Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме "Изменение существительных по падежам "
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бариева Сулпан Тахиевна

Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Цель: закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже;

Развивать  речь, внимание, каллиграфические навыки;

воспитывать интерес к русскому языку;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_russk_yaz.docx26.87 КБ
Office presentation icon otkr_urok_russk.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Цель: закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже;

Развивать  речь, внимание, каллиграфические навыки;

воспитывать интерес к русскому языку;

Ход урока:

  1. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем закреплять умение определять падеж имен существительных.

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать!

Ребята , о чем это стихотворение ?

Стол, за которым ты сидишь,

  • Кровать, в которой ты уснёшь,
  • Тетрадь, ботинки, пара лыж,
  • Тарелка, вилка, ложка, нож,
  • И каждый гвоздь, и каждый дом,
  • И каждый ломтик хлеба -
  • Всё это создано трудом,
  • А не свалилось с неба. (В.Лифшиц).

II. Беседа.

-Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное,  ненастное, холодное,  серое, морозное, хмурое и т.д.)

-Закроем глаза и шепотом произнесем: зима... Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т. д.)

-А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)

-Вот каким увидел зимний лес С.Есенин.

III. Чистописание под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь».

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

                               С.Есенин

- Назовите имена существительные, записанные на второй строчке.

- Форма, какого падежа является начальной для имен существительных? (Форма именительного  падежа единст-

венного числа является начальной для имен существительных).

- Есть ли здесь имена существительные в начальной форме?

- Поставьте остальные имена существительные в начальную форму, определите их род.

Написать в тетрадях слова?

Жираф, крыжовник, жёлудь, тяжело, жара.

([пад’эш])

Орфографическая минутка

Мсц,  звд,  двчк, Рсс,  врн,  чнк,  Мскв,  грх.

Месяц,  завод,  девочка, Россия,  ворон,  ученик,  Москва,  горох.

IV. Поработаем с именами существительными в начальной форме.

Диктант - цепочка. (Диктую  по три слова. Если слово не запомнили, пропустить).

Мороз, метель, снегопад,

Шубка, снеговик, лед,

Снегирь, лыжник, северный.

- Кто записал все слова?

- Какое слово вызвало затруднение?

- Перечитайте слова еще раз внимательно. Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили? (Лишнее слово северный, т.к. это имя прилагательное).

- В каком падеже стоят имена существительные?

- Что вы знаете об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога).

- Как называются остальные падежи? (Косвенными).

- Как по-другому называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение).

Прочитайте текст - Спишите текст, поставив имена существительные  данные в скобках в правильной  падежной форме.

- Укажите падеж изменённых имен существительных, выделите окончания.

Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя  (сосна) ________ всегда зелёная. Прилетел   к (сосна) ________ дятел. Села   на (сосна) ________ синичка. Растут  под (сосна)_________ маслята. Резвые белки играли  на (сосна)__________.

V. Просклоняем слово зима

- Что происходит с существительными при склонении? (изменяется окончание)

- Составьте предложение с существительным поэт так, чтобы оно стояло в одном из косвенных падежей. (Устно)

VII. Знакомство с памяткой.

Памятка.

Для определения падежа существительного в предложении нужно:

1. Выяснить, главным иди второстепенным членом предложения является данное существительное. Если имя существительное является подлежащим, оно стоит в именительном падеже.

2. Если существительное является второстепенным членом, нужно найти словосочетание с данными существительным и поставить

к существительному вопрос от связанного с ним члена предложения. По вопросу и предлогу определить падеж.

-Определите падеж имен существительных в следующем предложении.

Белгородские поэты воспевают наш край в стихах.

VI. Физкультминутка.

VII. Самостоятельная работа.

- Учебник, упр. 2 , с. 34

- Какая особенность у существительных в именительном падеже падеже? (не употребляется с предлогами,)

- Карточка №1

Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Поставьте

существительное, данное в скобках, в указанном падеже. Если

нужно, добавьте предлог, окончание у существительного

выделить.

Ветка (рябина) (Р.)

Гулять (улица) (Д.)

Любоваться (снежинка) (Т.)

- Какая особенность у существительных в дательном падеже? (Предлоги к, по)

- Какая особенность у существительных в предложном падеже? (Употребляются только с предлогами).

- упр. 3, с. 34, 1 ученик  у доски

Оцените урок

  • Сегодня   я     узнал…
  • Было  интересно…
  • Было   трудно…
  • Я   выполнял   задания…
  • Теперь я   могу…
  • Я  научился…
  • Я   попробую…
  • Мне   захотелось…

IX. Итог урока.

- Чем же мы занимались на уроке?

- Что нового узнали?

- Какое задание вызвало затруднение?

- Какое задание понравилось?

- Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3 классе Тема урока: «Изменение существительных по падежам» УМК «Школа России» Бариева Сулпан Тахиевна, учитель начальных классов

Слайд 2

Организационный момен т Начинается урок. Он пойдёт, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать!

Слайд 3

- Послушайте стихотворение. О чём это стихотворение? Стол, за которым ты сидишь, Кровать, в которой ты уснёшь, Тетрадь, ботинки, пара лыж, Тарелка, вилка, ложка, нож, И каждый гвоздь, и каждый дом, И каждый ломтик хлеба - Всё это создано трудом, А не свалилось с неба. (В.Лифшиц).

Слайд 4

Шестое февраля Классная работа

Слайд 5

Минута чистописания Жираф, крыжовник, жёлудь, тяжело, жара. ([пад’эш])

Слайд 6

Жизнь дана на добрые дела.

Слайд 7

Орфографическая минутка Мсц, звд, двчк, Рсс, врн, чнк, Мскв, грх. Месяц, завод, девочка, Россия, ворон, ученик, Москва, горох.

Слайд 8

Прочитайте текст Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) ________ дятел. Села на (сосна) ________ синичка. Растут под (сосна)_________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)__________.

Слайд 9

Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя сосны всегда зелёная. Прилетел к сосне дятел. Села на сосну синичка. Растут под сосной маслята. Резвые белки играли на сосне.

Слайд 10

Хвоя (чего?) сосн Прилетел (к чему?) к сосн Села (на что?) на сосн Растут (под чем?) под сосн Играли (на чём?) на сосн ы е у ой е

Слайд 11

Имена существительные могут отвечать на вопросы: кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?. При изменении существительного по вопросам изменяется его окончание Продолжите высказывания:

Слайд 12

Склонение имён сущ-ных И.п. Именительный кто? что? Р.п. Родительный кого? чего? Д.п. Дательный кому? чему? В.п. Винительный кого? что? Т.п. Творительный кем? чем? П.п. Предложный о ком? о чём?

Слайд 13

Заполним таблицу Знаю Хочу узнать Узнал Что такое «склонение, «падеж» Как называются падежи Падежные вопросы Как изменять слово по падежам (склонять)?

Слайд 14

Слова-подсказки И.п. ЕСТЬ кто? что? Р.п. НЕТ кого? чего? Д.п. ДАМ кому? чему? В.п. ВИНЮ кого? что? Т.п. ЛЮБУЮСЬ кем? чем? П.п. ДУМАЮ о ком? о чём?

Слайд 15

Просклоняем слово зима И.п. ЕСТЬ что? зим а Р.п. НЕТ чего? зим ы Д.п. ДАМ чему? зим е В.п. ВИНЮ что? зим у Т.п. ЛЮБУЮСЬ чем? зим ой П.п. ДУМАЮ О о чём? о зим е

Слайд 17

Что же мы узнали и чему научились на уроке? Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением». У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка. При склонении существительного меняется его окончание.

Слайд 18

Оцените урок Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Теперь я могу… Я научился… Я попробую… Мне захотелось…

Слайд 19

Оцени свою работу на уроке Лесенка успеха

Слайд 20

Домашнее задание: Вспомнить всё то, о чём говорили сегодня на уроке. Выучить названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы. Выполнить упражнение УПР 104 на стр.58

Слайд 21

Спасибо за урок! Желаю вам успехов в учёбе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное"

Закрепление знаний об имени существительном, умений распознавания склонений имен существительных, уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек»....

Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по вопросам, предлогам, роль существительного в предложении;• Развивающие: развива...

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" (3 класс)

открытый урок по русскому языку "Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей" для 3 класса по УМК "Школа 2100"...

Развивающая система учебных заданий. Разработка уроков по русскому языку. Тема "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс.

В данном материале представлена разработка  уроков по  русскому  языку  в системе учебных заданий.   Тема  "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс....

Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное. Повторяем, что знаем".

Актуализация знаний об имени существительном как о части речи. Повторение понятия «грамматическое значение слова», «морфологические признаки имени существительного». Имя существительное, грамматическ...

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...

Открытый урок по русскому языку по теме "Имя существительное и его роль в речи"

актуализировать представление об имени существительном как части речи, систематизировать знания о грамматических признаках, закреплять умения выделять существительные среди других частей речи; расширя...