Урок русского языка по УМК «Гармония» Тема: «Антонимы»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Серёгина Наталья Владимировна

Работаю по УМК «Гармония» много лет,  очень благодарна авторам этой программы за чудесный курс русского языка.  Стараюсь учить детей общаться с окружающими их людьми, грамотно выражать свои мысли. Считаю, что культура языка - это и проблема нравственности любого человека.  Решить эту проблему невозможно без развития речи малышей, без обогащения их словарного запаса. Предлагаю разработку  урока  русского языка по  учебнику  для 2 класса "К тайнам нашего языка" автора М.С. Соловейчик.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по УМК «Гармония»

Тема: «Продолжаем размышлять о словах»

Цель: познакомить детей с новым научным словом «антонимы»; дать представление о словах, противоположных по значению и их задаче в русской речи, развивать умение наблюдать над словами, противоположными по значению и умение употреблять их в своей речи; отрабатывать орфографическую зоркость учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями, игра «Подбери антоним».

Ход занятия.

Постановка учебной задачи, сообщение темы и цели занятия.

У:- Интересные слова в русском языке!

Есть слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению.

- Что это за слова? Как они называются?

Д: -многозначные

У: - Есть слова, которые об одном и том же говорят по – разному.

- Что это за слова?

Д: - синонимы

- А есть слова с противоположным значением.

Упражнение в подборе антонимов.

Работа по карточке.

Заменить выделенные слова во 2 абзаце рассказа противоположными по значению.  Измененным абзацем продолжите рассказ. Сделайте вывод, для чего нужны антонимы, какова их роль в речи.

Карточка.

Долго я был плохим учеником.

Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плелся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.

Надоело мне все это. Что я хуже других? Стал я внимательным, старательным.

И вот я уже считаюсь  ________________  учеником.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

плохим  -  хорошим

грязные  -  чистые

небрежно  -  аккуратно

грустно  -  весело

плёлся  -  бежал

огорчалась  -  радовалась

Вывод. Антонимы делают речь более яркой, точной и выразительной.  Они помогают сравнивать и сопоставлять.  

Работа по учебнику и в тетради – задачнике. 

(Лексические знания детей на этом уроке расширяются за счёт знакомства с антонимами (337, 338).

Серёгина Н.В.  Идентификатор 213-203-513

Понятие вводится лишь для завершения ряда: синонимы - антонимы.

Стр. 31№337 (знакомство с новым научным словом, правило)

Ты уже знаешь о словах с похожим, близким,  значением. Как они называются?  

Узнай ещё одно научное слово.

В нашем языке есть слова с противоположным значением - АНТОНИМЫ.

Если интересно прочитай строки в тетради – задачнике и найди в них антонимы

Как думаешь эти слова написаны серьёзно или в шутку?

  На свете бывают непослушные дети, которые всё делают наоборот. Таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы.

            Стр.31,  № 338  Подбери антонимы и запиши слова парами. Отмечай все орфограммы, а во втором столбике, чтобы не допустить ошибок, оставляй «окошки» на месте главных орфограмм. Вспомни, что ты о них знаешь. (стр.55, часть 1)

      говорить  -  …

      чистюля  -  …

      горький  -  …

      шум  -  …

Устно объясни значение слов второй пары. Какие однокоренные слова тебе помогли?

Укажи какие слова обозначают действия, признаки, предметы.

  Работа с пословицами.

Трус умирает сто раз, смелый живет вечно.

Хороша вещь, когда новая, а друг – старый.

В умной беседе ума наберешься, а в глупой и свой растеряешь.

Ученье- свет,  а неученье- тьма.

Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.

Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.

Неоднокоренные антонимы: умирает – живет

                                                  новый – старый

                                                  радость – кручина

Однокоренные антонимы: ученье – неученье

                                              веселый - невеселый

Вывод. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями, но и однокоренные.

Домашнее задание: упражнение №339. Оно вновь предполагает списывание по памятке 4, с «окошками» на месте пока нет освоенных орфограмм. Задание можно подать как конкурс зорких: кто сумеет заметить все орфограммы текста? Посоветуйте ребятам после выполнения работы посчитать и указать количество «окошек» и количество подчёркнутых орфограмм. Вопрос о том, с какими опасностями письма они умеют справляться, а с какими ещё нет, важен для дальнейшей работы. Его желательно обсудить на следующем уроке.

Итог урока.

Серёгина Н.В.  Идентификатор 213-203-513


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы"

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка по теме "Синонимы и антонимы" (2-3 класс)...

Конспект урока русского языка по теме "Синонимы и антонимы". 3 класс.

Урок проведён в предверии Дня Космонавтики, поэтому все задания урока связаны с данной темой....

урок русского языка по теме" Синонимы и антонимы"

открытый урок по русскому языку проведённый на городском семинаре   городского МО  учителей  и получивший высокую оценку ( урок дан в соответствии с ФГОС второго поколения по прогр...

Презентация к уроку русского языка 2 класс по теме: "Антонимы" УМК "Начальная школа 21 века"

Презентация к уроку-исследованию по теме :"Антонимы"  2 класс...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. Тема "Слова-антонимы".

Технологическая карта урока, карточки с заданиями....