Урок по русскому языку «ГЛАГОЛ. ПОВТОРЯЕМ, ЧТО ЗНАЕМ» . 4 класс. Программа "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
Г. О. ТОЛЬЯТТИ
ПЛАН – КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:
«ГЛАГОЛ. ПОВТОРЯЕМ, ЧТО ЗНАЕМ»
4 А КЛАСС
ТИП УРОКА: УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Дата: 17.03.2023г
Учитель:
Ярошенко
Антонина Михайловна
2023 г.
ПЛАН – КОНСПЕКТ
Учитель: Ярошенко Антонина Михайловна
Предмет: Русский язык
Класс: 4 А
Количество учащихся: 28 чел.
Дата проведения: 17.03.2023 г.
Цель урока: Овладевать учебными действиями по теме урока (часть речи «глагол») и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
Задачи:1) Учить распознавать глаголы среди других изученных частей речи.
2) Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;
б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;
в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.
3) Воспитывать аккуратность.
Технологическая карта изучения темы «Глагол.»
Тема | Глагол. Повторяем, что знаем. |
Цели | 1.Познавательные : Уточнить представления об особенностях существительного, прилагательного, местоимения, глагола (вопросы, значение, роль в речи); отработать правильное написание орфограмм в данных частях речи; повторить виды разборов. 2. Развивающие: Развивать умения высказывать свои мысли, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.; 3.Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважать мнение других, воспитывать любовь к малой родине. |
Планируемый результат | Предметные: - открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи). Личностные: Формирование чувства языка. Воспитание навыка самостоятельности. Метапредметные: Регулятивные : - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. - корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. Коммуникативные : – участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока. Познавательные: - ориентироваться в учебном материале: - определять круг своего незнания; - осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока. - работать по заданиям, обобщать, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном, имени прилагательном и местоимении; совершенствовать навык распознавания глагола среди других изученных частей речи. |
Основные понятия | Признаки глагола. |
Межпредметные связи | Изобразительная деятельность, ИКТ. |
Ресурсы: - основные дополнительные | - Климанова Л.Ф., Бабущкина Т.В.: Учебник: 4 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014 г. Пособие для учителя; РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ СИСТЕМЫ УЧЕБНИКОВ «ПЕРСПЕКТИВА»; Климанова Л.Ф., Бабущкина Т.В Методическое пособие Наглядный и раздаточный материал: таблицы, текст, контрольные листы, плакат «Части речи» Картинки с изображением профессий. Музыка «Добрый жук», «Волшебник -недоучка». Кроссворд. Презентация к уроку. Компьютер. Документ-камера. Выход в ресурсы сети Интернета DL_RES_cc6797bf-7db2-43bb-83bb-8c6eb5105b2f (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах. |
Подготовка к уроку. | Информация о глаголе. Принести рисунки или иллюстрации изображающие профессии.. |
Ход урока
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
1.Организационный этап | В. Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте, дети, встаньте в круг | Дети садятся на места | -самоопределение; - целеполагание. Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
2.Создание эмоциональной ситуации | - Ребята, я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите, живите как старый добрый жук: не ворчать, не кричать, не пищать, строго ссоры запрещать | Уметь слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). | |
3.Минутка чистописания | - Как вы думаете, какой буквы не хватает? Вот её мы будем писать на минутке чистописания. -Давайте подготовим наши пальчики и руки к письму. РАЗМИНКА: Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буквы все писать. - Посмотрите внимательно на экран. Обратите внимание на последовательность букв в данном ряду и продолжайте писать, делая правильный наклон. - Оценивать свои достижения в течение урока вы будете в контрольных листах, которые находятся у вас на парте. Сделать это вы сможете с помощью знаков: «+» - выполнил правильно; «V» - было трудно; «?» - нужна помощь. | ||
4. Словарный диктант. | - Возьмите голубой лист. Прочитайте слова: ручьи, резкий, чудесный, шипит, ищут, пастбище, чудо, подъем, прекрасный, прелестный, обещает, робкий, шил, подъезд. - На какие группы можно разделить эти слова? - Назовите имена существительные. - Назовите имена прилагательные, глаголы. - Назовите, глаголы. - Какой глагол лишний? Почему? - Какие орфограммы вы увидели? Один обучающийся работает у доски, другие – в тетрадях -Выполните взаимопроверку. (верные ответы - на доске). (Использование интерактивных технологий) Если все верно занесите в контрольный лист знак «+», если 4 и более буквы совпали - «V», если менее 4 букв - «?». | - На различные части речи. Различные орфограммы. - Чаща, ручьи, пастбище, чудо, подъем, подъезд. - Прилагательные: резкий, чудесный, прекрасный, прелестный, робкий. - шипит, обещает, шил. - Шил – глагол прошедшего времени. - Ча–ща, чу–щу, жи–ши, разделительный мягкий знак, парные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные, разделительный твердый знак. | |
5. Актуализация знаний и формулирование темы урока | - У меня рассыпались слова. Составьте из них предложение. Я люблю родной город Тольятти. - Назовите имена существительные в предложении. - Что можете сказать об имени существительном. - Назовите имена прилагательные в предложении. - Что можете сказать об имени существительном. -Назовите местоимения в предложении. - Что можете сказать о местоимении. - Какое слово мы оставили без внимания? - Какая это часть речи? Интересная часть речи - О чем мы будем с вами говорить на уроке? | - город, Тольятти. - имя существительное самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Изменяется по числам и падежам. - родной - имя прилагательное самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? В предложении зависит от имени существительного. Изменяется по числам и падежам, в единственном числе по родам. - я. - Местоимение – это слова, которые не называет предмет, а только указывает на него. - люблю. - Глагол. - О глаголе. - Тема нашего урока: «Глагол. Повторяем, что знаем.». | Формируемые УУД на этапе: - анализ, синтез, обобщение(личностные) - освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде; - подведение под понятие (познавательные); -выполнение пробного учебного действия (регулятивные); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные); - аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (коммуникативные). |
6. Изучение нового материала. | На доске появляется рисунок Волшебника Глагола и запись «глагол» - Это добрый Волшебник Глагол.. На каждом уроке мы будем понемногу расколдовывать глагол, узнавая о нём какие-то новые знания. И начнём это уже сегодня. - Ребята, что я делаю? - Можно ли шагать, не совершая действия? - Что произойдёт, если в мире всё остановится? - Что нам нужно, для того, чтобы жить? - Ведь не зря говорят, движение – это жизнь. Поэтому эпиграфом к нашему уроку будет высказывание «Глагол - самая живая часть речи» А. Югов - Сегодня нам с вами предстоит сделать немало действий, чтобы прийти к цели. Мы будем: думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать. - Продолжите ряд: говор - говорить, сказ – сказать, глагол – ... Говорить, сказать, глаголить – назовите эти слова одним словом - Что заставляет вас так думать? - Так что же означает слово глагол? Откуда же взялось такое странное слово. | - Шагаю. - Нет. - Жизнь на земле остановится. - Нужно выполнять какие-либо действия. - глаголить. - Синонимы. - Эти слова близки по значению. Выступление заранее подготовленного обучающегося: Слово глагол в старославянском языке означает слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть. Итак, глагол – это значит, слово, речь, глаголить – это значит, говорить. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; обосновывать; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; обосновывать; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД). |
7Совместное открытие нового Постановка проблемного вопроса. | - Спасибо. Продолжим. - Что делать, что сделать учащимся школ? На эти вопросы ответит глагол. Сегодня на уроке вы научитесь из текста распознавать и выделять часть речи – глагол среди других частей речи по вопросу, роли, значении. Таким образом не только вспомните, что такое глагол, как он изменяется и чем является в предложении, но и выясните, что знаете об этой части речи. Перед вами текст на розовом листе, прочитайте его, выполните задание. … весна! Кругом еще … снег. А солнце радостно …. … воробьи. … вороны. … синицы. … звонкие ручьи. … медведь и … из берлоги. Слова для справок: закаркали, улыбнулось, зажурчали, пришла, запищали, проснулся, лежит, вылез, зачирикали. - Назовите глаголы, которые вы вставили в текст. Прочитайте текст. Если все верно занесите в контрольный лист знак «+», если 4 и более буквы совпали - «V», если менее 4 букв - «?». - Что обозначают данные слова? | - Пришла весна! Кругом еще лежит снег. А солнце радостно улыбнулось. Зачирикали воробьи. Закаркали вороны. Запищали синицы. Зажурчали звонкие ручьи. Проснулся медведь и вылез из берлоги. - Действия предметов. | — выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания; (Регулятивные УУД). |
8. Физкультминутка | - Предлагаю показать действия , которые я скажу. БЕЖАТЬ, ХОДИТЬ, ХЛОПАТЬ, ПРЫГАТЬ, ТАНЦЕВАТЬ, СМЕЯТЬСЯ, ДУМАТЬ, ЖДАТЬ, ПАХНУТЬ.. | Дети показывают движения. | |
9. Работа по группам | - Где невозможно показать действие? - В таких случаях глаголы обозначают состояние предметов. - Придумайте 2-3 слова, обозначающие состояние предметов. | - Думать, ждать, пахнуть. | — учитывать правила при общении в совместной деятельности; (Регулятивные УУД) |
Закрепление материала. | Звучит песня « Волшебник-недоучка. Заходит переодетый ребёнок. - Ребята, а вы догадались, кто я? - Правильно. А кто такой волшебник? Хотите стать таким, как я? - А теперь хорошенько подумайте, кем бы вы хотели стать, когда вырастите? - объясни причину выбора данной профессии , подобрав как можно больше глаголов. - Итак, обобщая эти и другие профессии, к какому выводу можно прийти? | -Волшебник-недоучка. - Да – нет. Выступления детей. - Каждая профессия что-то делает, совершает какие-то действия: учитель учит, врач лечит, волшебник-фокусник что-то показывает. | Проявлять интерес к изучению темы. (Личностные УУД) Уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога. (Коммуникативные УУД) |
Самостоятельная работа. Билетик на выход | Дифференцированное задание с использованием самостоятельного выбора. - Сейчас вам предстоит самостоятельная работа с использованием заданий трёх уровней сложности. Уровень сложности вы выберите себе сами. У каждого учащегося карточка с заданиями и текстом: Выбери подходящий тебе уровень и выполни задание. 1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, придумай и добавь 2-3 своих предложения, надпиши над словами знакомые части речи. 2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи. 3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы. Ярко_____________весеннее солнышко. Снег__________ и ___________. На дороге ____________ большая лужа. В ней уже___________ озорные воробьи. А с пригорка ______ весёлый ручеёк. Слова для справок: купаются, побежал, светит, темнеет, разлилась, тает. Если закончишь раньше, попробуй определить у глаголов число и время… | использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания(Познавательные УУД). | |
7. Работа на компьютерах. | -Открываем ноутбуки, включаем, заходим в папку «Фантазёр» - Работаем в парах. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД) | |
8.Итог | - Наш Господин Глагол ещё не ожил полностью, но сегодня мы уже многое вспомнили об этой грамматической категории. И он уже может заявить: Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. - Ребята, нам нужны действия? (да) - Какую роль выполняют действия? («оживляют картину») - К какой части речи мы относим все слова-действия? (Глагол) – Что узнали о глаголе? – Как вы думаете, все ли мы узнали о глаголе? – Какую задачу ставим на следующий урок? - Оцените свою работу на уроке, используя контрольные листы. | Ответы детей | Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД) Уметь адекватно оценивать свои действия. (Регулятивные УУД) Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. (Личностные УУД) |
9.Рефлексия | - запишите как работали на уроке. Р – А – Б – О – Т – А - Л – И - | Р – радостно А – активно Б – быстро О – ответственно Т – творчески А – аккуратно писали Л – логически мыслили И - интересно | Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. (Личностные УУД) |
10.Домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку - глаголы прошедшего времени, 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ для 3 класса...
Презентация к уроку русского языка "Глагол. Повторяем, что знаем". 4 класс
Презентация к уроку русского языка . Тема "Глагол. Повторяем, что знаем". 4 класс....
Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...
Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...
Конспект урока по русскому языку "Глагол. Закрепление знаний о глаголе."
Урок даёт возможность повторить знания о части речи глагол. Эпиграфом урока является высказывание Александра Матвеевича Пешковского «Глаголы – это слова, оживля...
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов"
Цель урока: формирование у обучающихся понятий об изменении глаголов по временам; ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числаЗадачи урока:Дидактические:1. Дать предст...
Технологическая карта урока по русскому языку "Глаголы неопределенной формы" 3 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование у обучающихся представление о глаголах в неопределенной формеЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1 П...