Технологическая карта урока русского языка для 2 класса по теме Антонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ровнова Любовь Алексеевна

Технологическая карта урока русского языка для 2 класса по теме Антонимы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя  Ровнова Любовь Алексеевна

Класс 32

       УМК «Школа России»

Предмет:  русский язык

Тема: Антонимы

Тип урока:  урок изучения нового материала

Место и роль урока в изучаемой теме: второй  урок по теме «Синонимы»

Цель: создание благоприятных условий для формирования представлений об антонимах

*Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Получат возможность научиться: распознавать антонимы среди других частей речи;  осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека.

Определяют тему и цели урока; составляют план и последовательность действий; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний.

Строить устное высказывание с учётом учебной задачи; поиск необходимой информации для решения учебной задачи; добывать новые знания; анализировать, сравнивать ,делать выводы.

Создать условия для того, чтобы обучающиеся могли договариваться, находить общее решение ; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к русскому языку.

Ход урока

        Название

       этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых

 результатов урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Подготовка учащихся к работе на уроке (психологический настрой учащихся, создание благоприятной обстановки на уроке)

Фронтальная

Слово учителя

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Приготовились к уроку,

В нем иначе нету проку.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушайте внимательно,

Поймете все обязательно

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей)

Личностные: положительный настрой

Регулятивные:

Организовать своё рабочее место под руководством учителя.

Коммуникативные:  готовность слушать собеседника и вести диалог,контроль и проверка своей подготовки к уроку

Наблюдение учителя за умением организовать рабочее место.

II. Актуализация знаний

Систематизировать знания о словах - синонимах

Фронтальная

– Сегодня на уроке русского языка мы продолжим знакомиться с

тайнами правописания слов русского языка, чтобы наша речь была красивой, многообразной и грамотной.

– Для того, чтобы изучать новый материал, нам надо иметь знания по предыдущему. Поэтому, как всегда, мы начинаем с повторения.

– Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и положите ручки. Сидите правильно, следите за осанкой.

Записывают число, классная работа

Личностные:

Формирование положительного отношения к процессу познания

Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы при выполнении заданий

Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог

Самоопределение к деятельности

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Фронтальная

Сначала проверим домашнюю работу

-- Зачитайте ,пожалуйста, какие предложения вы составили . .

- В стране родного языка

Не все известно нам пока.

Работать мы сейчас начнем

И сами до всего дойдем.

Язык – и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –Купаться ежечасно.

- Для чего нужны слова?

-Предлагаю поиграть. Помашите мне рукой девочки, а теперь мальчики. Улыбнитесь те, у кого хорошее настроение, а теперь те, у кого плохое. Помашите мне те, кто помнит, что такое синонимы, а теперь те, кто забыл про них. Что такое синонимы?

-А теперь закройте глаза , помечтаете о чём -нибудь .  Откройте глаза (на доске  записаны  слова:  

 мальчики-девочки,  

 плохое-хорошее,  

забыл-помнит,

закройте -откройте

-Запишите слова парами . Сравните их по значению и звучанию. Попробуйте продолжить составлять пары по этому правилу.

-Как называются такие слова? 

-Почему возникли затруднения? Мы изучали такие слова?  

- Давайте посмотрим в учебник и узнаем как называются такие слова.

Зачитывают свои предложения, называя синонимы

Ответы детей

Дают определение

 

Записывают в тетради

Противоположные по значению и разные по звучанию

Варианты детей

Посмотреть в учебнике

Предметные:

Извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников,  учителя

Познавательные:

-высказывают в соответствии с учебной задачей;

Регулятивные:

Осознают и принимают учебную задачу

Наблюдение учителя. Ответы детей на поставленные вопросы.

Формулирование темы и целей урока

Организовать актуализацию умений определять тему урока и ставить перед собой цель

Фронтальная

Задаёт вопросы и предлагает выполнить задания, способствующие формулированию темы и задач урока.

  Открываем учебник стр.33

-Какая же будет тема урока?

- Давайте вместе поставим задачи на урок. Как вы думаете, что нам сегодня предстоит узнать? Чему мы должны научиться?

- Наметим план работы :

1.Что такое антонимы?

2. Роль в речи.

-Что нам поможет решить поставленные задачи?

- Итак, приступим  к выполнению задач.

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Ответы детей

- Понять, что такое «антонимы».

- Научиться находить и правильно употреблять их в речи

Предметные:

Умение определять разные части речи

Познавательные:

-высказывают в соответствии с учебной задачей;

Регулятивные:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий.

Контроль учителя.

Физминутка

Предупредить и снять умственное и физическое утомление

Фронтальная.

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем.

(Наклоны головы влево-вправо.)

Это — «эс», а это «ка»,

 (Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж» похожа на жука. 

(Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот четыре буквы: «Воды».

 (4 хлопка в ладоши.)

Вот еще четыре: «Моды».

 (4 хопка в ладоши.)

«Воды» - «моды» «лимонад»!

(Приседания.)

Мы читаем все подряд.

 (Хлопок руками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега, 

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Слово горькое: аптека.

 (Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: 

(Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва. 

(Шагаем на месте.)

Выполняют действия, повторяя за учителем

Личностные: 

Понимание ценности здоровья

Регулятивные: 

Умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Коммуникативные: 

Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками

Наблюдение за действиями детей

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Фронтальная

1. Работа по учебнику

А). упр. 73 (с. 54) – работа в парах

Б). Чтение правила с.54

В) Игра  наоборот.

Я выполняет действия, а вы  выполняют противоположные действия.

Вверх-вниз

Вперёд- назад

Присел- встал

Влево- вправо

Назад- вперёд

- Какие слова мы использовали в игре?

Г) Самостоятельная работа на распечатках

Найди слова-антонимы ,

 соедини стрелочками:

 близкий          мелкий                  

   крупный       чужбина                    

   свет               разрешать                    

   родина          далёкий                    

   вечер            утро                    

   запрещать     темнота                     начало          конец  

      Найди слова - синонимы         

 соедини стрелочками

   сиять               буря                            

   ветер              отец                          

   лгать               черта                        

   жаркий           линия                          потчевать          блестеть

  метель             угощать                                                                        

 обманывать      свет                     горячий         вьюга

- Проверка                              

Читают правило

Проверяют работы друг друга

Антонимы

Работа в парах

Вывод: Отвечают на один тот же вопрос ,являются одной частью речи

Вывод: Отвечают на один тот же вопрос,являются одной частью речи

Личностные: 

Положительное отношение к процессу познания; проявление внимания ,желания узнать больше.

Регулятивные: умение прогнозировать

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Закрепление знаний и способов действий

Организация деятельности  с применением новых знаний.

Фронтальная

Работа по закреплению изученного материала

- Работа по учебнику с. 55 Упр. 74

- Найдите в пословицах слова - антонимы.

- Объясните .как вы понимаете эти пословицы.

- Спишите 2 пословицы и подчеркните антонимы.

- Проверка

Поиграем в игру и немного отдохнём.Отвечайте хором.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь  

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты

Теперь «начало» я скажу.

Ну, отвечай!

-Кто при ответе допускал ошибки? Что же надо сделать, чтобы не допускать ошибок?

Записывают предложения, подчёркивают антонимы

Работают в тетрадях

низко.

близко

пол

нашёл

храбрец

конец

Мнения детей.

Личностные:

Оценивание усваиваемого материала

Регулятивные: умение прогнозировать

Коммуникативные:

Умение с полной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Наблюдение

Рефлексия учебной деятельности

Научить соотносить результат с поставленной целью и оценивать результат собственной деятельности

Фронтальная.

Организует фиксирование темы и цели урока. Организует рефлексию.

 Самостоятельная работа на распечатке.

Задание: подчеркни в каждой стороке антонимы.  

Покупать,приносить, отдавать, продавать.

Добрый, ласковый,злой, грустный.

Свет,тьма, ночь, зима.

Хвалить, пугать, плакать, стараться.

Проверка

Устная работа:

-  Продолжите  высказывание:

Синонимы – это  слова, которые…

Антонимы - это слова, которые..

Лексическое значение слова- это то,что ....

Слова бывают однозначные и ....

Близкие по значению слова называются ...

 Работа в печатной тетради:

Стр.21 упр. 40, 41

Проверка работ

Работают самостоятельно на распечатках

Ответы детей

Ответы детей

Работа в тетрадях

Проверяют

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

Наблюдение за действиями детей

Домашнее задание

Умение осуществлять свой выбор.

Фронтальная

Даёт домашнее задание, объясняет

Учебник выучить правило на стр.54  раб.т.стр.21 упр.43

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания и записывают в дневники

Личностные: готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни

Наблюдение за действиями детей

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме: " Текст и предложение" (в соответствии с ФГОС)

На данном уроке учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".

Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....

Технологическая карта урока русского языка 3 класс на тему: "Определение"

Материал содержит технологическую карту урока с целями,универсальными учебными действиями на каждом этапе урока.Урок разработан с применением элементов технологии развития критического мышления....