Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Предмет: русский язык

Класс: 3 а

Тема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)

Тип урока: Урок открытия новых знаний

 

Цели деятельности педагога: организация деятельности обучающихся, направленная на продолжение знакомства с орфограммой «беглый гласный», распознавание слов с беглыми гласными в суффиксах, развитие речевых умений, внимания, воспитанию интереса к изучению русского языка.

Задачи:

- создать условия для эффективной работы на уроке, формирования представлений о чередовании звуков с нулевым звуком в суффиксах слов;

- способствовать формированию умения определять орфограмму «беглые гласные в суффиксе слов» и проверять её;

- совершенствовать умение работать в парах, группах, выполнять самоконтроль, взаимоконтроль;

- содействовать воспитанию интереса к изучению русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx38.54 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Короткова Вера Анатольевна

Предмет: русский язык  

Класс: 3 а

Тема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели деятельности педагога: организация деятельности обучающихся, направленная на продолжение знакомства с орфограммой «беглый гласный», распознавание слов с беглыми гласными в суффиксах, развитие речевых умений, внимания, воспитанию интереса к изучению русского языка.

Задачи: 

- создать условия для эффективной работы на уроке, формирования представлений о чередовании звуков с нулевым звуком в суффиксах слов;

- способствовать формированию умения определять орфограмму «беглые гласные в суффиксе слов» и проверять её;

- совершенствовать умение работать в парах, группах, выполнять самоконтроль, взаимоконтроль;

- содействовать воспитанию интереса к изучению русского языка.

Предполагаемые результаты:

Предметные:

 - научатся распознавать слова с беглыми гласными в суффиксе, анализировать, формулировать вывод;

 - получат возможность выполнять словообразовательный анализ слов.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, осуществлять самоконтроль учебной деятельности, планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками  совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, работать в паре и группе.

Личностные:  

 - осознавать значимость полученных знаний о чередовании звуков в суффиксах слов;

 - проявлять положительное отношение к учебной деятельности на основе занимательного содержания и имеющихся знаний;

 - демонстрировать навыки культурного поведения при общении.

Оборудование: М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова «Русский язык» учебник, 3 часть , 3 класс, М.Л. Каленчук, О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова «Русский язык», 2 часть , 3 класс, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки с заданиями.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I

Организационный момент

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:

организация деятельности обучающихся, направленная на активную и плодотворную работу на уроке.

Задачи:

 - создать благоприятный морально-психологический настрой на предстоящую совместную деятельность;

 - побудить учащихся включиться в деловой ритм.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

подготовка к  продуктивной работе на уроке.

Методы: словесный.        

(Слайд 1,2)

- Я хочу начать урок русского языка с пожелания доброго настроения всем присутствующим! Я рада видеть ваши добрые лица, ваши улыбки. Думаю, что этот урок будет для вас познавательным и интересным.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Личностные УУД: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, готовность к сотрудничеству.

II

Актуализация опорных знаний.

Цель, которую учитель хочет достичь: организация деятельности обучающихся, направленная на выяснение степени усвоения ими изученного материала.

Задачи:

 - выявить степень  усвоения обучающимися предыдущего материала;

 - систематизировать знания обучающихся о чередовании звуков в корне слова;

 Цель, которую учитель ставит перед обучающимися:

демонстрация знаний предыдущего материала..

Методы: словесный, наглядный, самоконтроль.

Работа со словами.

- Выполняя домашнее задание, Миша написал:

ЛивИнь, угАль, камИнь, ветИр, локАть.

(Слайд 3)

- Какие ошибки допустил Миша?

-

Можно ли проверить эти безударные гласные в корне слова  с помощью ударения?

                 

- А как же нам проверить эти слова? Какая орфограмма в этих словах?

 Проверьте, измените форму слова.

 - Есть ли беглые гласные в этих словах?

                                             

- Какими буквами обозначаются ВСЕГДА беглые гласные в корне слов?  

   

 - Запишите правильно эти слова.

Самопроверка (Слайд 4)

- Поднимите сигнальные карточки, кто выполнил задание без ошибок. Кто допустил ошибки?

- Какое правило вы использовали, выполняя задание?

 

- Неправильно написал безударные гласные  в корне слова.

- Нет

- Если безударный гласный в корне слова нельзя проверить ударением, нужно изменить форму слова и выяснить, является ли он беглым гласным.

(Лив…нь – нет ливня, уг…ль – нет угля, вет…р – нет ветра, лок…ть – нет локтя).

- Да.                          

 

- Беглые гласные в корне слов ВСЕГДА обозначаются только двумя буквами: Е или О.

Обучающиеся сигнализируют карточками.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме.

Регулятивные УУД: проговаривают вслух последовательность производимых действий.

Коммуникативные УУД: используют в общении правила вежливости, строят понятные для партнера высказывания.

III

 Постановка учебной задачи.

Цель, которую учитель хочет достичь: организация деятельности обучающихся, направленная на постановку учебной задачи на урок.

Задача: обсудить затруднения и сформулировать цель урока.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: определение границы между знанием и незнанием, осознание цели предстоящей деятельности.

Методы: словесный, проблемный

Определение темы и целей урока.

- Ребята, как выдумаете, беглые гласные могут быть только в корне слова или могут встречаться в других частях слова?                                        

- Прочитайте предложение:

На дереве распустился зелёный листоч(е/и)к. (Слайд 5)

- Какую гласную нужно вставить? (Проблема)

- Измените слово, поставьте в форму Р.п. ед. ч.

                                                 

- Какая орфограмма в слове?

                                         

- В какой части слова?                                    

- Прочитайте тему урока в учебнике на с.129 (Слайд 6)

- Сформулируйте цель нашего урока?

- Не просто распознавать, а исследовать слова.     

Предположения обучающихся.

- Листочек – листочка

- Беглый гласный

- В суффиксе.

- Учиться распознавать слова с беглыми гласными в суффиксе  и проверять эти слова.

.

Регулятивные УУД:

учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать тему урока и учебную проблему.

Познавательные УУД: выделять и формулировать познавательную цель.

VI

 Открытие новых знаний.

Цель для учителя: формирование умения определять орфограмму «беглый гласный в суффиксе слов» и проверять её;

Задачи:

-создать содержательные и организационные условия усвоения обучающимися изучаемого материала:

- обеспечить понимание значимости изучаемого материала,

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учебного материала,

-  расширять кругозор обучающихся;

- побудить обучающихся к активности при изучении нового материала.

Цели для обучающихся: формирование умения

распознавать слова с беглыми гласными в суффиксах и проверять их.

 Задачи:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- учиться высказывать свое мнение на основе работы с учебником;

- содействовать осознанию  учащимися своей учебной деятельности, самооценки результатов своей деятельности.

Методы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический.

 Работа по теме урока.

- Чаще всего орфограмма «беглый гласный» встречается не в корнях, а в суффиксах существительных. Хотите убедиться?

1. Работа по учебнику.

- Начнем наше исследование.

Упр. №146 с.130 Работа с Обратным словарём.

- Откройте словарь на –К. Прочитай те слова на –ек.

- Выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов. Назовите слово, от ОСНОВЫ которого оно образовано. (Устно)

- Докажите, меняя форму слов, что во всех словах на –ек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе».

(Взаимопроверка) (Слайд 17)

- Покажите как образованы 3 слова. Корни не выделяй, выделяй  только их основы.

Шиповничек – шиповник;

  1. шиповник – шиповник/;
  2. шиповник/ + ек +       = шиповничек

Работа в парах.

Самопроверка (Слайд 18)

- В каких же частях слова могут встречаться «беглые гласные»?

Вывод: беглые гласные могут встретиться в суффиксе слова. 

Динамическая пауза. (Слайд 19)

- Я буду называть имена существительные. Если в слове есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе» – поднимите руки вверх, если нет – приседайте.

Листочек, кошка, грибочек, носочек, хлеб, теремочек, ложка, ручка, денёчек, салфетка, цветочек.

2) Наблюдение над словами.

- Иногда слова с беглым гласным в суффиксе ПУТАЮТ с другими словами, где такой орфограммы нет. Проведем исследование.

- Сравните слова: (Слайд 20)

замоч(е/и)к

костюмч(е/и)к (слайд)

- Скажите, от основ каких слов образованы эти слова?

- В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет. Как это узнать?

- Где гласный звук «сбежал»?

- Где он остался на месте?

- В каком же слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»?

- Прочитайте важную информацию на плакате Летучей мыши (Уч. с.131)

Если в слове есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», нужно писать букву Е (замочЕк), а в слове, где этой орфограммы нет, - букву И (костюмчИк). (Слайд 21)

- Письменно покажите как образованы слова «замочек» и «костюмчик» и вы увидите, что у них даже разные суффиксы.

- Исследование каждого слова запишите по алгоритму, который вам уже известен со 2 класса.

     Замочек – замок;

  1. замок – замок/;
  2. замок/ + ек +       = замочек  

Костюмчик – костюм;

  1. костюм – костюм/;
  2. костюм/ + чик  +     = костюмчик

- Сделайте вывод по результатам этого исследования.

( Когда в суффиксе пишется буква Е, а когда И?)

(Слайды 7-16)

шиповничек – (от шиповник)

кустарничек – (от кустарник)

ельничек – (от ельник)

грибочек – (от грибок)

лесочек – (от лесок)

цветочек – (от цветок)

листочек – (от листок)

кусточек – (от кусток)

орешек – (от орех)

горошек – (от горох)

(У доски, с комментированием, самостоятельно)

шиповничек – шиповничка;

кустарничек – кустарничка

ельничек – ельничка

грибочек – грибочка

лесочек – лесочка

цветочек – цветочка

листочек – листочка

кусточек – кусточка

орешек – орешка

горошек – горошка

Показывают образование

2-х последних слов.

Обучающиеся поднимают руки вверх, если в слове есть беглый гласный, приседают – если нет.

замочек – замок

костюмчик - костюм

- Нужно изменить форму слов:

 замоч(е/и)к–замочка                                                                            костюмч(е/и)к – костюмч(е/и)кА

замоч(е/и)к–замочка  

 костюмч(е/и)к – костюмч(е/и)ка

 замоч(е/и)к–замочка  

                 

Работа у доски с объяснением.

- Если в суффиксе орфограмма «беглый гласный в суффиксе» пишется буква Е, а если в слове этой орфограммы нет – буква И.

Предметные УУД: научатся различать основные формы снежинок, ставить простейший опыт, исследуя чист ли снег;  получат возможность получить представление об образовании снежинок.

Познавательные УУД: добывать новые знания: извлекать информацию , представленную в разных формах (иллюстрации, слайды, тексты).

Регулятивные УУД:

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, Обратный словарь), определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне  одного предложения или небольшого текста).

Личностные УУД:

демонстрируют навыки культурного поведения при общении.

V

Закрепление учебного материала.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: закрепление в памяти обучающихся новых знаний, полученных на уроке.

Задачи:

 - обеспечить восприятие, осмысление, закрепление учащимися изучаемого материала;

 - обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые необходимы для  работы по новому материалу;

 - контролировать правильность выполнения заданий.

Цель для обучающихся:

фиксирование новых знаний полученных на уроке.

Задачи:

 - уметь применять полученные знания на практике;

 - учиться работать в группе;

 - оформлять свои мысли в устной форме;

 - высказывать свое мнение, свою позицию.

Методы: практический, сравнительный, аналитический, обобщающий, репродуктивный.

1. Работа в парах сменного состава.

- Исследуйте слова. Вставьте пропущенные буквы Е или И:

 Утёноч…к, укропч…к, котёноч…к, вагонч…к, песоч…к.

Проверка.  (Слайды 22-26) Итог.

Когда нужно писать букву Е, а когда букву И в суффиксе?

2. Работа в группах.

Повторение правил работы в группах.

- Вставьте пропущенные буквы, подчерните существительные с беглыми гласными в суффиксе. С одним словосочетанием составьте предложение.

1гр. Маленький грибоч…к, деревянный сарайч…к.

2гр. Яркий платоч…к, красный тюльпанч…к.

3гр. Красивый цветоч…к, тёмный чуланч…к.

4 гр. Белый фартуч…к, стеклянный стаканч…к.

5 гр. Тёплый тулупч…к, синий кружоч…к.

6 гр. Жёлтый цыплёноч…к, вкусный блинч…к.

7 гр. Золотой ключ…к, зелёный горош…к.

Проверка.

- Назовите слова с беглыми гласными в суффиксах.

3. Дифференцированное задание. (Слайд 27)

- Чтобы проверить, как вы поняли изучаемый материал, выполните задание по выбору:

1 уровень

У (П/п)ети жил маленький щеноч…к. Р(и/е)бята вышли на балконч..к.    

2 уровень

(На) лугу п(а/о)сётся телёноч…к. У Миш(и/е) модный костюмч…к. (На) дв(е/и)ри висел мален(ь/ъ)кий замоч…к.

Самопроверка. (Слайд 28)

- Кто выполнил задание без ошибок?

- Кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки?

- У кого больше 3 ошибок?

- Назовите слова с «беглыми гласными  в суффиксе слова».

- Какие гласные вставили? Почему?

- Если в суффиксе орфограмма «беглый гласный в суффиксе» пишется буква Е, а если в слове этой орфограммы нет – буква И.

Выполняют задание в группах.

Выполняют задание самостоятельно.

Познавательные УУД: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним  строят ответ в устной форме.

Коммуникативные УУД: формирование умения распределять роли, работая в группе;

формирование умения распределять работу с соседом по парте.

Регулятивные УУД:

умеют выполнять учебные действия в устной речи.

Личностные УУД:

осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

VI

Итог урока.

Цель для учителя:

организация деятельности, направленная на осознание обучающимися своей учебной деятельности.

Задача: определить степень соответствия поставленной цели и результатов урока.

Цель для обучающихся:

 оценивание собственной деятельность на уроке.

Методы: словесный.

(Слайд 29)

- Вспомним, какую цель ставили в начале урока?

- Как вы считаете, мы достигли её?

- Какое открытие  сделали сегодня на уроке?

- Я хочу поблагодарить вас и отметить вашу работу на уроке. (Выставление отметок).

Ответы обучающихся.

Личностные УУД:

проявляют ценностное отношение  к природному миру, оценивают эмоциональные впечатления от урока, отмечают в окружении то, что особенно понравилось.

VII

Домашнее задание.

Цель для учителя:

применение знаний при выполнении практических заданий.

Цель для обучающихся:

применять полученные знания при выполнении домашнего задания.

(Слайд 30)

- Для домашней работы выберете для себя задание:

1. Придумайте и запишите несколько слов с орфограммой «беглый гласный в суффиксе»;

2. Придумайте и запишите 5 словосочетаний с орфограммой «беглый гласный в суффиксе»;

3. Напишите мини-сочинение, используя слова с орфограммой «беглый гласный в суффиксе»;

4. Уч. с.132 №149

5. Т. с.72-73 №78

- Чтобы правильно написать слова с орфограммой «беглый гласный в суффиксе», что необходимо знать?

Обучающиеся выбирают домашнее задание.

Личностные УУД:

выбирают задания, нацеленные на демонстрацию знаний младшего школьника с учетом индивидуальных особенностей.

VIII

Рефлексия.

Цель для учителя:

формирование у обучающихся  способности к рефлексии.

Цель для обучающихся:

самооценка своего эмоционального состояния в конце урока.

Методы: словесный.

- Вы хорошо сегодня потрудились.

- Прикрепите красный лепесток к цветочку, если вам понравилось сегодня на уроке. Желтый – если не совсем довольны.

 - Молодцы! Дома обязательно расскажите о том, какое исследование мы проводили на уроке и какое открытие сделали.

Спасибо за работу! Урок окончен. (Слайд 31)

Обучающиеся с помощью лепестков оценивают эмоциональное впечатление от урока.

Личностные УУД:

оценивают эмоциональные впечатления от урока.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Новоаннинская СШ №1 Урок русского языка 3а класс Учитель: Короткова В.А.

Слайд 3

ЛивИнь, угАль, камИнь, ветИр, локАть.

Слайд 4

Лив е нь, уг о ль, кам е нь, вет е р, лок о ть.

Слайд 5

На дереве распустился зелёный листоч(е/и)к.

Слайд 6

Тема урока: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные».

Слайд 7

шиповнич е к

Слайд 8

кустарнич е к

Слайд 9

ельнич е к

Слайд 10

грибоч е к

Слайд 11

лесоч е к

Слайд 12

цветоч е к

Слайд 13

листоч е к

Слайд 14

кусточ е к

Слайд 15

ореш е к

Слайд 16

горош е к

Слайд 17

кусточ е к – кусточка ореш е к – орешка горош е к - горошка

Слайд 18

Орешек орех; орех орех /; орех/ + ек + = орешек Горошек горох; 1) горох горох /; 2) горох/ + ек + = горошек

Слайд 20

замоч(е/и)к костюмч(е/и)к

Слайд 21

замоч е к костюмч и к

Слайд 22

утёноч е к

Слайд 23

укропч и к

Слайд 24

котёноч е к

Слайд 25

вагонч и к

Слайд 26

песоч е к

Слайд 27

1 уровень У (П/п)ети жил маленький щеноч(е/и)к. Р(е/и)бята вышли на балконч(е/и)к. 2 уровень (На)лугу п(а/о)сётся телёноч(е/и)к. У Миш(е/и) модный костюмч(е/и)к. На дв(е/и)ри висел мален(ь/ъ)кий замоч(е/и)к.

Слайд 28

1 уровень У П ети жил маленький щеноч е к. Р е бята вышли на балконч и к. 2 уровень На лугу п а сётся телёноч е к. У Миш и модный костюмч и к. На дв е ри висел мален ь кий замоч е к.

Слайд 29

Домашнее задание по выбору: Придумайте и запишите несколько слов с орфограммой «беглый гласный в суффиксе». Придумайте и запишите 5 словосочетаний с орфограммой «беглый гласный в суффиксе». Напишите мини-сочинение, используя слова с орфограммой «беглый гласный в суффиксе». Уч. с.132 №149 Т. С.72-73 №78

Слайд 30

Молодцы ! Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные", цель которого: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в су...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...

Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс

Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по теме «Беглые гласные Е и О в суффиксе»  Планируемые результатыПредметные:Уметь определять является ли гласный в суффиксе беглым, выделя...