Урок по русскому языку «ГЛАГОЛ. ПОВТОРЯЕМ, ЧТО ЗНАЕМ» . 4 класс. Программа "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок закрепления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_glagol.povtoryaem_chto_znaem.fgos_.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4

Г. О. ТОЛЬЯТТИ

ПЛАН – КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ:

 «ГЛАГОЛ. ПОВТОРЯЕМ, ЧТО ЗНАЕМ»

4 А КЛАСС

ТИП УРОКА: УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ

Дата: 17.03.2023г

Учитель:

Ярошенко

Антонина Михайловна

2023 г.

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Учитель:                                 Ярошенко Антонина Михайловна

Предмет:                                    Русский язык

Класс:                                 4 А

Количество учащихся:                28 чел.

Дата проведения:                 17.03.2023 г.

Цель урока: Овладевать учебными действиями по теме урока (часть речи «глагол») и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

Задачи:1) Учить распознавать глаголы среди других изученных частей речи.

              2) Развивать: а) умение сотрудничать, сравнивать, обобщать;

                                    б) умение выполнять самопроверку, взаимопроверку;

                                    в) умение осуществлять действия самоконтроля, взаимоконтроля.

              3) Воспитывать аккуратность.

Технологическая карта изучения темы «Глагол.»

Тема

Глагол. Повторяем, что знаем.

Цели

1.Познавательные :

Уточнить представления об особенностях существительного, прилагательного, местоимения, глагола (вопросы, значение, роль в речи); отработать правильное написание орфограмм в данных частях речи; повторить виды разборов.

2. Развивающие:

Развивать умения высказывать свои мысли, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость.;

3.Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважать мнение других, воспитывать любовь к малой родине.

Планируемый результат

Предметные:

- открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).

Личностные:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Формирование чувства языка.

Воспитание навыка самостоятельности.

Метапредметные:

 Регулятивные : 

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

 Коммуникативные :

– участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Познавательные:

- ориентироваться в учебном материале:

- определять круг своего незнания;

- осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под  определённую  задачу урока.

- работать по заданиям, обобщать, систематизировать и актуализировать имеющиеся знания об имени существительном, имени прилагательном и местоимении; совершенствовать навык распознавания глагола среди других изученных частей речи.

Основные понятия

Признаки глагола.

Межпредметные связи

Изобразительная деятельность, ИКТ.

Ресурсы:

- основные

дополнительные

- Климанова Л.Ф., Бабущкина Т.В.: Учебник: 4 класс. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014 г. Пособие для учителя; РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ СИСТЕМЫ УЧЕБНИКОВ «ПЕРСПЕКТИВА»; Климанова Л.Ф., Бабущкина Т.В

Методическое пособие

Наглядный и раздаточный материал: таблицы, текст, контрольные листы, плакат «Части речи»  Картинки с изображением профессий. Музыка  «Добрый жук», «Волшебник -недоучка». Кроссворд. Презентация к уроку. Компьютер. Документ-камера. Выход в ресурсы сети Интернета DL_RES_cc6797bf-7db2-43bb-83bb-8c6eb5105b2f (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)

Организация пространства

Фронтальная работа,  работа в парах.

Подготовка к уроку.

 Информация о глаголе. Принести рисунки или иллюстрации изображающие профессии..

Ход урока

ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Организационный этап

В. Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук, 
Старый добрый друг.

Никогда он не ворчал,
Не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.

Встаньте, дети, встаньте в круг
Встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, я твой друг,
Старый верный друг!(Слайд 2)

Дети садятся на места

-самоопределение;

- целеполагание.

Уметь договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

2.Создание эмоциональной ситуации

- Ребята, я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите, живите как старый добрый жук: не ворчать, не кричать, не пищать, строго ссоры запрещать 

Уметь слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД).

3.Минутка чистописания

 - Как вы думаете, какой буквы не хватает? Вот  её мы будем писать на минутке чистописания.  

-Давайте подготовим  наши пальчики и руки к письму.

РАЗМИНКА:

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буквы все писать.

-  Посмотрите внимательно на экран. Обратите внимание на последовательность букв в данном ряду  и продолжайте писать, делая правильный наклон.

- Оценивать свои достижения в течение урока вы будете в контрольных листах, которые находятся у вас на парте. Сделать это вы сможете с помощью знаков:

«+» - выполнил правильно;

«V» - было трудно;

«?» - нужна помощь.

4. Словарный диктант.

- Возьмите голубой лист. Прочитайте слова:

 ручьи, резкий, чудесный, шипит, ищут, пастбище, чудо, подъем, прекрасный, прелестный, обещает, робкий, шил, подъезд.

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Назовите имена существительные.

- Назовите имена прилагательные, глаголы.

-  Назовите, глаголы.

- Какой глагол лишний? Почему?

- Какие орфограммы вы увидели?

Один обучающийся  работает у доски, другие – в тетрадях

-Выполните взаимопроверку. (верные ответы - на доске). (Использование интерактивных технологий)

Если все верно занесите в контрольный лист знак «+», если  4 и более буквы совпали -  «V», если менее 4 букв  - «?».

- На различные части речи. Различные орфограммы.

-  Чаща, ручьи, пастбище, чудо, подъем, подъезд.

- Прилагательные: резкий, чудесный, прекрасный, прелестный, робкий.

- шипит, обещает, шил.

- Шил – глагол прошедшего времени.

- Ча–ща, чу–щу, жи–ши, разделительный мягкий знак, парные согласные, непроизносимые согласные, безударные гласные, разделительный твердый знак.

5.   Актуализация знаний и формулирование темы урока

- У меня рассыпались слова. Составьте из них предложение.

Я люблю родной город Тольятти.

- Назовите имена существительные в предложении.

- Что можете сказать об имени существительном.

- Назовите имена прилагательные в предложении.

- Что можете сказать об имени существительном.

-Назовите местоимения в предложении.

- Что можете сказать о местоимении.

- Какое слово мы оставили без внимания?

- Какая это часть речи?

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что сделает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … ! (Глагол)

- О чем мы будем с вами говорить на уроке?

- город, Тольятти.

- имя существительное самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Изменяется по числам и падежам.  

- родной

- имя прилагательное самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? В предложении зависит от имени существительного. Изменяется по числам и падежам, в  единственном числе по родам.

- я.

- Местоимение – это слова, которые не называет предмет, а только указывает на него.

- люблю.

- Глагол.

- О глаголе.

- Тема нашего урока: «Глагол. Повторяем, что знаем.».

Формируемые УУД на этапе:

- анализ, синтез, обобщение(личностные)

- освоение правил поведения в мире людей, норм поведения в социальной среде;

- подведение под понятие (познавательные);

-выполнение пробного учебного действия (регулятивные);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (коммуникативные);

- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

(коммуникативные).

6. Изучение нового материала.

На доске появляется рисунок Волшебника Глагола и запись «глагол»

- Это добрый Волшебник Глагол..

На каждом уроке мы будем понемногу  расколдовывать глагол, узнавая о нём какие-то новые знания. И начнём это уже сегодня.

Ребята, что я делаю? 

- Можно ли шагать, не совершая действия? 

- Что произойдёт, если в мире всё остановится? 

- Что нам нужно, для того, чтобы жить? 

- Ведь не зря говорят,  движение – это жизнь. Поэтому эпиграфом к нашему уроку будет высказывание                                                                                                                                                                                                                  

«Глагол - самая живая часть речи»

А. Югов                                    

- Сегодня нам с вами предстоит сделать немало действий, чтобы прийти к цели. Мы будем:

 думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать.

- Продолжите ряд: говор - говорить, сказ – сказать, глагол – ... Говорить, сказать, глаголить – назовите эти слова одним словом

- Что заставляет вас так думать?

- Так что же означает слово глагол? Откуда же взялось такое странное слово.

- Шагаю.

- Нет.

- Жизнь на земле остановится.

- Нужно выполнять какие-либо действия.

- глаголить.

- Синонимы.

- Эти слова близки по значению.

Выступление заранее подготовленного обучающегося:

Слово глагол  в старославянском языке означает слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть. Итак, глагол – это значит, слово, речь, глаголить – это значит, говорить.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; обосновывать; слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; обосновывать; слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД).

7Совместное открытие нового

Постановка проблемного вопроса.

- Спасибо. Продолжим.

- Что делать, что сделать учащимся школ?

На эти вопросы ответит глагол.         Сегодня на уроке вы научитесь из текста распознавать и выделять часть речи – глагол среди других частей речи по вопросу, роли, значении. Таким образом не только вспомните, что такое глагол, как он изменяется и чем является в предложении, но и выясните, что знаете об этой части речи.

Перед вами текст на розовом листе, прочитайте его, выполните задание.

… весна! Кругом еще … снег. А солнце радостно …. … воробьи. … вороны.

… синицы. … звонкие ручьи. … медведь и … из берлоги.

Слова для справок: закаркали, улыбнулось, зажурчали, пришла, запищали, проснулся, лежит, вылез, зачирикали.

- Назовите глаголы, которые вы вставили в текст. Прочитайте текст.

Если все верно занесите в контрольный лист знак «+», если  4 и более буквы совпали -  «V», если менее 4 букв  - «?».

- Что обозначают данные слова?

- Пришла весна! Кругом еще лежит снег. А солнце радостно улыбнулось. Зачирикали воробьи. Закаркали вороны. Запищали синицы. Зажурчали звонкие ручьи. Проснулся медведь и вылез из берлоги.

- Действия предметов.

— выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания; (Регулятивные УУД).

8. Физкультминутка

- Предлагаю показать действия , которые я скажу.

БЕЖАТЬ, ХОДИТЬ, ХЛОПАТЬ, ПРЫГАТЬ, ТАНЦЕВАТЬ, СМЕЯТЬСЯ, ДУМАТЬ, ЖДАТЬ, ПАХНУТЬ..

Дети показывают движения.

9. Работа по группам

- Где невозможно показать действие?

- В таких случаях глаголы обозначают состояние предметов.

- Придумайте 2-3 слова, обозначающие состояние предметов.

- Думать, ждать, пахнуть.

— учитывать правила при общении в совместной деятельности; (Регулятивные УУД)

Закрепление материала.

Звучит песня « Волшебник-недоучка.

Заходит переодетый ребёнок.

- Ребята, а вы догадались, кто я? 

- Правильно. А кто такой волшебник? Хотите стать таким, как я? 

- А теперь хорошенько подумайте, кем бы вы хотели стать, когда вырастите?

- объясни причину выбора данной профессии , подобрав как можно больше глаголов.

- Итак, обобщая эти и другие профессии, к какому выводу можно прийти? 

-Волшебник-недоучка.

- Да – нет.

Выступления детей.

- Каждая профессия что-то делает, совершает какие-то действия: учитель учит, врач лечит, волшебник-фокусник что-то показывает.

Проявлять интерес к изучению темы. (Личностные УУД)

Уметь строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога. (Коммуникативные УУД)

Самостоятельная работа. Билетик на выход

Дифференцированное задание с использованием самостоятельного выбора.

- Сейчас вам предстоит самостоятельная работа с использованием заданий трёх уровней сложности. Уровень сложности вы выберите себе сами.

У каждого учащегося карточка с заданиями и текстом:        

Выбери подходящий тебе уровень и выполни задание.

1 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, придумай и добавь 2-3 своих предложения, надпиши над словами знакомые части речи.

2 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы, надпиши над словами знакомые части речи.

3 уровень. Вставь в текст подходящие глаголы.

Ярко_____________весеннее солнышко. Снег__________ и ___________. На дороге ____________ большая лужа. В ней уже___________ озорные воробьи. А с пригорка ______ весёлый ручеёк.

Слова для справок: купаются, побежал, светит, темнеет, разлилась, тает.

Если закончишь раньше, попробуй определить у глаголов число и время…

использовать приобретённые

знания при выполнении учебного задания(Познавательные УУД).

7. Работа на компьютерах.

-Открываем ноутбуки, включаем, заходим в папку «Фантазёр» 

- Работаем в парах.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД)

8.Итог

 - Наш Господин Глагол ещё не ожил полностью, но сегодня мы уже многое вспомнили об этой грамматической категории. И он уже может заявить:

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- Ребята, нам нужны действия? (да)

- Какую роль выполняют действия? («оживляют картину»)

- К какой части речи мы относим все слова-действия? (Глагол)

– Что узнали о глаголе?

– Как вы думаете, все ли мы узнали о глаголе?

– Какую задачу ставим на следующий урок?

- Оцените свою работу на уроке, используя контрольные листы.

Ответы детей

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД)

Уметь адекватно оценивать свои действия.

(Регулятивные УУД)

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности. (Личностные УУД)

9.Рефлексия

- запишите как работали на уроке.

Р –

А –

Б –

О –

Т –

А -

Л –

И -

Р – радостно

А – активно

Б – быстро

О –  ответственно

Т – творчески

А – аккуратно писали

Л – логически мыслили

И - интересно

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

 (Личностные УУД)

10.Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку - глаголы прошедшего времени, 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ для 3 класса...

Презентация к уроку русского языка "Глагол. Повторяем, что знаем". 4 класс

Презентация к уроку русского языка . Тема "Глагол. Повторяем, что знаем". 4 класс....

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...

Конспект урока по русскому языку «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». (3 класс УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы». Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу г...

Конспект урока по русскому языку "Глагол. Закрепление знаний о глаголе."

Урок даёт возможность повторить знания о части речи глагол.  Эпиграфом урока является высказывание Александра Матвеевича Пешковского   «Глаголы – это слова, оживля...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов"

Цель урока: формирование у обучающихся понятий об изменении глаголов по временам; ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числаЗадачи урока:Дидактические:1. Дать предст...

Технологическая карта урока по русскому языку "Глаголы неопределенной формы" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование у обучающихся представление о глаголах в неопределенной формеЗадачи урока Планируемые результатыДидактические:1 П...