Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс тема "Имя прилагательное как часть речи" УМК Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
представлен материал для 2 класса по русскому языку тема "Имя прилагательное кака часть речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Предмет Русский язык
Тема «Имя прилагательное как часть речи»
Класс 2 ж класс
Учитель Головко Евгения Владимировна
Образовательное
учреждение ГБОУ школа № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга
Дата проведения 12.04.2023 г.
УМК В.П.Канакина ВУ. Г.Горецкий . Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2012
Тип урока Урок открытия новых знаний
Формы организации познавательной деятельности Индивидуальная, фронтальная, групповая
Цель урока Познакомить учащихся с именем прилагательным как частью речи.
Задачи урока
- Дать представление об имени прилагательном как части речи (на какие вопросы отвечает, что обозначает);
- Познакомить с ролью имен прилагательных в речи;
- Показать связь между именами прилагательными и существительными;
- Развивать умение распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
- Пробуждать интерес к урокам русского языка.
6. Развивать речь и логическое мышление
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать:
- что обозначают имена прилагательные;
- на какие вопросы отвечают имена прилагательные;
- с какой частью речи связаны имена прилагательные;
- с какой целью употребляют имена прилагательные в речи.
- Уметь:
- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
- образовывать имена прилагательные;
- правильно употреблять в речи мена прилагательные.
Личностные:
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Метапредметные:
- Регулятивные УУД
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- оценивать правильность выполнения действияи;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- высказывать свое предположение (версию)
- Познавательные УУД
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт
- Коммуникативные УУД
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- уметь высказывать свое мнение;
- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре.
Дидактическая структура урока.
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания
3. Актуализация опорных знаний.
4. Самоопределение к деятельности.
5. Открытие новых знаний.
6. Физминутка
7. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.
8. Подвижная физминутка.
9. Самостоятельная работа
10. Итог урока. Оценивание.
11. Домашнее задание.
12. Рефлексия.
Оборудование и материалы Компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки для составления схемы на доске, карточки для рефлексии, карточки для работы в паре и группе, индивидуальной работы, демонстрационная таблица «Имя прилагательное».
Используемые образовательные ресурсы В.П.Канакина ВУ.Г.Горецкий . Русский язык: Учебник для 2 класса: 2 ч. – М: «Просвещение», 2012.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивационный Создание комфортной обстановки для восприятия Включение учащихся в деятельность | -Приветствие учителя. -Ребята, у нас сегодня на уроке гости - поздоровайтесь, пожалуйста. - Проверьте готовность к уроку. | Настраивается на активную работу на уроке. | Регулятивные УУД: самоорганизация. Коммуникативные УУД Слушать учителя и настроиться на совместную работу. |
2. Актуализация знаний. Оформление работы Минутка чистописания Актуализация знаний, повторение изученного материала. Формирование каллиграфического письма | - Вспомним правила посадки за партой (Плакат)
-Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво, спинки держим ровно. Запишите число, классная работа. Проговаривают орфограммы в слове апрель, классная работа. Начнем с минутки чистописания. На доске буквы я е ё Л ю и - какая буква лишняя ? - почему? - Дайте характеристику букве «эль» звук (л) ( согл., непарн., звонкий, сонорн, парн. (лꞌ) (л) - Предположите какую букву сегодня будем писать? - Вспомним, как пишется заглавная и строчная буква «л». ( в воздухе пропишем буквы) - На что нужно обратить внимание при написании букв - Запишите буквы Л л в тетрадь, соединяя друг с другом. Учитель следит за осанкой. - Не торопитесь, выводите каждую букву. - Хочется похвалить за осанку…. -Возьмите в руки простой карандаш и подчеркните ту пару букв, которая у вас получилась лучше всех в соответствии с образцом. Запомните и старайтесь так писать всегда Взаимопроверка На доске слова: з..мля, л..мон, п..льто, л..пата, лист..я, ж..лтый Вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. - Назовите слова в которых звуков меньше чем букв. -Какие орфограммы встретились в словах? Запишите слова поставьте ударение, подчеркните орфограммы. | Проговаривают правила посадки за партой. Подписывают число классная работа. Проговаривают орфограммы в словах апрель, классная работа Л все гласные и строчные а Л заглавная ( согл., непарн., звонкий-сонорный, парн. (лꞌ) (л) Букву Л л Прописывают в воздухе буквы обращают на соединение букв, нижнее соединения. Проверяют друг у друга правописание букв. Дети называют орфограммы, записывают слова в тетрадь. | Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу; анализ; контроль действий одноклассников Личностные УУД: воспитание положительных качеств, норм поведения. Познавательные УУД Актуализировать мыслительные операции: синтез, обобщение. Ориентироваться в системе знаний и применять их на практике. Работа с информацией представленной в виде таблицы. Личностные УУД Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности. |
3. Самоопределение к деятельности целеполагание Создание проблемной ситуации с целью постановки учащимися цели темы и задач урока в «сопровождении» учителя | - Какое слово лишнее? Учитель убирает лишнее слово в сторону. - Какими частями речи являются оставшиеся слова? На доске над словами вывешивается табличка «Имя существительное» -Что вы знаете об имени существительном? - Как называется часть речи, к которой мы отнесём слово жёлтый? - К какой части речи эти слова можно отнести вы узнаете, если из записи исключите все буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. Работа в парах ( вспомним правила работы в парах) ШПЩРИЧЛАЖГАШТЩЕЛЖЬНЧОШЕ - Как называется часть речи, к которой мы отнесём оставшиеся слова? -Какова же тема урока? - Все согласны? -Давайте проверим. Откройте учебник на стр 86 прочитайте тему урока . Вы были правы. Над словами появляется табличка «Имя прилагательное» -Что мы хотим узнать об имени прилагательном ? -На какие вопросы нам сегодня придётся ответить (составление плана) План урока (Слайд) 1.Что обозначает имя прилагательное? 2.На какие вопросы отвечает? 3.Для чего служит в речи прилагательное? -Сегодня мы познакомимся с новой частью речи – с именем прилагательным. Это и будет тема нашего урока. Цель нашего урока. Узнать как можно больше об имени прилагательном. Что обозначают имена прилагательные, на какие вопросы отвечают, научиться отличать их от других слов, узнать о роли прилагательных в нашей речи. — Сегодня мы с вами проведем урок – исследования. Исследователь- это кто? Исследователями называют людей, которые занимаются различными научными исследованиями, и в результате получают новые знания. | Жёлтый Это не имя существительное. Остальные слова имена существительные. Они обозначают предметы. Имена существительные отвечают на вопросы кто? или что? (душ неодуш собст нариц ед мн числа) рассказывают правила работы в парах Прилагательное Узнать как можно больше об имени прилагательном. Научиться отличать их от других слов Что обозначает На какие вопросы отвечают прилагательное | Регулятивные УУД: Сформулировать цель на уроке с помощью учителя, ставить перед собой задачи и выполнять их; планировать свои действия. Познавательнвые УУД.: осуществляют для решения учебной задачи операции анализа Коммуникативные УУД: Умение оформить свои мысли в устной форме; умение высказывать свое мнение и и аргументировать его |
4.Физкультминутка | Тихо встали, потянулись, Раз- присели, два- нагнулись Дышим ровно, глубоко | Выполняют упражнения | Коммуникативные УУД: слушают учителя и выполняют упражнения для снятия усталости |
5. Открытие новых знаний Организовать практическую работу с целью получения новых знаний о прилагательном. | -Я подобрала пару к слову жёлтый, отгадайте- какое слово я подобрала. -Это цитрусовый фрукт длиной от шести до девяти сантиметров. Сверху покрыт кожурой желтого цвета, внутри есть дольки и семена, кислый на вкус. -Что вы знаете о лимоне? (Картинка лимона на доске) Лимон – это цитрусовый фрукт длиной от шести до девяти сантиметров. Сверху покрыт кожурой, внутри есть дольки и семена. Растут лимоны на небольших, вечнозеленых деревьях с колючими ветками. Деревья, на которых растут лимоны, живут около 40 лет, цветут весной и созревают до лета. Родина лимона Индия, Китай. О полезных свойствах лимона известно давно. Лимон содержит витамины В, С, А, эфирное масло. Именно поэтому чай с лимоном отлично утоляет жажду, повышает работоспособность, а также иммунитет организма Помимо того, что он обладает целебными свойствами и употребляется при простуде, чай с лимоном очень вкусен. Особенно полезно пить такой чай во время эпидемии гриппа. А ещё например, когда болит горло, то надо прополоскать его разбавленным лимонным соком. -Задайте вопрос, вопрос задаём от им. сущ. Лимон ( какой?) жёлтый. — Какой признак предмета обозначает слово «жёлтый» ( Указывает на цвет.) -Давайте проведем исследование, у вас на столе лежит лимон, исследуем его. -Рассмотрите лимон в парах и охарактеризуйте его подберите слова признаки. -Например, лимон какой? овальный, слово овальный указывает на какой признак - на форму -Давайте посмотрим, какую форму имеет лимон? лимон какой? овальный, слово овальный указывает на какой признак - на форму -Лимон ( какой?) овальный. — Какой признак предмета указывает на слово «овальный» ? (указывает на форму) на доске слово овальный Давайте вспомним вкус лимона. -лимон ( какой?) кислый (указывает на вкус) на доске слово кислый — давайте узнаем, имеет ли лимон запах? — лимон (какой?) ароматный. на доске слово ароматный — теперь посмотрим, есть ли сок у лимона? Есть. -Значит лимон( какой?) сочный. на доске слово сочный -ЛИМОН (КАКОЙ?) ПОЛЕЗНЫЙ. -ЛИМОН (КАКОЙ?) ЛЕЧЕБНЫЙ. Особенно зимой, когда многие люди болеют, просто необходимо употреблять лимон. -Как называются эти слова которые вы подобрали -Что такое прилагательные -Что обозначают слова, которые мы подобрали к сущ. лимон Все слова, которые мы с вами подобрали к сущ. лимон, обозначают признак предмета. -Как называются слова признаки? ( прилагательные) -Так что же обозначает имя прилагательное? На доске учитель прикрепляет – первый лучик — «обозначает признаки предмета» Вернемся к нашему плану, мы ответили с вами на 1 вопрос. Что обозначает имя прилагательное? Возьмите зеленые карточки с заданиями. Мы продолжаем исследовать слова . Отгадай по словам признакам какой предмет загадали. Каждому ряду свое слово. 1 ряд-оранжевая, продолговатая, сладкая…(морковь) 2 ряд-круглое, красное, зеленое, спелое…(яблоко) 3 ряд-зеленые, длинные, гладкие, пупырчатые, малосолёные… (огурцы) -Слова признаки на какой вопрос отвечают 1 ряд -Слова признаки на какой вопрос отвечают 2 ряд -Слова признаки на какой вопрос отвечают 3 ряд -Вспомните про желтый лимон слово признак желтый на какой вопрос отвечает. На доске – второй лучик — «отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? » -Вернемся к нашему плану, мы ответили с вами на 2 вопрос. -На какие вопросы отвечает слова прилагательные? - Ребята глядя на нашу схему расскажите что же такое имя прилагательное, что мы про него уже знаем. - Давайте проверим, прочитаем правило Мудрой совы в учебнике на стр 86. | Лимон Дети рассказывают что знают о лимоне. Цвет.Указывает на цвет лимон (какой?) желтый рассказывают правила работы в парах указывает на форму указывает на вкус Прилагательные Слова признаки предмета Это слова, обозначающие цвет, форму, запах, размер и другие свойства какого-либо предмета. Признак предмета. Морковь какая? Яблоко какое? Огурцы какие? Лимон какой ? какой? какая? какое? какие? Дети рассказывают что имя прил. обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Читают правило | Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Проверка по эталону. Допускать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Коммуникативные УУД.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания Познавательные УУД: решение учебной задачи под руководством учителя; работа со схемой и текстовой информацией. Метапредметные УУД: окружающий мир. Коммуникативные УУД: Умение оформить свои мысли в устной форме; умение высказывать свое мнение и и аргументировать его |
6. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач. развивать умения применять новые знания на практике | Откройте учебник стр 87 выполним упр 150 -Прочитайте про себя, один ученик читает вслух. -Назовите отгадку, как вы догадались. -Ребята какие слова помогли вам догадаться и найти отгадку? -Для чего нужны прилагательные? -Прилагательные важный краснолапый связаны по смыслу с каким существительным? На какой вопрос отвечают? -Прилагательное беленькая связано по смыслу с каким существительным? На какой вопрос отвечают? -Прилагательное жёлтые связано по смыслу с каким существительным? На какой вопрос отвечают? -На какие вопросы отвечают слова прилагательные? -Возьмите розовые карточки, прочитайте задание на карточках и выполните его. Дифференцированные задания: 1. Выпиши прилагательные 2. Спишите загадку, подчеркните все прилагательные. 3. Спишите загадку проведите стрелки от существительных к прилагательному. Проверка - Для чего же нужны прилагательные? - Давайте сделаем вывод. С какой частью речи связано имя прилагательное? -От какого слова ставим вопрос к прилагательному? -Имена прилагательные «прилагаются» к именам существительным, во всем с ними согласуясь. | Читают четверостишие Прилагательные Они поясняют , дают характеристику предмету папа какой? мама какая? детки какие? выполняют задания проверяют анализируют слушают ответы детей. Чтобы называть признаки предметов С существительным от существительного | Регулятивные УУД: Умение принимать и сохранять ученую задачу. Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: Анализ, обобщение, классификация.
Коммуникативные УУД: Умение оформить свои мысли в устной форме; умение высказывать свое мнение и и аргументировать его |
7.Физкультминутка обеспечить эмоциональную и мышечную разгрузку учащихся. | Физкультминутка ( подвижная) Если вы услышите имена существительные, то встаем на носочки и руки поднимаем вверх. если вы услышите имена прилагательные, приседаем и руки ставим на пояс. Слова: сады, ребенок, холодная, лето, кудрявый, страна, тополь, молодые, ручей, звонкое, капля, лес, луч, ранний, осенний, весенний, утренний, ветер | выполняют физкультминутку | Коммуникативные УУД: слушают учителя и выполняют упражнения для снятия усталости |
8. Закрепление новых знаний. развивать умения применять новые знания на практике | -Ребята у нас остался 3 вопрос в нашем плане. -А зачем в нашей речи нужны имена прилагательные? Как вы думаете? - А теперь, давайте понаблюдаем за именами прилагательными и подумаем, какую роль они играют в нашей речи? Работа в группах ( вспомним правила работы в группах) Продолжаем исследовать предложения. -Вставьте подходящие по смыслу прилагательные: Ловись рыбка .... и ...... . А Красная Шапочка пошла по самой ........... дорожке. У лисы была избушка …………, а у зайца …………. . Жили старик со старухой у самого …………… моря . В самой чашечке цветка сидела ………… девочка. Слова для справок: крошечная, синего, маленькая, длинной, лубяная, ледяная, большая. Подведение итогов - Какие прилагательные подобрали для предложений? - На какие вопросы отвечают эти прилагательные? - Откуда эти предложения? - Как называются сказки, кто автор сказок? -Какую роль сыграли эти прилагательные в данном тексте? -Какую роль играют имена прилагательные в русском языке? Вывод: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, выразительной. На доске 3-й лучик – «украшает нашу речь» | Гипотеза от детей….. Чтобы речь была красивой. Работают в группах Они сделали текст более красивым, интересным. | Коммуникативные УУД: строят высказывание с учетом поставленной задачи., учатся работать сообща, слушать высказывания других. РегулятивныеУУД: Формирование умения оценивать свои действия.Планировать совместнубю деятельность в соответствии с поставленной задачей. Метапредметные УУД: устное народное творчество. |
9.Самостоятельная работа . | Работа с индивидуальными карточками. Выберите любое задание и выполни его. Задание №1 самое лёгкое Задание №2 посложнее Задание №3 сложное Задание № 1. Найди и подчеркни имена прилагательные Весна, сверкают, весеннее, красивая, душистое, весёлые, веселье, добрый, зелёная, играет, молодая, стол, горит. Задание №2 Подчеркни лишнее слово в каждой группе слов: «Четвёртый лишний» 1) Соловей, русский, чистюля, карандаш. 2) Полетит, бегает, зелёный, рисовал. 3) Сладкий, белый, гулять, тёплый 4) Весёлый, говорит, след, мороз. Задание №3. Допиши слова , подходящие по смыслу. Шар легкий, а арбуз ___________. Дерево высокое, а куст __________. Найди пару. умный алый сильный мудрый ласковый мощный красный нежный Подведение итогов - в № 1 перечислите прилагательные? - почему их подчеркнули? - в №2 назовите лишнее слово? - почему? - в №3 назовите слова? - к какой части речи они относятся? - что это за слова - что такое синонимы? -что такое антонимы? | Выбирают одно из трёх заданий и выполняют. Проверяют анализируют. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признак предмета Прилагательное Антонимы, синонимы Близкие по значению слова. Противоположен ные по смыслу. | Личностные УУД: положительное отношение к языковой деятельности; уважительное отношение к русскому языку. Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в письменной форме, работают с текстом. |
10.Подведение итогов Оценивание учащихся. | Итог урока 1. Что обозначает имя прилагательное? 2. На какие вопросы отвечает? 3. С какой частью речи связано прилагательное? 4. Для чего служит в речи? - Вернемся к задачам урока. -Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили ли мы их? -Попробуйте описать, какими вы были на уроке с помощью прилагательных. - выставление оценок за урок. | Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке. Называют задачи урока и как они их усвоили. Дружные, старательные внимательные, добрые, умные, воспитанные, активные, красивые. | Регулятивные УУД: делают выводы в результате совместной работы. Коммуникативные УУД: строят монологическое высказывание с учетом поставленной задачи. |
11.Информация о домашнем задании | Домашняя работа по выбору. 1.Описать с помощью имен прилагательных свою маму. 2.Найти и записать 2 загадки, в которых есть имена прилагательные. Выучить правило | Дети самостоятельно выбирают себе задание на дом, оценивая свои возможности. | |
12. Рефлексия | Оцените свою работу на уроке : На столах у вас цветы. - Кто хорошо работал, доволен своей работой, если на уроке вам было интересно, легко работать прикрепите цветок к солнышку. - У кого остались вопросы о том, что такое часть речи прилагательное, кому было не все понятно, были трудности на уроке – прикрепите цветок к облаку. | Дети оценивают, анализируют прикрепляют цветы. | Регулятивные УУД: делают выводы в результате работы, рефлексирование. |
1.КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРЕ.
ШПЩРИЧЛАЖГАШТЩЕЛЖЬНЧОШЕ
2.КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ.
Вставьте подходящие по смыслу прилагательные:
Ловись рыбка .... и ...... .
А Красная Шапочка пошла по самой ........... дорожке.
У лисы была избушка …………, а у зайца …………. .
Жили старик со старухой у самого …………… моря .
В самой чашечке цветка сидела ………… девочка.
Слова для справок: крошечная, синего, маленькая, длинной, лубяная, ледяная, большая.
3.КАРТОЧКИ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ
Дифференцированные задания:
1. Выпиши прилагательные
2. Спишите загадку, подчеркните все прилагательные.
3. Спишите загадку проведите стрелки от существительных к прилагательному.
4.КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫБОРУ
Выберите любое задание и выполни его.
Задание №1 самое лёгкое
Задание №2 посложнее
Задание №3 сложное
Задание № 1. Найди и подчеркни имена прилагательные
Весна, сверкают, весеннее, красивая, душистое, весёлые, веселье, добрый, зелёная, играет, молодая, стол, горит.
Задание №2 Подчеркни лишнее слово в каждой группе слов:
«Четвёртый лишний»
1) Соловей, русский, чистюля, карандаш.
2) Полетит, бегает, зелёный, рисовал.
3) Сладкий, белый, гулять, тёплый
4) Весёлый, говорит, след, мороз.
Задание №3. Допиши слова , подходящие по смыслу.
Шар легкий, а арбуз ___________.
Дерево высокое, а куст __________.
Найди пару.
умный алый
сильный мудрый
ласковый мощный
красный нежный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку «Звук и буква [Г,г]» (УМК "Школа России", 1 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с согласными звуками [г], [г’], буквами Г, г., развития речи, логического мышления, памяти.Дидактические:- знать, какие бывают звуки;- ум...
Технологическая карта урока по русскому языку «Изменение личных местоимений по родам» УМК "Школа России" (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений по теме: «Изменение личных местоимений по родам»Задачи урокаДидактические:Повтори...
Технологическая карта урока по русскому языку «Времена глаголов. 2-ое лицо» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: «Времена глаголов. 2-ое лицо.» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица;Задачи урока...
Технологическая карта урока по русскому языку "I и II спряжения глаголов" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование умения распознавать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи урокаДидактические:познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов;учить отлич...
Технологическая карта урока по русскому языку "Сочинение по серии сюжетных картин" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирование способности у обучающихся осуществлять контроль над развитием письменной речи.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить умение у обучающихся писать сочинение по серии сюжетных к...
Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание слов с непроизносимой гласной" ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Правописание слов с непроизносимой согласной» Цели деятельности учителя: способствовать формированию знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными.Планиру...
Технологическая карта урока по русскому языку: "1-е склонение имён существительных" (УМК "Школа России"., 4 класс)
Тема урока: «1-е склонение имён существительных»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия о склонении имён существительных.Планируемые результат...