Урок русского языка УМК Школа России 4 класс Тема: "Время глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок повторения и усовершенствования знаний учащихся о глаголе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_motova.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе.
УМК « Школа России».
Тема урока: « Время глагола».
Цели:
Образовательные:
- повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола;
- формировать навыки контроля при работе с текстом;
- активизировать знания детей о глаголе.
Развивающие:
- развивать навыки точного употребления глаголов в речи;
- развивать логическое мышление;
- развивать гибкость воображения и способность к переносу – аналогизирование;
- формировать основу логического анализа окружающей действительности;
- развивать пространственные представления;
- развивать речь учащихся.
Воспитательные:
- развивать позитивное эмоционально-ценностное отношения к русскому языку;
- развивать чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
- пробудить познавательный интерес к слову, стремление совершенствовать свою речь.
Знать:
- грамматические признаки глаголов, роль глаголов в речи.
Уметь:
- строить диалогические и монологические высказывания, находить глаголы, правильно их писать, использовать в речи, конструировать предложения; использовать средства выразительности, приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
I. Организационный момент.
Сели правильно, настроились на работу, проверили всё ли готово к уроку.
II. Чистописание.
- Открыли тетради, записали число.
Сегодня на минутке чистописания мы будем записывать соединения буквы о с согласными буквами р, с, б, м.
ор ос об ом и наоборот ро со бо мо - чередуя.
III. Актуализация знаний.
- Догадайтесь, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- А поможет вам в этом стихотворение:
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
- (О глаголе)
Прочитайте 1 группу слов:
- Спины, тетради и ручки, парты, улыбку.
- Вы меня поняли?
Прочитайте 2 группу слов:
-Выпрямили, приготовили, сядьте, подарите.
- А теперь?
Как вы думаете, что можно сделать, чтобы стало понятно? - Соединить эти слова по смыслу.
- А теперь понятно о чем идет речь? Что помогло вам понять?
- Что объединяет слова второй группы? (Глаголы).
- Давайте определим тему нашего урока. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы будем усовершенствовать знания, полученные о глаголе.
- Какую же роль играют глаголы в нашей речи?
- Они делают нашу речь ясной, понятной.
- Дайте определение данной части речи.
IV. Словарная работа.
- А сейчас мы поиграем со словами. А поможет нам в этом игра: «Куча мала». На доске в разном порядке расположены ( можно на карточках) слова с пропущенными орфограммами. (Ворона, побеседую, горевал, картофель, собака, желаем, трактор, ужинать, позавтракать, костюм).
- Посмотрите, из чего состоит «Куча мала»?
- Из слов; из слов разных частей речи.
- Что объединяет эти слова?
- Все слова с безударной гласной, непроверяемой ударением или другими словами – слова с непроверяемым написанием.
- Работа с комментированием.
- Выпишите слово, обозначающее предмет, который каркает, летает, ворует всё блестящее: (ворона).
- Выпишите слово, обозначающее предмет, который носят, марают, стирают, гладят:
(костюм).
- Выпишите слово, обозначающее предмет, который копают, варят:
(картофель).
- Выпишите слово, обозначающее предмет, который сторожит, лает, кусает:
(собака).
- Выпишите слово, обозначающее предмет, который сеет, пашет, боронит:
(трактор).
- Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.
В какой части слова находится орфограмма? (Корень)
- Что вам помогло правильно найти слово?
- Взаимопроверка. (Оценки)
V. Работа по теме урока. Мозговой штурм.
1. Работа над стихотворением.
– Прочитайте стихотворение, объясните знакомые орфограммы:
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера,- кричит, - ушёл».
«Завтра,- скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему!
- Как изменяются глаголы в этом стихотворении?
- Глаголы изменяются по временам.
- В каком времени могут употребляться глаголы?
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?
- Выпишите из текста глаголы и определите время.
2. Определение времени глагола, изменение глаголов по временам.
- В «Куче» найдите глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени, вставьте пропущенные буквы.
(Побеседую, горевал, желаем)
- В какой форме стоит глагол ужинать, позавтракать?
- В неопределённой.
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме?
-Разберите слово ужинать, позавтракать по составу, напишите все возможные формы глагола.
I вариант -Ужинать – ужинаю, ужинал, поужинаю.
II вариант -Позавтракать – позавтракал, позавтракаю.
– На что обратили внимание?
- Какой вывод можно сделать?
- От глаголов, отвечающих на вопрос что сделать? нельзя образовать глаголы настоящего времени.
3. Цифровой диктант.
- У вас на столах карточки, в которых указаны времена глаголов, впишите номера глаголов в карточки.
Наст.вр. Буд.вр. Прош.вр
1. учится
2.оживет
3.пели
4.написал
5.сияет
6.высохнет
7.написал
8.летит
9.уточнит
10. просить
- Какое слово лишнее? Почему?
VI. Физкультминутка.
- Я называю глагол в прошедшем времени - подпрыгиваете, в настоящем времени – приседаете, в будущем времени – выполняете наклоны.
VII. Закрепление.
1. Работа по учебнику
Стр.74 упр. 28.
Стр.75, упр. 30
- Разобрать предложение по членам предложения.
2. Самостоятельная работа.
-упр. 31 (для сильных учащихся).
-по карточкам (для слабых учащихся).
VIII. Творческая работа «Оживи текст».
Лексико – стилистическая работа.
- Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».
Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.
(Наступила долгожданная весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелётные птицы).
Чтение текстов.
IX. Итог урока.
- Какие знания о глаголе помогли вам сегодня на уроке? Что нового узнали?
Сегодня на уроке я:
- узнал новое…
- научился …
- было трудно…
- все понял, могу помочь другим…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4-ом классе: "Повторение. Образование глаголов прошедшего времени"
Урок русского языка по программе "Школа России" в 4 классе....
Урок русского языка по ТДМ, 3 класс ( Неопределенная форма глагола)
Урок составлен с учетом требований ФГОС по технологии деятельностного метода...
презентация к уроку русского языка УМК Школа России 4 класс По теме Местоимение
презентация к уроку по теме "Местоимение"...
Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Глагол, его роль в речи"
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать, что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать глаголы в устной речи;-...
Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:знать о существенных п...
Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Число глаголов"
Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как подчеркивается глагол при письме;- знать как определять число глаголов;- уметь о...
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Школа России", класс 3, тема: "Изменение глаголов по временам"
Цель урока: формирование умения изменять глаголы по временамЗадачи урокаДидактические:Уметь различать времена глаголовУметь различать изменять глаголы по временамУметь распознавать глаголы в прошедшем...