Открытый урок по русскому языку на тему "Имя существительное"
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме
Закрепление знаний об имени существительном, умений распознавания склонений имен существительных, уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe1.doc | 804 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок русского языка во 2 классе по теме:
«Имя существительное».
Программа «Школа России»
Учитель начальных классов
Тюрбеева Наталья Авкановна
Республика Калмыкия
Черноземельский район
п.Комсомольский, ул.Ленина,54
МБОУ «Комсомольская СОШ №1»
п.Комсомольский, 2011
Тема урока: «Имя существительное».
Цели: закрепление знаний об имени существительном, умений распознавания склонений имен существительных; уточнение и пополнение словаря учащихся по теме «Природа и человек».
Оборудование: слайды о природе, звуки природы (аудио).
Ход урока
Учитель. Во время занятий мы будем продолжать учиться смотреть на мир глазами души, а для этого приглашаю вас на лесную поляну, где будет проходить наш урок.
Дети просматривают слайды, зарисовки и этюды о природе. Звучит фонограмма звуков природы.
Назовите и запишите имена существительные, которые мы используем для описания природы.
Учащихся называет слова и записывают в тетради. Учитель записывает их на доске в графе «Природа»: цветы, деревья, солнце, животные, горы и пр.
Докажите, что это имена существительные. Какие орфографические задачи вы решали при записи этих слов?
Учащиеся в индивидуальных ответах называют и доказывают признаки имени существительного, написание орфограмм.
Учитель. Перечислите и запишите прекрасные явления, которые существуют в мире природы (вывешивает на доску предметно - сюжетные, картинки, изображающие грозу, снегопад, закат, восход, рассвет)
Какие явления природы изображены на этих картинках? Запишите, сравните свои записи с моими.
Учащиеся называют и записывает явления природы. Учитель записывает на доске предлагаемые существительные: снегопад, гроза, закат, восход, рассвет.
Определите и запишите рядом с каждым словом грамматические признаки. Грамматические признаки какого слова отличают его от других?
Учащихся аргументируют свой ответ, исключают «лишнее» слово (определяют род, склонение).
Перечислите и запишите существительные, которые относятся к миру людей.
Учащиеся называют слова. Учитель записывает некоторые из них на доске: человек, поступок, мысль, душа, доброта.
Можно ли эти слова использовать при описании природы? Что отличает человека от других живых объектов природы?
Учащиеся:
- Только человек может мыслить;
- Только человек совершает поступки, связанные с этими мыслями;
- Только у человека есть душа, а у животных инстинкты;
- Такое качество, как доброта, есть у человека.
Решите орфографические задачи, определите склонение имен существительных.
Учащиеся работают с орфограммами, определяют склонения существительных.
Прочитайте слова искусство, творчество, прогресс, наука, образование. К какой части речи они относятся? Что обозначают? В какую группу слов (природа или человек) мы их запишем? Почему? Докажите.
Учащиеся доказывают, аргументируют, рассуждают, делают выводы: «Только человек может мыслить, создавать, творить».
(Создание проблемной ситуации). Прочитайте и запишите следующую группу слов: рождение, любовь, красота, жизнь, верность. К какой группе слов они относятся? Решите орфографические задачи. Докажите правильность своего решения.
Учащиеся записывают, решают орфографические задачи, объясняют свои умозаключения, делают вывод: «Эти слова относятся и к миру природы, и к миру человека». Доказывают свои ответы: «Человек – это часть природы, значит, человек и природа взаимосвязаны».
По каким признакам мы можем классифицировать существительные, с которыми работали сегодня на уроке? Почему? Сделайте вывод, обобщите.
Учащиеся.
1.Все эти слова – имена существительные обозначают предмет.
2.Имена существительные обозначают не только предмет, но и явления, события, абстрактные понятия, об этом мы и узнали сегодня на уроке.
Учитель. Составьте и запишите предложение по его началу.
«Природа плачет, когда …»
Примерные ответы учащихся:
- когда человек загрязняет водоемы;
- когда человек убивает животных;
- когда человек уничтожает леса.
Совместная деятельность учителя и учащихся.
Учитель. Как всё это можно записать одним предложением?
Учащиеся. «Природа плачет, когда человек нарушает гармонию в природе».
Учащиеся называют варианты предложений, доказывают на примере собственных наблюдений, научных знаний, приходят к общему выводу. Учитель уточняет, корректирует умозаключения учеников, делает обобщение, записывает новое предложение.
Учитель. Составьте и запишите ещё одно предложение по его началу.
«Природа радуется, когда …»
Примерные ответы учащихся:
1) когда человек высаживает новые деревья;
2) когда человек создает заповедники;
3) когда человек слышит и понимает язык природы.
Природа радуется, когда человек её любит.
На уроках школьники видят реальный мир с разных сторон. Содержание каждого урока – новая страница из книги жизни и новая ступенька в овладении методами познания мира.
Познание мира тесно связано с внеклассной деятельностью.
Предлагаю один из фрагментов классного часа, который является продолжением данного урока.
В предварительной работе ученикам предлагалось нарисовать на сердцах – символах ответы на вопрос: «Что в природе их радует больше всего?».
Учащиеся показывают рисунки сердца, на которых изображены предметы природы.
1 ученик (показывает сердце, на котором изображена снежинка).
Мне очень нравится зима, особенно когда идет снег.
2 ученик (показывает сердце, на котором изображена птичка).
Я люблю пернатых, особенно слушать их пение.
3 ученик (показывает сердце, на котором изображены цветы).
Я просто обожаю полевые цветы.
4 ученик (показывает сердце, на котором изображена радуга).
Я влюблен в радугу.
5 ученик (показывает сердце, на котором изображены листья).
Я люблю наблюдать за появлением листьев и слушать шелест опадающих листьев.
Звучит запись звуков природы.
С помощью интерактивной доски демонстрирую кадры с изображением природы. На фоне этих зарисовок учитель читает:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок , не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных"
План-конспект урока русского языка 3 класс по теме "Число имен существительных" и презентация к данному уроку....
Открытый урок по русскому языку "Число имён существительных"
Знакомство с изменением имён существительных по числам; формирование умения изменять имена существительные по числам, развитие орфографической зоркости, обогащение словарного запаса....
Открытый урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам в единственном и множественном числах"
- закреплять знания об однородных членах предложения; - развивать орфографическую зор...
Открытый урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс
Урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс...
Открытый урок по русскому языку" Изменение имен существительных по числам"
План и презентация открытого урока для 3 класса...
Открытый урок по русскому языку Тема: «Имя существительное как часть речи».
Формировать комуникативные умения....
Открытый урок по русскому языку "Род имён существительных" ( 2 класс, УМК "Перспектива")
Данный конспект открытого урока по русскому языку "Род имен существительных" разработан для учащихся 2 класса по УМК "Перспектива" . Основная цель - способствовать воспитанию ...