Технологическая карта урока русского языка для 2 класса по теме Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ровнова Любовь Алексеевна

Технологическая карта урока русского языка для 2 класса по теме Синонимы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя Ровнова Любовь Алексеевна

Класс 2

       УМК «Школа России»

Предмет:  русский язык

Тема: Синонимы

Тип урока:  урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по данной теме

Цель:  познакомить с  понятием синонимы, функциями синтнимов в речи.

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Научаться распознавать синонимы  среди разных частей речи;  употреблять  синонимы  в речи.

Формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

.Развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы, делать простые и сложные выводы.

Развивать умение работать в парах,  внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Формировать устойчивые учебные мотивы, интерес к изучению русского языка через открытие новых знаний, развивать доброжелательность, готовность к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов

урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1.

Мотивация к образовательной деятельности

Подготовка учащихся к работе на уроке (психический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки)

Фронтальная

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на образовательную деятельность.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

Проговаривают все вместе.

Личностные:

 формирование положительного отношения к процессу познания.

Регулятивные: 

самопроверка порядка на рабочем месте, нацеливание на успешную деятельность. 

Коммуникативные:

формирование  умения слушать и слышать.

Наблюдение учителя.

2.

Актуализация опорных знаний

Создание проблемной ситуации.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели образовательной деятельности

Фронтальная

Организует актуализацию опорных знаний необходимых для формирования новых знаний.    

Запишите сегодняшнее число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы в данных словах .

 - Ребята, скажите, а с какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми) -Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками русского языка, его исследователями. А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).

 Сегодня мы с вами побываем в роле исследователей!
Минутка чистописания: на доске запись

 Р р ор ер Ур    

Посмотрите на доску, что вы видите? (буквы и соединения) Исследуйте вначале буквы, записанные на доске.

- Произнесите звуки, которые обозначает буква р. Что вы о них можете рассказать?

 - Напишите красиво по образцу. Не забывайте, что во время письма спина должна быть прямая, тетрадь лежит под наклоном.

Уважаемые ребята, для разминки вам задание!

Отгадайте загадку.

 О ней все знают,
Любят, уважают,
А солдат на посту
Бережет, охраняет.
Кто она, все знают! 
(Родина)

Словарная работа.

- Запишем это слово в тетрадь, запомнить  как оно пишется и подчеркнём безударную гласную.

- Каким словом я могу заменить слово Родина?

(Отечество,Отчизна)

Составьте предложение с любым из этих слов.

- Запишите их в тетрадь и подчеркните главные члены предложения.

Ребята, давайте ещё раз прочитаем эти слова: Родина,Отчизна, Отечество.

- Как мы можем назвать их одним словом?

- Молодцы!

Записывают число. Отвечают на вопросы учителя.

Записывают буквы и соединения

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают словарное слово. Выполняют задание.

Составляют , записывают предложения. Подчёркивают главные члены предложения

Читают слова

Личностные:

знание основных моральных норм работы.

Регулятивные:контроль и коррекция ответов, нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,

Оформлять свои мысли в устной  форме.

Наблюдение учителя

3.

Формулирование темы и целей урока

Организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель

Фронтальная

Откройте учебник стр. 52,

- Сформулируйте тему нашего урока.

«Что такое синонимы?»

Ребята,подскажите пожалуйста,чему мы должны научиться на уроке?

Поставьте цель на урок, используя опорные слова на доске:

Узнать...

Научиться...

Предлагаю работать по плану,который вы видите на доске, но давайте восстановим его правильную последовательность.

  1. Узнать, что такое синонимы.
  2. Сделать вывод, зачем нужны синонимы.
  3. Потренироваться находить синонимы.
  4. Подвести итоги.

Определяют тему урока

Ставят цель на урок

Восстанавливают последовательность пунктов плана

Регулятивные:

умение формулировать тему и цель урока.

Познавательные:

 постановка и решение проблемы;

Личностные:

 развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные: умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Наблюдение учителя

4.

Первичное усвоение новых знаний

Организовать

работу по наблюдению над синонимами

Фронтальная

- Ребята,обратите внимание на упражнение 69 на стр.5

- Какие слова обозначают одно и то же?( родник, ключ)

-  Одинаково или по-разному произносятся эти слова?

- Как называются такие слова?

- Прочитайте правило на стр.52

- Прочитайте рублику «Обрати те внимание!» . У нас в русском языке есть словарь синонимов на стр.139

Выполняют упражнение из учебника

Читают правило

Личностные:

 положительное отношение к процессу познания; проявление внимания, желания узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ,

Наблюдение учителя

5.

Физминутка

Предупредить и снять умственное и физическое напряжение

Индивидуальная

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай,думай,голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

Выполняют действия, повторяя за учителем

Наблюдение за действиями учащихся

6.

Первичное закрепление .

Организация деятельности  с применением новых знаний.

Фронтальная

работа в парах

-Ребята, я предлагаю поиграть в игру. И мы посмотрим, как вы усвоили новый материал. Игра называется « Я беру тебя с собой».

- Я собралась в поездку и беру  с собой объекты, которые схожи . Итак, я беру с собой синонимы.

Друг -

Жара -

Горе -

Лентяй -

Страшный -

Грустный -

Скупой -

Храбрый -

- Молодцы! А теперь поработаем парами. У вас на столе лежат карточки. Задания у всех одинаковые. Посмотрим, кто быстрее и правильнее справиться с заданиями.

Задание 1.

Найти в тексте синонимы и подчеркнуть их.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Задание 2.

Дополните предложения синонимами.

Строители возвели новый ....

Красивое ... расположено на центральной улице . Это ... для рабочих нашего посёлка. Жителям очень нравится новая ...

( слова для справок : постройка,дом, жилище, здание)

- Оцените свою работу.

Молодцы!  Справились с заданием.

- Для чего нам нужны синонимы в речи?

- товарищ, приятель

- зной, духота

-  несчастье, беда

- лодырь, тунеядец

- ужасный, жуткий

- печальный, унылый

- жадный

- отважный, смелый

 Выполняют задания, доказывают, делают выводы 

Дети работают парами. По окончании работы озвучивают результаты.

Ребята оценивают свою работу в паре.

Личностные:

 готовность к сотрудничеству, оказанию помощи,  оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные:

Проверяют правильность выполнения.

Наблюдение за работой  учащихся

7.

Первичное закрепление

Организация деятельности  с применением новых знаний.

Фронтальная

работа в

А сейчас я предлагаю вам закрепить полученные знания.

«Составь пары слов»

( Лгун, мороз, пламя, врун, холод, озорник, огонь, шалун, грусть, жёлтый, печаль, золотой)

- Проверьте себя( ответы на доске)

- Поднимите руку, кто всё выполнил верно? Молодцы!

- Кто допустил ошибку?

Выполняют задание на карточках

Проверка работы

Наблюдение за работой  учащихся

8.

Рефлексия образовательной деятельности на уроке

Научить соотносить результат с поставленной целью и оценивать результат собственной деятельности

Фронтальная

Организует фиксирование темы и цели урока. Осуществляет рефлексию.

- Давайте, вспомним, какую цель мы ставили на урок?

- Удалось ли нам её достичь?

- Скажите, что такое синонимы?

- Вернёмся к плану нашего урока, как вы думаете, смогли мы его реализовать?

- Все пункты плана выполнили?

- Оцените свою работу на уроке.

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

- Я научился …

- Спасибо, ребята, надеюсь , в следующий раз у вас совсем не будет трудностей и вы ещё больше узнаете нового!

Называют задачи, которые ставили перед уроком.

Проговаривают по плану ответы, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Наблюдает

9.

Домашнее задание

Умение осуществлять свой выбор.

Фронтальная

Задаёт домашнее задание, объясняет.

Составить и записать два предложения с с синонимами.

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

Личностные: готовность целенаправленно использовать УУД в образовательной деятельности и в повседневной жизни

Наблюдение за действиями обучающихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".

Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс на тему: "Определение"

Материал содержит технологическую карту урока с целями,универсальными учебными действиями на каждом этапе урока.Урок разработан с применением элементов технологии развития критического мышления....