Педагогический проект "Формирование орфографических навыков у младших школьников"
методическая разработка по теме
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит , умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением , залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_5.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» города Кинеля городского округа Кинель Самарской области
Педагогический проект
на тему:
«Формирование орфографических навыков у младших
школьников»
подготовила Жолудкова Валентина Александровна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ№5 ОЦ « Лидер»
Высшая квалификационная категория
Кинель 2013
Грамотное письмо –
не просто движение пишущей руки,
а особая речевая деятельность.
Чем развитее ребёнок,
чем богаче его словарь и синтаксис,
чем правильнее его произношение,
тем легче даётся ему правописание».
Н.С.Рождественский
1. Актуальность проблемы
Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1-4 классах у большей части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя - формировать орфографическую зоркость учащихся.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит , умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением , залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
2. Постановка проблемы
Как и многих учителе начальных классов меня волновала проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.
• Как помочь учащимся писать грамотно?
• Как развивать орфографическую зоркость?
• Как добиться грамотного письма у детей?
3. Цель и задачи
Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.
Задачи:
• провести теоретический анализ литературы по данной теме;
• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;
• изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;
• разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;
Объектом нашего исследования является орфографическая грамотность младших школьников.
Предмет исследования — методические средства диагностики орфографической грамотности младших школьников.
Гипотеза исследования состоит в следующем: выявление причин орфографических ошибок посредством диагностического тестирования позволяет активизировать, оптимизировать процесс их исправления и, следовательно, повысить орфографическую грамотность младших школьников.
4. Рабочий план, реализация проекта
1) установить лингвистические, психологические, педагогические и методические основы исследуемой проблемы;
2) выявить и систематизировать теоретические положения по диагностике учебных достижений школьников;
3) определить уровень орфографической грамотности посредством проведения и анализа данных констатирующего эксперимента;
4) разработать методику диагностики орфографической грамотности младших школьников;
5) апробировать методику диагностики орфографической грамотности младших школьников.
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,
в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.
Поэтому, работу по развитию зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.
5. Дальнейшее развитие проекта
- Ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
- Устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
- Применять правило;
- Проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль;
- Разрабатывать систему тестов, направленных на диагностику орфографической грамотности младших школьников;
Разработка «экрана грамотности» класса, который помогает увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе.
«Экран» выглядит следующим образом:
№ п/п | Список детей | Орфограммы | |||||
- Для каждого ученика завести «Дневник грамотности».
- Как проводить анализ ошибок и работа над ними в «Дневнике грамотности»?
- Ошибки классифицируются по принципу отношения к объекту запоминания к процессе обучения: слова, которые надо запомнить словарные слова: слова, которые можно повторить; слова на правила, которые надо знать и применять на практике, т.е. при письме; ошибки на невнимательность.
- Вот так выглядит «Дневник грамотности».
№ п/п | Типы ошибок | Количество ошибок | Число и месяц проведения проверочной работы |
- На последующих страницах дневника, отведенных на разные типы ошибок, ученики выписывают конкретные слова, в которых они сделали ошибки в диктанте. Подобная работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание. К тому же повторяются правила, проводится орфографическое проговаривание; учащиеся должны научиться быстро вспоминать нужные слова, тем самым показывая языковую «готовность памяти».
- Повторно сделав ошибку в том же слове, ученик делает отметку о таком повторе. После 3-4 таких отметок ученики практически запоминают верное написание. На страницах, где фиксируются ошибки на правило, дети пишут кратко название правила или «строят» это правило в памятке и около него делают пометку о количестве сделанных ошибок.
- На страницах же «Ошибки на внимание» фиксируется количество ошибок на пропуск, замену, вставку других букв и прочих ошибок, а затем их общее число переносится на первую страницу в «Дневник грамотности».
- Надо помнить, что «Дневник грамотности» заполняется после каждой проверочной письменной работы самими учениками.
- В рабочих тетрадях у слабоуспевающих учеников пишутся слова с пропуском по орфограммам, а дети вставляют пропущенную букву.
- Разработка для слабоуспевающих учеников списка изучаемых орфограмм.
- Разработка памятки «Работа над ошибками».
- После всей проделанной работы были намечены следующие цели: раскрытие значения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками.
- На этом этапе у учащихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас
6. Ожидаемый результат
Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, даст положительный результат:
- учащиеся усвоят основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;
- достигнут довольно высокого уровня сформированности орфографической зоркости учащихся;
- возрастет интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.
Список использованной литературы
- Аристова Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму // Начальная школа - 1999. - №1. - С.64.
- Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - С.42.
- Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. - С-П.: Детство-пресс, 2000. - С.35-62.
- Грушников П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990. - С.97.
- Жедек П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение. - 1992. - С.36.
- Жедек П.С. Пути совершенствования обучения орфографии // Начальная школа - 1990. - №10. - С.24-26.
- Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа - 1998. - №8. - С.67.
- Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий - М., 1995. - С.467.
- Иванова В.Ф. Современная русская орфография. - М., 1992. - С.90.
- Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 1998. - С.307.
- Львов М.Р. Хрестоматия по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1996. - С.175-190.
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М., 1990. - 307с.
- Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматике правописания и развития речи. - М.: Сфера, 2001. - С.5-78.
- И. В. Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год №3.
ПРиложениЕ
Урок русского языка в 3 классе
Программа: «Школа 2100», (учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной)
Тип урока: открытие нового знания ОНЗ
Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.
Цель урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.
Задачи урока:
- сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;
-актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки двух безударных гласных в корнях слов;
- развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.
Оборудование:
у учащихся: учебник, тетрадь, сигнальный веер;
у учителя:
- карточки с шагами алгоритма написания безударных гласных в корне, с заданием для самостоятельной работы, для рефлексии
Ход урока.
- Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)
- Начинаем наш урок русского языка. Я хочу начать сегодняшний урок с высказываний Константина Георгиевича Паустовского:
«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».
- Почему важно хорошо знать свой родной язык?
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- Какой большой раздел русского языка мы изучаем? (Слово)
- Что мы уже знаем о слове?
- Какие орфограммы вы знаете? (Орфограммы гласных и орфограммы согласных букв)
- Назовите орфограммы гласных. (Гласные после шипящих и безударные гласные в корнях слов)
-Вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет об орфограммах.
- Обратите, внимание на схеме нет знака вопроса!
Вас ждет сюрприз – знак вопроса спрятался уже в знакомой теме, мы откроем сегодня нечто новое уже в известных знаниях.
- Как же мы будем «открывать» новое?
( Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, самим постараться «открыть» новое)
А с чего начнем? (С повторения)
- Возьмите сигнальный веер.
- Определите и докажите гласную в слабой позиции в словах:
Осень, улетают, холод, листва, края, далекие, тяжелый.
- Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять? Запишите эти буквы.
- В какой части слова были эти гласные? (В корне)
- Давайте составим алгоритм доказательства безударной гласной в корне слова, расставьте части алгоритма в нужном порядке.
- Какое время года сейчас в природе?
- Прочитайте стихи М. Исаковского об этом времени года
Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать.
- Какое из выделенных слов лишнее? Почему?
-Выпишите однокоренные слова, выделите корень. Найдите ударный слог в словах.
- Какое из этих слов сейчас лишнее? Подчеркните его.
- Какая орфограмма встретилась в этих словах? В какой части слова?
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
- Сейчас мы работали со стихотворением об осени.
- Подберите, слова-признаки к слову осень по схеме: прил.+ сущ.
- Золотая осень. Почему так говорят?
- Запишите это словосочетание в тетрадь. Выделите корень в прилагательном золотая.
3. Выявление места и причины затруднения
- Почему же это слово вы написали по- разному? (Не знаем способа проверки таких слов)
- В какой части слова вы встретились с затруднением в написании? (В корне слова)
- Какая это орфограмма?
-Почему ошиблись в написании этого слова? (Гласные находятся в слабой позиции)
- А сколько в этом слове безударных гласных?
- Попробуйте сформулировать цель урока. (Найти способ проверки 2-х безударных гласных в корнях слов)
Учитель ставит в схему знак вопроса.
Какова тема урока? (Правописание двух безударных гласных в корнях слов).
ФИЗМИНУТКА
– Встали, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали
Опустили, поморгали,
Руку левую подняли,
Ею дружно помахали.
Опустили и подняли.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
На меня все посмотрели
4.Построение проекта выхода из затруднения
- Сделайте звуковой анализ слова золотая и запишите слово с пропуском орфограмм слабых позиций гласных.
[залатай’а]
з_л_тая – золото, позолота
- Что такое позолота?
- Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?
- Попробуйте, работая в парах, выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.
- Сравните ваш алгоритм с алгоритмом на доске
Что нового в построенном вами алгоритме?
5. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи
- Перед вами слова, вам нужно записать их в два столбика, а по какому основанию, вам помогут догадаться эти схемы:
Грибок, холода, весёлый, страна, сторона, варить, сторожить.
- Какие слова нужно поместить в1-ый столбик? Почему?
Учащиеся доказывают правописание гласных в словах второго столбика, выделяют орфограммы.
- Как же проверить две безударные гласные в корне слова?
6 Самостоятельная работа с проверкой по эталону
- Выполните задание: «Дополни сам»
- Проверьте свою работу по эталону
7. Включение в систему знаний и повторение
- Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания?
- Придумайте предложение, используя слова самостоятельной работы.
( На ветру трепетали листочки осинки)
- Разберем это предложение по членам предложения.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока?
-А что оказалось для вас сюрпризом? ( В некоторых словах бывает по 2 безударных гласных и их нужно доказывать) (Учитель убирает знак вопроса)
- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения
Д/З: найти 5 слов с двумя безударными гласными в корне в художественном тексте
Упражнения:
Прочитайте три раза слова:
мама дети человек брат
доброта тетя мужчина ребенок
Слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:
• сколько букв в предпоследнем слове?
• сколько слов, состоящих из двух слогов?
• назовите третье слово;
• сколько слов заканчивается на гласный? согласный?
• сколько слов заканчивается на букву «а»?
• какие слова женского рода?
• сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.
Игра "Рассели своих друзей"
На наборном полотне в виде домика выставляются схемы слов. Дети отгадывают, кто в домике живет.
[i ош]
[за i ыц]
[мґ эдвґ этґ]
Игра "Эхо".
Ученики внимательно слушают слово, произнесенное учителем, а в ответ говорят только ударный слог, как эхо. Роль ЭХА могут выполнять отдельные ученики, определенная группа (ряд).
Упражнение:
1.Обведите слова с орфограммой «Непроизносимая согласная». Выделите все приставки и графически объясните их написание.
Под лестницей на веревке грустно висели и сохли 8 прелестных старушечьих чепцов капустного цвета. 6 прекрасных чепчиков поздним вечером, забыв об опасности, бессовестно стащила и безжалостно сжевала бесчувственная коза Аделина. Сколько ночных головных уборов сохранилось у несчастной старушки?
(Подражая Г. Остеру)
2. «Кто больше?» Придумайте свою вредную задачу, включив в нее большое количество с орфограммой «Непроизносимая согласная».
Упражнения на правописание слов
с непроверяемым написанием
1. В каких словах живет рак?
(ЗавтРАК, РАКета.)
2. В каких словах спрятались ноты?
(ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)
3. Назовите слова, в которых спрятались числа?
(Родина(1), сорока(4О) )
4. Все слова хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж".
(дЕЖурный, УЖин.)
5. Какие слова любит ворона?
(КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)
А лягушка?
(КВАртира, МосКВА.)
6. В каких словах ель растет?
(КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)
7. Впишите в стихотворение числительное, написание которого следует запомнить. Прочитайте стихотворение выразительно.
Вот опять . . . . палочек
Разлетелись по двору –
Это палочки-считалочки
Начинаем мы игру.
И пока . . . . палочек
Собирал в траве Сергей,
Мы с ребятами попрятались –
Кто-куда и кто-быстрей.
Ю. Синицын
8. « Билет»
Прочитайте выразительно стихотворение. Подчеркните орфограммы в выделенном слове.
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка рассуждает:
Если я купил билет,
Кто я: заяц или нет?
Что вы ответите зайке?
9. Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в строчку, и дополните по одному слову. Выделите корень в однокоренных словах.
А). Поездка или передвижение пешком с какой-либо целью.
Б) Коллективный поход или поездка куда-нибудь с целью осмотра, знакомства с чем-либо.
В) Человек, совершающий полеты в космическом пространстве.
Г). Листок, дающий нам право пользоваться чем-нибудь, входить куда- нибудь.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
Комментированное письмо.
Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
Письмо с проговаривание.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.
Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.
Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.
Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
«Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников
Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников....
Использование информационно-компьютерных технологий при развитии орфографического навыка у младших школьников
Использование ИКТ для развития орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе...
Формирование орфографических навыков у младших школьников
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем....
Формирование орфографических навыков у младших школьников
тема по самообразованию...
Формирование орфографических навыков у младших школьников на уроках русского языка.
Методические материалы...
Формирование орфографических навыков у младших школьников
Формирование орфографических навыков у младших школьников...
Программа практической части ВКР на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников".
В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...