Урок "Звук ч и буква ч."
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)
Цели деятельности педагога: познакомить с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; научить печать букву Ч,ч; читать плавно и осознанно, способствовать развитию фонематического слуха; воспитывать бережное отношение ко времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_ch.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук ч и буква ч.
Цели деятельности педагога: познакомить с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; научить печать букву Ч,ч; читать плавно и осознанно, способствовать развитию фонематического слуха; воспитывать бережное отношение ко времени.
Планируемые результаты:
Предметные: повторить правила выполнения звукобуквенного анализа слов; различать печатный и письменный вариант написания буквы «Ч,ч»; правильно произносить слова с сочетаниями ча-чу; в результате получат возможность научиться печатать букву Ч,ч.
Метапредметные результаты и деятельность обучающихся:
Познавательные:
Общеучебные – объяснение выбора букв для обозначения согласного звука; уяснение особенностей звука [ч’]; применения правила написания гласных после шипящих в буквосочетаниях ча-чу.
Логические – сопоставление согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление анализа предложения на наличие в них слов со словосочетаниями ча-чу.
Регулятивные: формирование умений:
ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; выстраивать последовательность необходимых операций; сопоставлять свою работу с представленным образцом; вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные: формирование умений:
договариваться и приходить к общему решению в совместной учебной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с грамматическими нормами речи.
Личностные: понимать границы собственного знания и не знания; выражать готовность к преодолению трудностей в постижении новой информации и освоении практических навыков в письме и чтении.
Ход урока
1.Оргмомент. Эмоциональный настрой.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
На доске 3 облачка (с улыбкой, слега грустное, совсем печальное). Хлопните в ладоши при показе того облачка, которое подходит вам по настроению .А я надеюсь ,что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
2.Актуализация знаний.
Назовите гласные, которые мы изучили.
Какие из них обозначают твёрдость предшествующего согласного звука?
Какие из них обозначают мягкость предшествующего согласного звука?
Значит, чтобы указать мягкость предшествующего согласного звука , то после него должны быть гласные - я и е?
Чтобы указать твёрдость предшествующего согласного звука, то после него должны быть гласные – а, о ,ы ?
В алфавите есть буква, которая не подчиняется этим правилам. С ней мы сегодня познакомимся на уроке. А чтобы узнать, о какой букве идёт речь, надо выполнить задание.
3. Постановка учебной задачи
Сейчас я буду называть вам слова, а вы должны будете найти в них общий звук и определить тему урока
Чемодан, чистотел, чучело, белочка, мячик, туча
Итак, какова тема нашего урока?
Какие задачи мы ставим перед собой? ( Узнать особенности буквы ч и её звука, читать слоги. слова с буквой ч)
4.Физкультминутка для глаз.
(Дети глазками следят за движением бабочки, которая прикреплена на указку).
5.Открытие нового знания
Сегодня на урок к вам в гости пришёл сказочный герой. Вы узнаете, кто это, отгадав загадку.
Его приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно,
И любит каждую букашку
Забавный добрый… ( Чебурашка)
Из какой сказки этот герой?
А кто хочет прочитать эту книгу?
Как вы думаете , когда вы сможете её прочитать ?
Почему к вам сегодня пришёл в гости Чебурашка, вы узнаете, просмотрев один фрагмент мультфильма.
Итак, почему же пришёл к вам Чебурашка? ( Он будет учить букву вместе с нами)
Произнесите слово Чебурашка, выделяя один звук. Как ведут себя губы и язычок?
Определите, какой звук – звонкий или глухой?
Чебурашка взял с собой мяч и ручку (учитель демонстрирует рисунки). Он просит сделать звуковой анализ слов.
Какой вывод мы можем сделать о звуке ч? (Глухой , мягкий всегда)
Чебурашка спрашивает, кто из вас может найти букву ч в кассе букв ?
На что похожа буква ч?
6. Первичное закрепление
У вас на столе лежит пластилин, попробуйте смоделировать для Чебурашки букву ч.
Давайте прочитаем слоги ча,чо, че, чи. а теперь удивлённо ,с грустью.
А чему надо учиться дальше? (Читать слова)
На доске слова:
Часы черника
чудо чистота
Что общего в словах?
Что общего у слов 1 столбика ? 2?
Значение каких слов вам непонятно?
Прочитаем вместе и т.д.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Чебурашка предлагает вам задание. Но сначала давайте вспомним правила работы в парах (читают ). Возьмите карточку на столе и соедините букву ч со словами, которые начинаются со звука ч.
Работаем в парах (потом из конверта достают правильный ответ и проверяют)
8.Закрепление нового материала
Прочитайте пословицу «Делу время, а потехе час».
Как понимаете смысл пословицы? (Основное время – делам .а забавному веселью –только немного)
Что изображено на левой и правой странице учебника? ( Часы)
Какие часы вы знаете?
Историческая справка.
С давних пор человек ведет счет времени по часам. Первые часы были солнечными. Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнышко, ходит по площадке тень и показывает время. К сожалению, такие часы «работали» только днем и только в солнечную погоду.
Водяные часы могут показывать время не только в солнечный день, но и в ненастье. От них пошла поговорка «С той поры много воды утекло».
«Течет время» и в песочных часах. Вернее, течет песок, которым измеряют время.
И восковая свеча – тоже часы. Свечка снизу доверху разрисована черно – белыми полосками. Сколько полосок растаяло, столько часов прошло.
Позднее, в 13 веке, появились механические, а в 14 веке – пружинные часы. Сегодня широко используются электронные.
А ученые уже изобрели и атомные часы, которые показывают точное время.
Я для вас приготовила выставку видов часов. На переменке вы можете с ней ознакомиться. Прочитаем текст на с.5
Так какие часы бывают? Для чего они нужны?
9.Физкульминутка
Сейчас у нас физкультминутка «Виноватая тучка». А Чебурашка спрашивает у вас почему именно эта физкультминутка?
10.Закрепление изученного. Дифференцированная работа .
Чебурашка предлагает вам взять карточки со словами и предложениями и прочитать то, что вам хотелось бы прочитать (1 чудо часы кирпич черника стучим).
2. У Лены наручные часы. Они громко тикали.
3.Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат.
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
Читаем вполголоса. Поднимите руку, кто читал под цифрой 1,2,3
( проверяю)
Как вы понимаете: часы стоят, спешат, идут, отстают? (Стоят – бездействуют, спешат-показывают неверное время из-за ускоренного хода механизма, идут- действуют, отстают –показывают неточное время из-за замедленного хода механизма).
11.Включение в систему знаний
С какой буквой мы познакомились? В чём её особенность? Дайте характеристику звук? В какой домик мы поселим букву ч?
9 Рефлексия
Возьмите рисунки-солнышки, тучки и отобразите свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.
Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.
Урок обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...