План-конспект урока "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

Образовательная:

  1. Способствовать овладению способом действия при выборе гласной в суффиксах существительного - ек, - ик.

Развивающие:

  1. Развивать мыслительные умения анализа, синтеза, обобщения (выделять главные признаки, обобщать слова по основным признакам в группы).
  2. Развивать орфографическую зоркость, логическое  мышление.

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к русскому языку.

Средства обучения: учебник, карточки, листы самооценки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

Образовательная:

  1. Способствовать овладению способом действия при выборе гласной в суффиксах существительного - ек, - ик.

Развивающие:

  1. Развивать мыслительные умения анализа, синтеза, обобщения (выделять главные признаки, обобщать слова по основным признакам в группы).
  2. Развивать орфографическую зоркость, логическое  мышление.

Воспитательная:

  1. Воспитывать интерес к русскому языку.

Средства обучения: учебник, карточки, листы самооценки.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,                                                                
Ни минуты не теряем.

  1. -Сегодня наш урок пройдёт под девизом…

Кто догадался?

(Сегодня у нас всё получится!)

  1. -А начнём мы с чистописания.

Откроем свои тетради и красиво запишем число.

(Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь).

Чистописание

о е 

Что вы можете сказать про эти буквы? (Этими буквами на письме обозначаются беглые гласные звуки)

1. Создание проблемной ситуация

- На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания

слов русского языка, чтобы наша речь была красивой, многообразной и

грамотной.

- Запишите слова, вставьте нужную букву и по ходу выполнения задания выделяйте     корень .

Кам…нь, дят…л, ног…ть, тан…ц, лок…ть, уг…ль, ключ…к, замоч…к.

 - Прочитайте слова, в которых есть орфограмма «беглый гласный в корне слова»

- К правописанию каких слов мы не можем применить это правило?

- Почему?

- С какой проблемой мы столкнулись?

- Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова?

- Каких? (в суффиксе)

2. Формулирование темы и постановка цели урока

- Сформулируйте тему урока.

(Чередование звуков в суффиксах слов. Е и О – беглые гласные).

- Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит

Йокоповна. Откройте учебник на с. 129 и прочитайте её слова. ( - Чаще всего

орфограмма«беглый гласный» появляется не в корнях, а в суффиксах

существительных, - сказала Анишит Йокоповна

-Итак, чему мы научимся сегодня на уроке?

Поставим цели, используя слова-помощники:

-Узнаем…..   (когда пишется суффикс –ек, -ик)

-Научимся …(правильно писать слова с этими  суффиксами)

-Закрепим…(свои знания и умения) 

III. Открытие нового знания

- Чтобы решить эту проблему, я предлагаю вам такое задание.

1. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа

- Сейчас вы будете работать в группах.

- Попробуйте выяснить, как определить, когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек.

Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе:

1) Умейте слышать и слушать.

2) Умейте спорить, но не ссориться.

3) Правильно распределяйте обязанности между членами группы.

4) Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.

(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).

Карточка № 1

1 уровень

- Спишите, выделите суффиксы и сравните пары слов. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек.

Есть карандашик – нет карандашика

Есть кирпичик – нет кирпичика

Есть клубочек – нет клубочка

Есть горошек – нет горошка.

Вывод:

Мы сравнили пару слов…………..

Заметили……………………………

Сравнили другую пару……………

Заметили…………………………..

1 группа:

- Мы сравнили пару слов: есть карандашик – нет карандашика. Заметили, что и в первом, и во втором слове есть суффикс - ик. Сравнили эту пару слов с другой: есть горошек – нет горошка. Здесь в первом случае пишется суффикс - ек, а во втором слове мы его не увидели.

Карточка № 2

2 уровень

- Спишите, выделите суффиксы, соедините пары слов линиями и сравните их. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек.

шалашик                  (нет) сыночка

котик                          (нет) пенёчка

сыночек                  (нет) котика

пенёчек                 (нет) шалашика

Вывод:

Мы соединили пару слов и заметили…………

Соединили другую пару слов и заметили………

2 группа

- А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах котик – (нет) котика, суффикс - ик во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс - ек, а во  втором слове его нет, он исчез, пропал.

Карточка № 3

3 уровень

- Спишите, измените форму данных слов, подставляя к ним слово «нет». Выделите суффиксы. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек.

ключик – нет…..

кораблик – ………

звоночек – ……….

кармашек– ………..

Вывод:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово «нет». Например, ………

И заметили, что   …………………….

Потом мы изменили форму других слов. Например, …………..

И заметили, что…………………….

3 группа

- Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например: ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если, изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс - ик.

- Потом мы изменили форму других слов. Например: звоночек – нет звоночка, кармашек – нет кармашка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если, изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс - ек.

Общий вывод - Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.

2. Составление алгоритма

- Чтобы грамотно писать слова с суффиксами - ик, - ек нужно знать алгоритм действий.

- Давайте вместе его составим.

- Предложите свои варианты. Выделим самые главные фразы из правила, чтобы получился алгоритм.

I шаг. Измени форму слова.

                                II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

                                                

                                        Да                             Нет

                               Пиши - ек, - ок                 Пиши – ик

Физкультминутка

IV. Первичное воспроизведение новых знаний

Индивидуальная работа по вариантам.

- А теперь, пользуясь составленным алгоритмом, выполним задание по вариантам.

- Откройте обратный словарь на букву -К. Прочитайте слова на –ек.

- Первый вариант выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов, а второй вариант выберите слова, относящиеся к детёнышам домашних животных. Запишите их столбиком и, пользуясь алгоритмом, докажите, какую гласную букву вы будете писать в суффиксах этих слов.

- Рядом со словами напишите проверочные слова.

Шиповничек - шиповничка

Кустарничек - кустарничка

Ельничек - ельничка

Грибочек - грибочка

Цветочек - цветочка

Листочек - листочка

Орешек - орешка

Горошек - горошка

Щеночек - щеночка

Телёночек - телёночка

Козлёночек - козлёночка

Цыплёночек - цыплёночка

Ягнёночек - ягнёночка

Поросёночек - поросёночка

Котёночек - котёночка

Утёночек - утёночка

- Давайте проверим работу.

- Назовите слова, которые вы выписали?

- Какой способ проверки вы использовали?  (мы использовали форму Р.п., ед.ч)

- А теперь, давайте вернёмся к словам, которые вызвали у вас затруднения в начале урока.

замоч(е/и)к    ключ(е/и)к

- В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет.

- Как это узнать? (нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.)

Замочек – замочка

Ключик – ключика.

- Где гласный звук «сбежал»? (гласный звук сбежал в слове замочек)

- Где он остался на месте? (в слове ключик гласный звук остался)

- В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»? (в слове замочек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»)

- Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные:-ек и -ик)

Сформулируйте самостоятельно правило о правописании суффиксов –ек, -ик. (в слове, где есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», пиши букву Е (замочЕк), а в слове, где этой орфограммы нет, - букву И (ключИк)!)

- А теперь познакомьтесь с текстом-правилом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать суффиксов - ик, - ек.

  1. Первичное закрепление с комментированием

- Выпишите из предложений слова, орфограмма которых соответствует теме урока.

Пон ... сла Красная Шапо..ка бабушке пир...жок и горшоч..к масла.

 Тр…пинка спускалась в овраж…к.

Выр..с на гря .. ке душ..стый  горош…к.

В высокой тр…ве оглушительно трещал з…лёный кузнеч…к.

Самопроверка по образцу.

- Какие ещё орфограммы вам встретились в словах?

- Найдите предложение с однородными сказуемыми.

- Найдите предложение, которое соответствует схеме.

- Из этого предложения выпишите имя существительное в форме предложного падежа и сделайте морфологический разбор.

VI. Контроль

- Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к

+

Песоч..к

+

Диванч..к

+

Кружоч..к

+

Лап..ть

+

Ключ..к

+

Камеш..к

+

Ножич..к

+

Ребён..к

+

Зайч..к

+

Взаимопроверка.

Кто не допустил ни одной ошибки поставьте!это отлично

Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак +    это тоже хорошо

Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе?это значит ещё остались вопросы, не всё понято, надо ещё поработать.        

VII. Рефлексия

- Какую цель вы перед собой ставили? (узнать  правило правописания суффиксов –ик, -ек)

-Доскажите слова по алгоритму:

- Если при изменении формы слова существительного,  гласный убегает, то пиши...

- Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …

- Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами один два три.

1. Я все понял, но у меня есть еще вопросы.

2. Я все понял, могу работать по эталону.

3. Я все понял, могу объяснить другим.

- Учащиеся оценивают себя.

VIII. Итог урока

 Поблагодарите друг друга за работу на уроке .

-Благодарю и я всех за сотрудничество!

-Самым лучшим результатом урока будет ваше самостоятельное и безошибочное написание домашней работы.

-Запишите домашнее задание:

IX. Домашнее задание

  • Упражнение в рабочей тетради № 78 с. 72 – 73.
  • Задание дополнительное: составить словарный диктант из слов на правописание суффиксов -ек, -ик.

Карточка № 1

Спишите, выделите суффиксы и  сравните пары слов. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек.

Есть карандашик – нет карандашика

Есть кирпичик – нет кирпичика

Есть клубочек – нет клубочка

Есть горошек – нет горошка.

Карточка № 1

Спишите, выделите суффиксы и  сравните пары слов. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек.

Есть карандашик – нет карандашика

Есть кирпичик – нет кирпичика

Есть клубочек – нет клубочка

Есть горошек – нет горошка.

Вывод:

Мы сравнили пару слов…………..

Заметили……………………………

Сравнили другую пару……………

Заметили…………………………..

Вывод:

Мы соединили пару слов и заметили…………

Соединили другую пару слов и заметили………

Вывод:

Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово «нет». Например, ………

И заметили, что   …………………….

Потом мы изменили форму других слов. Например, …………..

И заметили, что…………………….

Карточка № 2

- Спишите, выделите суффиксы, соедините пары слов линиями и сравните их. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек.

шалашик                  (нет) сыночка

котик                   (нет) пенёчка

сыночек                  (нет) котика

пенёчек                 (нет) шалашика

Карточка № 2

- Спишите, выделите суффиксы, соедините пары слов линиями и сравните их. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек.

шалашик                  (нет) сыночка

котик                   (нет) пенёчка

сыночек                  (нет) котика

пенёчек                 (нет) шалашика

Карточка № 3

- Спишите, измените форму данных слов, подставляя к ним слово «нет». Выделите суффиксы. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек.

ключик – нет…..

кораблик – ………

звоночек – ……….

кармашек– ………..

Карточка № 3

- Спишите, измените форму данных слов, подставляя к ним слово «нет». Выделите суффиксы. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек.

ключик – нет…..

кораблик – ………

звоночек – ……….

кармашек– ………..

C:\Users\эльдо\Pictures\img027.jpg

C:\Users\эльдо\Pictures\img028.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные", цель которого: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в су...

Открытый урок "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"

1.Продолжать формирование умения применять правило написания беглых гласных.2. Уметь работать с обратным словарем; выделять корни и основы в слове; писать слова с суффиксами -ек- и -чик-....

Презентация урока для 3 класса по теме:"Чередование звуков в суффиксе слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные "

Презентация урока для 3 класса по теме:"Чередование звуков в суффиксе слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные  "...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)

Предмет: русский язык Класс: 3 аТема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)Тип урока: Урок ...