Конспект "Звуки и буквы" - 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ерёмина Александра Андреевна

Тема: Звуки и буквы 

Цели деятельности педагога

обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки и буквы.

Задачи

Обучающая: научить различать буквы и звуки, делать звукобуквенный анализ.

Развивающая: развивать внимание, память, речь.

Воспитывающая: воспитывать личные качества: трудолюбие, аккуратность, усердие.

Тип урока

Открытие новых знаний

Средства обучения

Проектор, учебник, раздаточный материал. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_i_bukvy.docx651.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку,

проведенного во 2 классе

Ерёминой Александрой Андреевной

Тема: Звуки и буквы

Цели деятельности педагога

обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки и буквы.

Задачи

Обучающая: научить различать буквы и звуки, делать звукобуквенный анализ.

Развивающая: развивать внимание, память, речь.

Воспитывающая: воспитывать личные качества: трудолюбие, аккуратность, усердие.

Тип урока

Открытие новых знаний

Средства обучения

Проектор, учебник, раздаточный материал.

Литература

План урока

Этап урока (с указанием продолжительности этапа)

Формируемые УУД (для каждого этапа)

Планируемые предметные результаты (для каждого этапа)

1. Организационный момент (30 сек).

Регулятивные УУД: 

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Мотивационный этап (1 мин).

Личностные УУД:

-Формировать положительное отношение к учебной деятельности.

3. Актуализация знаний (10 мин).

Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний; формулировать проблему.

Коммуникативные УУД:
- Высказывать свое мнение; отвечать на вопросы учителя.

Определять лексическое значение слова.

Выделять орфограмму в словарных словах.

4. Открытие новых знаний (10мин)

Регулятивные УУД: 
- Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные УУД:
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные УУД:

- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Уметь задавать вопросы.

Работать с учебником.

Работать с кластером.

Делать фонетический разбор слова.

Делать запись транскрипций.

5. Физкультминутка (1 мин).

Регулятивные:

- Проводить физическую разгрузку в ходе урока.

6. Закрепление (7 мин)

Личностные УУД:

- Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Коммуникативные УУД:
- Формировать способность работать в парах.

Уметь работать с кластером.

Умение различать звуки и буквы
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения коммуникативной задачи.

Обосновывать собственное мнение

Умение делать фонетический разбор слова.

7. Итог урока (2 мин)

Коммуникативные УУД:

- Строить монологические высказывания.

Обобщать изученное.

Отвечать на вопросы учителя.

8. Рефлексия (1 мин)

Личностные УУД:

- Формировать способность к самооценке.

Оценивать свои знания по данной теме.

10. Организационный конец (30 сек)

Этап с урока  указанием продолжительности этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

-Проверьте, пожалуйста, все ли готовы?

-Уберите со стола всё лишнее. Встаньте. Подровняйтесь.

-Садитесь.

Убирают со стола всё лишнее. Встают.

2. Мотивационный этап

- Давайте прочитаем цитату великого мыслителя-философа Конфуция.

- Как вы понимаете эту цитату?

- Верно ребята, ошибки исправляем. И сегодня на уроке мы не будем боятся допускать ошибки, мы все с вами учимся и если ошибки будут, мы обязательно их исправим.

Закрывают глаза и действуют по требованию учителя.

3. Целеполагание

-  Что вы услышали? С помощью чего вы смогли это определить? А как вы думаете, для чего я вам включила эту запись? О чем мы будем говорить на уроке?

- Да, ребята! Звуки природы действительно приятно слушать, но и красотой природы любоваться хочется. Кто скажет, какое сейчас время года? Осень, да. Давайте посмотрим на красивые осенние пейзажи. 

- И сегодня на уроке осень поможет нам вспомнить, что было на прошлом уроке и освоить новые знания. А начнем мы с словарного слова. Попробуйте отгадать его.

(ребус)

- Давайте запишем его в тетрадь, поставьте ударение, определите опасное место.

- Какое время года в ноябре? – осень. А еще холодно и мокро. Давайте запишем лексическое значение слова ноябрь. 

Ноябрь – осень, холодно, мокро.

- Выделяем буквы О, ставим ударение в словах.

-  Окружающая человека природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записать звуки. И появились....

-  Чем отличаются звуки от букв?

- Кто догадался какая тема нашего урока?

- Всё верно, и тема нашего урока: Звуки и буквы.

- Давайте вспомним звуки и буквы русского языка.

  1. Сколько букв в русском алфавите? 32
  2. Сколько гласных букв? 10
  3. Назовите буквы, которые звуков не обозначают? ъь
  4. Сколько гласных звуков?

6: [а], [о], [и], [ы], [у] и [э]

Такая разница связана с тем, что некоторые из этих букв могут обозначать два звука или с помощью Й. Например в слове победа, е будет выражена звуком Э.

  1. Назовите парные? Б, в, г, д, з, ж.
  2. Назовите всегда мягкие?  [й'], [ч'] , [щ']
  3. Назовите всегда твёрдые? [ж], [ш] , [ц]

О звуках

осень

Ноябрь – осень, холодно, мокро.

(выделяют буквы О, ставят ударение)

Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем. (Что такое буква?) Знак для обозначения звука

4. Этап усвоения новых знаний

-  Откройте учебник на странице 79. Скажите, всегда ли совпадают звуковая и буквенная записи? Вот и проверим. Упражнение 118. Перед вами записи звуков. Произнесите звуки.

- При быстром произнесении звуков, какие получились слова? Что они означают?

-  Чем интересна запись? (квадратные скобки)

- Это звуковая запись слов, которая называется транскрипция. Записывается транскрипция в квадратных скобках.

- Отлично. Скажите ребята, составляли ли вы кластер? Знаете, что это такое? Я вам раздам листочки, будем заполнять вместе кластер. И так… заполняем аккуратно, вам он пригодится в дальнейшем. 

- Как вы думаете, чего больше: звуков или букв? Почему?

- Смотрите, наша осень записала слова на листочках, но по-разному. Скажите, на каком листочке слова записаны правильно и одинаковые они?

- Почему слова написаны по-разному? Правильно ли они записаны?

- На первом листике написан фонетический разбор слова. Звуки, так произносим слова. А на другом слова записаны буквами.

(учащиеся по очереди произносят по строчкам звуки в табличках)

6. Физкультминутка

Не много отдохнем и сыграем в игру.

- Похлопать столько раз, сколько гласных звуков слышите в словах: барабан, курица, букварь, камыш, урок, учительница, мальчик.

- Потопать столько раз, сколько согласных звуков слышите в словах: азбука, крот, удочка, карандаш.

 

7. Закрепление  

- Давайте попробуем записать слова самостоятельно с помощью транскрипции6 запишем звуки. 

КОТ – 1 слог

- Давайте обратимся к кластеру, который мы с вами составили. И определим характеристику буквы.

- К- буква какая? Гласная или согласная? Твердая? Глухая? Парная?

И т.д.

- Совпадает ли написание и произношение слова лампа? А слова роса?

- Посмотрите на слайд, скажите, чем различаются слова? А что произойдет со словом если я изменю букву на другую?

- Верно ребята, Слово изменит своё лексическое значение. Поэтому так важно буквы и звука ставить на свои места. Давайте посмотрим на эти слова. Что с ними произошло? Добавили букву и значение тоже изменилось.

- Попробуйте составить в паре, цепочку слов, различающихся только одним гласным звуком в первом слове. Можно заменять только один и тот же звук.

- Что изменилось при смене звука? (лексическое значение)

- Давайте проверим правильный ли вывод мы сделали, откройте учебник на странице 80.

- Читаем.

- Теперь на той же странице прочитаем стихотворение Заходера.

- Какие из выделенных «умных» слов настоящие, а какие ненастоящие?

  1. Рефлексия

- Закончите предложения:

Мы говорим и слышим...

Мы видим, пишем, читаем, называем.

Слово можно записать ..... и ...

На полях тетради рисуем дерево и закрашиваем его зеленым если справились, желтым если есть затруднения и красным если ничего не понятно.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...