Урок "Звук ч и буква ч."
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Гаврикова Татьяна Леонидовна

Цели деятельности педагога: познакомить с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; научить печать букву Ч,ч; читать плавно и осознанно, способствовать развитию фонематического слуха; воспитывать бережное отношение ко времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ch.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук ч и буква ч.

Цели деятельности педагога: познакомить с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; научить печать букву Ч,ч; читать плавно и осознанно, способствовать развитию фонематического слуха; воспитывать бережное отношение ко времени. 
Планируемые результаты: 
Предметные: повторить правила выполнения звукобуквенного анализа слов; различать печатный и письменный вариант написания буквы «Ч,ч»; правильно произносить слова с сочетаниями ча-чу;  в результате получат возможность научиться печатать букву Ч,ч. 
Метапредметные результаты и деятельность обучающихся: 
Познавательные: 
Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу. 
Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов со словосочетаниями ча-чу. 
Регулятивные: формирование умений: 
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;  выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы. 
Коммуникативные: формирование умений: 
договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи. 
Личностные: понимать границы собственного знания и не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении. 

Ход урока

1.Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

На доске 3 облачка (с улыбкой, слега грустное, совсем печальное). Хлопните в ладоши при показе того облачка, которое подходит вам по настроению .А я надеюсь ,что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

2.Актуализация знаний.

Назовите гласные,  которые мы изучили.

Какие из них обозначают твёрдость предшествующего согласного звука?

Какие из них обозначают мягкость предшествующего согласного звука?

Значит, чтобы указать мягкость предшествующего согласного звука , то после него должны быть гласные -  я и е?

Чтобы указать твёрдость  предшествующего согласного звука,  то после него должны быть гласные – а, о ,ы ?

В алфавите есть буква, которая не подчиняется этим правилам. С ней мы сегодня познакомимся на уроке. А чтобы узнать,  о какой букве идёт речь, надо выполнить задание.

3. Постановка учебной задачи

Сейчас я буду называть вам слова, а вы должны будете  найти  в них общий звук и определить тему урока

Чемодан,  чистотел, чучело,  белочка,   мячик,  туча

Итак, какова  тема нашего урока?

Какие задачи мы ставим перед собой? ( Узнать особенности буквы ч и её звука, читать слоги. слова с буквой ч)

4.Физкультминутка для глаз.

   (Дети  глазками следят за движением бабочки, которая прикреплена на указку).

5.Открытие нового знания

Сегодня на урок к вам в гости пришёл сказочный герой. Вы узнаете,  кто это, отгадав загадку.

Его приглашают с другом Геной

На день рожденья непременно,

И любит каждую букашку

Забавный добрый… ( Чебурашка)

Из какой сказки этот герой?

А кто хочет прочитать эту книгу?

Как вы думаете , когда вы сможете её прочитать ?

Почему   к вам сегодня пришёл в гости  Чебурашка,  вы узнаете,  просмотрев  один фрагмент мультфильма.

Итак,  почему же  пришёл к вам Чебурашка? ( Он будет учить букву вместе с нами)

Произнесите слово Чебурашка, выделяя один  звук. Как ведут себя губы и язычок?

Определите, какой звук – звонкий  или глухой?

Чебурашка взял с собой мяч и ручку (учитель демонстрирует рисунки). Он просит сделать звуковой анализ слов.

Какой вывод мы можем сделать  о звуке ч? (Глухой , мягкий всегда)

Чебурашка спрашивает,  кто из вас может найти букву ч в кассе букв ?

На что похожа буква ч?

6. Первичное закрепление

У вас на столе лежит пластилин, попробуйте смоделировать для Чебурашки  букву ч.

Давайте прочитаем слоги ча,чо,  че,  чи. а теперь удивлённо ,с грустью.

А чему надо учиться дальше? (Читать слова)

На доске слова:

Часы               черника

 чудо                чистота

Что общего в словах?

Что общего у  слов 1 столбика ? 2?

Значение каких слов вам непонятно?

Прочитаем вместе и т.д.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Чебурашка предлагает вам задание. Но сначала давайте вспомним правила работы в парах (читают ). Возьмите карточку на столе  и соедините букву ч со словами, которые начинаются со звука ч.

Работаем в парах (потом из конверта достают правильный ответ и проверяют)

8.Закрепление нового материала

Прочитайте пословицу «Делу время, а потехе час».

Как понимаете смысл пословицы? (Основное время – делам .а забавному веселью –только немного)

Что изображено на левой и правой  странице учебника? ( Часы)

Какие часы вы знаете?

Историческая справка.
   С давних пор человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнышко,  ходит по площадке тень и показывает время. К сожалению, такие часы «работали» только днем и только в солнечную погоду. 
   Водяные часы могут показывать время не только в солнечный день, но и в ненастье. От них пошла поговорка «С той поры много воды утекло». 
«Течет время» и в песочных часах. Вернее, течет песок, которым измеряют время. 
    И восковая свеча – тоже часы. Свечка снизу доверху разрисована черно – белыми полосками. Сколько полосок растаяло, столько часов прошло. 
Позднее, в 13 веке, появились механические, а в 14 веке – пружинные часы. Сегодня широко используются электронные. 
  А ученые уже изобрели и атомные часы, которые показывают точное время. 

    Я для вас приготовила выставку видов часов. На переменке вы можете с ней ознакомиться. Прочитаем текст на с.5

Так какие часы бывают? Для чего они нужны?

9.Физкульминутка

Сейчас у нас физкультминутка «Виноватая тучка». А  Чебурашка спрашивает  у вас почему именно эта физкультминутка?

10.Закрепление изученного. Дифференцированная работа .

Чебурашка предлагает вам  взять карточки  со словами и предложениями и прочитать то, что вам хотелось бы прочитать  (1 чудо часы кирпич черника стучим).

2.  У Лены наручные часы. Они  громко тикали.

3.Говорят: часы стоят,

Говорят:  часы спешат.

Говорят: часы идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте.

Читаем  вполголоса. Поднимите руку,  кто читал под цифрой 1,2,3

( проверяю)

Как вы понимаете: часы стоят, спешат, идут, отстают? (Стоят – бездействуют, спешат-показывают неверное время из-за ускоренного хода механизма, идут- действуют, отстают –показывают неточное время из-за замедленного хода механизма).

11.Включение в систему знаний

С какой буквой мы познакомились? В чём её особенность? Дайте характеристику звук? В какой домик мы поселим букву ч?

9 Рефлексия

Возьмите рисунки-солнышки, тучки и отобразите свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...