Конспект урока русского языка "Учимся создавать текст - приглашение"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Исаева Галина Леонидовна

В материалах к уроку используются: обращение к традиционным народным праздникам, ярмаркам, театрализация для создания устойчивого интереса к изучаемому материалу, работа с толковыми словарями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sostavlenie_priglasheniya.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка во 2 В классе (2023-24 уч. год)

Тема: Учимся составлять текст-приглашение.

Цель: обучение написанию приглашения

Задачи урока:

I. Образовательные:

Обеспечить в ходе отработка умения определять, что называет слово, на какой вопрос отвечает и какой частью речи является; умение применять в речи слова-синонимы; раскрыть содержание текста- приглашения, законов его построения; формировать умения создавать текст-приглашение; продолжить формирование умения определять орфограммы и объяснять их написание

II. Развивающие:

Продолжить формирование общеучебных знаний, планирования ответов, сравнения и обобщения; развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний); развивать интерес к учению (применением ИКТ, игровых моментов)

III. Воспитательные: 

Содействовать воспитанию положительных мотивов обучения, интереса к народным традициям, правилам культурного речевого общения.

                       Ход урока.

  1. Организационный момент.

- К нам, ребята, вот-вот должны подойти гости, ваши одноклассники, но вы их, скорее всего, не узнаете. Приведите в порядок своё рабочее место. Ждём гостей.

  1. Сообщение темы урока.

          Заранее подготовленные уч-ся стучат в дверь и входят в класс, читают стихи:

  1. Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается весёлое гуляние!

     Торопись, честной народ,

     Тебя ярмарка зовёт!

  1. Пойдёте направо – будет забава!

Пойдёте налево – много смеха и гама!

     Проходи, честной народ,

     Коробейник вон идёт!

  1. Что душа твоя желает –

Всё на ярмарке найдёшь!

Всяк подарки выбирает,

Без покупки не уйдёшь!

- О чём мы будем говорить на уроке?

Слайд 1 «Русская ярмарка».

  1. Основная часть.

Рассказ учителя о ярмарке.

- В старину говорили: «Где двое, там рынок, трое – базар, а семеро – ярмарка». Это изречение дошло к нам из глубины веков.

Слово «ярмарка» имеет германские корни и переводится с немецкого как «ежегодный рынок».  Именно так в старину называли места, где собирались торговцы и привозили свой товар.

2 ученика находят значение слова «ярмарка» в толковом словаре Ожегова и Даля:

1. Большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время.

2. ЯРМАРКА ж. ярмонка, немецк. большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями
Ярмарки проходили очень весело, а людей туда зазывали и веселили скоморохи.

- Кто такие скоморохи?

3 ученик читает значение слова в толковом словаре Ожегова.

1. В Древней Руси: певец-музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат.

- Вспомните. Как на наши школьные утренники приходили скоморохи.

Словарная работа.

- По какому поводу люди устраивали ярмарки? (по праздникам).

- По каким праздникам устраивались ярмарки? (Масленица, Пасха, Рождество)

- Запишем слово «праздник» в тетрадь. Чтобы не допустить ошибку, назовите орфограмму (слово из словаря с непроизносимой согласной).

Один уч-ся работает у доски.

Записывает слово «праздник» в тетрадь.

- Подберите к нему слова-синонимы и запишите их.

праздник, веселье, гулянье (назовите орфограммы и объясните их написание)

Отработка умения определять части речи.

Слайд 2 «Русская речь – русская ярмарка»

- Давайте представим, что наша речь – большая русская ярмарка. Чтобы на ней был порядок, разделим её на части.

Работа по слайду презентации.

 

- Какие предметы мы видим на 1-ой картинке? Запишите любые 3. (один уч-ся читает записанные слова)

- Какие вопросы поставим к этим словам? (кто? что?)

- Как называется эта часть речи? (имя существительное)

- Что мы видим на 2-ой картинке?

- Что делают люди? (играют, поют, танцуют, веселятся)

- Запишите любые 3. (один уч-ся читает записанные слова)

- Какие вопросы поставим к этим словам? (что делают?)

- Как называется эта часть речи? (глагол)

- Что мы видим на 3-ой картинке? (изделия народных промыслов)

          Заранее подготовленные уч-ся читают стихи:

  1. О хохломе.

Хохлома, хохлома
Краше нет нигде тебя.
Золотые листики,
Жёлтые цветы.
Наливные ягодки –

Доброта земли.

  1. О гжели.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы

Красоты такой!

  1. О дымковской игрушке.

Все игрушки - не простые, 
А волшебно расписные, 
 Белоснежны, как березки, 
 Кружочки, клеточки, полоски –
 Простой, казалось бы узор, 
 Но отвести не в силах взор.

    4. О городецкой росписи

  Коль на досточке девица

  Иль удалый молодец,

 Чудо – конь и чудо – птица –

  Значит это ГОРОДЕЦ!

  Где ковши, кони-качалки

  Очень радостных тонов –

  Это всё труды прекрасных

  Городецких мастеров!

  1. О матрёшке.

 Очень любят все матрёшки

  Разноцветные одежки:

  Всегда расписаны на диво

  Очень ярко и красиво.

- Какие слова используем, чтобы описать предметы?

- Какие вопросы поставим к этим словам? (какой? какая? какое? какие?)

- Как называется эта часть речи? (имя прилагательное)

- Запишите любые 3. (один уч-ся читает записанные слова)

- Какие части речи мы повторили?

Слайд 3. Музыкальная физминутка.

- Каждый торговец на ярмарке закликает, зазывает к себе покупателей.

  У вас на парте карточки с разными закличками.

4 уч-ся читают вслух заклички.

  1. Яблочки садовые, яблочки медовые.

Груши, ананас – набирайте про запас!

  1. Становитесь в ряд, выбирайте подряд:

Дудочки, хлопушки, разные игрушки.

  1. Платки, гребешки,

Расписные петушки.

Небольшой расход,

Подходи, честной народ!

  1. Булавки, иголки!

Стальные приколки!

За один пучок

Плати пятачок!

5.Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.

Проверка:

- Прочитайте только имена существительные (имена прилагательные,

  глаголы).

Составление текста-приглашения.

- А как про нашу ярмарку узнают гости из других стран?

- Для этого мы должны составить приглашение.

- Приглашение – это вид текста.

- Встречались ли вы в своей жизни с приглашениями? (да, например, на дни рождения к друзьям)

- С чего оно начиналось? (с приглашения)

Слайд 4.

  1. Заголовок. Приглашение.

- Как вы думаете, какие ещё части мы должны выделить в таком тексте?

  1.  Обращение к гостям. Дорогие гости!

- О чём дальше сообщим?

  1. Что напишем в содержании приглашения? (описание праздника и дата его проведения)

- И в конце обязательно должна быть подпись.

  1. Подпись.

Примерный текст. (Записывается уч-ся по частям).

Каждую часть записываем с новой строки. 1 и 2 части в центре.

По желанию можно предложить выбрать свой народный праздник для приглашения.

Приглашение.

Дорогие гости!

Приглашаем на русскую ярмарку 13 мая. Вас ждут игры, веселье, забавы, подарки.

Ученики гимназии № 406

Чтение приглашения учащимися.

4. Итог урока.

Слайд 5

Рефлексивный экран

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана в презентации:

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Озаглавливание текстов

Конспект урока русского языка Озаглавливание текстов...

Конспект урока русского языка "Типы текста"

Урок русского языка по теме "Типы текста"...

Конспект урока русского языка «Составление текста по сюжетным рисункам» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять связный рассказ по сюжетным картинкам.Планируемые  результаты:Предметные:Определять и раскрывать темы текста;Уметь составлять связный тек...

Конспект урока русского языка "Деление текста на части" (2 класс, Перспективная начальная школа)

Конспект урока русского языкаТема: Деление текста на частиЦели деятельности учителя: формирование у учащихся умений делить текст на смысловые части.Планируемые результатыПредметные:Уметь самостоятельн...

Конспект урока русского языка "Составление текста повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование умения составлять связный текст повествования по предложенной теме. Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка "Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, Школа России)

Конспект урока русского языкаТема: Составление текста - описания по картине Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и ...

Конспект урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Составление текста по сюжетным картинкам Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитие объёма слухо...