. Таблицы с успехом могут заменить более экономные графические средства: точки, стрелки, вопросы, опорные слова, буквенные обозначения, представленные перед контрольными словами, после них и на полях. В результате темпы работы ускоряются. Обучение использованию алгоритмов проходит 3 этапа:
1. Подготовительный этап - подготовка базы для работы с новым материалом, актуализация навыков, на которых основано применение алгоритма, формирование нового навыка. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению всех элементарных операций алгоритма. Время, отведенное на эту работу, зависит от уровня подготовленности учащихся. Без этого этапа упражнения по алгоритму могут привести к закреплению ошибок.
2. Основной этап: а) начинается с момента объяснения правила. Класс должен активно участвовать в составлении и записи алгоритма. Учитель проводит беседу, в результате которой на доске появляется запись алгоритма. Она облегчает понимание и усвоение алгоритма; б) далее по схеме разбираются 2-3 примера; в) раздаются карточки с алгоритмами или работа ведется по общей таблице. Содержание перечитывается одним учеником. Затем выполняются тренировочные упражнения (сначала – коллективно, затем – самостоятельно); г) развернутое комментирование (карточки закрываются); д) дети стараются не использовать карточки и комментарии (но при необходимости пользуются). Тренировочный материал на этом этапе: упражнения учебника, специально подобранные слова и тексты, запись под диктовку и самостоятельно из учебника (словосочетания, предложения или выборочные слова). 3. Этап сокращения операций. На этом этапе происходит процесс автоматизации навыка: некоторые операции совершаются параллельно, некоторые – интуитивным путем, без напряжения памяти. Процесс свертывания происходит неодновременно и разными путями у разных учащихся. Своевременному свертыванию алгоритма способствуют сокращенные комментарии и образцы. Комментарии эффективны тогда, когда скрывают в себе стройную логическую систему, когда они связаны между собой общими признаками и имеют определенную последовательность. Таким образом, в настоящее время в начальных классах, возможно, использовать только элементы алгоритмизированного обучения при формировании орфографических навыков, так как большинство правил можно разложить в алгоритмическое предписание. Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании правила и составлении алгоритмического предписания. В таком случае они постигают смысл каждого шага алгоритма и легче запоминают последовательность шагов. При этом необходимо представить детям и закрепить путем повторений образец устного рассуждения по алгоритму. Для закрепления на письме орфографического навыка необходимо при произношении про себя (или вслух) алгоритмического предписания графически фиксировать его (стрелками, точками, выделением отдельных частей слова, подчеркиванием определенных букв). Для полной автоматизации орфографического навыка нужно выполнять определенные упражнения при частичном и максимальном свертывании алгоритма.
Система работы по формированию навыков с помощью алгоритмизации
С целью совершенствования орфографических навыков была организована работа с помощью алгоритмов. В ходе работы мы пытались выяснить, насколько эффективно и целесообразно применение алгоритмических предписаний в начальных классах. На разных этапах формирования орфографического навыка используются различные виды устного рассуждения по алгоритму. Составление алгоритма производится в классе в процессе изучения и усвоения правила. Важную роль также играет умение правильно рассуждать по алгоритму. Дети должны запоминать образец рассуждения, постигая его смысл, т.е. осознанно, чтобы потом суметь вычленить главное в нем и сократить рассуждение частично, а затем и полностью. С целью проверки эффективности обучения орфографии при помощи алгоритмов нами была проведена работа по темам: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»; "Правописание разделительного твердого знака"; « Разделительный ь и ъ знак». Обобщение; «Безударные гласные в корне»; «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»; « Парные согласные в середине и конце слова»; «Непроизносимые согласные в корне слова»; «Обобщение и систематизация знаний о правописании корня, слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне»; « Род имен существительных»; Самоанализ по теме « Род имен существительных». При изучении темы «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода», работа проходила по алгоритму над словами с данной орфограммой, используя знания детей, внимание уделялось развитию орфографической зоркости в нахождении орфограммы и речи учащихся; формированию орфографического навыка; развитию умения в группах: распределять работу, представлять результаты, устанавливать очередность; уважать мнение товарища и свое личное. На уроке проходило совместное составление плана усвоения нового (чему должны научиться, чтобы достигнуть цели); понимание практической значимости изучаемого материала; активизирована познавательная деятельность учащихся, используется проблемизация обучения. Материал изучался под руководством учителя, с поэтапной работой по алгоритму; актуализирован чувственный опыт и опорные знания учащихся; использованы разные способы активизации умственной деятельности; диалог, полилог; активность учащихся, качество их ответов. Для проверки прочности и осознанности знаний было введение заданий по степени нарастающей трудности; соблюдение принципа продуктивной обработки информации (задания, предполагающие самостоятельную обработку информации); осуществлялась дозированная поэтапная помощь педагога; перенос только что показанного алгоритма на самостоятельное задание; также, опытным путем выявлены пробелы в ходе усвоения материала; учащиеся в конце урока уже могут соотносить факты и понятия, воспроизводят основные моменты материала, выделяют существенные признаки. При изучении темы "Правописание разделительного твердого знака", учащиеся познакомились с ъ знаком, его функциями, с правилом правописания ъ; на уроке проходило совместное составление алгоритма по правилу; обучение использованию алгоритма; формирование орфографических навыков с использованием алгоритма. Составление плана учащимися под руководством педагога, изучение материала учащимися проходило под руководством учителя, с поэтапной работой по алгоритму; актуализирован чувственный опыт и опорные знания учащихся; использованы разные способы активизации умственной деятельности; диалог, полилог; активность учащихся, качество их ответов. Выполнение заданий проходило у доски с поэтапной помощью педагога; перенос только что показанного алгоритма на самостоятельное задание; опытным путем выявлены пробелы в ходе усвоения материала; учащиеся могут соотносить факты и понятия, воспроизводят основные моменты материала, выделяют существенные признаки. При изучении темы « Разделительный ь и ъ знак» (Обобщение), работа проходила на систематизацию и обобщение знаний по изученным ранее орфограммам, развитие умения применять орфографические правила, действовать по алгоритму. Использовался теоретический тренинг для проверки объема знаний, и осознанность, умение использовать на практике с применением правила и алгоритма. Использовались упражнения, выполнение которых требовали работы с алгоритмом. Урок «Безударные гласные в корне» предполагал знакомство с новой темой. На уроке были все условия для отработки умения правильно обозначать безударные гласные в корне слова, была организована деятельность учащихся по выполнению алгоритма с данной орфограммой, также учащимся была предложена исследовательская деятельность с работой по алгоритму, что вызвало наибольший интерес. Была организована дифференцированная работа на проверку прочности и осознанности знаний; введение заданий по степени нарастающей трудности; соблюдение принципа продуктивной обработки информации (задания, предполагающие самостоятельную обработку информации по алгоритму); дозированная поэтапная проверка помощь педагога; перенос только что показанного алгоритма на самостоятельное задание; опытным путем выявлены пробелы в ходе усвоения материала; учащиеся могут соотносить факты и понятия, воспроизводят основные моменты материала, выделяют существенные признаки. На уроке «Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне» проходило формирование умения проверять слова с безударными гласными в корне, развитие орфографической зоркости, в нахождении орфограмм, совершенствование умений подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, развитие речи учащихся, логичности, правильно выражать свои мысли, совершенствование навыков разбора слов по составу, формирование орфографического навыка, также осуществлялся самоконтроль, была работа с памяткой –алгоритм. Словарная работа, которая предполагала развитие коммуникативно-речевых знаний, обогащение словарного запаса учащихся. Проводилась фронтальная беседа, которая предполагала развитие операционного компонента УД, а именно логического мышления на основе анализа. Дифференцирование шло по степени сложности, проводилась самостоятельная работа в тетради, используя средство обратной связи (сигнальная карточка - сигнал о помощи); упражнения с опорой на алгоритм правописание безударных гласных и таблицу проверки безударных гласных; в итоге урока проводился самоконтроль. Урок « Парные согласные в середине и конце слова» (обобщение) был построен на совершенствовании орфографического навыка младших школьников, использовались в речи средства художественной выразительности (антонимы, пословицы, фразеологизмы), продолжалось обучение слышать оглушение и озвончение звуков при произношении слов с парными согласными в середине и конце слова, были включены задания на подбор проверочных слов по алгоритму, совершенствовались навыки самооценки и самоконтроля, также, проходило воспитание интереса к изучению русского языка на примере работы со словарем. На уроке «Непроизносимые согласные в корне слова» работа была направлена на формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова; формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных обозначением непроизносимых согласных в корне слова; повторение изученного о звуках и обозначающих их буквах; совершенствование каллиграфических умений учащихся; формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками; формирование знания об опознавательных признаках орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”; формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”; формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимых согласных в корне слова, на основе применения орфографического правила и алгоритма; формирование орфографического навыка с использованием алгоритма; развитие фонематического слуха и орфографической зоркости; развитие речи детей на фонетическом, лексическом уровне и уровне связной речи; развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации; развитие произвольной и непроизвольной зрительной, слуховой и смысловой памяти; развитие воссоздающего и пересоздающего воображения; развитие непроизвольного и произвольного внимания; развитие рефлексии и адекватной самооценки; воспитание терпения, трудолюбия, усидчивости, аккуратности; воспитание качеств личности, необходимых для реализации умения работать в коллективе: толерантности, доброжелательности, эмпатии, сопереживания; воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру и людям; воспитание познавательного интереса, любви и уважения к родному языку. Урок был на «Обобщение и систематизацию знаний о правописании корня, слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне». Предлагались задания на нахождение проверочного слова путем изменения формы слова или подбора однокоренного слова; задания на выполнение алгоритмов действий по решению орфографических задач (правописания слов с безударной гласной, парной согласной, непроизносимой согласной в корне); также, урок направлен на развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления учащихся; развитие связанной речи учащихся; развитие орфографической зоркости учащихся; воспитание интереса к родному языку; самостоятельности, ответственного отношения к выполняемой работе. Урок по теме «Род имен существительных» (комбинированный). На уроке проходило сообщение новых знаний на определение рода имен существительных; создание условий для усвоения способа определения рода имен существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся, ознакомление с грамматическим признаком имен существительных - родом, предложенные упражнения с логическим мышлением, вызвали у учащихся некие затруднения, так как требовали анализа, синтеза. На уроке осуществлялось развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа, развитие выслушивать мнение одноклассников, велась работа в группах (открытие алгоритма) на развитие коммуникативных навыков с дальнейшей самооценкой деятельности. В заключение нашей работы мы провели самоанализ по теме: «Род имен существительных». На уроке проходила проверка знаний, умений по данной теме на определение рода имен существительных; развитие орфографической зоркости с использованием заданий; проверка на составление алгоритма по теме; воспитание любви к родному языку, краю. С постепенным появлением плана на доске, учащиеся вспоминали материал по данной теме, подводили итоги, затем выполнили письменный самоанализ. Как мы говорили ранее, что задача формирования орфографического навыка может успешно решаться при условии: 1) если в течение учебного года систематически и умело проводить повторение изученного; 2) если происходит развитие долговременной памяти на основе повторений. Поэтому, чтобы сформировать орфографический навык, нужно постоянно, систематически повторять пройденный материал. Так как наибольшая потеря информации происходит на протяжении первого дня после изучения, учителю необходимо работу по предупреждению забывания начинать сразу.
Практика показывает, что формирование орфографического навыка — очень трудный и длительный процесс, так как для правильного письма необходима быстрая орфографическая ориентировка, а она становится возможной в том случае, когда весь процесс обучения обеспечивает такой уровень овладения опорными знаниями, при котором учащийся способен переносить правило правописания на любой вариант орфограммы, относящийся к данному конкретному правилу. Орфографический навык успешно формируется на базе более простых навыков и умений, которые являются компонентами орфографического навыка. Моя система работ предусматривает проверку знаний учащихся на трех основных этапах обучения: первичное усвоение материала, последующее его закрепление, активное оперирование усвоенным материалом. Для проверки первичного усвоения я давала наиболее простые задания, позволяющие определить степень понимания учащимися изучаемого материала. Для проверки прочности усвоения материала и умения оперировать изученным материалом брались более сложные задания, включающие и вопросы по повторению. Третий этап — этап контрольной или творческой проверки знаний, умений и навыков по определенной теме; его цель — установить, насколько свободно и уверенно учащиеся владеют знаниями, насколько сформированы их умения и навыки. Качество обучения младших школьников орфографии и формирования орфографического навыка зависит от развития методов, средств и форм, применяемых в процессе обучения; от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографического навыка и от сохранения изученного материала длительное время.
Методические рекомендации по формированию орфографических навыков
При обычной организации обучения рекомендуется одна проверочная работа в конце темы, промежуточные же результаты усвоения материала не учитываются (они выводятся на основе общих наблюдений за работой всего класса, выполнения тренировочных упражнений). Также, крайне необходимы систематические задания для усвоения именно опорных знаний и формирование на их основе умений и навыков учащихся. Осуществлять ее можно с помощью упражнений, заданий, которые позволяют выявить уровень подготовленности каждого ученика, проследить темпы его продвижения в обучении, а также своевременно обнаружить и устранить пробелы в знаниях отдельных учащихся, предупредить неуспеваемость. Для улучшения усвоения модели алгоритма существуют специальные приемы: 1) выполнить дома упражнения по алгоритму и постараться запомнить последовательность операций; 2) письмо с использованием алгоритма без схемы, одному из учащихся можно предложить задавать альтернативные вопросы, а другому – отвечать на них; 3) вопросы учащихся типа: «что будем писать при двух ответах «да», при четырех «нет»?
Для этого можно использовать следующую систему упражнений. 1) В начале, например, при выполнении упражнений по правописанию безударных гласных в словах, учащимся могут быть предложены такие задания, в процессе которых они приводят в систему знания о гласных звуках и буквах. Например, дается текст упражнения: На дв…ре тр.…ва, на тр.…ве др.…ва. На пушистом чистом снегу сл…ды зайца и л…сицы. Задания: а) списать текст, вставляя пропущенные буквы; б) пропустив строчку, записать буквы, которые были пропущены в словах; в) вспомнить правило правописания безударных гласных; г) составить алгоритм на данное правило. 2) После изучения темы «Безударные гласные», упражнения по ней могут быть основными на уроке, однако, они проводятся систематически, почти ежедневно. а) выборочный диктант с записью слов, имеющих безударные гласные в корне, и последующим анализом их по составу; б) предупредительные диктанты с разбором слов по составу; в) запись под диктовку текста с выделением графики тех корней, которые имеют безударную гласную; г) диктант по памяти: - записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов; - записать по памяти слова, в написании которых в безударном слоге есть гласная буква Е; е) зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся проговаривают написанное слово с выделенной безударной гласной и записывают по памяти; ж) индивидуальные карточки с заданиями направило правописания без гласных в корне. Выпишите слова с безударными гласными: поляна, смелый, больница, вьется, молоко, посадки, моряк. Сделайте проверку: выберите правильный ответ
Слова | 1 | 2 | 3 | 4 |
П_ртрет | О | О | О | А |
Агр_ном | О | О | А | О |
Г_ризонт | А | О | О | О |
з) можно использовать дидактические игры. Например, игра «Подбери слово»: играющие делятся на две группы. Участник игры из первой группы произносит слово с безударным гласным. Один из играющих второй группы должен ответить словом, проверочным для данного слова. 3) При повторении темы «Парные звонкие и глухие согласные звуки». Можно использовать следующие типы упражнений: а) определите слова, которые нужно проверить: костер, завод, сноп, клуб, нож. Произведи проверку; б) чтение связного текста и отыскивания в тексте слов, которые, подходят под изучаемое правило в проверке; орфографическое и комментированное письмо этих слов; в) написать по памяти слова из словарика с парной звонкой или глухой согласной на конце; г) к каждому из данных слов подобрать слова так, чтобы в нем была парная звонкая или глухая согласная, требующая проверки при письме: рассказывать, обедать, соседи, возит, грызет.4) В теме «Разделительный мягкий знак» предусматриваются упражнения в обнаружении слов разделительным мягким знаком в тексте: а) найдите в тексте 5 слов с разделительным Ь; б) изменить данные слова так, чтобы появилась необходимость написать разделительный Ь: ручей, птица, кровать, друг; в) выпишите из словарика слова с разделительным мягким знаком.
Упражнения с алгоритмами:
1. Правописание о и е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных
Да Нет
2. Правописание приставок пре - / при-
Да Нет
3. Восстановите вопросы в алгоритмах.
Правописание не с существительными
Да Нет
Также необходимо учитывать следующие факторы, способствующие формированию грамотного письма:
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке много. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово сто раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь: сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы: а) письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, используя иной вид пасты (зеленый, красный), чтобы выделить трудную букву; б) можно построить так называемые опорные схемы. Например, можно записать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем. Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:
Весной лес оживает. _е__ ___ о_и__е_.
Весной щебечут птицы. _е__о_ _е___у ____ы.
Из берлоги вылезает сонный медведь.
_з _е____и ___е__е_ __нн__ _е__д_.
После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелегких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти; в) есть и такой прием: надо учить ребенка писать диктант. Например: Наступила зима. Учитель говорит: «Наступила - приставка на, приставки но нет. Зима - безударная гласная и, проверяемая ударением — зимы». А затем дается аналогичное предложение: Наступила осень. И дети уже говорят сами. Они начинают опережать учителя своими ответами. Далее дается предложение: Выпал пушистый снег. И дети делают это уже самостоятельно, про себя, с паузой нужной им длительности. Пусть думают! Пусть ребенок говорит про себя, но у доски. Он учится видеть, объяснять себе эту орфограмму до того, как напишет ее; г) очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием. Пусть он хоть что-то запомнить, увидит и напишет правильно. В конце концов, наша цель не карать, а учить, и тут хороши все средства; д) много споров вызывает и прием показа неправильного письма. Так, например, дается текст, «написанный Незнайкой». «В лису расла бальшая сасна. Под ней была зиленая трова и красивые цвиты». Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Но этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать; е) или еще прием, заставляющий думать над написанием: при изучении темы «Непроизносимые согласные» можно предложить детям написать по памяти пять слов с непроизносимыми согласными и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчеркивать. Значит, надо думать, прежде чем написать. А это наша стратегическая цель: заставить думать при письме; ж) можно проводить так называемый «диктант с обоснованием». Учитель диктует слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением. Дети сначала должны записать проверочное слово, а затем только то, которое диктует учитель, т.е. должны обосновать орфограмму. Это будет приучать их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор ее написания; з) перед диктантом, изложением, сочинением можно проводить такую работу: выписать трудные слова и включить их в работу на уроке. Дети могут читать их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложение. Это дает возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях; и) хорошую обратную связь для учителя дает и работа с сигнальными карточками. Перед записью слов на определенное правило, дети сначала поднимают сигнальные карточки и показывают букву, которую они хотят написать, а затем уже, с одобрения учителя пишут безошибочно. Это так называемый устный словарный диктант.
2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от услышанного слова. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель, или, что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Например, при изучении темы «Безударные гласные» можно проводить следующие игры: а) «Найди опасное место». Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Как его найти? Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то есть и «опасное место». Если два безударных гласных, то есть два «опасных места»; б) «Светофор». Дети показывают красный сигнал, как только находят «опасное место»; в) «Зажги маячок». Это проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются «опасные места», т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под «опасными местами». После предварительного звукового анализа печатают или выкладывают из букв разрезной азбуки слова с пропуском «опасных мест». Дети под руководством учителя ищут «опасные места» и отмечают их на доске красными кружочками. Эта работа активизирует их, учит видеть орфограмму, вызывает интерес. Дети работают с удовольствием; г) можно использовать и такой прием: «диктант с подчеркиванием». Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносится слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его думать, искать, находить правильный ответ.
3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет так называемое орфографическое проговаривание, т.е. Проговаривание так, как надо писать. Этот прием используют многие учителя. И он дает неплохие результаты. Пусть ученик, диктуя предложение, каждое слово произносит орфографически, произносит его четко по слогам. Ученик называет слог и гласную в нем. Сама артикуляция в данном случае является составной частью в процессе письма. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создает своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор». Чаще всего это касается запоминания написания трудных слов. Такое многократное орфографическое проговаривание прокручивается на уроке несколько раз, повторяется на последующих уроках и, в конце концов, прочно запоминается.
Таким образом, данные приёмы работы над ошибками, названные выше, активизируют мыслительную деятельность школьников, формируют у них умение сознательно применять изученные правила.
Заключение
Исследование проблемы “Формирование орфографического навыка" убедило нас в том, что она имеет свои сложности. Эти сложности вызваны тем, что младший школьник имеет свои психологические особенности сохранения материала в памяти и его воспроизведения, что связано со сложным составом орфографического навыка и длительностью формирования. Опытно-практическая работа показала, что орфографическая грамотность учащихся начальной школы низка. И проведенная работа убедила, что без целенаправленной деятельности со стороны учителя, без систематического повторения материала формирование орфографического навыка будет проходить медленно. Качество обучения младших школьников орфографии и формированию навыка зависит от развития средств, форм, методов применяемых в процессе обучения, от эффективности контроля учителя за ходом и качеством формирования орфографического навыка и закрепления изученного материала. В ходе исследования предпринята попытка полностью изучить состояние данной проблемы в научной - методической литературе; исследована степень сформированности орфографического навыка у детей младшего школьного возраста; проверена эффективность разработанной системы алгоритмизованных упражнений по формированию орфографического навыка. Исследование проблемы убедило нас с одной стороны, в ее сложности, а с другой – в ее решаемости, хотя это и требует от учителя определенных усилий, самоконтроля. В процессе исследования мы вышли не только на определение условий, но и системы управления, способствующих развитию и росту орфографической грамотности учащихся.
В работе руководствовалась следующими методами: репродуктивный анализ литературы, наблюдение, сравнение, обобщение. Нами была разработана система уроков с включением алгоритмов. Для практического подтверждения теоретических выводов мы использовали опытно-практическую работу, целью которого являлось установление влияния систематического использования алгоритмов на развитие орфографических навыков у младшего школьника. В результате исследования пришли к выводам о том, что включение алгоритмов в систему работы влияют на развитие орфографических навыков. Данная работа дает положительный результат при соблюдении следующих условий: тщательный отбор упражнений на те орфограммы, которые вызывают трудность у учащихся; создание благоприятного эмоционального психологического климата; соблюдать определенную последовательность подачи различных видов упражнений; систематическое выполнение орфографических упражнений; постоянное отслеживание результатов; использование алгоритмов для детей, у которых есть проблемы в орфографической грамотности.
Чтобы научить младшего школьника орфографически грамотно писать, нужно приложить много усилий учителю. Больший успех при формировании орфографических навыков возможен при введении обучения на основе алгоритмов в самом начале систематического курса обучения русскому языку в начальной школе. Для того, чтобы учащиеся овладели действиями, обеспечивающими решение учебной задачи, они (действия) должны быть заложены содержанием упражнений и характером их выполнения. Это становится возможным при использовании алгоритмических предписаний как основы действий ученика при выполнении упражнений. Алгоритмические упражнения являются одним из возможных средств реализации принципа взаимосвязи теории и практики в процессе обучения школьников русскому языку. В настоящее время методика обучения русскому языку имеет довольно малый набор алгоритмических упражнений, направленных на формирование языковых умений и навыков, которые (упражнения) можно было бы использовать при изучении различных разделов курса русского языка, а также при обучении школьников разного возраста. Проведенное исследование дает право утверждать перспективность направления, связанного с разработкой алгоритмических упражнений и внедрением их в практику школьного обучения с целью формирования орфографических навыков. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, что при правильной организации процесса формирования орфографических навыков посредством алгоритмизации у учащихся младшего школьного возраста повышается уровень овладения ими орфографией полностью подтвердилась.
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение
Диктант 1.
Зимой.
Завыл ветер. Вечером небо затянуло тяжёлыми, низкими тучами. Ночью началось ненастье. Летели снежные хлопья. Метелью занесло дорожки. В десять часов мы выглянули из окна. На снегу видны вороньи и заячьи следы. На крыльце намело гигантский сугроб. По скользким ступенькам надо ходить аккуратно. Карниз увешан опасными сосульками.
Диктант 2.
Белочка.
Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Она сушит грибки и ягодки. Настала холодная зима. Снежком замело поля и тропинки. Трещит мороз. Трудно искать пищу. А белочка грызет в тепле орешки.
Грамматическое задание.
- Сделать грамматический разбор первого предложения.
- Выписать 2 слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Подобрать проверочные слова.
- Выписать 2 слова с парными согласными по звонкости-глухости на конце корня. Подобрать проверочные слова.
- Составить алгоритм на данные правила.
- Подобрать однокоренные слова к слову зима. Выделить корень.
Приложение
Конспект урока № 1.
Тема урока: « Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
Цели урока: Образовательные: вывести алгоритм работы над словами с данной орфограммой, используя знания детей, проблемное содержание урока. Развивающие: развивать орфографическую зоркость и речь учащихся. Воспитательные: развитие умения в группах; распределять работу, представлять результаты, устанавливать очерёдность; уважать мнение товарища и своё личное. Оборудование: 1.Учебник «Русский язык» 2. Карточки для работы в группах.
Ход урока:
Учитель. С каким настроением вы пришли на урок? Хочется ли вам работать? Надеюсь, что ваши знания, рука друга помогут решить многие трудные, но интересные задачи и дойти до истины.
- Повторение изученного.
У. Какую тему мы изучаем на уроке русского языка? (Дети. Имя существительное) У. С какими существительными мы познакомились вчера на уроке? (Дети. Несклоняемыми) У. Почему они так называются? (Дети. Они не изменяются по падежам и числам. Не имеют окончания.) У. Я предлагаю вам отредактировать небольшой текст, в котором встречаются несклоняемые имена существительные. Как будем работать? (Дети выбирают форму работы по группам)
Карточка №1
Задание: прочитать текст на карточке, исправить речевые ошибки.
Бабушка варит мне на завтрак кофе. Оно так приятно пахнет! Я с большим удовольствием его пью.
В парке я видел пони. Это такие маленькие лошади. Я даже катался на одной пони. (Дети зачитывают отредактированные тексты, доказывают, почему нельзя так говорить). У. Найдите на карточке слова с мягким знаком. Какова роль мягкого знака в словах?
На доске запись
Большим, пью, беречь, удовольствие, маленькие, пальто,любовались.
Обсуждение в группах, ответы детей. Д. Мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного, является разделительным знаком, выполняет грамматическую функцию. У. На что указывает мягкий знак в слове беречь? (Д. На неопределённую форму глагола.)
- Сообщение темы и цели урока.
У. Прочитайте название темы с доски. О каких именах существительных сегодня пойдёт речь на уроке? (Д. Оканчивающихся на щипяшие). У. Назовите шипящие. (Д. ж, ш, ч, щ) У. Приведите примеры существительных с шипящими на конце. Какой вопрос возникает? (Д. Когда пишется мягкий знак на конце существительных после шипящих?)
3. Исследовательская работа (работа в группах).
Карточка № 2.
ночь ключ дочь сторож рожь камыш тишь сыч
У. Чем похожи слова в этих столбиках? (Д. это имена существительные, которые оканчиваются на шипящие). У. Сравните слова первого столбика. Что у них общего? (Д. Это существительные женского рода, на конце их написан ь.) У. Проанализируйте слова второго столбика. Что у них общего? (Д. Это существительные мужского рода, на конце их ь не пишется.) У. Вы знаете, что ь – буква-актёр. Какую роль он играет в словах первого столбика? (Д. Указывает на род имени существительного.) У. Сформулируйте правило. Можно ли в первый столбик написать имена существительные мать, дверь, а во второй – мак, дуб? Почему? Дети отвечают. У., Какое открытие вы сегодня сделали? ( Д. Правило написания мягкого знака после шипящих.)
4. Работа над текстом правила.
У. Ответьте на вопросы: С какой новой орфограммой вы познакомились? Как в слове обнаружить место этой орфограммы? Что является главным в выборе написания?
5. Составление алгоритма.
Карточка № 3. Расположите предложения в нужной последовательности:
- Это имя существительное?
- Этой орфограммы нет в слове
Это женский род?
- Есть ли шипящий на конце слова?
- В начальной форме?
На доске появляется совместно выработанный алгоритм.
У. Проверим по этому алгоритму, есть ли ь у существительных мяч, мышь, много задач.
6. Закрепление изученного. Работа в группах. Упр. 178 стр. 103. Дети объясняют правописание имён существительных. Самостоятельная работа на местах. У. Я буду диктовать существительные с шипящими на конце, а вы их будете записывать. Но не все, а по выбору, который сделаете сами: Д. Одни – существительные с ь на конце, а другие – без ь. Плащ, грач, помощь, печь, луч, шалаш, дочь, тишь, лещ, рожь, стриж, чиж, борщ. Проверка выполненного задания. У. Выберите 2 любых предложения из упр.177 и запишите их. Обозначьте орфограмму. 7. Итог урока. У. Что нового узнали на уроке? Кто понял новый материал? Почему ты так решил? Выставляются отметки за урок. 8. Домашнее задание. Выучить правило написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода. Выполнить по выбору упр. 179 или 180.
Приложение
Конспект урока № 2.
Тема: «Правописание разделительного твёрдого знака» Цель: Образовательная: ознакомление учащихся с правилом правописания ъ Развивающая: составление алгоритма по правилу Воспитательная: обучение использованию алгоритма.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Объяснение нового материала.
- На сегодняшнем уроке мы узнаем, когда в словах пишется ъ. - Посмотрите на доску. Здесь записаны пары слов: обедать-объедать, сел-съел. - В первых из них ъ нет, во вторых – есть. - Между какими частями слова они стоят? (между приставкой и корнем) - На какой звук оканчивается приставка – согласный или гласный? (на гласный). – С какой буквы начинается корень? (с гласной). – А теперь приведите несколько примеров слов с разделительным ъ. (учитель записывает примеры, выделяя приставку, подчёркивая согласную в ней и гласную в корне). – Во всех этих словах есть приставки, которые оканчиваются на согласный, и корень, который начинается с гласной «е», «ё», «ю», «я».- А теперь скажите, когда же в словах пишется ъ? (Разделительный ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами «е», «ё», «ю», «я».) – Правильно. Это и есть наше правило. Прочитайте его на 116 странице. Кто может его повторить? (203 человека по желанию). – А теперь давайте наметим порядок применения нового правила, чтобы на письме ничего не упустить, т.е. составим алгоритм.
Главное для нас знать, есть ли в слове приставка. Это будет наш первый шаг. (Учитель пишет: 1. Есть приставка? – Если её нет, будем писать ъ? (Нет) - Правильно (на доске: Нет – ъ не пишется). А если приставка есть, то какой она должна быть? (Она должна оканчиваться на согласную.) - Правильно. Это наш второй шаг (на доске: Да) 2.Оканчивается на согласную? – Если она оканчивается не на согласную, то будем ли писать ъ? (Нет) (на доске: Нет- ъ не пишется.) -А если в слове есть приставка и она оканчивается на согласный, какое ещё условие должно выполняться, чтобы мы смогли написать ъ? (Корень должен начинаться с буквы «е», «ё», «ю», «я»?) – Правильно. Это наш третий шаг. ( На доске: Да. 3. После приставки - «е», «ё», «ю», «я»?) – Если таких букв в начале корня нет, будем мы писать ъ? (Нет). – Правильно. (На доске: Нет – ъ не пишется) – А если одна из этих букв есть? (ъ пишется). –Правильно. (На доске: Да – ъ пишется)
На доске появляется запись:
Алгоритм Пункты правила
1. Есть приставка? После приставки,
| |
Да Нет
|
ъ не пишется
2. Оканчивается на оканчивающейся на
согласную? согласную,
| |
Да Нет
|
ъ не
пишется
3. Есть после пиставки
буквы "е", "е", "ю", "я"? перед "е", "е", "ю", "я"
| |
Да Нет
| |
ъ ъ не
пишется пишется пишется ъ.
III. Первичное закрепление.
- Попробуйте по этому алгоритму повторить правило и подобрать несколько слов (слова на доске). – Чтобы вам было удобнее, я раздам карточки с записью нашего алгоритма. – Первое слово «въехал». Есть ли при нём приставка? (Да, приставка «в-»). – Обозначим её. Следующий шаг: оканчивается ли она на согласный? (Да). Подчеркнём её. – Последний шаг: есть ли после приставки «е», «ё», «ю», «я»? (Да, буква «е») – Подчеркнём её. Значит пишем ъ? (Да) – А теперь попробуйте по алгоритму рассказать, как мы будем писать следующее слово – «объявление». – Теперь выполним упражнение 317. Вставим пропущенные буквы, пользуясь алгоритмом. При этом выделяем приставку, подчёркиваем согласную в ней одной чертой и гласную в корне двумя чертами. - Следующее упражнение 318. Выполните его, не пользуясь алгоритмом. Но если забудете, можете подсмотреть. (Учитель проверяет правильность и осознанность выполнения).
IV. Подведение итогов урока.
- Какое новое правило, мы узнали? (Учащиеся рассказывают формулировку правила.) – Что мы сделали, чтобы лучше запомнить правило? (составили по нему алгоритм.) – Какой первый шаг в нём? (Узнать, есть ли в слове приставка.) – Если есть, то какой второй шаг? (Узнать, оканчивается ли она на согласную.) – Если да, то какой третий шаг? (Узнать, стоит ли после приставки одна из букв «е», «ё», «ю», «я».) – Если стоит, то пишется ъ? (Да.)
Приложение
Конспект урока № 4.
Тема урока: «Безударные гласные в корне». Цели: Образовательные: создать условия для отработки умения правильно обозначать безударные гласные в корне слова. Развивающие: организовать деятельность учащихся по закреплению алгоритма работы с данной орфограммой; Воспитательные: содействовать исследовательской деятельности. Оборудование: учебник «Русский язык»; рабочая тетрадь «Пишем грамотно»; памятка-алгоритм для работы с безударными гласными, карточки по дифференциации; толковый словарь; «линейка» для самооценки.
Ход урока:
- Организационный момент. Мы за парту сядем дружно, А шуметь совсем не нужно! Сели прямо, ноги вместе! Класс затих. Вздохнули дружно, Ведь урок начать нам нужно! Подравнялись, Улыбнулись. И ко мне все повернулись! 2. Чистописание. - Посмотрите на доску и скажите: что вы видите? – Запишите в тетрадь.
- Оцените себя сами по линейке.
3. Актуализация знаний.
- Что общего у этих букв? А кто может сформулироватьтему нашего урока? А кто помнит, как нужно работать с такими словами? - А достаточно ли знать только правило? Что нужно развивать? Как вы понимаете значение слова «зоркий» (Работа со словарём). А что же тогда «орфографическая зоркость»? – Наш знакомый мальчик Серёжа утверждает, что гласные «а», «о», «я», «е», «и» всегда безударные и никогда не бывают под ударением. Прав ли он? Докажите. – А что ещё он говорит, что чтобы правильно и грамотно писать , нужно пользоваться вот этими приборами. (Учитель показывает очки, бинокль, лупу, подзорную трубу). Верно? Кому нужны эти вещи и зачем? А ученику они помогут в учёбе? А нужно ли быть ученику зорким? Докажите свою точку зрения.
Вывод: Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой – алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.
- Словарная работа.
А теперь давайте проверим вашу зоркость. В течение небольшого промежутка времени прочитайте слова с доски, постарайтесь запомнить их как можно больше и записать орфографически правильно по памяти.
Пальто. Заяц. Дорога. Тетрадь. Июнь.
- Проверьте. Что это за слова? Какая здесь орфограмма? Поставьте ударение, выделите безударную гласную. Как мы работаем с такими словами? Запишите своё слово. Составьте и запишите предложение с одним из них.
Вывод: Если безударную гласную в корне слова нельзя проверить ударением, то смотрю в словарь и запоминаю, как пишется слово.
4.Физкультминутка.
Встали, выпрямили спинки. И следите все за мной: Руку правую подняли, Ею дружно помахали, Опустили, поморгали, Руку левую подняли, Ею дружно помахали. Опустили и подняли. А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Будто ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись. Тихо сели. На меня все посмотрели.
5. Словарная работа. Послушайте и скажите: чем похожи эти слова? Ковёр; Зима; Снегов; Страна; Рядком. Как называется орфограмма? Как мы работаем с такими словами?
Алгоритм проверки безударной гласной корня.
1 шаг. Найти в слове корень.
2 шаг. Есть ли в корне безударный гласный?
да | нет |
3 шаг. Измене слово или подбери родственное.
4 шаг. Сравни проверяемое или проверочное слова.
Скажи, как надо писать корень. Проговори
Отчетливо. Проверь написанное.
Самоинструкция (алгоритм)
Определяю:
1) гласный под | 2) гласный без |
ударением. | ударения. |
Вывод: | 1. Изменяю слово так, | 2. Смотрю в |
Пишу, как слышу. | чтобы падало ударение. | словарь. |
| Вывод: | Вывод: |
| Пишу, как слышу. | Пишу, как |
|
| в словаре. |
Запишите слова в столбик, поставьте ударение, выделите орфограмму, перед данными словами запишите проверочные слова. (Проверяем вместе: 1 ученик читает, остальные проверяют у себя в тетрадях). – Придумайте и запишите
2-3 своих слов на данную орфограмму. Обменяйтесь тетрадями и проверьте.
Вывод: Если безударная гласная в корне слова проверяется ударением, то пишем так, как слышится в проверочном слове.
6.Закрепление знаний. Дифференцированная работа.
- Итак, с какой орфограммой мы работаем сегодня? Что нужно делать, чтобы грамотно писать?- Выберите себе задание по силам: тетрадь «Пишем грамотно» стр.15 упр.2; стр.13 упр.3; стр.15 упр.3(Выборочно проверяет учитель) – А сейчас вы будете работать в учебнике стр.84 упр.1: 1 ряд - 1 и 2 предложения; 2 ряд - 3 и 4 предложения; 3 ряд 5 и 6 предложения (Кому трудно работать самостоятельно, даю листочки с проверочными словами). Слезал (лез) с крыши Слизал (лижет) молоко Вылизал (лижет) блюдце Вылез (лез) из будки Запивал (пить) водой Мне подпевал (петь). На каждом ряду дети «эксперты» проверяют выполнение задания и оценивают.
7. Итоги урока. С какой орфограммой мы сегодня работали? - Что делать, если безударная гласная не проверяется ударением? - А как работать с безударными проверяемыми? – А для чего нам нужно всё это? 8. Рефлексия. - Вы все старались, молодцы! Спасибо вам, ребята! Я хочу вам пожелать, чтобы зоркими у вас были не только глазки. Есть такая сказка «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Мне очень нравятся слова из этого произведения: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не уведешь»
Приложение
Конспект урока № 6.
Тема урока: « Парные согласные в середине и конце слова (обобщение)» Цели: Познавательная: учить использованию в речи средств художественной выразительности (антонимы, пословицы, фразеологизмы), обращение к японской культуре на примере японских трёхстиший хокку; Практическая: учить продолжать логические цепочки, учить слышать оглушение и озвончение звуков при произношении слов с парными согласными в середине и конце слова, учиться подбирать проверочные слова по алгоритму, совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля, учить обобщать свои знания. Сводить их в единый алгоритм.
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка на примере работы со словарями. Оборудование: «Орфографический словарь» П.А.Грушникова, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, опорная таблица «Образные выражения», раздаточный материал «Алгоритм».
Ход урока:
- Организационный момент.
Улыбнулись друг другу и начинаем урок русского языка. Отметьте на полях свое настроение: лицо человечка радостного, грустного или без настроения. Комментарий: дети рисуют на полях одно из лиц, оценивая свое настроение и самочувствие, которое учитель будет учитывать при проверке тетрадей и последующем анализе урока.
- Определение темы урока.
Какие прекрасные стихи в стиле японских трехстишей хокку вы сочинили к нашему уроку! Все они оригинальны и хороши по – своему. Комментарий: дети зачитывают свои трехстишия – это было их д.з. по литературному чтению. Послушайте и определите тему урока. На стекле птичьи лапки,
Дорожки, стёжки и кружки. Дед мороз прекрасный художник!
(Дети называют тему урока.)- А зачем нам надо изучать эту тему? (быть грамотными)– А для этого нам нужно научиться подбирать проверочные слова по нашему алгоритму.
- Чистописание.
- Ребята, Дед Мороз – настоящий художник и вы тоже художники, аккуратно запишите эти буквы и продолжите подмеченную закономерность: Бп, Вф, Гк, Дт, Зс… Комментарий: буквы записаны на доске каллиграфическим почерком. Проверка. Ответы детей.
- Устная работа (поиск алгоритма).
- Дети, устно подберите проверочные слова к словам из хокку Андрея.
Комментарий: дети записывают проверочные слова, вспоминая двустишия – правила, придуманные на предыдущих уроках, двустишия вспоминают хором, и отдельный ученик, и с подсказки учителя; учитель направляет детей, чтобы прозвучали разные варианты проверки: кружки – кружок – круги - кружить – нет круга.
Учитель: повторяет- работает алгоритм (дорожки, пишется с буквой ж, т.к. дорога)
- Письменная работа.
Поиск алгоритма. Упр. 203, с. 105. Задание: нужно подобрать к данным прилагательным прилагательные – антонимы. Комментарий: уточнение- антонимы это- слова противоположные по значению, они украшают нашу речь, делают ее образной. Дети: ( жесткий - мягкий, горький – сладкий…)
- Словарная работа. Транскрипция, разбор слова по составу, (работа на доске)
Комментарий: ученик записывает на доске, остальные в тетради: кофта, косьба, застёжка, поварёшка, вокзал. ( Затруднения у детей). Учитель- проверяем методом ассоциаций ( кофта цвета кофе) и методом графических ассоциаций ( рисунок, где кофта сама похожа на букву ф)
-Косьба – от слова косить, поэтому пишем букву «с» Комментарий: уч. обращает внимание детей на озвончение: буква с при произношении дает звонкий согласный звук «з» - Застежка проверяем застежечка или застегать. - Поварешка – поварёшечка. Уч. предлагает разобрать это слово по составу, выясняется, что здесь есть суффикс – ёшк-. Д.- слово вокзал нельзя проверить, вспомним ребус, (волк на вокзале)
У.- фонетическая ассоциация: «Во! Какой зал!»
7. Работа с фразеологизмом. Уч. – выяснение у ученицы, что ей подарили на день рождение (щенка). На вопрос, отдала бы она своего щенка, девочка отвечает: «Ни за что на свете!» - Дети, в таких случаях люди говорят: « Ни за какие коврижки!»
Уточнение значения слова коврижки в словарях. Придумываем и записываем предложения с фразеологизмом, орфограммы комментируем. (Ни за какие коврижки я не отдам свою игрушку)
- Творческое задание. Работа с пословицами. Самостоятельная работа.
Д.- составляют и обсуждают в парах пословицы, затем объясняют написание слов.
9. Д.з. упр. 202., с. 105.
10. Уточнение алгоритма. Уч. – нарисуйте алгоритм проверки слов с парными согласными на конце и середине слова, (позже предлагает свой)
11. Рефлексия. Достигли мы цели урока? Учитель раздает памятку с алгоритмом. Отметьте ваше настроение на полях. Спасибо за урок!
Приложение
Конспект урока № 7.
Тема урока: "Непроизносимые согласные в корне слова"
Цель: формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова; формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных собозначением непроизносимых согласных в корне слова.
Задачи: 1. Образовательные: повторение изученого о звуках и обозначающих их буквах; совершенствование каллиграфических умений учащихся; формирование у детей представления о словах с непроизносимыми согласными звуками; формирование знания об опознавательных признаках орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”; формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы “непроизносимые согласные в корне слова”; формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимых согласных в корне слова, на основе применения орфографического правила и алгоритма. 2. Развивающие задачи: развитие фонематического слуха и орфографической зоркости; развитие речи детей на фонетическом, лексическом уровне и уровне связной речи; развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, систематизации, классификации; развитие произвольной и непроизвольной зрительной, слуховой и смысловой памяти; развитие воссоздающего и пересоздающего воображения; развитие непроизвольного и произвольного внимания; развитие рефлексии и адекватной самооценки.
3. Воспитывающие задачи: воспитание терпения, трудолюбия, усидчивости, аккуратности; воспитание качеств личности, необходимых для реализации умения работать в коллективе: толерантности, доброжелательности, эмпатии, сопереживания; воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру и людям; воспитание познавательного интереса, любви и уважения к родному языку.
Ход урока:
1. Организационный момент У: Прозвенел звонок на урок. - Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.
На части не делится солнце лучистое. И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.
2. Минутка чистописания У: Отгадайте загадки:
Хлопотун Егорка. Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошёл,
Оглянулся – чистый пол (веник). (Слово появляется на установке)
Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой (дятел). (Слово появляется на установке)
Я землю копала –
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал (лопата). (Слово появляется на установке)
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино (телевизор). (Слово появляется на установке)
У. Ребята, назовите буквы, с которых начинаются эти слова. Д. В, Л, Д, Т. У. Сегодня на минутке чистописания мы напишем соединения с этими буквами. в, д, л, т У. Написать до конца строки. (они пишут в тетради).
3. Словарная работа
У: Прочитайте слово на доске (орфографическим способом). Д: чувство У: Что обозначает это слово? Д: ответы детей У. Прочитайте, какое объяснение этому слову даёт толковый словарь (появляется на установке) 1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия, а также само такое ощущение, эмоция, переживание. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутье, интуиция). У: Какие буквы из тех, что мы писали на минутке чистописания, есть в этом слове? Д: В, Т, В (учитель подчеркивает на доске эти буквы в слове) (чувство) У: Посмотрите на слово и постарайтесь запомнить, как оно пишется. У: Напишите это слово в воздухе. Д: Пишут в воздухе. У: Теперь закройте глазки, представьте, что вам нужно с помощью огненного факела написать слово чувство на ночном небе (письмо в воздухе). Д: с закрытыми глазами пишут в воздухе это слово. У: Проговорим это слово громко хором, так, как оно пишется. Д: чувство. У: Проговорим потише для соседа. Д: Проговаривают для соседа. У: Прогорите для себя вполголоса. Д: Проговаривают для себя. У. Проверим, как вы его заполнили (слово стирается с доски). Запишите это слово в тетрадь. Д. Пишут это слово У. Теперь проверим, как вы справились с заданием (слово появляется на установке). Проверьте себя, поднимите руку, кто написал это слово без ошибок. Д. Поднимают руку. У. Молодцы! Запишите предложение: Меня охватило чувство любви к родному краю. У. Найдите подлежащее и сказуемое в этом предложении. Проверьте, правильно ли вы написали это предложение и слово “чувство”? (появляется на установке) Поднимите руку, кто написал это слово без ошибок. Д. Поднимают руку. У. Молодцы!
4. Введение нового материала. У: Ребята, а теперь вам я предлагаю выполнить исследовательское задание. Работу будем проводить в парах. У вас на каждой парте лежат конверты. Откройте конверт № 1, достаньте листочки. (Каждая парта получает слово). На каждом цветном листе написано слово, на белом листе – задание, которое нужно выполнить.
- Сердце
- Здравствуй
- Звёздный
- Местный
- Капустный
Выполните задание № 1. З.№ 1. Запишите это слово к себе в тетрадь и посчитайте количество букв. Д: Считают количество букв и записывают к себе в тетрадь.
У: Выполните задание № 2. З. № 2. Запишите слово ещё раз в тетрадь, укажите, какой звук обозначает каждая буква, подсчитайте количество звуков и запишите в тетрадь, (например)
- [с] - [с]
- [о] - [о]
- [л] - [-]
- [н] - [н]
- [ц] - [ц]
- [е] - [э]
Д: Каждая пара записывает количество звуков по своему слову. У: Выполните задание № 3. Сравните количество букв и количество звуков и сделайте вывод о том, чего в слове больше: букв или звуков. Проверим, как вы справились с исследовательским заданием.
1 пара:
У: Какое слово анализировали? Д: Солнце. У: Сколько букв? Д: 6 букв. У: Сколько звуков. Д: 5 звуков. У: Какой сделаем вывод? Д: В слове “солнце” букв больше, чем звуков. (по такому принципу разбираются остальные слова) У: Какую особенность вы заметили? Д: Мы заметили, что в каждом слове букв больше, чем звуков. У: А как вы думаете, что это значит? Д: Один какой-то звук выпадает, не произносится. У: Сделаем вывод: в наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не произносятся. Солнце У: Какой звук не произносится? Д: [л] Сердце У: Какой звук не произносится? Д: [д] Здравствуй У: Какой звук не произносится? Д. [в] Звездный У: Какой звук не произносится? Д: [д] Местный У: Какой звук не произносится? Д: [т] Капустный У: Какой звук не произносится? Д: [т] У: Какие мы с вами нашли непроизносимые звуки? Д: [л], [т],[в], [д] У: Какие это звуки, гласные или согласные? Д: согласные У: Какими буквами обозначаются звуки [л], [т],[в], [д]? Д: Д, в, т, л У: У нас на уроке уже встречались эти буквы. Когда? Д: На минутке чистописания и в словарных словах. У: Итак, не произносятся звуки [л], [т],[в], [д], а пишутся ли в наших словах буквы, обозначающие эти звуки? Д. Пишутся У: Возникает удивительная ситуация: буква пишется, но обозначающий её согласный звук не произносится. Как мы назвали такие звуки? Д: Непроизносимые согласные. У: Эти непроизносимые согласные мы и будем сегодня изучать, это и есть тема нашего урока. Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать? Д: Чтобы правильно писать слова. У: Именно этому мы и должны научиться. (слова появляются установке) Д: Запишите эти слова к себе в тетрадь в столбик. Подчеркните буквенные сочетания, в которых появляются непроизносимые согласные. Д. Записывают и подчеркивают
- Солнце
- Сердце
- Здравствуй
- Звёздный
- Местный
- Капустный
У: Как вы думаете, почему в этих сочетаниях один из согласных звуков не произносится? Д: предположения. У: Русский язык плавный, певучий, он не любит, когда рядом оказывается больше двух согласных звуков. В таком случае один из согласных звуков выпадает, в чем мы с вами и убедились. У: Какие звуковые сочетания произносятся на этом месте? Д:
- [нц]
- [рц]
- [ств]
- [зн]
- [сн]
- [сн]
У: Запишите эти сочетания к себе в тетрадь. Д: записывают. У: Выделите в этих словах корень. Где находятся непроизносимые согласные? Д: В корне слова. У: А как узнать, есть непроизносимый согласный в слове или нет? Д: предположения детей. У: Ответ на этот вопрос найдем в учебнике на стр. 125. Прочитайте правило на этой странице. У. Попробуйте подобрать проверочные однокоренные слова к нашим словам, которые мы записали в тетрадь, чтобы непроизносимый согласный стал бы произноситься (пробуют подобрать и записать к себе в тетрадь проверочные слова). У. Как вы думаете, почему подобранные нами слова являются проверочными? Д. предположения. У. Сделаем вывод: Во-первых, вы знаете, что корень в родственных словах пишется одинаково, независимо от произношения. Во- вторых, в проверочных словах сочетания содержат не более двух согласных рядом.
Составление алгоритма:
5. Первичное закрепление.
У: Возьмите конверт № 2 (раздается каждому ученику), (на мультимедийной установке). Теперь у каждого из вас есть памятка, где описан порядок действий, которые необходимо выполнить, чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова. Работа с доской (один ученик у доски) У: Хрустнул (пользуясь алгоритмом) Хрустнул – проверяй, хрустит. В слове хрустнул “Т” стоит. У: вкусный (пользуясь алгоритмом) Вкусный – вкус, “Т” нельзя писать без дела. У: Поздний (опаздывать). В начале урока мы записали слово чувство. Проверьте, есть ли в нём непроизносимая согласная. Попробуйте подобрать проверочные слова к этому слову. Д: Нельзя. У: Значит, слова с непроизносимыми согласными тоже могут быть и словарными. На установке записан текст. Прочитайте его.
“Здравствуй, князь ты мой красивый!
Что ж ты тих, как день пасмурный?
Опечалился чему?” – горит она ему.
У: Скажите, из какой сказки, какого автора этот отрывок. Д: А.С. Пушкин “ Сказка о царе Салтане” У: Проверьте, всё ли правильно написано в этих отрывках. Д: Неверны некоторые слова. У: Назовите их. Д: Красивый, пасмурный. У: Подберите к этим словам синонимы, которые использовал в своей сказке Пушкин. Д: прекрасный, грустный. (Слова появляются на установке) У: Выделите корень в этих словах (корень выделен на установке) Какое правило надо было применить, чтобы верно написать эти слова? Д: О непроизносимых согласных. У: В каких буквенных сочетаниях возникают здесь непроизносимые согласные? Д: стн У: Какое звуковое сочетание мы слышим на месте этих букв? Д: [сн] У: Какой непроизносимый согласный звук есть во всех этих сочетаниях? Д: [т] У: Подберите однокоренные проверочные слова к каждому из этих слов. Д: прекрасен, ненастье. У: Почему же слова проверочные? Д: В них нет стечения согласных, они с тем же корнем. У: Во всех ли словах нужно было писать букву, обозначающую непроизносимый согласный? А теперь самостоятельно запишите две Пушкинские строки, вставив пропущенные буквы. Моро… и со…нце день чудес…ный! Ещё ты дремлешь дру… прелес…ный. 5 человек за эту работу получать оценки.
Оцените свою работу. Как бы вы оценили свою работу на уроке? Покажите цветом.
- Красный – доволен собой.
- Зеленый – испытывал легкое затруднение.
- Синий – мне было трудно выполнять задания.
6. Итог урока.
У: Вот и закончен наш урок. Пора подвести итог. Какая тема? Какие звуки и буквы не произносятся? (л, д, т, в, [л], [т],[в], [д]) Как правильно, написать слово с непроизносимой согласной? Спасибо за урок!
Приложение
Конспект урока № 9.
Тема: «Род имен существительных» Цель: учить определять род имен существительных. Создание условий для усвоения способа определения рода имен существительных через алгоритмизацию деятельности учащихся.
Задачи: Образовательные: ознакомление с грамматическим признаком имен существительных – родом.
Развивающие: развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация); развитие монологической речи учащихся через использование алгоритма ответа.
Воспитательные: воспитание умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения; воспитание умения работать в группах.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Чистописание, (запись числа в тетрадь)
-Ж- ЖИЗНЬ (2-3 раза) учитель пишет на доске
3. Постановка учебной задачи.
1) Орфографическая минутка.
- Найди ошибку, исправь и напиши все слова правильно, объясни. (1 ученик у доски, остальные по индивидуальным карточкам)- сапог, ученик, домишко, дорога, солнце, жизнь, лошадь, дерево 1) 2) 3) 4) - проверка работы - вывешивание карточек (замена написанных слов) Оцени свою работу: 1. Понятность задания. 2. Трудность задания. 3. Правильность.
2) Что общего у этих слов? К какой части речи относятся слова? Докажите что обозначают, на какие вопросы отвечают… Открываем стр. 120-121, смотрим на часть « имя существительное»
С какими слоями вы уже знакомы? Какой слой незнаком? Разделяем слова на 3 группы (по какому признаку разделили)
Фронтальная работа с обсуждением: 1-2-3 группы Подсказка: сапог, дорога, окно Каким словом – помощником (местоимением) можно заменить? 1- «он» мой, 2- «она» моя, 3- «оно» мое Имена сущ. Бывают: мужского, женского, среднего рода. Над столбиками поменять вывески:
М.Р. Ж.Р. СР.Р.
Какие сущ. Относятся к м., ж., ср.,р.? ( имена сущ., которые можно заменить словом «он» - м.р., «она» - ж.р., «оно» - ср.р.)
Открываем 2 часть алгоритма на доске: Что послужило основанием для классификации слов? ( род имен сущ.)
Это же правило поэт заключил в стихотворении:
Род мужской, конечно, мой: Мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, То, про что скажу, - моя: Моя ручка, моя тучка, И тетрадь моя. Средний род – оно, моё: Мое окно, село мое.
4. Упражнения в определении рода имен существительных.
1. упр.№ 2 по образцу на доске (с. 131) Гимнастика, прыжок, движение, ловк…--ий- ия- ое
Гимнастика (она) – ж.р. Прыжок (он) – м.р.
Движение (оно) – ср.р.
Открываем 3 часть алгоритма на доске:
2) чтение правила в учебнике, с. 132. Имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, т. е. ставится в той же форме, что и имя существительное. Красивый замок, (м.р.) Какого рода имя существительное, в таком же роде стоит и связанное с ним прилагательное.
Открываем 1 часть алгоритма на доске:
4) как же определить род имен сужествительных? Составьте алгоритм.
Алгоритм определения рода имен сужествительного:
-ставлю имя сущ. В такую форму, чтобы оно обозначало один предмет и отвечало на вопрос кто? Что? - заменяю имя сущ. Одним из слов: он, она, оно. - подбираю подходящее по смыслу имя прилагательное.
Делаю вывод: красивый стол (он) – м.р.
Деформированный алгоритм разбора имени существительного как части речи
5. Закрепление пройденного материала.
Работа в группах (картинный словарь = словарные слова + предметные картинки). Что вы видите на доске? (картинки, на которых изображены предметы)
- Какой частью речи является слова, обозначающие предметы? (им. сущ.)
-Работа в группах, определите род этих имен сущ.
1-я гр. Находит м.р.
2-я гр. Находит ж.р.
3-я гр находит мр.р.
После выполнения задания группы отчитываются о проделанной работе.
Каждый член гр. Доказывает принадлежность к определенному роду одного слова.
Оценивание работы групп.
Доска:
мужской род | женский род | средний род |
магазин | береза | яблоко |
6. Итог урока.
Как вы достигли поставленной цели нашего урока? – Что нового узнали об имени сущ.? – Какого рода бывают имена сущ.? – Как определить род имен сущ.? – От чего зависит выбор формы имени прилагательного? Вы сегодня хорошо поработали, молодцы.
7. Д.з. знать алгоритм определения рода имен существительных.
Приложение
Конспект урока № 10.
Тема: «Самоанализ по теме: «Род имени существительного» Цель: проверка знаний и умений по данной теме. Задачи: Образовательные: формировать умения определять род имен существительных; формирование орфографических навыков с использованием алгоритма; Развивающие: развитие орфографической зоркости на материале корнесловных орфограмм. Воспитательные: воспитание любви к родному языку, краю. ПЛАН: (постепенное появление на доске)
- 1.Проблема.
- 2. Повторение материала.
- 3. Подведение итогов.
- 4. Самоанализ.
- 5. Вывод.
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Повторение материала с помощью упражнений.
1. Распределите слова по колонкам в зависимости от рода, запишите их. (На доске)
Гнев, ярость, бешенство;
дорога, путь, направление;
штиль, тишь, затишье;
вид, картина, зрелище;
облик, обличье, внешность;
заглавие, заголовок, название.
(Проверка) У. Что это за слова? Д. Это слова – синонимы.
2. С. 152 упр. 405
Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Ловкая …, мягкая …, теплое …, крепкая …, поздний …, глубокое …, робкая …, легкий … Напиши словосочетания. Определи род имен существительных.. |
У. Какие из данных имен прилагательных можно употребить в переносном значении?
Анализ индивидуальной деятельности по теме:
3. Самоанализ. (Раздача карточек)
«+» - задание выполнено верно
«-» - испытывал (а) трудности
« Род имени существительного»
Фамилия Имя Класс
Знаю: - что обозначает имя существительное - на какие вопросы отвечает имя существительное - какого рода бывают имена существительные - признак, по которому имя существительное может быть отнесено к определенному роду - алгоритм определения рода имен существительных Результат: |
Умею: - находить имена существительные в ряду слов и в тексте - отличать имена существительные определенного рода в ряду других - правильно определять род имен существительных в тексте, применяя алгоритм Результат: |
Итог урока: Проверка самоанализа, выставление оценок.
Приложение
Тест
Подчеркни, слово, в котором есть мягкий согласный звук.
а) слово б) слива в) буква
Подчеркни правильный ответ: в слове ямка
а) 4буквы, 4 звука б) 4буквы 5 звуков
Подчеркни.слово, где необходимо писать букву е
а) з . ма б) бр . вно в) м .чи
Подчеркни слово, где необходимо писать букву о.
а) дв . ры б)вр . ги в) вр .чи
В каком слове напишешь букву в ? Подчеркни.
а) шар_ б) шка_ в) бро_ь_
Вставь, где необходимо разделительный мягкий знак.
а )Пол….ёт птиц в) дружная сем…я
б) Пол … ёт грядки г) сем..я помидора
Подчеркни существительное с шипящим на конце.
а) лень б) дочь в) улица
Подчеркни слово с ударением на 1-ом слоге.
а )одежда б) овощи в) карандаш
В каком случае про пишется слитно ? Подчеркни.
а)(про)гулял б) (про) дерево в) (про) дальнюю
В каком слове нельзя проверить букву е в корне слова? Подчеркни.
а) деловой б) поседел в) сентябрь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта. В основе каждого учебного проекта лежит некая п...
Обобщение опыта работы по теме «Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Выступление сопровождается презентацией....
Проектная деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников в условиях реализации ФГОС
Проекты в начальной школе как один из способов формирования УУД в условиях реализации ФГОС....
Эффективные способы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимания...
Программа практической части ВКР на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников".
В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...
Программа практической части ВКР по теме «Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников».
В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...
Метод проектов как один из способов формирования положительной мотивации учения младших школьников».
Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений. По этой причине становится акту...