«Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов»
материал по русскому языку (4 класс)
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов»
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: познакомить с правилами расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами с союзами и, а, но.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС
Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов»
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: познакомить с правилами расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами с союзами и, а, но.
Ожидаемые результаты
Предметные:
Знать: что такое предложения с однородными членами;
Уметь: находить однородные члены предложения в тексте;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;
составлять схемы предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но;
выразительно читать предложения с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления.
Метапредметные:
Личностные
Руководствоваться значимыми учебными мотивами;
Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве;
Пользоваться формулами речевого этикета;
Воспитывать культуру общения в устной и письменной речи.
Регулятивные
Понимать смысл условных обозначений и пользоваться ими;
Определять и формулировать цель деятельности;
Учиться работать по предложенному плану;
Осознавать качество и уровень усвоения знаний;
Вносить необходимые коррективы в действия после их завершения;
Оценить правильность выполнения действия.
Познавательные
Осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
Анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять классификацию, сравнения, подводить под понятие;
Самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; Анализировать деятельность на уроке;
Отличать новые знания от известного;
Коммуникативные
Уметь правильно задать вопрос для получения необходимой информации;
Оформляют внутреннюю речь во внешнюю;
Уметь договариваться с людьми для того, чтобы сделать что-то сообща;
Уметь слушать и слышать, понимать речь других.
Ход урока:
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
- Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня необычный урок. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся и начнем наш урок. Садитесь, ребята. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем.
- Возьмите ваши рабочие листы, запишем число, классная работа.
- Начнем наш урок со словарного диктанта.
- Обмениваемся рабочими листами, проверяем.
II. Актуализация опорных знаний
2. Словарный диктант
- Возьмите ваши рабочие листы, запишем число, классная работа.
- Начнем наш урок со словарного диктанта.
- Обмениваемся рабочими листами, проверяем.
- Какой общей темой связаны эти слова?
- Где мы с вами можем увидеть этих животных?
- Каждый из нас мечтал побывать в зоопарке. Кто-то возможно уже посещал его. Сегодня мы вместе с мальчиком Витей виртуально посетим Абаканский зоопарк «Центр живой природы». Кого Витя увидел в зоопарке?
В зоопарке Витя увидел тигра.
В зоопарке Витя увидел енота.
В зоопарке Витя увидел страуса.
В зоопарке Витя увидел ламу.
- Составим из этого предложения одно. Кто хочет попробовать себя в роли редактора? (один из учеников разрезает предложения, формируя предложение с однородными членами и расставляя знаки препинания).
III. Самоопределение к деятельности.
В зоопарке Витя увидел тигра, енота, страуса, ламу.
- Ребята, какое предложение у нас получилось? (Получилось предложение с однородными членами).
Кто хочет составить схему данного предложения?
- Найдите главные члены предложения и выделите их.
- У нас здесь однородные?
(Ученик рисует схему данного предложения _ ‗ О, О, О, О).
- Садись, спасибо!
На прошлом уроке мы с вами узнали что такое - эти самые однородные члены предложения и героически разобрались с предложениями их содержащими.
- Давайте вспомним, что мы знаем об однородных членах предложения?
1. Однородными называются предложения, которые относятся к одному и тому же слову (УВИДЕЛ)
2. Отвечают на один и тот же вопрос. (КОГО?)
3. Являются одним и тем же членом предложения. (ДОПОЛНЕНИЕ)
4. Произносятся с интонацией перечисления.
IV. Постановка учебной задачи
На слайде появляются схемы (модели):
О, О и О.
О, но О.
O, а O, O и O
O, но O
-Ребята, что это за схемы?
- Схемы одинаковые?
-Чем отличаются?
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться составлять схемы к предложениям с однородными членами и, опираясь на эти схемы, расставлять запятые – что, в сущности, и является нашей с вами сегодняшней целью.
V. «Открытие нового знания»
Мы с вами знаем, что для передачи интонации перечисления на письме используются запятые. Обратимся снова к нашему предложению
В зоопарке Витя увидел тигра, енота, страуса, ламу.
- После каждого однородного члена мы должны поставить запятую. Четыре перечисления три запятых. И сколько однородных я бы ни перечисляла, им обязательно нужна граница. И если ничего другого нет – границей будет запятая. Но вот этот случай, когда между однородными ничего другого нет, только запятые – бывает в жизни очень редко. Чаще всего мы используем слова-связки – союзы: И, А, НО. И комбинируем их с запятыми.
И чаще всего из этой тройки мы используем союз И. Когда же он стоит между однородными членами и когда он единственный, у него есть особая сила – он может заменить собой запятую.
Давайте посмотрим, как это происходит на примере. Изменим предложения используя союз И один раз.
- Записываем.
В зоопарке Витя увидел тигра, енота, страуса И ламу.
- Сделайте вывод! Объясните расстановку знаков препинания
Запомни! Запятая не ставится, если однородные члены предложения связаны союзом И.
В зоопарке Витя увидел И тигра, И енота, И страуса, И ламу.
- Объясните постановку знаков препинания в данном случае.
Запишем предложения:
Витя наблюдал за животными, НО не кормил их.
В зоопарк Витя пошел утром, А вернулся домой вечером.
- Объясните. Понаблюдайте за расстановкой запятых перед союзами А, НО.
Запомни! Между однородными членами предложения, перед союзами А, НО всегда ставится запятая.
VI. Физминутка
К зоопарку мы шагаем (Маршируют на месте)
Там медведя повстречаем (Раскачивание туловища)
Этот мишка косолапый (Руки полусогнуты в локтях)
Широко расставил лапы, (Ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (Переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте.
- Спасибо, ребята, присаживайтесь.
VII. Первичное закрепление
1. Соотнесите предложения со схемами. Объясните расстановку знаков препинания.
1. Дома, сады и огороды тонули в сумерках. | 1. |
#1051;уна освещала сад, дорожки, беседку. | 2. |
#1053;а яблоне поспели крупные, сочные, сладкие плоды. | 3. |
#1047;имой солнце светит, но не греет. | 4. |
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой
1. Найдите однородные члены предложения?
- Постройте схему предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.
Растворились в темноте рощи сады поля.
Волны пенились и бились с шумом о набережную.
День выдался ясный но холодный.
Весеннее солнце светит ярко а не греет.
Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.
- Проверим (устное комментирование с места)
- - Работа в паре
Посетители зоопарка должны соблюдать правила.
- Составьте предложение, употребив союзы но, и.
- Из каждой пары предложения составьте одно предложение с союзом.
Посетители зоопарка внимательно рассматривали диких животных. Посетители зоопарка близко к вольерам не подходили.
При посещении зоопарка Витя не шумел. При посещении зоопарка Витя не пытался погладить животных.
- Запишите составленные предложения и составьте схему к предложениям с союзами.
VII. Итог урока (рефлексия деятельности)
- Хотите проверить свои знания по теме «Однородные члены предложения». Итак, вам дается тест, где вам нужно выполнить задания без ошибок. Даю вам 2 минуты времени.
Тест
1. Однородные члены предложения:
А) отвечают на вопросы косвенных падежей;
Б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;
В) отвечают на вопросы кто? что?
2. Найди предложение с однородными сказуемыми.
А) Ковер зимы покрыл холмы, луга и поля.
Б) Были это веселые, сильные и смелые люди.
В) Вдали стоит дубовый лес, блестит и алеет на солнце.
3. Какое из предложений соответствует данной схеме:
А) Весь двор завален досками, железом и фанерой.
Б) Птица бойко вспорхнула и стала летать по комнате.
В) Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами.
4. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания при однородных членах предложения.?
А) Сосны березы, и осины мелькают по сторонам.
Б) Сосны, березы и осины мелькают по сторонам.
В) Сосны березы и осины мелькают по сторонам.
5. В каком случае между однородными членами предложения всегда ставится запятая?
А) Если однородные члены связаны союзами а, но;
Б) Если однородные члены связаны союзом и.
8. Рефлексия. Итог урока
Ребята, что было сложным на уроке?
-Что осталось непонятным по теме урока?
- Какие члены предложения называются однородными?
-Когда между однородными членами предложения ставится запятая?
-Когда между однородными членами предложения не ставится запятая?
- Кто готов оценить свою работу на уроке? Возьмите оценочные листы…
- Наша виртуальная экскурсия по зоопарку подошла к концу. Я вам представляю афишу Абаканского зоопарка и желаю вам посетить данный зоопарк с родителями, если вы этого еще не сделали. А так же нашим гостям. Впереди каникулы. Пусть даже не на этих, на следующих. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, которые связаны союзами.
На данном уроке с помощью схем дети учатся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами....
Презентация к уроку «Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов или с союзом И».
Презентация к уроку «Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов или с союзом И». 4 класс...
Открытый урок по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов или с союзом И", 4 класс, Русский язык
Презентация...
Знаки препинания в предложениях с однородными членами , соединёнными без союзов или союзом И.4 класс
Презентация....
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.
Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....
Конспект урока по русскому языку по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными члена предложения без союзов." 4 класс"Школа России"
Конспект урока с индивидуальными и групповыми заданиями....