Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме "Изменение существительных по падежам "
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Тема: Изменение имен существительных по падежам.
Цель: закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже;
Развивать речь, внимание, каллиграфические навыки;
воспитывать интерес к русскому языку;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok_russk_yaz.docx | 26.87 КБ |
otkr_urok_russk.ppt | 1.39 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Изменение имен существительных по падежам.
Цель: закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже;
Развивать речь, внимание, каллиграфические навыки;
воспитывать интерес к русскому языку;
Ход урока:
- Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем закреплять умение определять падеж имен существительных.
Начинается урок.
Он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать!
Ребята , о чем это стихотворение ?
Стол, за которым ты сидишь,
- Кровать, в которой ты уснёшь,
- Тетрадь, ботинки, пара лыж,
- Тарелка, вилка, ложка, нож,
- И каждый гвоздь, и каждый дом,
- И каждый ломтик хлеба -
- Всё это создано трудом,
- А не свалилось с неба. (В.Лифшиц).
II. Беседа.
-Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое и т.д.)
-Закроем глаза и шепотом произнесем: зима... Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т. д.)
-А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)
-Вот каким увидел зимний лес С.Есенин.
III. Чистописание под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь».
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
С.Есенин
- Назовите имена существительные, записанные на второй строчке.
- Форма, какого падежа является начальной для имен существительных? (Форма именительного падежа единст-
венного числа является начальной для имен существительных).
- Есть ли здесь имена существительные в начальной форме?
- Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите их род.
Написать в тетрадях слова?
Жираф, крыжовник, жёлудь, тяжело, жара.
([пад’эш])
Орфографическая минутка
Мсц, звд, двчк, Рсс, врн, чнк, Мскв, грх.
Месяц, завод, девочка, Россия, ворон, ученик, Москва, горох.
IV. Поработаем с именами существительными в начальной форме.
Диктант - цепочка. (Диктую по три слова. Если слово не запомнили, пропустить).
Мороз, метель, снегопад,
Шубка, снеговик, лед,
Снегирь, лыжник, северный.
- Кто записал все слова?
- Какое слово вызвало затруднение?
- Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили? (Лишнее слово северный, т.к. это имя прилагательное).
- В каком падеже стоят имена существительные?
- Что вы знаете об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога).
- Как называются остальные падежи? (Косвенными).
- Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение).
Прочитайте текст - Спишите текст, поставив имена существительные данные в скобках в правильной падежной форме.
- Укажите падеж изменённых имен существительных, выделите окончания.
Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) ________ дятел. Села на (сосна) ________ синичка. Растут под (сосна)_________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)__________.
V. Просклоняем слово зима
- Что происходит с существительными при склонении? (изменяется окончание)
- Составьте предложение с существительным поэт так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. (Устно)
VII. Знакомство с памяткой.
Памятка.
Для определения падежа существительного в предложении нужно:
1. Выяснить, главным иди второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже.
2. Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данными существительным и поставить
к существительному вопрос от связанного с ним члена предложения. По вопросу и предлогу определить падеж.
-Определите падеж имен существительных в следующем предложении.
Белгородские поэты воспевают наш край в стихах.
VI. Физкультминутка.
VII. Самостоятельная работа.
- Учебник, упр. 2 , с. 34
- Какая особенность у существительных в именительном падеже падеже? (не употребляется с предлогами,)
- Карточка №1
Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте
существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если
нужно, добавьте предлог, окончание у существительного
выделить.
Ветка (рябина) (Р.)
Гулять (улица) (Д.)
Любоваться (снежинка) (Т.)
- Какая особенность у существительных в дательном падеже? (Предлоги к, по)
- Какая особенность у существительных в предложном падеже? (Употребляются только с предлогами).
- упр. 3, с. 34, 1 ученик у доски
Оцените урок
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
IX. Итог урока.
- Чем же мы занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Какое задание понравилось?
- Спасибо за работу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организационный момен т Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать!
- Послушайте стихотворение. О чём это стихотворение? Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснёшь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, нож, И каждый гвоздь, и каждый дом, И каждый ломтик хлеба - Всё это создано трудом, А не свалилось с неба. (В.Лифшиц).
Шестое февраля Классная работа
Минута чистописания Жираф, крыжовник, жёлудь, тяжело, жара. ([пад’эш])
Жизнь дана на добрые дела.
Орфографическая минутка Мсц, звд, двчк, Рсс, врн, чнк, Мскв, грх. Месяц, завод, девочка, Россия, ворон, ученик, Москва, горох.
Прочитайте текст Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) ________ дятел. Села на (сосна) ________ синичка. Растут под (сосна)_________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)__________.
Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя сосны всегда зелёная. Прилетел к сосне дятел. Села на сосну синичка. Растут под сосной маслята. Резвые белки играли на сосне.
Хвоя (чего?) сосн Прилетел (к чему?) к сосн Села (на что?) на сосн Растут (под чем?) под сосн Играли (на чём?) на сосн ы е у ой е
Имена существительные могут отвечать на вопросы: кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?. При изменении существительного по вопросам изменяется его окончание Продолжите высказывания:
Склонение имён сущ-ных И.п. Именительный кто? что? Р.п. Родительный кого? чего? Д.п. Дательный кому? чему? В.п. Винительный кого? что? Т.п. Творительный кем? чем? П.п. Предложный о ком? о чём?
Заполним таблицу Знаю Хочу узнать Узнал Что такое «склонение, «падеж» Как называются падежи Падежные вопросы Как изменять слово по падежам (склонять)?
Слова-подсказки И.п. ЕСТЬ кто? что? Р.п. НЕТ кого? чего? Д.п. ДАМ кому? чему? В.п. ВИНЮ кого? что? Т.п. ЛЮБУЮСЬ кем? чем? П.п. ДУМАЮ о ком? о чём?
Просклоняем слово зима И.п. ЕСТЬ что? зим а Р.п. НЕТ чего? зим ы Д.п. ДАМ чему? зим е В.п. ВИНЮ что? зим у Т.п. ЛЮБУЮСЬ чем? зим ой П.п. ДУМАЮ О о чём? о зим е
Что же мы узнали и чему научились на уроке? Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением». У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка. При склонении существительного меняется его окончание.
Оцените урок Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Теперь я могу… Я научился… Я попробую… Мне захотелось…
Оцени свою работу на уроке Лесенка успеха
Домашнее задание: Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке. Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы. Выполнить упражнение УПР 104 на стр.58
Спасибо за урок! Желаю вам успехов в учёбе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное"
Закрепление знаний об имени существительном, умений распознавания склонений имен существительных, уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек»....
Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."
Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)
открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...
Развивающая система учебных заданий. Разработка уроков по русскому языку. Тема "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс.
В данном материале представлена разработка уроков по русскому языку в системе учебных заданий. Тема "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс....
Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное. Повторяем, что знаем".
Актуализация знаний об имени существительном как о части речи. Повторение понятия «грамматическое значение слова», «морфологические признаки имени существительного». Имя существительное, грамматическ...
Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»
Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...
Открытый урок по русскому языку по теме "Имя существительное и его роль в речи"
актуализировать представление об имени существительном как части речи, систематизировать знания о грамматических признаках, закреплять умения выделять существительные среди других частей речи; расширя...