Урок по обучению грамоте на тему: "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Чайкина Наталья Анатольевна

закрепить знания об алфавите

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках в начальной школе. 

В уроке были использованы упражнения из терапевтического комплекса предлагаемые ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕСИОЛОГИЕЙ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕСИОЛОГИЯ – здоровьесберегающая технология, основанная на знании педагога о детях, которые обучаются в классе.

  • базовом латерально-доминантном профиле
  • доминирующем канале восприятия
  • водном балансе организма детей

БАЗОВЫЙ ЛАТЕРАЛЬНО-ДОМИНАНТНЫЙ ПРОФИЛЬ

У всех людей уникальные нервные связи. Жизненный специфический опыт формирует восприятие, способ получения знаний. Однако, кто-то является левшой, а кто-то предпочитает правую руку, так же один из парных органов слуха и зрения реагирует на восприятие новой информации быстрее, точнее и в большем объеме, чем другой орган из пары. Характерно предпочтительное использование одного полушария по отношению к другому. Данные соотношения определяют специфику предпочитаемого пути восприятия информации, приобретенной с помощью органов чувств. Это, в свою очередь, определяет уникальный для каждого человека стиль учения, склонность к определенному типу восприятия и легкость выполнения определенных видов заданий. Однако, в случае, если учебный опыт, с которым сталкивается ребенок, не позволяет показать свои сильные стороны, ребенок может переживать ситуацию не успеха. Базовый латерально-доминантный профиль дает важную информацию о том, как проще воспринимать и обрабатывать новые знания, особенно, когда они представляют собой проблему. Для верного подбора индивидуального подхода необходимо знание нейро-психологических особенностей. Это позволяет сохранить здоровье ребенка. 

ДОМИНИРУЮЩИЙ КАНАЛ ВОСПРИЯТИЯ

Визуальный – важны зрительные ориентиры при восприятии, запоминании, восприятии информации. При изучении нового материала важна наглядность, яркость и привлекательность. Кинестетический – любую информацию ребенку легче запомнить с помощью движений и чувств. Аудиальный – информация воспринимается через уши.

ВОДНЫЙ БАЛАНС ОРГАНИЗМА

Количество воды в организме, необходимое для эффективности познавательных психических процессов. При наличии низкого водного баланса восприятие, запоминание и воспроизведение информации происходит более медленно, чем могло бы, что отражается на качестве учебной деятельности.

СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

Показатель того, как ребенок воспринимает обстоятельства трудной незнакомой ситуации, как быстро мобилизует свои силы и находит правильное решение, адекватно реагирует на обстоятельства этой ситуации.

В настоящее время любой педагог должен владеть психологией. Для этой цели разработан ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, направленный на снижение гиперактивности, коррекцию синдрома дефицита внимания, способствует выработке памяти. Каждое упражнение выполняется от 1 до 3 минут. Упражнение может существовать отдельно, но выполнять другие функции. Проводить упражнения следует регулярно. Эффективность достигается в течении трех месяцев.

Учитель: Чайкина Наталья Анатольевна

 Класс: 1 «А»

 

Предмет: обучение грамоте, письмо

Тема: «АЛФАВИТ»

 

Цели урока:

  1. Закрепить знания детей об алфавите, о месте букв в алфавите.
  2. Совершенствовать навык каллиграфического письма .
  3. Воспитывать аккуратность .
  4. Укрепить здоровье детей путем использования упражнений терапевтического комплекса «Образовательной кинесиологии».

 

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. (Настрой на работу)
    Упражнение: «Думающая шляпа»

Упражнение способствует развитию произвольного внимания.

Выполнение: одновременно пальцами обеих рук, сверху вниз, как бы разгладить все складочки ушных раковин, мягкими слегка надавливающими круговыми точечными движениями. Упражнение повторить три раза.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ и ЦЕЛЕЙ УРОКА.

Сегодня на уроке мы закрепим знания об алфавите, о порядке букв в нем. Вспомним: как правильно пишутся все буквы русского языка. Поработаем со словарными словами.

  1. ПОВТОРЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ АЛФАВИТЕ.

–  Что такое алфавит?

(Алфавит – это все буквы, расположенные по порядку. В алфавите каждая буква имеет свое место.)

–  Откуда произошло слово алфавит?

( Слово составлено из названий двух греческих букв: альфа и вита.)

Расскажите алфавит, правильно называя все буквы.

Сколько всего букв в алфавите? Сколько гласных? Сколько согласных?

ИГРА – «Перепутанный алфавит»

(На наборном полотне буквы алфавита стоят не на своих местах. Дети должны расставить буквы по порядку.)

Вопросы после игры:

  1. Какая буква в алфавите пятая?
  2. Одиннадцатая буква алфавита?
  3. Какая буква стоит после буквы «Л»?
  4. Какая буква за ней?
  5. Какая буква стоит перед буквой «С»?

На вопрос дети отвечают стихотворением о нужной букве. 

4 . УПРАЖНЕНИЯ В ПРОПИСИ.

Перед выполнением – дети выполняют Упражнение «Ловкая рука»

Упражнение способствует улучшению правописания, творческому сочинению, расслабляет мышцы плечевого пояса.

Выполнение: поднять руку вверх, прислонить ее к голове рядом с ухом, со стороны затылочной части. Мягко выдохнуть воздух через сомкнутые губы, при этом второй рукой за головой обхватить локоть поднятой руки и кистью этой руки произвести движения поднятой руки в четырех направлениях (вперед, назад, прижимая и отводя). Поднятая рука должна как бы сопротивляться.

Теперь поработаем в прописях: необходимо обвести буквы, написанные пунктиром, а пропущенные буквы вписать.

Назовите буквы, которые вы обвели.

Назовите буквы, которые вы вписали.

Назовите все буквы по порядку.

– Продолжим работу в прописях. Обведите буквы, соединенные между собой.

Прочитайте буквы, которые вы обвели в каждой строке. Прочитайте все буквы по порядку .

– Вы долго сидели, писали и устали.

Чтобы немного отдохнуть, выполним Упражнение «Сова».

Упражнение освобождает от небольшой напряженности, возникающей при длительном сидении и чтении, оптимизация тонуса, улучшение кровоснабжения верхнего отдела мозга.

Выполнение: положить руку на противоположное плечо и помассировать мышцу до ощущения тепла, затем повернуть голову к лежащей на плече руке и посмотреть назад, через плечо. Глубоко вздохнуть и расправить плечи. На выдох: поворачивать голову к противоположному плечу круговым движением, касаясь подбородком грудины и произнести, – «Ух». Затем посмотреть назад через другое плечо, вновь расправляя плечи, вдохнуть, а на выдох вернуться исходное положение.

Положив руку на противоположное плечо, повторить то же самое.

Теперь поработаем со словарными словами.

Учитель показывает карточку со словом. Дети называют орфограмму, записывают в прописях.

5 . ИТОГ УРОКА

Учитель дает устную характеристику работы детей на уроке, благодарит за аккуратное выполнение работы в прописях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме "Алфавит"

Конспект урока по программе "Школа России". Учебник "Русская азбука"2011г...

Урок обучения грамоте по теме "Алфавит. Упражнения в чтении и письме" УМК "Школа 2100"

Урок обучения грамоте с использованием интерактивной доски....

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Алфавит"

В данном методическом материале представлена подробная технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Алфавит" с презентацией....

Урок обучения грамоте по теме "Алфавит"

Урок разработан  как помощь учителю начальных классов....

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и обучению письму. Тема: Согласный звук [й]. Буква Йй.

Цели деятельности учителя: учить писать прописную букву Й; читать слоги и слова с буквой Й; учить узнавать и применять графический образ букв; способствовать развитию литературно грамотной и связной р...

конспект урока по обучению грамоте тема "Алфавит"

Конспект разработан по УМК "Гармония", но может быть использован к любому УМК....

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной "Заглавная буква Б" УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по обучению грамоте (обучению письму) по прописям В.А. Илюхиной  "Заглавная буква Б". УМК "Школа России"...