Конспект урока по русскому языку "Глагол. Закрепление знаний о глаголе."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шеховцова Елена Алексеевна

Урок даёт возможность повторить знания о части речи глагол.  Эпиграфом урока является высказывание Александра Матвеевича Пешковского   «Глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены». Выполняя задания, учащиеся понимают основное значение  глаголов в речи: оживлять и точно передавать смысл высказывания. На уроке использована виртуальная доска padlet.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx713.58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 3 классе

Тема «Глагол. Закрепление изученного»
Цель урока: активизация знаний учащихся о существенных признаках глагола, о главной работе глагола в русском языке – оживлять предметы.

Задачи:

Формировать предметные УУД

-содействовать систематизации знаний учащихся о глаголе;

-содействовать развитию связной речи учащихся;

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

 –учить принимать и сохранять учебную задачу;

-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

-планирование работы,

-контролирование затраченного времени на задание,

-оценивание своей работы на уроке;

Познавательные УУД

-произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач;

- учить использовать знаково-символические средства, схемы;

Коммуникативные УУД  

- принимать различные точки зрения, договариваться, находить общее решение;

- умение организовывать и поддерживать диалог.

Личностные

- формирование мотивации к обучению и познанию
- формирование уважительного отношения к иному мнению

Оборудование:
Для учителя
-компьютер, мультимедийный проектор, экран,

презентация «Виртуальная доска padlet».
для учащихся

- карточки, тетрадь, учебник.

Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Психологический настрой.
- Каким должен быть урок русского языка?
  Познавательный, информативный, интересный, весёлый.
- Какими должны быть вы на уроке?
  Активными, ответственными, радостными, знающими.
- Каким на уроке должен быть учитель?
 Добрый, весёлый, справедливый.
3.Актуализация знаний.
Вспомните, какой большой раздел мы изучаем?
- Части речи.
4. Грамматическая разминка.
На доске написаны слова:
В. сна     мы    в     х. рошо      в . сёлый      з . лёный.

Задания.
а)Прочитайте слова. Какие орфограммы в словах?
 
Какое слово лишнее?
Орфограммы в словах: безударные гласные в корне. Лишнее слово хорошо (словарное).
Минутка чистописания.В минутке чистописания напишем буквы – безударные гласные в словах.
ео ое   ео ое
б) Определите, о какой части речи говориться.
1. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я обычно бываю подлежащим или второстепенным членом предложения.  (существительное)

2.Я не называю предмет, но указываю на него. Могу изменяться по родам и числам, по падежным вопросам.
(
местоимение).

4.Я служебная часть речи. Нужна для связи слов в предложении. (Предлог)

5. Я отвечаю на вопрос
как? В предложении выступаю в роли обстоятельства. Я уточняю, где, когда, как произошло событие. (наречие)

в) На какие две группы можно разделить части речи?
Самостоятельные и служебные.
г) О какой части речи нет загадки?
 (Глаголе )

5.Определение темы и задач урока.

- Можно ли в нашей речи обойтись без глаголов?
- Сегодня мы поговорим о глаголе.
6. Постановка цели урока.

Повторим и обобщим все, что узнали об этой части речи.
7. Какую роль играют глаголы в нашей речи?
Известный русский лингвист, языковед Александр Матвеевич Пешковский писал: «У каждой части речи свои достоинства». Ведущее место занимает имя существительное. Надо отметить, что в языке из 100 слов 40 – существительные. Прилагательные делают нашу речь красивой, разнообразной. А какой делает нашу речь глагол?
Эпиграфом нашего урока будет высказывание Александра Матвеевича Пешковского   «Глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены». Так ли это, выясним сегодня на уроке.

6. Планирование решения учебной задачи

Как же нам вспомнить все, что знаем о глаголе, как быстро и доступно предоставить информацию? Ваши предложения.
Составляем кластер «Глагол». Создаём группу для выполнения этого задания.
Кластер – это графическая форма информации, фиксируется в виде схемы с обозначением всех связей между ними.  
Вспомним ещё раз правила работы в группе:
1. В группе должен быть ответственный.
2. Работать должен каждый на общий результат.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.
5. Если не понял – переспроси.

Класс работает в парах. Выполняют задание:
Наишите: «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?». Оживите предметы.

Повар -    
художник -      

портниха -    
продавец -      
пекарь -      
ветер -      
молния -
трава -  
дождь -  
огонь -
солнце -
вода -

Проверка. Сравним, какие глаголы вы подобрали.
Вывод этапа работы:
глагол оживляет все предметы.

Группа защищает свою работу, класс дополняет кластер.

Решение поставленных задач.

Перенесём информацию кластера на карту. И отправимся в путешествие в страну Глаголия. Рассмотрим карту путешествия.
План работы:
1) Плоскогорье начальной формы.
2) Временной перевал.
3) Замок прошедшего времени.
4) Числовой перевал.
5) Морфологическая поляна.

6) Итоговая полянка.

                           

                           

                       Путешествие по стране Глаголия

1)Плоскогорье начальной формы

 Задание 1. По каким признакам отличить глаголы в начальной форме.

(Фронтальные ответы: по вопросам, по суффиксу неопределённой формы)
Задание 2.

Работаем в парах. Договоритесь между собой и выпишите: глаголы, отвечающие на вопросы что делать? Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
   Учить
  Выучить
  Решать
  Решить
Проверка выполнения работы.

2) Временной перевал.
Задание1.
 Измените выписанные глаголы по временам.
Поменяйтесь тетрадками, проверьте по эталону.
Поверка по эталону.

НФ

Настоящее

Прошедшее

Будущее

Учить

Учит

Учил

Будет учить

Решать

Решает

Решал

Будет решать



НФ

Настоящее

Прошедшее

Будущее

Выучить

 -----------

Выучил

Выучит

Решить

 -----------

Решил

Решит

 
Вывод. Глаголы, отвечающие на вопрос (что делать?) в будущем времени употребляются с глаголом буду. Глаголы, отвечающие на вопрос (что сделать?) не имеют формы настоящего времени.

3) Замок прошедшего времени

Послушайте стихотворение А. Барто.
Девочка чумазая

— Ах ты, девочка чумазая,
где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
на локтях — дорожки.
— Я на солнышке
лежала, руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
будто закопчённый.

— Я на солнышке лежала,
нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.

Выпишите глаголы из этого стихотворения.
Записываем на классной доске.

Измазала, лежала, держала, загорели, загорел.
Что общего у глаголов?
Все стоят в прошедшем времени. Как определили?
Какое слово лишнее?
Загорели – множественное число.
Загорел – мужской род, остальные женского рода.
Запишем в тетради: Девочка (что сделала?) измазала, лежала.
                                  Нос (что делал?) загорел.
От чего зависит род глагола в прошедшем времени?
От существительного, к которому относится.
Поставьте глагол в средний род.
                                 Лицо (что сделало?) загорело.

4)Привал.
Раз подняться, потянуться
      Два – согнуться, разогнуться
      Три – в ладоши три хлопка
      Головою три кивка.
      На четыре – ноги шире,
      Пять – руками помахать,
      Шесть – за стол тихонько сесть.
5) Числовой перевал.
Работа в парах.
Прочитайте текст. Измените форму числа выделенных имён существительных.
-Как изменятся глаголы и прилагательные, с которыми они связаны.
       
Прошёл по лесу огромный лось, испугал зайчишку. Заскрипело старое дерево – кажется зайчишке, что идёт злой волк. 
Пара, которая подготовилась быстрее, читает текст вслух.
6) Морфологическая поляна.

Перед вами на карточке два текста. Прочитайте первый текст.
Ночь. Маленькая деревушка. Огни. Ветер. Одинокие деревья. Снег. Бесконечное полотно.

- Обсудите в группах, чем он интересен.

- Из каких частей речи состоит этот текст?

- Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?

(В тексте использованы только существительные и прилагательные.)

 Как оживить текст?

Запишите текст, используя подходящие по смыслу глаголы.

Проверяем получившиеся тексты.

Спускается ночь. Засыпает маленькая деревушка. Гаснут огни. Бушует ветер. Качаются и скрипят одинокие деревья. Идет снег, покрывая бесконечное поле.

-Как изменился текст? Что его изменило?

- Почему неподвижная картинка ожила? С помощью какой части речи это произошло?

- Какова же роль глаголов? (оживляют речь, помогают точно передать смысл).

7)Составьте морфологическую загадку про глагол.

 - У меня может быть род, время, число. Род есть только в прошедшем времени. Меня очень легко отличить от других частей речи – по времени. Моя роль в предложении – сказуемое.

Подведём итог нашего урока. Весь ли намеченный маршрут прошли?

8)Рефлексия.
Заполните таблицу.

Урок получился познавательным?

Какое задание было выполнять интересно?

Какое задание вызвало затруднение?

Оцени свою работу на уроке по шкале успешности.

Задай вопрос учителю.

9) Выставление оценок.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс"

В работе представлен конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний о глаголе", 4 класс....

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. "Глагол. Обобщающий урок." УМК "Планета знаний"

На уроке в игровой форме обощается изученный материал о глаголу: правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спр, глаголы-исключения....

Урок русского языка "Закрепление знаний о глаголе"

Закрепление умения находить в предложении слова, обозначающие действия (глаголы) и ставить к ним вопросы....

Конспект урока по русскому языку "Обобщение знаний по теме"Глагол"

Материал для обобщения знаний по теме "Глагол" в 4 классе...

Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание глаголов с суффиксом –ся (-сь) (Закрепление).

Конспект урока по русскому языку по программе Занкова. Учебник Полякова...

конспект урока по русскому языку Закрепление знаний по теме «Имя существительное».

русский язык 2 класс урок обобщение знаний по теме "Имя существительное" с применением интнллект - карты...