Проект урока русского языка (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс) Тема: чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Проект урока русского языка (УМК «УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Тема: чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока:
Образовательная:
- Способствовать овладению способом действия при выборе гласной в суффиксах существительного - ек, - ик.
Развивающие:
- Развивать мыслительные умения анализа, синтеза, обобщения (выделять главные признаки, обобщать слова по основным признакам в группы).
- Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление.
Воспитательная:
- Воспитывать интерес к русскому языку.
Средства обучения: учебник, карточки,листы самооценки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений
1. Создание проблемной ситуация
- На уроке русского языка мы продолжим знакомиться с тайнами правописания
слов русского языка, чтобы наша речь была красивой, многообразной и
грамотной.
- Запишите слова, вставьте нужную букву и объясните свой выбор:
Кам…нь, дят…л, ног…ть, тан…ц, лок…ть, уг…ль, ключ…к, замоч…к.
(по ходу выполнения задания выделяем корень)
- В какой части слова находятся орфограммы? (в корне и суффиксе)
- На какую орфограмму записаны слова? (на орфограмму «беглый гласный»)
- Как вы понимаете значение слова беглый? (беглый – это тот, кто совершил
побег, убежал откуда-либо)
- Встречается ли это понятие в русском языке? (да)
- Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)
- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их.(о и е)
- Почему их называют беглыми? (чередуются с нулевым звуком)
- Где встречались нам беглые гласные? (в корне слов)
- Проверяем, какие буквы вставили.
(Учащиеся по цепочке называют, что у них получилось. На доске отмечаются
все получившиеся варианты).
- С какой проблемой мы столкнулись? (у нас получились в некоторых словах
разные варианты написания, и мы не знаем у кого правильно)
- Какие слова вызвали затруднения? (замоче/ик, ключи/ек)
- Почему? (не знаем правило)
- Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова?
Каких? (в суффиксе)
2. Формулирование темы и постановка цели урока
- Сформулируйте тему урока.
(Чередование звуков в суффиксах слов. Е и О – беглые гласные).
- Если вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, нам подскажет Анишит
Йокоповна. Откройте учебник на с. 129 и прочитайте её слова. ( - Чаще всего
орфограмма«беглый гласный» появляется не в корнях, а в суффиксах
существительных, - сказала АнишитЙокоповна)
- Какие цели поставим перед собой? (познакомиться с правилом, используя
которое можно правильно писать слова суффиксом -ек, -ик, научиться
писать слова с суффиксами -ек, -ик)
III. Открытие нового знания
- Чтобы решить эту проблему, я предлагаю вам такое задание.
1. Прием «Мозговой штурм». Групповая работа
- Сейчас вы будете работать в группах.
- Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек.
Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе:
1) Умейте слышать и слушать.
2) Умейте спорить, но не ссориться.
3) Правильно распределяйте обязанности между членами группы.
4) Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности.
(Группы созданы по уровням. В каждой группе есть главный координатор из хорошо успевающих детей. Ребята обсуждают проблему в группах, делают выводы и выступают у доски).
Карточка № 1
1 уровень
- Спишите, выделите суффиксы и сравните пары слов. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек.
Есть карандашик – нет карандашика
Есть кирпичик – нет кирпичика
Есть клубочек – нет клубочка
Есть горошек – нет горошка.
Вывод:
Мы сравнили пару слов…………..
Заметили……………………………
Сравнили другую пару……………
Заметили…………………………..
Карточка № 2
2 уровень
- Спишите, выделите суффиксы, соедините пары слов линиями и сравните их. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик , а когда суффикс - ек.
шалашик (нет) сыночка
котик (нет) пенёчка
сыночек (нет) котика
пенёчек (нет) шалашика
Вывод:
Мы соединили пару слов и заметили…………
Соединили другую пару слов и заметили………
Карточка № 3
3 уровень
- Спишите, измените форму данных слов, подставляя к ним слово «нет». Выделите суффиксы. Устно сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс - ик, а когда суффикс - ек.
ключик – нет…..
кораблик –………
звоночек –……….
кармашек–………..
Вывод:
Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово «нет». Например, ………
И заметили, что …………………….
Потом мы изменили форму других слов. Например, …………..
И заметили, что…………………….
Выводы, которые ученики сделали на уроке:
1 группа:
- Мы сравнили пару слов: есть арбузик – нет арбузика. Заметили, что и в первом и во втором слове есть суффикс - ик. Сравнили эту пару слов сдругой: есть барашек – нет барашка. Здесь в первом случае пишется суффикс - ек, а во втором слове мы его не увидели.
В разговор вмешалась вторая группа.
- А мы соединили пары слов и тоже заметили, что у нас в словах билетик – (нет) билетика, суффикс - ик во втором слове сохранился. А в паре слов пенёчек – (нет) пенёчка, в первом слове суффикс - ек, а во втором слове его нет, он исчез, пропал.
1 группа:
- Получилось, что со второй группой мы получили одинаковые результаты. Мы сделали вывод, что если изменив слово суффикс - ик сохранился, то пишем в суффиксе гласную И. А если изменив слово суффикса - ик в слове нет, то пишем в суффиксе гласную Е.
3 группа:
- Мы изменили форму слов, подставляя к ним слово нет. Например: ключик – нет ключика, кораблик – нет кораблика, и заметили, что гласная в суффиксе осталась на месте. Решили, что если изменив форму слова, гласная остается, то пишется суффикс - ик.
- Потом мы изменили форму других слов. Например: замочек – нет замочка, сыночек – нет сыночка, заметили, что гласная в суффиксе исчезла. Сделали вывод, что если изменив форму слова, гласная исчезает, то пишется суффикс - ек.
2 группа:
- Если сравнить наши выводы, то можно сказать, что они одинаковы. Мы тоже сделали такой же вывод.
2. Составление алгоритма
- Чтобы грамотно писать слова с суффиксами - ик, - ек нужно знать алгоритм действий.
- Давайте вместе его составим.
- Предложите свои варианты. Выделим самые главные фразы из правила, чтобы получился алгоритм.
I шаг.Измени форму слова.
II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.
Да Нет
Пиши - ек, - окПиши – ик
Физкультминутка
IV. Первичное воспроизведение новых знаний
Индивидуальная работа по вариантам.
- А теперь, пользуясь составленным алгоритмом, выполним задание по вариантам.
- Откройте обратный словарь на букву -К. Прочитайте слова на –ек.
- Первый вариант выберите слова, относящиеся к миру растений и грибов, а второй вариант выберите слова, относящиеся к детёнышам домашних животных. Запишите их столбиком и, пользуясь алгоритмом, докажите, какую гласную букву вы будете писать в суффиксах этих слов.
- Рядом со словами напишите проверочные слова.
Шиповничек - шиповничка Кустарничек - кустарничка Ельничек - ельничка Грибочек - грибочка Цветочек - цветочка Листочек - листочка Орешек - орешка Горошек - горошка | Щеночек - щеночка Телёночек - телёночка Козлёночек - козлёночка Цыплёночек - цыплёночка Ягнёночек - ягнёночка Поросёночек - поросёночка Котёночек - котёночка Утёночек - утёночка |
- Давайте проверим работу.
- Назовите слова, которые вы выписали?
- Какой способ проверки вы использовали? (мы использовали форму Р.п., ед.ч)
- А теперь, давайте вернёмся к словам, которые вызвали у вас затруднения в начале урока.
замоч(е/и)к ключ(е/и)к
- Иногда слова с беглым гласным путают с другими словами, где такой орфограммы нет.
- В одном из этих слов есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», а в другом – нет.
- Как это узнать? (нужно изменить форму слов: пусть это будет форма Р.п. ед.ч.)
Замочек – замочка
Ключик – ключика.
- Где гласный звук «сбежал»? (гласный звук сбежал в слове замочек)
- Где он остался на месте? (в слове ключик гласный звук остался)
- В каком слове из двух есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»? (в слове замочек есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе»)
- Одинаковые ли суффиксы участвовали в образовании этих слов? (разные:-ек и -ик)
Сформулируйте самостоятельно правило о правописании суффиксов –ек, -ик. (в слове, где есть орфограмма «беглый гласный в суффиксе», пиши букву Е (замочЕк), а в слове, где этой орфограммы нет, - букву И (ключИк)!)
- А теперь познакомьтесь с текстом-правилом на плакате Летучей Мыши и сделайте вывод о том, как надо правильно писать суффиксов - ик, - ек.
V. Первичное закрепление с комментированием
Работа в парах по учебнику.
- Теперь закрепим это правило, выполнив упражнение в учебнике № 152 с. 133.
- Работать будете в парах. Давайте вспомним основные правила работы в паре:
1. Говорим вежливо, называя собеседника по имени.
2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.
3. Внимательно слушаем.
4. Чётко высказываем своё мнение.
5. Уважаем мнение собеседника.
- Прочитайте задание и объясните его товарищу за партой. В паре работаем вместе, объясняем написание суффикса по очереди, доказывая выбор буквы. Договоритесь в паре, кто записывает в тетрадь слова с суффиксом - ик, а кто с суффиксом - ек.
(Учащиеся работают в паре, проговаривая во внешней речи алгоритм проверки выбора буквы при написании суффиксов - ик, -ек, записывают в свою тетрадь нужный вариант).
Проверка работ. Сравнение работы с эталоном.
- Какие трудности у вас были при выполнении работы? Как вы их решали? Что можете сказать о выборе буквы при написании суффиксов - ик, - ек?
(Учащиеся рассказывают правило проверки написания суффиксов имен существительных - ик, - ек).
VI. Контроль
- Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.
Примеры | Пиши Е | Пиши О | Пиши И |
Дом..к | + | ||
Песоч..к | + | ||
Диванч..к | + | ||
Кружоч..к | + | ||
Лап..ть | + | ||
Ключ..к | + | ||
Камеш..к | + | ||
Ножич..к | + | ||
Ребён..к | + | ||
Зайч..к | + |
Взаимопроверка.
Кто не допустил ни одной ошибки поставьте!это отлично
Кто допустил одну-две ошибки, поставьте знак + это тоже хорошо
Кто допустил более двух ошибок, поставьте себе?это значит ещё остались вопросы, не всё понято, надо ещё поработать.
VII. Рефлексия
- Какую цель вы перед собой ставили? (узнать правило правописания суффиксов –ик, -ек)
- Удалось ли достичь цели? (да)
- Кто из вас смог сам открыть новое знание?
- Кто встретил трудности? В чем? Почему?
- Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами карточки с числами один два три.
1. Я все понял, но у меня есть еще вопросы.
2. Я все понял, могу работать по эталону.
3. Я все понял, могу объяснить другим.
- Учащиеся оценивают себя.
VIII. Итог урока
-Доскажите слова по алгоритму:
- Если при изменении формы слова существительного, гласный убегает, то пиши...
- Если в слове нет орфограммы «беглый гласный», то пиши …
IX. Домашнее задание
- Упражнение в рабочей тетради № 78 с. 72 – 73.
- Задание дополнительное: составить словарный диктант из слов на правописание суффиксов -ек, -ик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные"
Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме:"Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные", цель которого: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в су...
Презентация урока для 3 класса по теме:"Чередование звуков в суффиксе слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные "
Презентация урока для 3 класса по теме:"Чередование звуков в суффиксе слов, видимое на письме. Е и О - беглые гласные "...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...
Конспект урока русского языка "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки"( "УМК Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования знаний учащихся о условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек, -ик, и, так называемых беглых гласных звуках ...
Конспект урока русского языка «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О-беглые гласные» 3 класс
Цели деятельности учителя:Ознакомление с существованием беглых гласных Е и О; формирование умения определять, является ли гласный в суффиксе беглым; формирование умения выделять суффиксы в словах с та...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки" (УМК «Перспективная начальная школа»)
Предмет: русский язык Класс: 3 аТема урока: Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки (УМК «Перспективная начальная школа»)Тип урока: Урок ...