Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык ", 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Кошелева Татьяна Ивановна
Рабочая программа по учебному предмету,3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

444

Государственное казенное

общеобразовательное учреждение

 «Школа № 95»

Утверждаю

Директор ГКОУ «Школа №95»

Гундерчук Л.А.

__________________

Приказ №

От «   » августа2024г.

Рассмотрено

на педагогическом совете Протокол № 1

от «  »  августа 2024г.

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1

От «2 » августа 2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету  «Русский язык»

                                       

Класс 3 б

Количество часов 136

Учитель: Кошелева Татьяна Ивановна

            Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе федеральной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

           

    Учебник: Русский язык 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х частях. Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова.- М., Просвещение, 2024г.

г. Нижний Новгород

2024г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык (Обучение грамоте. Письмо)» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.        Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

2.        Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.15.2014 г. № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  

4.        Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 г. №ВК-452/07).

5.        Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

6.        Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;  

7.        Приказ Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. № 458 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";

8.        Постановление главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);

9.        Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.08.2016) « Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

10.        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации №1788/07 от 11.08.2016 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

11.        Министерство образования и науки РФ письмо от 04 апреля 2016 г. № ВК-744 "План профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ".

12.        Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии"

13.        Письмо Минпросвещения России от 11 января 2023г. №АБ-25/07 "О направлении информации" с разъяснениями об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

14.        Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в государственных, в том числе  федеральных медицинских организациях, расположенных в Нижегородской области, Постановление Правительства Нижегородской области от 27.12.2017г. №961.

15.        Письмо Минобрнауки России «Об учебниках для обучающихся с ОВЗ» от 19.08.2016 № 07-3517.

16.         АООП (1 вариант) ГКОУ «Школа  № 95» на 2024-2025 учебный год;

17.         Учебный план  АООП (вариант 1) на 2024-2025 учебный год ГКОУ «Школа № 95».

18.         Учебный календарный график ГКОУ «Школа № 95» на 2024 - 2025 учебный год.

19.         Расписание уроков на 2024 - 2025 учебный год.

20.         Устав ГКОУ «Школа № 95».

21.         Положение о рабочей программе ГКОУ «Школа № 95».

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 3  классе рассчитана на 136 часа (34 учебные недели) и составляет 4 часа в неделю.

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык».

Цель обучения - овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарными знаниями по русскому языку, воспитание интереса к родному языку.

Задачи обучения:

  • уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
  • формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
  • овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
  • коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
  • формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
  • развитие навыков устной коммуникации;
  • формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе определяет следующие задачи:

  • обучение навыкам грамотного письма и культуры речи;
  • формирование основных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
  • повышение уровня общего и речевого развития обучающихся;
  • формирование умения последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • уточнение, расширение и активизация словарного запаса.

Характеристика познавательных особенностей обучающихся 3 б класса по предмету.       

В 3 б классе 12 человек. 2 человека находятся на домашнем обучении,  для них составлена  индивидуальная  учебная программа.  

Во втором классе обучаются дети с различной степенью интеллектуальной недостаточностью. Они имеют различную подготовку. 1 чел. обучаются по программе ФГОС О УО (ИН) (2 вариант)  (Даниил С.).  1 чел. (Моничева В.) прибыла в класс с 01.09.24

По уровням восприятия учебной информации по русскому языку класс делится на следующие группы:

1 уровень- Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.-3 чел. (Денис З., Левент Д., Михаил Б.)

2 уровень - Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются.-3 чел. (Максим Л., Полина Г., Юрова К.)

3 уровень - Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания  Письмо нарушено, буквы не знает, самостоятельно не пишет– 2 чел. (Егор С., Артем К.)

Дети имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки. Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. Поэтому обучающиеся испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процесс письма.

Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Предмет имеет коррекционную направленность. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, неполноценности их психического развития.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

- развитие навыков каллиграфии;  

-развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций:

-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Программа адресована обучающимся 3 класса  с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основной формой организации процесса обучения является урок.

Процесс обучения русскому языку предполагает использование следующих методов, типов уроков, форм проведения уроков и элементов образовательных технологий:

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Основные типы уроков:

урок изучения нового материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений.

Основным типом урока является комбинированный.

Нетрадиционные формы уроков:

интегрированный,

урок-игра,

урок-викторина,  

урок – путешествие;

урок с элементами исследования;

Виды и формы организации работы на уроке:

коллективная;

фронтальная;

групповая;

индивидуальная работа;

работа в парах.

Элементы образовательных технологий:

технология исследовательской направленности;

здоровьесберегающая технология        ;

технология игрового обучения;

информационно-коммуникационные технологии;

технология проблемного обучения.

Время работы с электронными средствами обучения на уроке

Непрерывное использование экрана с одновременной фиксацией информации в тетрадях: 1-4 классы - 10 мин.

 Общая продолжительность использования ЭСО на уроке:

1.Интерактивной доски дети до 10 лет-20 мин.; Дети старше 10 лет-30 мин.

2.Компьютера 1-2 кл. – 20 мин.;  3-4 кл. – 25 мин.

Элементы образовательных технологий:

-здоровьесберегающая технология;

-технология игрового обучения;

-информационно-коммуникационные технологии;

-технология проблемного обучения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Русский язык. (Обучение грамоте. Письмо)» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Срок реализации рабочей программы по русскому языку – 1 год.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

Предметная область: Язык и речевая практика.

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности школьников с умственной отсталостью обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи обучающихся.

 Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в 3 классе самое серьезное внимание уделяется звукобуквенному анализу. Звукобуквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилам. Обучающиеся овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты.

Слово. В процессе практических грамматических упражнений в 3 классе изучаются различные разряды слов названия предметов, действий, признаков.

Предложение.  Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения, по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, обучающиеся  должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.

В 3 классе школьники учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.

 Связная речь. В 3 классе особое внимание уделяется формированию навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной формах.

Графические навыки.  У обучающихся продолжают совершенствоваться  графические навыки: закрепление написания строчных и прописных букв и их соединений.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися

программы по учебному предмету «Русский язык»

Личностные:

  • формирование навыков сотрудничества  со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности на уроках русского языка;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • списывать слова с послоговым орфографическим проговариванием с помощью учителя;
  • различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные с помощью учителя;  
  • дифференцировать оппозиционные согласные звуки с помощью учителя;
  • делить слова на слоги, переносить части слова при письме с помощью учителя;
  • списывать текст целыми словами (10-20  слов); включая  слова  с изученными орфограммами;
  • составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении с помощью опор и с помощью учителя;
  • выделять предложения из текста;
  • уметь располагать слова в алфавитном порядке с опорой на наглядность с помощью учителя.

Достаточный уровень: записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;

  • различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные;  
  • дифференцировать оппозиционные согласные звуки;
  • делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
  • списывать текст целыми словами; писать текст под диктовку (20 -25 слов), включая слова с изученными орфограммами;
  • составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • выделять предложения из текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • уметь располагать слова в алфавитном порядке.

Учебно-тематическое планирование.

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Направление  воспитания

ЭОР/ЦОР

1

Повторение.

Предложение.

12

готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

2

Звуки и буквы.

21

ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях.

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

3

Гласные после шипящих согласных.

4

готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков

Онлайн тренажер по русскому языку 1 класс: «Гласные звуки» (chudo-udo.info)

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

4

Парные звонкие и глухие согласные.

24

осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

5

Слово.

Название предметов.

7

умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

6

Слово. Название действий.

11

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

7

Слово. Название признаков.

13

готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

8

Предлоги.

11

ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отраженным в художественных произведениях.

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

9

Предложение.

18

готовность оценивать свое поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

10

Повторение.

9

осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения

https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс

  1. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения рабочей  программы по учебному предмету «Русский язык»

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл - минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Основные критерии оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или) несоответствие науке и практике; полнота и надёжность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.  

При оценке итоговых предметных результатов обучающихся следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы их учебную и практическую деятельность, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

При оценке устных ответов обучающихся по русскому языку принимаются во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
  • полнота ответа;
  • умение практически применять свои знания;
  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести  необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий  требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Примерный объем письменных текстов:

  • в контрольных работах  – 25 - 30 слов (контрольные диктанты должны содержать по 2—3 орфограммы на каждое правило);
  • в словарном диктанте – 8 - 10 слов.

При оценке письменных  работ следует руководствоваться следующими нормами:

  • оценка «5» ставится за работу без ошибок;
  • оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками;
  • оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.

В письменных работах обучающихся не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:

Оценка «5» ставится, если обучающийся обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если обучающийся в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если обучающийся обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

Оценка «2»  -  не ставится.

        

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится в конце каждой четверти и учебного года в сроки, установленные календарным учебным графиком, графиком контрольных работ Учреждения.                                                                                                                                       

                Учебный год для обучающихся 3 классов заканчивается промежуточной (годовой) аттестацией, к годовой аттестации допускаются все обучающиеся переводных классов.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой проведение контрольных работ и может проводиться:

-  в 3 классе – по четвертям.

Промежуточная   аттестация проводится до окончания учебного года Промежуточная (годовая) аттестация включает в себя:

- диктант по письму.

Промежуточная аттестация за четверти обучающихся 3 класса осуществляется по текущим оценкам, полученными обучающимися в течение четверти. Оценка за четверть по предмету определяется путем вычисления среднего арифметического текущих оценок с последующим округлением до целого числа от 1 до 5.

Четвертная оценка по учебному предмету «Русский язык» считается обоснованной при наличии у обучающегося в классном журнале не менее трех текущих оценок по данному предмету.

Программа формирования базовых учебных действий через освоение учебного предмета «Русский язык».

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ориентирована на формирование у обучающихся базовых учебных действий, и обеспечивает формирование у обучающихся с легкой умственной отсталостью личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных действий с учетом их возрастных особенностей. Базовые учебные действия формируются и реализуются в процессе изучения русского языка только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Группа БУД действий

Перечень учебных действия

Образовательная область

Формы работы

1. Личностные учебные действия

1.1. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями

Язык и речевая практика.

Русский язык

Задания, в игровой форме и соответствующие уровню развития обучающегося, поощрения.

1.2. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений

Самостоятельные задания и работы.

2. Коммуникативные учебные действия

2.1. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель –ученик, ученик –ученик, ученик –класс, учитель-класс)

Язык и речевая практика.

Русский язык.

Индивидуальная работа, работа в парах, в группах, фронтальная работа.

2.2.использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Проигрывание ситуаций, игры.

2.3.Обращаться за помощью и принимать помощь

Сигнальные карточки

2.4.слушать и понимать инструкцию к учебному заданию

Переход от пошаговой к общей инструкции.

3.Регулятивные учебные

действия

3.1.входить и выходить из учебного помещения со звонком

Язык и речевая практика

Русский язык

Четкие требования к обучающимся, воспитанникам, ежедневная отработка правил поведения на уроке и в школе, тематические игры, игровые ситуации.

Поощрения.

3.2.ориентироваться в пространстве класса

3.3.пользоваться учебной мебелью

3.4.адекватно использовать ритуалы школьного поведения

3.5.работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место

3.6.принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе

3.7.активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия

3.8.соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами

3.9.передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения

4.Познавательные

учебные действия

Учебно-управленческие умения: 4.1.Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

4.2.Понимать и соблюдать последовательность действий.

Учебно-информационные умения: 4.3.Выразительно говорить. 4.4.Формировать вопрос к иллюстрации, предложению, слову.

4.5.Слушать рассказ, объяснения учителя и давать им простейшую оценку.

Учебно-логические умения (учебно-интеллектуальные умения).

4.6. Осуществлять коллективное описание компонентов объекта.

Язык и речевая практика

Русский язык

наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Промежуточная оценка уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) у обучающихся осуществляется на основании диагностических заданий, разработанных учителем, организуется и проводится в последний месяц учебного года. В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Результаты анализа представляются в форме условных единиц:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 -2  балла ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

3 - 4 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

5 - 6 баллов ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

7 - 8  баллов ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

9 – 10  баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

Результаты оценки уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающегося заносятся в портфель достижений (портфолио) обучающегося.

Формы промежуточной аттестации.

В промежуточную аттестацию включена диагностика предметных результатов, которая определяет уровень и качество освоенных обучающимися знаний и умений, специфичных для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в 3 классе проводится в следующих формах:

  • самостоятельная работа;
  • тестирование;
  • контрольное списывание;
  • контрольный диктант.

        Результаты овладения обучающимися программы выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

  • по способу предъявления (устные, письменные, практические);
  • по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

                В промежуточную аттестацию включена диагностика результатов личностного развития обучающихся. Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения каждого обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Она проводится в форме наблюдения. Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств личности: оценки поступков, обозначение жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.

                В промежуточную аттестацию включена диагностика уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Порядок промежуточной аттестации

                 Промежуточная аттестация обучающихся проводится с 3 четверти  2 класса  по итогам учебной четверти, по итогам учебного  года.  

Промежуточная аттестация является обязательной для обучающихся 3-х классов.                        

                Отметка по пятибалльной системе применяется с 3 четверти 2 класса до 4 класса включительно.

Все мероприятия по оценке качества обученности в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации проводятся согласно плана работы Учреждения,  годового календарного учебного графика, утвержденного директором Учреждения.                                                                                                                                      

Формы и методы оценки обучающихся

                Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.

                Для оценивания обучающихся с лёгкой умственной отсталостью используется система отметок по 5-ти балльной шкале, которая  включает в себя следующие компоненты: качественный компонент, количественный компонент  и объём  верно выполненных заданий.

        Балльная отметка вводится с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы обучающихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.

        Балльная оценка (отметка) свидетельствует о качестве усвоенных знаний, в связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

  • соответствие/несоответствие науке и практике;
  • полнота и надёжность усвоения;
  • самостоятельность применения усвоенных знаний.

        Балльная оценка (отметка) включает в себя количественный параметр усвоения  предметных результатов, который  оценивается с точки зрения:

  • частотности допущения ошибок - достоверные ("верные», «неверные»);
  • полноты («полные», «частично полные», «неполные»);
  • самостоятельности выполнения заданий («задание выполнено полностью самостоятельно», «выполнено по словесной инструкции», «выполнено с опорой на образец», «задание не выполнено при оказании различных видов помощи»).

        Объём верно выполненных заданий  относительно к общему объёму заданий формирует показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их как:

  • отметка 3 балла – «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
  • отметка 4 балла – «хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий;
  • отметка 5 баллов – «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

        За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

        Диагностика результатов личностного развития обучающихся проводится форме наблюдения.

        Диагностика результатов уровня сформированности основ учебной деятельности (базовых учебных действий) обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является педагогической, её организует и проводит учитель, хорошо знающий индивидуальные особенности обучающихся и их образовательные потребности, регулярно наблюдающий формирование учебной деятельности у обучающихся в процессе обучения в течение всего учебного года. Учитель разрабатывает специальные диагностические работы:

  • задания по диагностике уровня сформированности базовых учебных действий;
  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных базовых учебных действий.

Дополнительным средством контроля является педагогическое наблюдение.

Текущий контроль успеваемости

Текущий контроль успеваемости – это процесс проверки успешности обучения обучающихся Учреждения, и сопоставления полученных результатов с данными на начало учебного года. Он проводится в ходе изучения темы, является элементом многих уроков.                                                                                              

Формами текущего контроля успеваемости

- устный опрос;

-контрольный диктант;

-контрольное списывание.                                     

В целях проведения объективного текущего контроля успеваемости, педагогами Учреждения разрабатываются контрольные задания, содержание которых учитывает тот уровень, который смогли достичь обучающиеся в процессе обучения и позволяет оценивать степень личного продвижения обучающимися в освоении тем, разделов, глав учебных программ на время проверки.                                                                                          

Виды письменных работ.  Основными видами классных и домашних письменных работ, учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

 - упражнения по русскому языку;

Все письменные работы обучающихся проверяются и оцениваются. Тетради обучающихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются после каждого урока у всех обучающихся.  В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками.

Критерии оценки предметных  результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью.

Оценка предметных результатов обучающихся

в результате освоения программы

ГКОУ «Школа №95»  не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальными  нарушениями. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу  обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.

Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.

          Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур,  и для определения содержания и организации образовательного процесса.

Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся  и не допускает сравнения его с другими детьми.

Оценка предметных результатов включает в себя оценивание предметных результатов, а также уровень сформированности базовых учебных действий (БУД).

Уровни сформированности предметных результатов:

Уровень

Условное обозначение

Критерий

Достаточный

В

(высокий)

Полное усвоение информации, независимость от взрослого в выполнении задания, умение объяснить свои действия.

В/С

(выше среднего)

Усвоение сведений в основном, за исключением отдельных деталей, потребность в организующей поддержке, умение ответить на все вопросы по содержанию деятельности.

С

(средний)

Частичное усвоение в объеме более половины от заданного, потребность в помощи в виде наглядных опор, умение ответить на основные вопросы по содержанию деятельности.

Минимальный

Н/

(ниже среднего)

Частичное усвоение в объеме менее половины от заданного, потребность в практической помощи, умение ответить на отдельные вопросы по содержанию деятельности.

Н

(низкий)

Усвоение отдельных случайных сведений, полная зависимость от взрослого в выполнении задания, отсутствие осознанности, неумение отвечать на вопросы.

Педагогами заполняется сводная таблица «Таблица образовательных результатов по учебному предмету».

Балльная отметка

        Балльная отметка вводиться с 3 четверти 2 класса. Введение оценки в этот период обусловлено тем, что у основной группы обучающихся уже сформированы элементарные навыки счета, письма, чтения, дети под руководством учителя приучены к организации собственной учебной деятельности, которая для них становится привычной.

        Балльная оценка (отметка) свидетельствует о качестве усвоенных знаний, в связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

  • соответствие/несоответствие науке и практике;
  • полнота и надёжность усвоения;
  • самостоятельность применения усвоенных знаний.

        Балльная оценка (отметка) включает в себя количественный параметр усвоения  предметных результатов, который  оценивается с точки зрения:

  • частотности допущения ошибок - достоверные ("верные», «неверные»);
  • полноты («полные», «частично полные», «неполные»);
  • самостоятельности выполнения заданий («задание выполнено полностью самостоятельно», «выполнено по словесной инструкции», «выполнено с опорой на образец», «задание не выполнено при оказании различных видов помощи»).

        Объём верно выполненных заданий  относительно к общему объёму заданий формирует показатель надёжности полученных результатов, что даёт основание оценивать их как:

  • отметка 3 балла – «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
  • отметка 4 балла – «хорошо», если обучающиеся верно выполняют от 51% до 65% заданий;
  • отметка 5 баллов – «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

        За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов.

Основные виды контроля:

по месту в процессе обучения:

  • текущий контроль, позволяющий определять уровень развития обучающихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
  • итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

по содержанию:

  • прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
  • пооперационный     контроль,     управляющий     правильностью,     полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

  • внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
  • внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый обучающимся  и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

Оценке не подлежит:

  • темп работы обучающегося с нарушением интеллекта;
  • личностные качества;
  • своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель обучения - формирование у обучающихся  адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности

№/ п

Вид КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Стартовая

(входная)

работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует

коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

Фиксируется учителем в журнале (в том числе в электронном) и  в дневнике обучающегося, отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в разноуровневой шкале оценивания.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

2.

Диагностическая

работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов

действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач.

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть обучающимся  в рамках решения учебной задачи.

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку обучающегося  с интеллектуальными нарушениями.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

3.

Контрольно-

обобщающий урок

Не более одного раза в месяц

Направлен, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на

параллельную отработку текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на три уровня.

Учитель проверяет и оценивает выполненные обучающимися задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения в зависимости от психофизических особенностей обучающихся.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

4.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля - май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения.

Оценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов входной и итоговой работы.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

5.

Предъявление

(демонстрация) достижений

ученика за год.

Май

Учитель и ученик (в зависимости от психофизического состояния и особенностей личности ребенка) демонстрирует портфолио, презентацию или др. формы.

В портфолио, презентации и др. представлены личностные достижения обучающегося  за учебный год.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

6

Мониторинг

«Динамика развития личности»

2 раза в год Сентябрь, апрель/май

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей

Экспертная оценка по специально созданным оценочным листам, сравнительным анализ по графическим схемам, диаграммам.

Результаты фиксируются в таблице образовательных результатов.

Материально – техническое обеспечение

Средства обучения и воспитания учебного предмета «Русский язык» включают:

 Учебно-методический комплект:

1.Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2024.

2.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2011, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).

3.Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык 3 класс. Рабочая тетрадь для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2024.

Печатные пособия:

Плакат письменных букв «Алфавит»; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; лента букв классная

Учебно-практическое оборудование:

комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука подвижная на магнитах, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

Технические средства:

- компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет), интерактивная доска .

Учебно-практическое оборудование:

- касса букв и слогов;

- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);

- слоговые таблицы;

- дидактические игры;

- образца написания букв;

- мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;

Приложение1

Контроль-оценочные материалы

Контрольное списывание по теме «Повторение. Предложение»

1) Цель: Уметь списывать по слогам печатный текст, применяя изученные правила

Дата:сентябрь 

Осень.

     Наступила осень. Стало холодно. По небу плывут серые тучи. Птицы улетели в тёплые края. На огороде убрали овощи. (18 слов)

Задание (1 вариант)

Составить схему последнего предложения.

Контрольная работа за 1 четверть

Цель: Уметь писать под диктовку, применяя правила (заглавная буква в предложениях, перенос слов), проверять свою работу.

 Дима идёт в школу. В руках у него портфель. В портфеле лежит букварь

и тетради. Дима хороший ученик. (18 слов)

 Контрольное списывание по теме «Гласные после шипящих согласных»

Дата: ноябрь

Кот.

     Кот Рыжик сидит в углу. Под полом пищат мыши. Чует кот добычу. Весь день сидит Рыжик у норы. А добыча ушла. (21 слово)

Контрольная работа за 2 четверть

Цель: Уметь писать под диктовку, применяя правила (заглавная буква в предложениях, в именах людей, перенос слов), проверять свою работу

Рыжий друг.

Ольга часто ходит в парк. У Ольги там живет рыжий друг. Это маленькая белочка с пушистым хвостом. Девочка стучит по сосне. Зверек прыгает и берет корм. (28 слов)

Грамматическое задание.

1. В словах третьего предложения подчеркните твердые согласные одной чертой и мягкие согласные двумя. 2. Разделить слова для переноса: парк, живет, белочка.

1) Текущий контроль по теме «Названия предметов»

Дата:январь

 Упражнение с заданием упр.1 с.9 (Рабочая тетрадь 2 часть)

2)Текущий контроль по теме «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных»

Дата:январь

Мини – тест

Отметь какие слова написаны правильно:

*Громов Паша

*мальчик саша

*собака мухтар

*кот Пушок

3)Текущий контроль по теме «Название признаков»

Дата:март

Упражнение с заданием упр.5 с.24 (Рабочая тетрадь 2 часть)

4)Текущий контроль по теме «Предлоги»

Упражнение с заданием упр.4 с.28 (Рабочая тетрадь 2 часть)

Контрольная работа за 3 четверть

Цель: Уметь писать под диктовку, применяя правила (заглавная буква в предложениях, перенос слов), проверять свою работу

Весна.

     Пришла весна. Тает снег. Сегодня ясный день. Весело журчат ручьи. У крыльца лужи. У дома спит пушистый кот. Ольга и Дарья посадили на огороде лук. (26 слов)

1) Текущий контроль по теме «Предложение»

Дата:май

Упражнение с заданием упр.4 с.31 (Рабочая тетрадь 2 часть)

Контрольная работа за год

Цель: Уметь писать под диктовку, применяя правила (заглавная буква в предложениях, перенос слов), проверять свою работу.

Сын и дочка

Пятый час. Идут с работы мама и папа. Юля ставит на стол чайную посуду. Лёня принёс свежие булки. Все будут пить душистый чай.

(26 слов)

Слова для справок: ставит.

Грамматическое задание.

  1. Выпиши из текста 3 слова, обозначающие действие предмета.
  2.  Подчеркни предлоги в тексте.

3)Найди в тексте слова с сочетаниями ча, жи, ши подчеркни их.

IIвариант

Контрольное списывание.

 

Вечером идут с работы мама и папа. Юля ставит на стол чайную посуду.

Лёня купил свежие булки. Все будут пить душистый чай.

(22 слова)

Слова для справок: ставит.

Задания:

1. К словам первого столбика подбери пару из второго столбика. Запиши:

ЗМЕЯ        ПЛЫВЁТ

РЫБА        ШИПИТ

ПТИЦА        СКАЧЕТ

КОНЬ        ЛЕТИТ

2. Найди в тексте слова с сочетаниями ча, жи, ши подчеркни их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебным курсам, 2 класс ("Школа 2100")

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС, для 2 класса, Образовательная система "Школа 2100"....

Рабочая программа по учебным курсам ( 3 класс "Школа 2100)

Рабочая программа разработана для 3 класса по Образовательной системе "Школа 2100"...

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс

Рабочая программа по учебному исследованию.2 класс...

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс фгос

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изо, технологии и ОРКСЭ....

Рабочие программы по учебным предметам. 1 класс УМК "Гармония".

Материал содержит рабочие программы и их аннотации по учебным предметам для 1 класса УМК "Гармония"....

Рабочие программы по учебным предметам 4 класс

Данный материал содержит рабочие программы по предметам, 4 класс...