Урок русского языка 2 класс (Программа "Школа России") Тема: Что такое антонимы ?
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Сальникова Васса Сергеевна

Урок разработан в соответствии с календарно-тематическим планированием по  программе "Школа России" для 2 года обучения. Урок второй (в 1 классе изучалось понятие "Антонимы")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация601.2 КБ
Файл План-констект60.33 КБ
Файл Приложение 113.25 КБ
Файл Приложение 2660.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок : русский язык Приготовь : учебник, тетрадь, дневник, ручку, карандаш, линейку, красный, желтый и зеленый карандаш.

Слайд 2

Тяжело в учении, легко в походе… Александр Васильевич Суворов

Слайд 3

Минутка чистописания !!!

Слайд 4

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…

Слайд 5

Добрый - злой Трусливый - смелый Толстый - тонкий Черный - белый Вверх - вниз Внутри - снаружи Над - под Жара и стужа Чистить - пачкать День - ночь Все сюда! Ступайте прочь! Труд - безделье Смех - рыданье Здравствуйте и до свидания!!!

Слайд 6

Грусть – радость Веселье - тоска Маленький - большой Большой – карликовый Храбрый - трусливый Мокрый – сухой

Слайд 7

Для чего в нашем языке нужны антонимы? Чтобы показать противоположные качества предметов.

Слайд 8

Тяжело в учении, легко в походе. Старый друг лучше новых двух.

Слайд 9

1.Я люблю арбуз. 2.Умный всегда учится, а глупый и так все знает. 3. У ежа острые иголки . 4. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

Слайд 10

А ты - молодец!!!



Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку 2 класс, «Школа России»

Тема: Что такое антонимы?

Цель:

- Напомнить и уточнить отличительные особенности слов-антонимов,

- Учить распознавать антонимы в тексте,

- Расширять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: сформировать умение определять значение слова, подбирать близкие т противоположные по значению слова, обогатить словарный запас учащихся.

Метапредметные:

Личностные: осваивать и понимать личностный смысл в учении, ценить и принимать базовые ценности «добро», «терпение», «уважение», понимать границы собственного знания и незнания.

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место, вовремя проявлять инициативу и самостоятельность.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, развивать навыки сотрудничества, умение договариваться с одноклассником, развивать умение слушать, не перебивая.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы с помощью учебника и собственного жизненного опыта.

Технология развития критического мышления (приемы: мозговой штурм,  копилка знаний, взаимоопрос, АНАЛИЗИРУЕМ  выбор предложения)

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. Момент

Мотивация учебной деятельности учащихся

Тяжело в учении, легко в походе...

Почему начинаем урок с данной слов?

Как вы думаете, кто мог сказать такие слова?

Дети высказывают свои предположения.

Актуализация знаний

Число, классная работа

(напоминание о правильной посадке и положении рук при письме)

Минутка чистописания

Обратите внимание на то. Как вы написали букву «К», сравните с образцом

Кк Ку Ко Кл Км (нижнее и верхнее соединение)

Кто в лес, кто по дрова.

Как вы понимаете эту фразу?

А мы как с вами будем работать?

-Какую тему мы продолжаем изучать на уроках русского языка?

-Какие знания мы уже получили по данной теме? (Учитель выкладывает на доску фразы «Лексическое значение» и т.д.)

Вспоминают хором правила:

Я тетрадочку открою и с наклоном положу…

         

Работать вразброд, нестройно, неслаженно

Слаженно, совместно

«Слова, слова, слова…»

Копилка знаний

(Лексическое значение, большое количество слов и почти все они многозначные, однозначные слова, прямое и переносное значение слов, слова-синонимы… )

Формулировка темы и задач

Сегодня продолжаем знакомство с миром слов.

Послушайте стихотворение

Добрый-злой

Трусливый-смелый

Толстый-тонкий

Черный-белый

Вверх-вниз

Внутри-снаружи

Над-под

Жара и стужа

Чистить-пачкать

День-ночь

Все сюда! Ступайте прочь!

Труд-безделье

Смех-рыданье

Здравствуйте и до свидания!!!

Кому понравилось? Почему?

Что необычного вы заметили в стихотворении?

 Найдите в стихотворении слова-синонимы?

Какие слова употребил автор в этом стихотворении?

С этим понятием вы уже знакомы, но сегодня  продолжение этой темы.

Откроем стр. 54 и прочтем название  темы.

Что знакомого в данной теме?

Сформулируем цель.

 

Дети высказывают свое мнение об услышанном.

В стихотворении нет предложений, а только слова?

Дети затрудняются.

Здесь их нет.

АНТОНИМЫ

Что такое антонимы?

Повторить, напомнить что такое слова-антонимы.

Тренироваться

Искать новые знания во всем.

Совместное исследование проблемы

Работа по учебнику.

Упр. 73

1. Чтение текста про себя

2. Чтение текста вслух

3.Ответ на вопрос «Что сравнил муравьишка? Почему он сравнил эти понятия?»

4. Какие слова использовал для сравнения?

5. Как мы назовем эти слова?

6. Списать предл. В тетрадь

Чтение правила!

Повторяем своими словами.

Выполняют поэтапно работу в тетради и устно.

Физминутка

Раз-подняться, подтянуться

Два- согнуться, разогнуться

Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре- ноги шире

Пять- руками помахать

Шесть – за парты тихо сесть.

Закрепление

Что такое слова-антонимы?

Поиграем в парах:

Грусть –    радость

Веселье -   тоска

Маленький -   большой

Большой –   карликовый

Храбрый-   трусливый

Мокрый –   сухой

Кто закончил, тот поднимает карточки вверх.

 Проверяем 1 пару.

«Корзина идей»

В каких ситуациях будем использовать  слова – антонимы?

Когда А.В. Суворов сказал свои слова солдатам?

Списать фразу в тетрадь.

Подчеркнуть антонимы.

Старый друг лучше новых двух.

Дети называют ситуацию и как  будто кладут в корзинку идею.

Перед важным походом.

Списываю вторую пословицу, подчеркивают антонимы.

Рефлексия

В конце тетради вы найдете карточку с предложениями. Это не просто фразы, это  ключик к вашим знаниям.

Рефлексия «Светофор»

(Обводим цифры тремя цветами)

Красным, если в предложении есть антонимы.

Желтым, если в предложении есть синонимы.

Зеленым, если в предложении есть многозначное слово.

1.Я люблю арбуз.

2.Умный всегда учится, а глупый и так все знает.

3.У ежа острые иголки.

4. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник. 

Оценивание учащихся

 Сопоставляет  устную работу учащихся и письменную «Все должно соответствовать оценке»

Приносят тетрадь, отвечают на дополнительные вопросы.

Домашнее задание

П.Т. стр. 24 (закрепим понятие «антонимы»)

Поясняет, конкретизирует.

Записывают в дневник, если есть, задают вопросы.



Предварительный просмотр:

1.Я люблю арбуз.

2.Умный всегда учится, а глупый и так все знает.

3.У ежа острые иголки.

4. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

1.Я люблю арбуз.

2.Умный всегда учится, а глупый и так все знает.

3.У ежа острые иголки.

4. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

1.Я люблю арбуз.

2.Умный всегда учится, а глупый и так все знает.

3.У ежа острые иголки.

4. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

1.Я люблю арбуз.

2.Умный всегда учится, а глупый и так все знает.

3.У ежа острые иголки.

4. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

1.Я люблю арбуз.

2.Умный всегда учится, а глупый и так все знает.

3.У ежа острые иголки.

4. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

1.Я люблю арбуз.

2.Умный всегда учится, а глупый и так все знает.

3.У ежа острые иголки.

4. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"

Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе....

Презентация к уроку русского языка. Программа "Школа России". Тема " Перенос слов"

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Слайды с заданиями по теме "Перенос слов"...

Урок русского языка по УМК «Гармония» Тема: «Антонимы»

Работаю по УМК «Гармония» много лет,  очень благодарна авторам этой программы за чудесный курс русского языка.  Стараюсь учить детей общаться с окружающими их людьми, грамотно выражать свои ...

4 класс Русский язык УМК «Школа России» Тема урока: «Неопределённая форма глагола». Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи

4 класс Русский языкУМК «Школа России»Тема урока: «Неопределённая форма глагола».Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи...

Урок русского языка УМК «Школа России» Тема: «Роль предлогов в речи»

Урок русского языкаУМК «Школа России»Тема: «Роль предлогов в речи»...

Конспект урока русского языка. УМК «Школа России» Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Учитель: Горбачева М.В.Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «суффикс», формировать умения выделять суффиксы в словах.Задачи:образовательные: познакомить с понятием, тренировать в уме...