Конспект урока русского языка "Учимся создавать текст - приглашение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
В материалах к уроку используются: обращение к традиционным народным праздникам, ярмаркам, театрализация для создания устойчивого интереса к изучаемому материалу, работа с толковыми словарями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка во 2 В классе (2023-24 уч. год)
Тема: Учимся составлять текст-приглашение.
Цель: обучение написанию приглашения
Задачи урока:
I. Образовательные:
Обеспечить в ходе отработка умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является; умение применять в речи слова-синонимы; раскрыть содержание текста- приглашения, законов его построения; формировать умения создавать текст-приглашение; продолжить формирование умения определять орфограммы и объяснять их написание
II. Развивающие:
Продолжить формирование общеучебных знаний, планирования ответов, сравнения и обобщения; развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний); развивать интерес к учению (применением ИКТ, игровых моментов)
III. Воспитательные:
Содействовать воспитанию положительных мотивов обучения, интереса к народным традициям, правилам культурного речевого общения.
Ход урока.
- Организационный момент.
- К нам, ребята, вот-вот должны подойти гости, ваши одноклассники, но вы их, скорее всего, не узнаете. Приведите в порядок своё рабочее место. Ждём гостей.
- Сообщение темы урока.
Заранее подготовленные уч-ся стучат в дверь и входят в класс, читают стихи:
- Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!
- Пойдёте направо – будет забава!
Пойдёте налево – много смеха и гама!
Проходи, честной народ,
Коробейник вон идёт!
- Что душа твоя желает –
Всё на ярмарке найдёшь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдёшь!
- О чём мы будем говорить на уроке?
Слайд 1 «Русская ярмарка».
- Основная часть.
Рассказ учителя о ярмарке.
- В старину говорили: «Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка». Это изречение дошло к нам из глубины веков.
Слово «ярмарка» имеет германские корни и переводится с немецкого как «ежегодный рынок». Именно так в старину называли места, где собирались торговцы и привозили свой товар.
2 ученика находят значение слова «ярмарка» в толковом словаре Ожегова и Даля:
1. Большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.
2. ЯРМАРКА ж. ярмонка, немецк. большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями
Ярмарки проходили очень весело, а людей туда зазывали и веселили скоморохи.
- Кто такие скоморохи?
3 ученик читает значение слова в толковом словаре Ожегова.
1. В Древней Руси: певец-музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат.
- Вспомните. Как на наши школьные утренники приходили скоморохи.
Словарная работа.
- По какому поводу люди устраивали ярмарки? (по праздникам).
- По каким праздникам устраивались ярмарки? (Масленица, Пасха, Рождество)
- Запишем слово «праздник» в тетрадь. Чтобы не допустить ошибку, назовите орфограмму (слово из словаря с непроизносимой согласной).
Один уч-ся работает у доски.
Записывает слово «праздник» в тетрадь.
- Подберите к нему слова-синонимы и запишите их.
праздник, веселье, гулянье (назовите орфограммы и объясните их написание)
Отработка умения определять части речи.
Слайд 2 «Русская речь – русская ярмарка»
- Давайте представим, что наша речь – большая русская ярмарка. Чтобы на ней был порядок, разделим её на части.
Работа по слайду презентации.
- Какие предметы мы видим на 1-ой картинке? Запишите любые 3. (один уч-ся читает записанные слова)
- Какие вопросы поставим к этим словам? (кто? что?)
- Как называется эта часть речи? (имя существительное)
- Что мы видим на 2-ой картинке?
- Что делают люди? (играют, поют, танцуют, веселятся)
- Запишите любые 3. (один уч-ся читает записанные слова)
- Какие вопросы поставим к этим словам? (что делают?)
- Как называется эта часть речи? (глагол)
- Что мы видим на 3-ой картинке? (изделия народных промыслов)
Заранее подготовленные уч-ся читают стихи:
- О хохломе.
Хохлома, хохлома
Краше нет нигде тебя.
Золотые листики,
Жёлтые цветы.
Наливные ягодки –
Доброта земли.
- О гжели.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете Вы
Красоты такой!
- О дымковской игрушке.
Все игрушки - не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
4. О городецкой росписи
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица –
Значит это ГОРОДЕЦ!
Где ковши, кони-качалки
Очень радостных тонов –
Это всё труды прекрасных
Городецких мастеров!
- О матрёшке.
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
- Какие слова используем, чтобы описать предметы?
- Какие вопросы поставим к этим словам? (какой? какая? какое? какие?)
- Как называется эта часть речи? (имя прилагательное)
- Запишите любые 3. (один уч-ся читает записанные слова)
- Какие части речи мы повторили?
Слайд 3. Музыкальная физминутка.
- Каждый торговец на ярмарке закликает, зазывает к себе покупателей.
У вас на парте карточки с разными закличками.
4 уч-ся читают вслух заклички.
- Яблочки садовые, яблочки медовые.
Груши, ананас – набирайте про запас!
- Становитесь в ряд, выбирайте подряд:
Дудочки, хлопушки, разные игрушки.
- Платки, гребешки,
Расписные петушки.
Небольшой расход,
Подходи, честной народ!
- Булавки, иголки!
Стальные приколки!
За один пучок
Плати пятачок!
5.Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
Проверка:
- Прочитайте только имена существительные (имена прилагательные,
глаголы).
Составление текста-приглашения.
- А как про нашу ярмарку узнают гости из других стран?
- Для этого мы должны составить приглашение.
- Приглашение – это вид текста.
- Встречались ли вы в своей жизни с приглашениями? (да, например, на дни рождения к друзьям)
- С чего оно начиналось? (с приглашения)
Слайд 4.
- Заголовок. Приглашение.
- Как вы думаете, какие ещё части мы должны выделить в таком тексте?
- Обращение к гостям. Дорогие гости!
- О чём дальше сообщим?
- Что напишем в содержании приглашения? (описание праздника и дата его проведения)
- И в конце обязательно должна быть подпись.
- Подпись.
Примерный текст. (Записывается уч-ся по частям).
Каждую часть записываем с новой строки. 1 и 2 части в центре.
По желанию можно предложить выбрать свой народный праздник для приглашения.
Приглашение.
Дорогие гости!
Приглашаем на русскую ярмарку 13 мая. Вас ждут игры, веселье, забавы, подарки.
Ученики гимназии № 406
Чтение приглашения учащимися.
4. Итог урока.
Слайд 5
Рефлексивный экран
Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана в презентации:
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/04/05/picture-9564.jpg)
Конспект урока русского языка Озаглавливание текстов
Конспект урока русского языка Озаглавливание текстов...
Конспект урока русского языка "Типы текста"
Урок русского языка по теме "Типы текста"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-1098159-1585734005.jpg)
Конспект урока русского языка «Составление текста по сюжетным рисункам» (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Планируемые результаты:Предметные:Определять и раскрывать темы текста;Уметь составлять связный тек...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-1205559-1580984726.jpg)
Конспект урока русского языка "Деление текста на части" (2 класс, Перспективная начальная школа)
Конспект урока русского языкаТема: Деление текста на частиЦели деятельности учителя: формирование у учащихся умений делить текст на смысловые части.Планируемые результатыПредметные:Уметь самостоятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/12/picture-1203156-1686586544.jpg)
Конспект урока русского языка "Составление текста повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: - формирование умения составлять связный текст повествования по предложенной теме. Планируемые результаты:...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-1205559-1580984726.jpg)
Конспект урока русского языка "Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, Школа России)
Конспект урока русского языкаТема: Составление текста - описания по картине Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/16/picture-1304684-1621168730.jpg)
Конспект урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам"
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Составление текста по сюжетным картинкам Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитие объёма слухо...