Урок русского языка по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Анохина Анна Александровна

Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные", цель которого: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cheredovanie_zvukov_v_suffiksah_soglasnyh.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Анохина Анна Александровна

Учитель начальных классов

МБОУ «Верхнеуслонская гимназия» Верхнеуслонского муниципального района республики Татарстан

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема. Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные.

Место: изучение нового материала        

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления о написании суффиксов –ек, - ик.

Повторить словообразовательный разбор.

Развивающие: развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса; развитие орфографической зоркости, логического  мышления.

Воспитательные: воспитание внимательности, аккуратности, любознательности.

План урока:

1 Организационный момент

2 Словарная работа. Повторение изученного материала. Сообщение темы урока.

3 Знакомство с новым материалом. Работа над темой урока.

4 Физкультминутка

5Упражнения с целью закрепления материала

6 Домашнее задание

7 Подведение итога урока

Ход урока.

I Организационный момент

Глаза смотрят и видят.

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

Умею слушать мнения других.

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа.

- Для чего мы её проводим?

Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах.

  1. Словарная работа.

Внимание на доску, прочитайте предложение.

 - Могли бы вы встретить такое явление в природе?  (Нет).

- Какое это предложение?  (Шуточное).

- Вставьте в слова недостающие буквы.

- Какие слова не вызвали затруднений при работе? ( на осине, орех)

- Какую букву нужно писать в этих словах?

- В каком слове вы затруднились вставить букву? (однажды)

-Почему? (оно новое, с этим словом мы ещё не встречались)

- Где вы уточните правильное написание этого слова? ( В словаре «Пиши правильно»)

- Откройте словарь и уточните правописание слова  «однажды», затем спишите предложение, вставляя буквы.

..днажды  на  ..сине  вырос  ..рех.

- Поставьте в словах ударение, подчеркните, букву, которую нужно запомнить.

2) Сообщение темы урока.

- Как вы понимаете значение слова беглый?

- Встречается ли это понятие в русском языке?

- Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

- Почему их называют беглыми?  (Чередуются с нулевым звуком). С. 125.

- Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

- О чём мы с вами будем сегодня говорить?

- Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

- Сформулируйте тему урока. (Чередование звуков в суффиксах слов, Е и О – беглые гласные).

- Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит Йокоповна.

Откройте с. 129 и прочитайте её слова.

III  Работа с новым материалом.

        Упражнение 146, 147, с. 130 (работа в парах)

        Учитель.  Откройте словарь. Посмотрите  на условное обозначение на полях слева и скажите, с каким словарём будете работать? На какую букву откроете словарь?

Откройте, прочитайте слова на  -ек. Выберите слова, относящиеся к миру растений  и грибов и существительные, обозначающие детёнышей домашних животных.

- Какие слова первой группы вы пометили? Прочитайте слова второй группы.

        Работать будете в парах. Один из вас напишет столбиком одну группу слов, а сосед другую.  Рядом пишите слово, от ОСНОВЫ которого оно образовано. Рассмотрите образец в учебнике и начинайте работать.

Двое работают у доски.

- Покажите, как образованы любые два слова. Корни не выделяйте, выделяйте только их основы!, как показано в учебнике.

Выполняется вторая часть задания.

        - Докажите, меняя форму слов, что во всех словах на –ек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе).

        - Какую форму будете использовать для доказательства?  (Р.п. ед.ч).

        - Прочитайте, какую форму использовал Миша?

        

IV Физминутка

V Работа над темой урока.

        Учитель.

        - Иногда слова с беглым гласным  ПУТАЮТ с другими словами, где такой орфограммы нет.

        - Прочитайте слова на доске: замоч(е/и)к    костюмч(е/к)

        Скажите устно, от основ каких слов образовались эти слова? (замок, костюм)

        - В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет.

- Как это узнать?  (Нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.).

Замочек – замочка

Костюмчик – костюмчика.

- Где гласный звук «сбежал»?

- Где он остался на месте?

- В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»?

- Прочитайте правило Летучей мыши.

- Письменно покажите как образованы эти слова:

Замочек – замок/; замоч + ек + … = замочек

Костюмчик – костюм/; костюм + чик + … = костюмчик.

- Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные: -ек и –чик)

VI  Упражнения,  с целью закрепления изученного материала.

  1. Упражнение 149 (два слова у доски, остальные самостоятельно)

Песоч..к – песочка; песок/; песоч/ + ек + … = песочек.

Вагонч..к – вагончика; вагон/ + чик + … = вагончик.

Балконч..к – балкончика; балкон/ + чик + … = балкончик.

Фартуч..к – фартучка; фартук/; фартуч/ + ек + … = фартучек.

Укропч..к – укропчика; укроп/ + чик + … = укропчик.

  1. Упражнение 152 (самостоятельно)

- Постарайтесь записать слова правильно. Что для этого нужно делать?

- У доски работает трое  учеников.  (Цепочкой).

- Давайте составим правило – алгоритм, который поможет вам в дальнейшем правильно писать слова.

                                I шаг. Измени форму слова.

                                II шаг. Определи, «убегает»  ли гласный.

                                                

                                        Да                                 Нет

                     

                               Пиши Е или О                        Пиши  И

  1. Пользуясь алгоритмом,  заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к

+

Песоч..к

+

Диванч..к

+

Кружоч..к

+

Лап..ть

+

Ключ..к

+

Камеш..к

+

Ножич..к

+

Ребён..к

+

Зайч..к

+

Взаимопроверка.

Кто не допустил ни одной ошибки поставьте !          это отлично

Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак +     это тоже хорошо

Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе ?  это значит ещё остались вопросы, не всё

                                                                                         понято, надо ещё поработать.        

VII   Итог урока.

        -Доскажите слова по алгоритму:

- Если при изменении формы слова существительного,  гласный убегает, то пиши...

- Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …

VIII  Домашнее задание.

Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание домашней работы.

Упражнение 154


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс...

Презентация урока для 3 класса по теме:"Чередование звуков в суффиксе слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные "

Презентация урока для 3 класса по теме:"Чередование звуков в суффиксе слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные  "...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...

Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя:  создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках  ...

Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)

Предмет: русский язык Класс: 3 аТема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)Тип урока: Урок ...