4 класс Русский язык УМК «Школа России» Тема урока: «Неопределённая форма глагола». Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
4 класс
Русский язык
УМК «Школа России»
Тема урока: «Неопределённая форма глагола».
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_russkiy.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
Русский язык
УМК «Школа России»
Тема урока: «Неопределённая форма глагола».
Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи
Цели урока:
Образовательные:
Познакомить детей с глаголом в неопределённой форме, учить образовывать начальную форму глагола, выполнять морфемный разбор глагола в неопределённой форме.
Развивающая: формировать УУД
Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес на уроках русского языка
Планируемые результаты:
Предметные
Учебно- языковые умения
Находить глаголы в неопределённой форме;
образовывать начальную форму глагола;
выполнять морфемный разбор глагола в неопределённой форме.
Речевые умения
Умение строить высказывания в научном стиле
Метапредметные
регулятивные
- Принимать и осознавать учебную задачу;
- осуществлять
контроль и оценку выполняемых действий;
- работать
по предложенному плану;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и деятельности других;
Познавательные
- Осуществлять анализ свыделением существенных признаков;
- делать умозаключения и выводы;
- формулировать учебную задачу; проводить анализ
- с выделением существенных признаков; делать
умозаключения и выводы; моделировать открытые свойства;
Коммуникативные
- Договариваться при совместном решении задач;
- Понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других; уметь
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владеть диалогической формой речи.
Личностные
Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная
Ресурсы: В. П. Канакина. В. Г. Горецкий Русский язык 4 класс, часть 2.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Здравствуйте, ребята! Очень тихо присаживаемся на свои места, открываем тетради, записываем число. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. | Эмоциональный настрой. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: мотивация к учебной деятельности и самоопределение |
2.Актуализация знаний | Для урока я приготовила корзину с пословицами. Давайте прочитаем их. Взял книгу в руки – не заскучаешь. Мы будем много знать, если мало будем спать. Хорошо того учить, кто хочет много знать. Сделали дело – гуляем смело! А теперь возьмите одну из пословиц и сделайте девизом нашего урока, запишите её в тетрадь. При этом соблюдайте все законы каллиграфии. У: Прочитайте свои девизы. Я вижу, как серьёзно вы настроены на урок. У: Подготовим руку к письму. Минутка чистописания. -Пропишите сочетания букв по образцу в тетрадях. На доске: ть//ти//чь// У: Ребята, мы ещё встретимся с этими сочетаниями на нашем уроке и узнаем о них побольше. Подготавливает к введению новой темы. Проводит минутку чистописания | Дети выбирают пословицы, записывают в тетрадь Прописывают буквы по образцу. | |
3.Постановка задачи и цели урока | О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (Слайд 1.) - Конечно же - это Глагол. Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. - Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (Слайд №2) - Изменяется ли глагол по числам? (Слайд №3) - Какие три времени имеет глагол? (Слайд №4) -А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе? У: Ребята, посмотрите на экран. Здесь написаны слова: Выкопал, выдержал, угрожают, шагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти.(Слайд №5) - Сейчас мы поработаем в парах: распределите данные слова по временам, а если встретятся лишние, не записывайте их. -Проверяем? п.в. н.в. б.в. выкопал угрожают стемнеет выдержал шагает сбегут - Какие слова не записаны? (решить, беречь, привезти).(Слайд №6) - Почему эти глаголы оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп? Ваши предположения…… - Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем она отличаются от других форм. Какие задачи мы можем поставить для себя на уроке? Выберите из предложенного списка. - Находить в тексте гл. новой ф. -Образовывать у глагола новую ф. -Находить гл. в прош. вр. - Склонять имена сущ. -Разбирать гл. новой ф. Поставьте эти задачи в нужной последовательности. Это и будет планом работы над темой урока. - А где мы можем узнать о новой форме глагола? Совершенно верно. Я предлагаю вам самим постараться найти ответ. Нацеливает детей на формулирование темы урока учащимися и постановку учебной задачи Организует самостоятельную работу учащихся Проводит проверку Задает вопросы по заданию Помогает ребятам поставить задачи к уроку Формулируют цель урока и определяют задачи. | Инсценировка (выступают двое учащихся, один из них корреспондент) Одна известная часть речи решила дать интервью. Корреспондент известного издательства задал несколько вопросов. Давайте послушаем их, ребята, и отгадаем, про кого идет речь. – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги . – Что бы вы пожелали ребятам? – Чтобы русский все ребята. на "десятку" знали. На письме и в разговоре Меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно работают в парах. Отвечают на вопросы учителя. Ставят задачи на урок. | Познавательные. Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно. Личностные: Проявлять интерес к новому учебному материалу. |
4. Изучение нового материала. Работа с учебником. | Работа с учебником. Упр.183, с.107 - Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить) -Запишите эти слова столбиком в тетрадь. (Слайд 8.) - Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (Слайд №9) - Какова же тема нашего урока? Тема: Неопределенная форма глагола. (Слайд №10) - Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами) _ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (Слайд 11) Организует исследовательскую деятельность детей. Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный». Слайд №12) Проверка с эталоном (Слайд №13) В листках самооценки в 1 задании поставьте себе тот балл, который вы заработали (обращайте внимание на разбалловку) - Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. - На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? -Они оканчиваются на - ти, - ть, чь - Кто попробует сделать вывод ? Вывод: Глаголы в неопределённой форме имеют формообразующие суффиксы –ть, -ти. –чь (Слайд №14) У: Ребята, давайте вернёмся к началу нашего урока. Почему мы сегодня на минутке чистописания писали именно эти сочетания букв? (Это один из признаков глаголов неопределённой формы) | Cоставляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы. | Познавательные. Регулятивные: планирование – составление плана действий (с помощью учителя) |
Индивидуальная работа | Индивидуальная работа А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать самостоятельно. У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Вам необходимо выполнить задание в течение 5 минут. Найдите в таблице 10 «спрятанных» глаголов неопр. ф. А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Оцените свою работу, согласно разбалловке. Организует деятельность детей на экране. Контролирует выполнение работы. Наводящими вопросами помогает детям сделать вывод. | Выполняют работу Соотносят вопросы глаголов неопределённой формы. Называют признаки глаголов неопределённой формы. Делают вывод. | Познавательные: осуществлять анализ, проводить сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям. Регулятивные: самоконтроль и самооценка - сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. |
5.Физминутка | А теперь немного отдохнём. (Слайд № 15) Организует двигательную физминутку | Дети выполняют движения. | |
6.Закрепление. Работа у доски. Групповая работа. | Перед вами на доске написаны фразеологизмы. Замените их глаголами неопределённой формы и запишите в кроссворд. (У каждого ученика на партах лежат кроссворды). Если затрудняетесь, то можете пользоваться фразеологическим словарем в учебнике. По горизонтали: 1.Зарубить на носу - запомнить 3.Клевать носом - дремать. 4. Пропустить мимо ушей - прослушать По вертикали: 2.Делать из мухи слона - преувеличивать 5.Обвести вокруг пальца - обмануть 6. Держать язык за зубами – молчать Проверяем. Оцените свою работу Следующий этап нашей работы – это работа в группах
Прочитать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Полезные советы. Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю)зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке. 2.группа Замените словосочетания глаголами в неопределённой форме.
3 группа Исключите в каждом столбике лишнее слово и докажите. катать гуляю дружить пароль сорить навещать сеять считать рисовал (Правильные ответы высвечиваются на экране слайд №16) Оцените результат работы. Предлагаю в группах на ноутбуках выполнить задание: «Помоги кошке поймать мышку» (Поставьте данные глаголы в неопределенную форму). Это поможет вам заработать лишний балл за правильно выполненное задание. Организует групповую деятельность детей. Контролирует выполнение работы. | Учатся образовывать глаголы неопределённой формы. Заполняют кроссворд. Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы. Делают выводы. Распределяются по группам, выполняют задания. Проверяют с эталоном | Познавательные: ориентация в учебнике, чтение учебных текстов. Их полноценное понимание и воспроизведение, выполнение действий и сравнение с эталоном. Регулятивные: действие по намеченному плану, сохранение учебной задачи урока на каждом этапе. |
7 .Рефлексия деятельности. | Подведём итоги. - Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. - Что нового вы узнали о глаголе? - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Слайд 17) - На что оканчиваются данные глаголы? (Слайд 18.) - Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число) (Слайд 19) У: А сейчас я предлагаю взять ваши стикеры, выйти к доске и приклеить его к той фразе, которая для вас актуально сейчас.
Сдайте, пожалуйста ваши листки самооценок. Я внимательно их проверю и выставлю отметку за урок. Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Самооценка учащихся. Оценивают результаты своей деятельности на уроке | Регулятивные: оценка своих достижений, осознание трудностей Личностные: Учебно-познаватель ный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учебе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке |
8. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению | Откройте дневники и запишите домашнее задание. Упр.182. с.106 Вы все были молодцы! Спасибо за работу на уроке! До свидания!(Слайд №20) Объясняет домашнее задание | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Алгоритм постановки и решения учебных задач"
Чем же отличается обучение по системе РО Эльконина-Давыдова от других развивающих систем? Тем, что основной задачей обучения является построение научной системы понятий и освоение наиболее общих принц...
Неопределённая форма глагола (конспект урока)
Конспект урока русского языка в 4 классе с различными видами урочной деятельности....
презентация к уроку неопределённая форма глагола
презентация отражает этапы урока...
Урок обучения грамоте. 1 класс. Система РО Эльконина-Давыдова. (урок постановки и решения учебной задачи)
Тема: « Обозначение звука [й* ] с помощью разделительного ь знака»Цель: продолжить изучение способа обозначения звука [й*] в позиции – после согласного перед гласным.Задачи: формирование УУД. Познават...
Конспект урока по теме "Начальная (неопределённая) форма глагола" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную форму глагола по вопросам.Планируемые результаты: Предметные:Уметь: определять неопределенную форму глагола по вопросам;правиль...
Конспект урока Тема: Начальная (неопределённая) форма глагола
Тема: Начальная (неопределённая) форма глагола...
Математика (УМК «Школа России»). Тема урока: «Число 10». Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: создать условия для знакомства учащихся с числом 10...