УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи; развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте; установление связи имен прилагательных с именами существительными; определение рода и числа имен прилагательных; правильное писание родовых окончаний; развитие речи учащихся; знакомство с термином «эпитет»; воспитание эстетического вкуса, интереса к поэзии и музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ:
«ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ»
ЦЕЛИ: Обобщить знания об имени прилагательном как части речи; развивать умение распознавать имена прилагательные в тексте; устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; определять род и число имен прилагательных; правильно писать родовые окончания; развивать речь учащихся; познакомить с термином «эпитет»; воспитывать эстетический вкус, интерес к поэзии и музыке.
ОБОРУДОВАНИЕ: Учебник «Русский язык» (авт. Т.Г. Рамзаева), 5 табличек к игре
«5 лишний», 3 картинки с большими китами (1 - имя существительное (кто? что?), 2 - имя прилагательное (какой? какая? какое? какие?),
3 - глагол (что делал? что делает? что будет делать?)), плакат с изображением Весны, картина А. Саврасова «Грачи прилетели», картина В. Бакшеева «Голубой март», пластинка «Времена года» П.И. Чайковского, карточки с текстом «Весеннее утро», магниты.
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ
У: Урок начнем с игры «5 лишний». Давайте посмотрим на таблички и прочитаем, что на них написано. Какое слово лишнее и почему?
На доске таблички:
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
ТРАПЕЦИЯ
ДЕЛИМОЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
МНОЖИТЕЛЬ
Д: Лишнее слово «прилагательное», так как оно относится к русскому языку, а все остальные - к математике.
У: Да, если в математике «прилагательное» лишнее слово, то в русском языке - это один из «китов», на котором он держится.
Мы с вами на уроках русского языка уже говорили о том, что в древности люди предполагали, что земля держится на 3 больших китах. Также можно предположить, что русский язык базируется, держится на 3 китах: имени существительном, имени прилагательном и глаголе.
Как их назвать одни словом?
Д: Это части речи.
У: Какие части речи вы еще знаете?
Д: Местоимение, предлог, союз, наречие, числительное, причастие.
У: Вот как их много. Но почему именно существительное, прилагательное и глагол являются «китами»?
Д: Так как больше всего слов в русском языке относятся к существительным, прилагательным, глаголам.
У: Какую часть речи изучали?
Д: Имя существительное.
У: Какую часть речи сейчас изучаем?
Д: Имя прилагательное.
Учитель прикрепляет табличку со словом «прилагательное» посредине доски.
У: Сегодня на уроке мы будем продолжать работать по этой теме. Вспомним все, что мы знаем об этой части речи.
- ПОВТОРЕНИЕ.
У: Для чего мы используем в своей речи имена прилагательные?
Д: Они делают нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна.
У: Надеюсь, сегодня мы с вами ещё раз в этом убедимся.
Что такое прилагательное?
Как изменяется?
Д: Прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам.
У: С какой частью речи связано и почему?
Д: Прилагательное связано с существительным, так как существительные обозначают предметы, а прилагательные - признаки этих предметов.
У: Что вы знаете о связи прилагательного с существительным?
Д: Прилагательное стоит в том же роде и числе, что и существительное.
У: Можно сказать, что они друзья, что они дружат?
Д: Да.
У: Но все-таки они чем-то отличаются. Как отличить прилагательное от существительного?
Д. По значению, вопросам, прилагательные изменяются в единственном числе по родам.
- МИНУТА ЧИСТОПИСАНИЯ.
У: Как всегда, несколько минут вначале урока мы уделим чистописанию.
У: Дайте характеристику букве.
Д: Буква «п» обозначает 2 звука [п] и [п’].
[п] - согласный, твердый, глухой, парный;
[п'] - согласный, мягкий, глухой, парный.
- СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
У: Вспомните и назовите орфографически словарные слова на букву «п» и чтобы они относились к именам существительным.
Д: Пальто, пенал, погода, праздник, посуда, помидор.
У: Подберите к любым 4 существительным подходящие по смыслу прилагательные и запишите словосочетания «прилагательное + существительное».
- ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
У: Сегодня мы будем закреплять изученные родовые окончания имен прилагательных. На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?
Какие имеют окончания?
На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода?
Какие имеют окончания?
На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода?
Какие имеют окончания?
На какой вопрос отвечают прилагательные множественного числа?
Какие имеют окончания? ф Игра «Проверь себя».
У: Прочитайте словосочетания и спишите, вставляя нужные окончания; окончания выделите.
Ранн(яя/ий/ое) весна
Лёгк(ие/ая/ий/ое) ветер
Весенн(ий/яя/ие/ее) солнце
Голуб(ой/ая/ые/ое) подснежники
У: Как определить число и род прилагательных?
Что нужно было сделать, чтобы правильно написать родовое окончание прилагательного?
Что связывает все эти слова, на какую они тему?
Д: На тему весны.
У: Придумайте предложение с любым из этих словосочетаний.
У: Образуйте от существительного весна прилагательное мужского рода, прилага - тельное женского рода, прилагательное среднего рода единственного числа и прилагательное во множественном числе, выделите окончания.
М.Р. - ( ?)...
Ж.Р. - ( ?) ...
СР.Р. - ( ?)...
МН.Ч. - ( ?)...
- ЗНАКОМСТВО С ЭПИТЕТАМИ
У: «Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною ...» (А. Плещеев)
Появляется плакат с изображением Весны.
У: Что вы можете сказать о Весне, какая она?
Д: Молодая, яркая, красивая, веселая, разноцветная ...
У: Какие вы слова сказали, к какой части речи они относятся?
Д: Это прилагательные.
У: Это не просто прилагательные, а прилагательные-эпитеты.
Эпитет - это самое меткое, самое нужное, самое яркое слово для описания предмета. Сейчас вы очень метко и ярко описали Весну. Как прилагательные-эпитеты украсили Весну!
VIII МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
У: Эпитеты можно употребить и по отношению к музыке.
Какой 1 месяц весны?
Март - месяц встречи птиц. Первыми прилетают грачи. Посмотрите на картину
А. Саврасова «Грачи прилетели». На ней вы можете увидеть грачей, как они вьют гнезда.
С теплым ветром вернутся к родным квартирам скворцы и жаворонки, разольют в весеннем небе свою звонкую песню.
Сейчас я вам предлагаю расслабиться, откинуться на спинку стула, послушать «Песню жаворонка» П И. Чайковского из цикла «Времена года» и подумать, какая музыка звучит.
У: Итак, какая музыка звучала?
Д: Грустная, печальная, мелодичная, медленная, вальсообразная ...
У: Молодцы! А еще можно применить такие эпитеты: возвышенная, божественная.
- РАБОТА ПО КАРТИНЕ В. БАКШЕЕЕВА «ГОЛУБОЙ МАРТ».
У: Посмотрите на картину В. Бакшеева «Голубой март». Почему художник назвал март голубым?
Д: Потому что много голубого цвета в природе в марте месяце: очень голубое безоблачное небо, голубые снега.
У: Можно сказать, что прилагательное голубой является эпитетом по отношению к месяцу марту?
Д: Да-
- РАСПОЗНАВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ТЕКСТЕ НА СЛУХ.
У: Послушайте замечательное стихотворение Ирины Токмаковой:
«К нам весна шагает Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.»
У: Что такое проталина?
Ответы детей.
У: Если мы не знаем значение слова, то надо обратиться к толковому словарю. В слова
ре русского языка С И. Ожегова так говорится: проталина - место, где стаял снег и открылась земля.
У: Выпишите из стихотворения прилагательные и существительные, с которыми они
согласуются, и определите род и число прилагательных.
А род определили?
Д: Нет, так как во множественном числе род у прилагательных не определяют.
- РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ.
У: Возьмите карточки и прочитайте текст «Весеннее утро», спишите его, вставив в
предложения подходящие по смыслу прилагательные.
Какое _______________________ утро! _______________________ роса блестит на траве. ___________________ ветерок шумит над деревьями. Показалась на земле ______________ травка. Утром воздух ________________ и _____________________ . |
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
У: Чем сегодня занимались на уроке?
Что нового узнали?
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...
Урок русского языка во 2 классе по теме «Обобщение знаний об имени прилагательном»
Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном...
Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"
Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...
Презентация к уроку по русскому языку 3 класса по теме"Обобщение знаний об имени существительном".
Основной задачей презентации являлось обобщение знаний об имени существительном. При реализации воспитательных задач развивающих учитывались особенности класса и отдельных учащихся. Ярко выражено восп...
Конспект урока РУССКОГО ЯЗЫКА (3 класс) по теме: "Обобщение знаний о составе слова".
Данный урок разработан в виде ЭСТАФЕТЫ ЗНАНИЙ. В нём много игровых моментов., интересных заданий, например КОНКУРС ...
конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" 2 класс, Школа России
коспект урока по русскому языку 2 класс Школа России по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном" с дифференцированными карточками для работы на уроке...
Учебно-методическая разработка по русскому языку 2 класс по теме:" Обобщение знаний об имени существительном"
Технологическая карта урока...