Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предмет: русский язык
Класс: 3 а
Тема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели деятельности педагога: организация деятельности обучающихся, направленная на продолжение знакомства с орфограммой «беглый гласный», распознавание слов с беглыми гласными в суффиксах, развитие речевых умений, внимания, воспитанию интереса к изучению русского языка.
Задачи:
- создать условия для эффективной работы на уроке, формирования представлений о чередовании звуков с нулевым звуком в суффиксах слов;
- способствовать формированию умения определять орфограмму «беглые гласные в суффиксе слов» и проверять её;
- совершенствовать умение работать в парах, группах, выполнять самоконтроль, взаимоконтроль;
- содействовать воспитанию интереса к изучению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 38.54 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Учитель: Короткова Вера Анатольевна
Предмет: русский язык
Класс: 3 а
Тема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели деятельности педагога: организация деятельности обучающихся, направленная на продолжение знакомства с орфограммой «беглый гласный», распознавание слов с беглыми гласными в суффиксах, развитие речевых умений, внимания, воспитанию интереса к изучению русского языка.
Задачи:
- создать условия для эффективной работы на уроке, формирования представлений о чередовании звуков с нулевым звуком в суффиксах слов;
- способствовать формированию умения определять орфограмму «беглые гласные в суффиксе слов» и проверять её;
- совершенствовать умение работать в парах, группах, выполнять самоконтроль, взаимоконтроль;
- содействовать воспитанию интереса к изучению русского языка.
Предполагаемые результаты:
Предметные:
- научатся распознавать слова с беглыми гласными в суффиксе, анализировать, формулировать вывод;
- получат возможность выполнять словообразовательный анализ слов.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, осуществлять самоконтроль учебной деятельности, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, работать в паре и группе.
Личностные:
- осознавать значимость полученных знаний о чередовании звуков в суффиксах слов;
- проявлять положительное отношение к учебной деятельности на основе занимательного содержания и имеющихся знаний;
- демонстрировать навыки культурного поведения при общении.
Оборудование: М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова «Русский язык» учебник, 3 часть , 3 класс, М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова «Русский язык», 2 часть , 3 класс, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки с заданиями.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
I | Организационный момент Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: организация деятельности обучающихся, направленная на активную и плодотворную работу на уроке. Задачи: - создать благоприятный морально-психологический настрой на предстоящую совместную деятельность; - побудить учащихся включиться в деловой ритм. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовка к продуктивной работе на уроке. Методы: словесный. | (Слайд 1,2) - Я хочу начать урок русского языка с пожелания доброго настроения всем присутствующим! Я рада видеть ваши добрые лица, ваши улыбки. Думаю, что этот урок будет для вас познавательным и интересным. В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела. Так скорей, друзья, за дело! | Личностные УУД: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, готовность к сотрудничеству. | |
II | Актуализация опорных знаний. Цель, которую учитель хочет достичь: организация деятельности обучающихся, направленная на выяснение степени усвоения ими изученного материала. Задачи: - выявить степень усвоения обучающимися предыдущего материала; - систематизировать знания обучающихся о чередовании звуков в корне слова; Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: демонстрация знаний предыдущего материала.. Методы: словесный, наглядный, самоконтроль. | Работа со словами. - Выполняя домашнее задание, Миша написал: ЛивИнь, угАль, камИнь, ветИр, локАть. (Слайд 3) - Какие ошибки допустил Миша? - Можно ли проверить эти безударные гласные в корне слова с помощью ударения?
- А как же нам проверить эти слова? Какая орфограмма в этих словах? Проверьте, измените форму слова. - Есть ли беглые гласные в этих словах?
- Какими буквами обозначаются ВСЕГДА беглые гласные в корне слов?
- Запишите правильно эти слова. Самопроверка (Слайд 4) - Поднимите сигнальные карточки, кто выполнил задание без ошибок. Кто допустил ошибки? - Какое правило вы использовали, выполняя задание? |
- Неправильно написал безударные гласные в корне слова. - Нет - Если безударный гласный в корне слова нельзя проверить ударением, нужно изменить форму слова и выяснить, является ли он беглым гласным. (Лив…нь – нет ливня, уг…ль – нет угля, вет…р – нет ветра, лок…ть – нет локтя). - Да.
- Беглые гласные в корне слов ВСЕГДА обозначаются только двумя буквами: Е или О. Обучающиеся сигнализируют карточками. | Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме. Регулятивные УУД: проговаривают вслух последовательность производимых действий. Коммуникативные УУД: используют в общении правила вежливости, строят понятные для партнера высказывания. |
III | Постановка учебной задачи. Цель, которую учитель хочет достичь: организация деятельности обучающихся, направленная на постановку учебной задачи на урок. Задача: обсудить затруднения и сформулировать цель урока. Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: определение границы между знанием и незнанием, осознание цели предстоящей деятельности. Методы: словесный, проблемный | Определение темы и целей урока. - Ребята, как выдумаете, беглые гласные могут быть только в корне слова или могут встречаться в других частях слова? - Прочитайте предложение: На дереве распустился зелёный листоч(е/и)к. (Слайд 5) - Какую гласную нужно вставить? (Проблема) - Измените слово, поставьте в форму Р.п. ед. ч.
- Какая орфограмма в слове?
- В какой части слова? - Прочитайте тему урока в учебнике на с.129 (Слайд 6) - Сформулируйте цель нашего урока? - Не просто распознавать, а исследовать слова. | Предположения обучающихся. - Листочек – листочка - Беглый гласный - В суффиксе. - Учиться распознавать слова с беглыми гласными в суффиксе и проверять эти слова. . | Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать тему урока и учебную проблему. Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель. |
VI | Открытие новых знаний. Цель для учителя: формирование умения определять орфограмму «беглый гласный в суффиксе слов» и проверять её; Задачи: -создать содержательные и организационные условия усвоения обучающимися изучаемого материала: - обеспечить понимание значимости изучаемого материала, - обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учебного материала, - расширять кругозор обучающихся; - побудить обучающихся к активности при изучении нового материала. Цели для обучающихся: формирование умения распознавать слова с беглыми гласными в суффиксах и проверять их. Задачи: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - учиться высказывать свое мнение на основе работы с учебником; - содействовать осознанию учащимися своей учебной деятельности, самооценки результатов своей деятельности. Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический. | Работа по теме урока. - Чаще всего орфограмма «беглый гласный» встречается не в корнях, а в суффиксах существительных. Хотите убедиться? 1. Работа по учебнику. - Начнем наше исследование. Упр. №146 с.130 Работа с Обратным словарём. - Откройте словарь на –К. Прочитай те слова на –ек. - Выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов. Назовите слово, от ОСНОВЫ которого оно образовано. (Устно) - Докажите, меняя форму слов, что во всех словах на –ек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе». (Взаимопроверка) (Слайд 17) - Покажите как образованы 3 слова. Корни не выделяй, выделяй только их основы. Шиповничек – шиповник;
Работа в парах. Самопроверка (Слайд 18) - В каких же частях слова могут встречаться «беглые гласные»? Вывод: беглые гласные могут встретиться в суффиксе слова. Динамическая пауза. (Слайд 19) - Я буду называть имена существительные. Если в слове есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе» – поднимите руки вверх, если нет – приседайте. Листочек, кошка, грибочек, носочек, хлеб, теремочек, ложка, ручка, денёчек, салфетка, цветочек. 2) Наблюдение над словами. - Иногда слова с беглым гласным в суффиксе ПУТАЮТ с другими словами, где такой орфограммы нет. Проведем исследование. - Сравните слова: (Слайд 20) замоч(е/и)к костюмч(е/и)к (слайд) - Скажите, от основ каких слов образованы эти слова? - В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет. Как это узнать? - Где гласный звук «сбежал»? - Где он остался на месте? - В каком же слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»? - Прочитайте важную информацию на плакате Летучей мыши (Уч. с.131) Если в слове есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», нужно писать букву Е (замочЕк), а в слове, где этой орфограммы нет, - букву И (костюмчИк). (Слайд 21) - Письменно покажите как образованы слова «замочек» и «костюмчик» и вы увидите, что у них даже разные суффиксы. - Исследование каждого слова запишите по алгоритму, который вам уже известен со 2 класса. Замочек – замок;
Костюмчик – костюм;
- Сделайте вывод по результатам этого исследования. ( Когда в суффиксе пишется буква Е, а когда И?) | (Слайды 7-16) шиповничек – (от шиповник) кустарничек – (от кустарник) ельничек – (от ельник) грибочек – (от грибок) лесочек – (от лесок) цветочек – (от цветок) листочек – (от листок) кусточек – (от кусток) орешек – (от орех) горошек – (от горох) (У доски, с комментированием, самостоятельно) шиповничек – шиповничка; кустарничек – кустарничка ельничек – ельничка грибочек – грибочка лесочек – лесочка цветочек – цветочка листочек – листочка кусточек – кусточка орешек – орешка горошек – горошка Показывают образование 2-х последних слов. Обучающиеся поднимают руки вверх, если в слове есть беглый гласный, приседают – если нет. замочек – замок костюмчик - костюм - Нужно изменить форму слов: замоч(е/и)к–замочка костюмч(е/и)к – костюмч(е/и)кА замоч(е/и)к–замочка костюмч(е/и)к – костюмч(е/и)ка замоч(е/и)к–замочка
Работа у доски с объяснением. - Если в суффиксе орфограмма «беглый гласный в суффиксе» пишется буква Е, а если в слове этой орфограммы нет – буква И. | Предметные УУД: научатся различать основные формы снежинок, ставить простейший опыт, исследуя чист ли снег; получат возможность получить представление об образовании снежинок. Познавательные УУД: добывать новые знания: извлекать информацию , представленную в разных формах (иллюстрации, слайды, тексты). Регулятивные УУД: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, Обратный словарь), определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Личностные УУД: демонстрируют навыки культурного поведения при общении. |
V | Закрепление учебного материала. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: закрепление в памяти обучающихся новых знаний, полученных на уроке. Задачи: - обеспечить восприятие, осмысление, закрепление учащимися изучаемого материала; - обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые необходимы для работы по новому материалу; - контролировать правильность выполнения заданий. Цель для обучающихся: фиксирование новых знаний полученных на уроке. Задачи: - уметь применять полученные знания на практике; - учиться работать в группе; - оформлять свои мысли в устной форме; - высказывать свое мнение, свою позицию. Методы: практический, сравнительный, аналитический, обобщающий, репродуктивный. | 1. Работа в парах сменного состава. - Исследуйте слова. Вставьте пропущенные буквы Е или И: Утёноч…к, укропч…к, котёноч…к, вагонч…к, песоч…к. Проверка. (Слайды 22-26) Итог. Когда нужно писать букву Е, а когда букву И в суффиксе? 2. Работа в группах. Повторение правил работы в группах. - Вставьте пропущенные буквы, подчерните существительные с беглыми гласными в суффиксе. С одним словосочетанием составьте предложение. 1гр. Маленький грибоч…к, деревянный сарайч…к. 2гр. Яркий платоч…к, красный тюльпанч…к. 3гр. Красивый цветоч…к, тёмный чуланч…к. 4 гр. Белый фартуч…к, стеклянный стаканч…к. 5 гр. Тёплый тулупч…к, синий кружоч…к. 6 гр. Жёлтый цыплёноч…к, вкусный блинч…к. 7 гр. Золотой ключ…к, зелёный горош…к. Проверка. - Назовите слова с беглыми гласными в суффиксах. 3. Дифференцированное задание. (Слайд 27) - Чтобы проверить, как вы поняли изучаемый материал, выполните задание по выбору: 1 уровень У (П/п)ети жил маленький щеноч…к. Р(и/е)бята вышли на балконч..к. 2 уровень (На) лугу п(а/о)сётся телёноч…к. У Миш(и/е) модный костюмч…к. (На) дв(е/и)ри висел мален(ь/ъ)кий замоч…к. Самопроверка. (Слайд 28) - Кто выполнил задание без ошибок? - Кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки? - У кого больше 3 ошибок? - Назовите слова с «беглыми гласными в суффиксе слова». - Какие гласные вставили? Почему? | - Если в суффиксе орфограмма «беглый гласный в суффиксе» пишется буква Е, а если в слове этой орфограммы нет – буква И. Выполняют задание в группах. Выполняют задание самостоятельно. | Познавательные УУД: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме. Коммуникативные УУД: формирование умения распределять роли, работая в группе; формирование умения распределять работу с соседом по парте. Регулятивные УУД: умеют выполнять учебные действия в устной речи. Личностные УУД: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности. |
VI | Итог урока. Цель для учителя: организация деятельности, направленная на осознание обучающимися своей учебной деятельности. Задача: определить степень соответствия поставленной цели и результатов урока. Цель для обучающихся: оценивание собственной деятельность на уроке. Методы: словесный. | (Слайд 29) - Вспомним, какую цель ставили в начале урока? - Как вы считаете, мы достигли её? - Какое открытие сделали сегодня на уроке? - Я хочу поблагодарить вас и отметить вашу работу на уроке. (Выставление отметок). | Ответы обучающихся. | Личностные УУД: проявляют ценностное отношение к природному миру, оценивают эмоциональные впечатления от урока, отмечают в окружении то, что особенно понравилось. |
VII | Домашнее задание. Цель для учителя: применение знаний при выполнении практических заданий. Цель для обучающихся: применять полученные знания при выполнении домашнего задания. | (Слайд 30) - Для домашней работы выберете для себя задание: 1. Придумайте и запишите несколько слов с орфограммой «беглый гласный в суффиксе»; 2. Придумайте и запишите 5 словосочетаний с орфограммой «беглый гласный в суффиксе»; 3. Напишите мини-сочинение, используя слова с орфограммой «беглый гласный в суффиксе»; 4. Уч. с.132 №149 5. Т. с.72-73 №78 - Чтобы правильно написать слова с орфограммой «беглый гласный в суффиксе», что необходимо знать? | Обучающиеся выбирают домашнее задание. | Личностные УУД: выбирают задания, нацеленные на демонстрацию знаний младшего школьника с учетом индивидуальных особенностей. |
VIII | Рефлексия. Цель для учителя: формирование у обучающихся способности к рефлексии. Цель для обучающихся: самооценка своего эмоционального состояния в конце урока. Методы: словесный. | - Вы хорошо сегодня потрудились. - Прикрепите красный лепесток к цветочку, если вам понравилось сегодня на уроке. Желтый – если не совсем довольны. - Молодцы! Дома обязательно расскажите о том, какое исследование мы проводили на уроке и какое открытие сделали. Спасибо за работу! Урок окончен. (Слайд 31) | Обучающиеся с помощью лепестков оценивают эмоциональное впечатление от урока. | Личностные УУД: оценивают эмоциональные впечатления от урока. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛивИнь, угАль, камИнь, ветИр, локАть.
Лив е нь, уг о ль, кам е нь, вет е р, лок о ть.
На дереве распустился зелёный листоч(е/и)к.
Тема урока: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные».
шиповнич е к
кустарнич е к
ельнич е к
грибоч е к
лесоч е к
цветоч е к
листоч е к
кусточ е к
ореш е к
горош е к
кусточ е к – кусточка ореш е к – орешка горош е к - горошка
Орешек орех; орех орех /; орех/ + ек + = орешек Горошек горох; 1) горох горох /; 2) горох/ + ек + = горошек
замоч(е/и)к костюмч(е/и)к
замоч е к костюмч и к
утёноч е к
укропч и к
котёноч е к
вагонч и к
песоч е к
1 уровень У (П/п)ети жил маленький щеноч(е/и)к. Р(е/и)бята вышли на балконч(е/и)к. 2 уровень (На)лугу п(а/о)сётся телёноч(е/и)к. У Миш(е/и) модный костюмч(е/и)к. На дв(е/и)ри висел мален(ь/ъ)кий замоч(е/и)к.
1 уровень У П ети жил маленький щеноч е к. Р е бята вышли на балконч и к. 2 уровень На лугу п а сётся телёноч е к. У Миш и модный костюмч и к. На дв е ри висел мален ь кий замоч е к.
Домашнее задание по выбору: Придумайте и запишите несколько слов с орфограммой «беглый гласный в суффиксе». Придумайте и запишите 5 словосочетаний с орфограммой «беглый гласный в суффиксе». Напишите мини-сочинение, используя слова с орфограммой «беглый гласный в суффиксе». Уч. с.132 №149 Т. С.72-73 №78
Молодцы ! Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"
Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные", цель которого: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в су...
Проект урока русского языка (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс) Тема: чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные
урок русского языка 3 класс...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...
Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках ...
Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс
Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...
Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс
Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по теме «Беглые гласные Е и О в суффиксе» Планируемые результатыПредметные:Уметь определять является ли гласный в суффиксе беглым, выделя...