«Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов»
материал по русскому языку (4 класс)

Юлия Леонидовна Керш

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов»

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: познакомить с правилами расстановки знаков препинания  в предложениях с однородными членами с союзами и, а, но.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но, и без союзов»

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: познакомить с правилами расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами с союзами и, а, но.

Ожидаемые результаты

Предметные:

Знать: что такое предложения с однородными членами;

Уметь: находить однородные члены предложения в тексте;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

составлять схемы предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но;

выразительно читать предложения с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления.

Метапредметные:

Личностные

Руководствоваться значимыми учебными мотивами;

Определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве;

Пользоваться формулами речевого этикета;

Воспитывать культуру общения в устной и письменной речи.

Регулятивные

Понимать смысл условных обозначений и пользоваться ими;

Определять и формулировать цель деятельности;

Учиться работать по предложенному плану;

Осознавать качество и уровень усвоения знаний;

Вносить необходимые коррективы в действия после их завершения;

Оценить правильность выполнения действия.

Познавательные

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

Анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять классификацию, сравнения, подводить под понятие;

Самостоятельное создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; Анализировать деятельность на уроке;

Отличать новые знания от известного;

Коммуникативные

Уметь правильно задать вопрос для получения необходимой информации;

Оформляют внутреннюю речь во внешнюю;

Уметь договариваться с людьми для того, чтобы сделать что-то сообща;

Уметь слушать и слышать, понимать речь других.

Ход урока:

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

- Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня необычный урок. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся и начнем наш урок. Садитесь, ребята. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем.

- Возьмите ваши рабочие листы, запишем число, классная работа.

- Начнем наш урок со словарного диктанта.

- Обмениваемся рабочими листами, проверяем.


II. Актуализация опорных знаний

2. Словарный диктант

- Возьмите ваши рабочие листы, запишем число, классная работа.

- Начнем наш урок со словарного диктанта.

- Обмениваемся рабочими листами, проверяем.

- Какой общей темой связаны эти слова?

- Где мы с вами можем увидеть этих животных?

- Каждый из нас мечтал побывать в зоопарке. Кто-то возможно уже посещал его. Сегодня мы вместе с мальчиком Витей виртуально посетим Абаканский зоопарк «Центр живой природы». Кого Витя увидел в зоопарке?

В зоопарке Витя увидел тигра.

В зоопарке Витя увидел енота.

В зоопарке Витя увидел страуса.

В зоопарке Витя увидел ламу.

- Составим из этого предложения одно. Кто хочет попробовать себя в роли редактора? (один из учеников разрезает предложения, формируя предложение с однородными членами и расставляя знаки препинания).

III. Самоопределение к деятельности.

В зоопарке Витя увидел тигра, енота, страуса, ламу.

- Ребята, какое предложение у нас получилось? (Получилось предложение с однородными членами).

Кто хочет составить схему данного предложения?

- Найдите главные члены предложения и выделите их.

- У нас здесь однородные?

(Ученик рисует схему данного предложения _ ‗ О, О, О, О).

- Садись, спасибо!

На прошлом уроке мы с вами узнали что такое - эти самые однородные члены предложения и героически разобрались с предложениями их содержащими.

- Давайте вспомним, что мы знаем об однородных членах предложения?

1. Однородными называются предложения, которые относятся к одному и тому же слову (УВИДЕЛ)

2. Отвечают на один и тот же вопрос. (КОГО?)

3. Являются одним и тем же членом предложения. (ДОПОЛНЕНИЕ)

4. Произносятся с интонацией перечисления.

IV. Постановка учебной задачи

На слайде появляются схемы (модели):

О, О и О.

О, но О.

O, а O, O и O

O, но O

-Ребята, что это за схемы?

- Схемы одинаковые?

-Чем отличаются?

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться составлять схемы к предложениям с однородными членами и, опираясь на эти схемы, расставлять запятые – что, в сущности, и является нашей с вами сегодняшней целью.


V. «Открытие нового знания»

Мы с вами знаем, что для передачи интонации перечисления на письме используются запятые. Обратимся снова к нашему предложению

В зоопарке Витя увидел тигра, енота, страуса, ламу.

- После каждого однородного члена мы должны поставить запятую. Четыре перечисления три запятых. И сколько однородных я бы ни перечисляла, им обязательно нужна граница. И если ничего другого нет – границей будет запятая. Но вот этот случай, когда между однородными ничего другого нет, только запятые – бывает в жизни очень редко. Чаще всего мы используем слова-связки – союзы: И, А, НО. И комбинируем их с запятыми.

И чаще всего из этой тройки мы используем союз И. Когда же он стоит между однородными членами и когда он единственный, у него есть особая сила – он может заменить собой запятую.

Давайте посмотрим, как это происходит на примере. Изменим предложения используя союз И один раз.

- Записываем.

В зоопарке Витя увидел тигра, енота, страуса И ламу.

- Сделайте вывод! Объясните расстановку знаков препинания

Запомни! Запятая не ставится, если однородные члены предложения связаны союзом И.

В зоопарке Витя увидел И тигра, И енота, И страуса, И ламу.

- Объясните постановку знаков препинания в данном случае.

Запишем предложения:

Витя наблюдал за животными, НО не кормил их.

В зоопарк Витя пошел утром, А вернулся домой вечером.

- Объясните. Понаблюдайте за расстановкой запятых перед союзами А, НО.

Запомни! Между однородными членами предложения, перед союзами А, НО всегда ставится запятая.

VI. Физминутка

К зоопарку мы шагаем (Маршируют на месте)

Там медведя повстречаем (Раскачивание туловища)

Этот мишка косолапый (Руки полусогнуты в локтях)

Широко расставил лапы, (Ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (Переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте.

- Спасибо, ребята, присаживайтесь.

VII. Первичное закрепление

1. Соотнесите предложения со схемами. Объясните расстановку знаков препинания.

1. Дома, сады и огороды тонули в сумерках.

1.

#1051;уна освещала сад, дорожки, беседку.

2.

#1053;а яблоне поспели крупные, сочные, сладкие плоды.

3.

#1047;имой солнце светит, но не греет.

4.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой

1. Найдите однородные члены предложения?

- Постройте схему предложения. Расставьте недостающие знаки препинания.

Растворились в темноте рощи сады поля.

Волны пенились и бились с шумом о набережную.

День выдался ясный но холодный.

Весеннее солнце светит ярко а не греет.

Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.

- Проверим (устное комментирование с места)

  1. - Работа в паре

Посетители зоопарка должны соблюдать правила.

- Составьте предложение, употребив союзы но, и.

- Из каждой пары предложения составьте одно предложение с союзом.

Посетители зоопарка внимательно рассматривали диких животных. Посетители зоопарка близко к вольерам не подходили.

При посещении зоопарка Витя не шумел. При посещении зоопарка Витя не пытался погладить животных.

- Запишите составленные предложения и составьте схему к предложениям с союзами.

VII. Итог урока (рефлексия деятельности)

- Хотите проверить свои знания по теме «Однородные члены предложения». Итак, вам дается тест, где вам нужно выполнить задания без ошибок. Даю вам 2 минуты времени.

Тест

1. Однородные члены предложения:

А) отвечают на вопросы косвенных падежей;

Б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;

В) отвечают на вопросы кто? что?

2. Найди предложение с однородными сказуемыми.

А) Ковер зимы покрыл холмы, луга и поля.

Б) Были это веселые, сильные и смелые люди.

В) Вдали стоит дубовый лес, блестит и алеет на солнце.

3. Какое из предложений соответствует данной схеме:

А) Весь двор завален досками, железом и фанерой.

Б) Птица бойко вспорхнула и стала летать по комнате.

В) Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами.

4. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания при однородных членах предложения.?

А) Сосны березы, и осины мелькают по сторонам.

Б) Сосны, березы и осины мелькают по сторонам.

В) Сосны березы и осины мелькают по сторонам.

5. В каком случае между однородными членами предложения всегда ставится запятая?

А) Если однородные члены связаны союзами а, но;

Б) Если однородные члены связаны союзом и.

8. Рефлексия. Итог урока

Ребята, что было сложным на уроке?

-Что осталось непонятным по теме урока?

- Какие члены предложения называются однородными?

-Когда между однородными членами предложения ставится запятая?

-Когда между однородными членами предложения не ставится запятая?

- Кто готов оценить свою работу на уроке? Возьмите оценочные листы…

- Наша виртуальная экскурсия по зоопарку подошла к концу. Я вам представляю афишу Абаканского зоопарка и желаю вам посетить данный зоопарк с родителями, если вы этого еще не сделали. А так же нашим гостям. Впереди каникулы. Пусть даже не на этих, на следующих. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, которые связаны союзами.

На данном уроке с помощью схем дети учатся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами....

Презентация к уроку «Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов или с союзом И».

Презентация к уроку «Знаки препинания в предложениях с однородными членами без союзов или с союзом И». 4 класс...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления.

Конспект урока по русскому языку на тему -Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления....