Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе Тема : Обобщение знаний о глаголе.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Борисова Светлана Вячеславовна

Тема : Обобщение знаний о глаголе. Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Тема урока: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений. Цели: Создать условия для систематизации и обобщения полученных знаний о глаголе. Образовательные: - формирование умения выделять глагол среди других частей речи; - систематизация и обобщение знаний по правилам правописания глаголов: изменение глагола по числам, не с глаголами; - способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей: обучать учащихся приёмам самооценивания. Развивающие: - развивать навыки точного употребления глаголов в речи; - побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся; - развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы; - развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; - активизировать словарный запас; - корректировать слуховое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, внимание. Воспитательные: -воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность; -умение отстаивать свою точку зрения; -воспитание умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу; -воспитание чувства товарищества, взаимопомощи. Задачи, направленные на формирование УУД: Личностные: проявлять осознание собственных достижений при освоении учебной темы. Познавательные: отличать глаголы от других частей речи и обосновывать своё мнение. Коммуникативные: формулировать высказывание , мнение. Согласовывать позиции и находить общее решение ( работа в парах). Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания. Выполнять учебное задание с взаимопроверкой. Планируемые результаты: Метапредметные Личностные - формирование нравственно-этических качеств личности; воспитание культуры поведения на уроке; развитие познавательного интереса к русскому языку; умение реализовывать теоретические знания на практике. Предметные Выделять признаки глагола как части речи; определять часть речи по их признакам; Познавательные – определять цели своего обучения; устанавливать причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения; анализировать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую: выполнять задания, отвечать на вопросы. Регулятивные - целеполагание, преобразовывать практическую задачу в познавательную, планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами); Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль; выполнять практические упражнения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx66.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе.

Тема : Обобщение знаний о глаголе.  

Открыто осмысливают и

оценивают свою деятельность на

уроке
Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний и умений.

Цели: Создать условия для систематизации и обобщения полученных знаний о глаголе. 

Образовательные:

-         формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

-         систематизация и обобщение знаний по правилам правописания глаголов: изменение глагола по числам, не с глаголами;

-         способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей: обучать учащихся приёмам самооценивания.

Развивающие:

-         развивать навыки точного употребления глаголов в речи;

-         побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;

-         развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы;

-         развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;

-         активизировать словарный запас;

-         корректировать слуховое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-воспитание умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу;

-воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Задачи, направленные на формирование УУД:

Личностные:  проявлять  осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные:  отличать глаголы от других частей речи и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные:  формулировать высказывание , мнение. Согласовывать позиции и находить общее решение ( работа в парах).

Регулятивные:  выполнять учебное задание в соответствии с целью. Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания. Выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Личностные - формирование нравственно-этических качеств личности;    воспитание культуры поведения на уроке; развитие познавательного интереса к русскому языку; умение реализовывать теоретические знания на практике.

Предметные

Выделять  признаки  глагола как части речи; определять  часть  речи по их признакам;

Познавательные – определять  цели своего обучения; устанавливать  причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;  анализировать  информацию и преобразовывать  её из одной формы в другую: выполнять  задания, отвечать на вопросы.

Регулятивные - целеполагание, преобразовывать  практическую  задачу в познавательную,  планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль; выполнять практические упражнения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ресурсы: русский язык: учебник для 2 класса в 2 частях. – Москва: Издательство «Просвещение», 2020г. 

Ноутбук,  образовательная платформа Российская электронная школа, презентация .

 Раздаточный материал для индивидуальной работы и в парах,  листы « Оценим свои достижения» материал для  рефлексии, сигнальные карточки.

№  п/п

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

УУД

1

1. Мотивация  к учебной деятельности (Организационный момент)

Цель – мотивация учения.

3 мин

А теперь проверь, дружок,

Готов ли ты, начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Подготовка к уроку.

Приветствие учителя

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные УУД понимают значение знаний для человека и принимают его; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

(Проверка рабочего места, посадки детей)

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу,

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Ребята, у вас на партах лежат листочки с таблицей. Она называется «Оценим свои достижения»

После каждого выполненного задания, вы будете оценивать свою работу.

Зелёный кружочек- задание выполнено хорошо.

Жёлтый кружочек- задание выполнено с недочётами.

Красный кружочек- задание выполнить не удалось.

Запишите число, классная работа.

Чистописание

Гл гл  Гл

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Коммуникативные УУДСотрудничество с учителем и детьми

Регулятивные УУД.

Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

2

3

4

2. Актуализация опорных знаний

Цель – закрепить знания и умения; подготовить учащихся к закреплению материала.

3. Формулировка темы урока, целеполагание

 4. Применение знаний и умений по теме.

Цель – обобщить знания учащихся о глаголе

5 мин

2мин

10мин

Задание № 1    

1. Словарная работа. Устно.

Вам надо отгадать загадки.

Показать пропущенную букву.

Каменные джунгли,

И земля в асфальте,

Люди, словно муравьи,

На проезжей части!

- Город.

До ушей зеленый рот.

В камышах она живет.

И в болоте хохотушка

Громко квакает ...

- Лягушка.

Его все любят: мама, брат,

Я этой ягоды фанат.

Тяжёл, конечно, в сумке груз,

Но я несу домой...

- Арбуз.

Сидят колобки,

Зелёные в «печи»,

Когда созревают,

Звонко вылетают!

- Горох.

Растут на грядке

Зелёные ребятки.

Удалые молодцы,

И зовут их…

- Огурцы.

Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг.

- Лопата.

Определите какой частью речи являются

данные слова ?

А теперь составим предложение с одним из слов.

Громко квакает лягушка.

( пишут в тетради  с комментированием)

Подчеркните грамматическую основу предложения.        Оцените свою работу.

А теперь по первым буквам этих слов определите тему урока.

- Глагол

А если мы с вами уже многое знаем о глаголе,  что мы сегодня будем делать на уроке?

( Повторять, закреплять, вспоминать.)

Тема нашего урока так и называется «Обобщение знаний по теме «Глагол».

Слайд 1

Определим цель урока ?

Вспомним :

Что такое глагол?

Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечают глаголы?

Как изменяется глагол?

2. Что знаем о глаголе .

 Составим кластер  ( на доске  )

                глагол

              часть речи

Дети : что такое глагол ?

-Что обозначает глагол ?

-На какие вопросы отвечают глаголы?

-Как изменяются глаголы?

- Каким членом предложения являются глаголы в предложении ?

Задание  №2

Слайд 2.  Работа в паре.

Прочитайте.

Какое задание можно предложить ?

Наконец – то пришла весна ! Светит весеннее солнышко. Тает снег . На деревьях набухли почки.

 Самостоятельно  определить границы предложения.

-озаглавьте  текст .       Весна.  Почему?

-назовите  глаголы

Проверьте по эталону. Слайд  3

Оцените работу.

Задание №  3

3. Распознавание глаголов в речи

Послушайте стихотворение.

Ученик читает стихотворение наизусть.

РЭШ № 3

Одеяло убежало,

Улетела простыня

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком -

Всё вертится, и кружится,

И несётся кувырком.

Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

Назовите автора стихотворение и название

Корней Иванович Чуковский

« Мойдодыр»

Подчеркните глаголы.

Взаимопроверка

Оцените свою работу.

- Вспомните как  изменяются глаголы?

Задание №  4    Работа в паре.

4.  Прочитайте . в какие группы можно объединить данные глаголы ?

Дарит, звонит, звонят,

Поставьте стрелки.

Назовите  глаголы единственного числа.

Назовите глаголы множественного числа.

Оцените работу

Отгадывают загадки, показывают сигнальную  карточку, вспоминают правописание слов.

Называют часть речи, используют доказательство.

Определяют часть речи         ( имена существительные)

Составляют предложения, находят грамматическую основу предложения.

Самооценка

Выделение и формулирование  темы и познавательной цели с помощью учителя.

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия

 нового материала, осознание необходимости получения новых знаний:

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать.

Читают текст, находят границы предложений, подбирают заголовок к  тексту.

Выбирают и называют глаголы.

Осознают смысл текста, называют автора стихотворения,  находят глаголы.

Взаимопроверка

Самооценка

Выявляют общие признаки глаголов , производят классификацию.

Самооценка

Личностные УУД. осознают свои возможности в учении.

Познавательные УУД.

Помочь выделить и сформулировать тему и познавательную цель.

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД.

Строят речевые высказывания, слушают мнения друг друга.

Личностные УУД:

формировать учебно-познавательный интерес

Регулятивные УУД:

ставить и формулировать задачи урока

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения

Познавательные УУД:

выделять необходимую информацию,

подводить под понятие,

выводить следствия, доказательства

Коммуникативные УУД:

планировать учебное сотрудничество, принимать мнение партнера, доказывать свою точку зрения

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль, коррекцию

Регулятивные УУД:

действовать по плану и планировать свои учебные действия, осуществлять контроль, коррекцию

Познавательные УУД:

выделять необходимую информацию,

5.

5. Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Цель – Смена вида деятельности

2мин

В понедельник я купался,
А во вторник рисовал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье -
Целый день я отдыхал.

Назовите глаголы , которые использовали в физминутке.

Выполнение действий по образцу

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте

6.

6. Продолжение работы по теме урока.

8

Задание  № 5

5.  Что такое антонимы ?

Что такое синонимы?

Составить пары  . Девочкам подобрать антонимы, а мальчикам синонимы.

Откройте словарь антонимов с. 140,  141. Подберите антонимы.

Встречать –провожать

Говорить- молчать

Запрещать-разрешать

Любить-ненавидеть

Синонимы

Думать –размышлять

Идти – шагать

Угощать – потчевать

Шалить - баловаться

Оценивание

 Задание №  6

Что знаете о правописании частицы не с глаголами ?

Есть глаголы, которые без не не употребляются. Назовите такой глагол .

Ненавидеть.

6.       РЭШ  № 10

Прочитайте отрывок из  стихотворение   Г Остера.

Подумайте , сколько раз нужно вспомнить написание частицы не с глаголами.     ( 7 раз)

- Как пишутся глаголы с частицей не?

Повторение системы ранее усвоенных учебных действий.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.

 

Коммуникативные УУД. Участвовать в диалоге.

Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели.

- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

Регулятивные УУД. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном.

7.

7 .Проверка знаний

Цель – проверить  полученные знания.

5 мин

8.     Тест «Проверь себя»

1. Глагол – это… 

а) часть слова

б) часть речи

в) часть предложения

2.Глагол – отвечает на вопросы… 

а) Какой? Какая? Какое? Какие?

 б) Кто? Что?

 в) Что делать? Что сделать?

3. Глаголы – … 

а) не изменяются по числам

б) изменяются по числам

4. Глагол – это часть речи,      которая обозначает… 

а) действие предмета

б) признак предмета

в) предмет

5. Глагол в предложении является… 

а) главным членом предложения –

 подлежащим

б) второстепенным членом                              

предложения

в)  главным членом предложения –

сказуемым

6. Частица не с глаголом пишется… 

а) вместе

б) раздельно

Отвечают на вопросы

Познавательные УУД:

Находить ответы, на вопросы, используя имеющиеся знания о грамматических признаках глагола.

Регулятивные УУД:

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

8.

8. Рефлексия деятельности

Цель- самооценка на основе критерия успешности.

1мин

- Посмотрите на свой лис достижений . Если у вас всё правильно, то нарисуйте улыбающийся смайлик. Если у вас немного недочётов, то нарисуйте думающего смайлика. Если везде недочёты, то грустный смайлик.

Оценивают личную работу на уроке и степень своего знания и незнания

Регулятивные УУД понимать причины успеха и неуспеха в учёбе, осуществлять итоговый контроль

9.

8. итог

1 мин

О какой части речи говорили на уроке ?

- о глаголе.

Какую цель мы ставили на уроке?

Обобщить  полученные знания о глаголе.

Какие

Регулятивные УУД:

Соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижения.

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

10

9. Д. З. (дифференцированное)

Инструктирование

Выставление отметок.

1 мин

1.Придумать сказку – загадку с глаголами.

2.Подобрать глаголы к именам существительным

3. Задание в рабочей тетради.

Регулятивные УДД: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Самоанализ  урока

русского языка во 2 классе

Учитель: Борисова С. В.

Данный урок по русскому языку  является уроком № 129 в системе уроков по разделу:

 « Части речи»  

Тема: Обобщение знаний о глаголе.

Цели: Создать условия для систематизации и обобщения полученных знаний о глаголе. 

Образовательные:

-    формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

-    систематизация и обобщение знаний по правилам правописания глаголов: изменение глагола по числам, не с глаголами;

-    способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей: обучать учащихся приёмам самооценивания.

Развивающие:

-    развивать навыки точного употребления глаголов в речи;

-    побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся;

-    развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы;

-    развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;

-   активизировать словарный запас;

-   корректировать слуховое и зрительное восприятие, память, логическое мышление, внимание.

Воспитательные:

-воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность;

-умение отстаивать свою точку зрения;

-воспитание умения четко организовывать самостоятельную и индивидуальную работу;

-воспитание чувства товарищества, взаимопомощи

Задачи направленные на формирование  УУД:

Личностные:  проявлять  осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Познавательные:  отличать глаголы от других частей речи и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные:  формулировать высказывание , мнение. Согласовывать позиции и находить общее решение ( работа в парах).

Регулятивные:  выполнять учебное задание в соответствии с целью. Выполнять самопроверку и корректировку учебного задания. Выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Планируемые результаты:

Метапредметные

Личностные - формирование нравственно-этических качеств личности;    воспитание культуры поведения на уроке; развитие познавательного интереса к русскому языку; умение реализовывать теоретические знания на практике.

Предметные

Выделять  признаки  глагола как части речи; определять  часть  речи по их признакам;

Познавательные – определять  цели своего обучения; устанавливать  причинно-следственных связей правила написания слова и его графического изображения;  анализировать  информацию и преобразовывать  её из одной формы в другую: выполнять  задания, отвечать на вопросы.

Регулятивные - целеполагание, преобразовывать  практическую  задачу в познавательную,  планировать и корректировать свои действия относительно заданного эталона (в соответствии с поставленными задачами);

Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации; умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль; выполнять практические упражнения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Это урок:  Систематизация и обобщение знаний и умений.

Он включал в себя 10 этапов

Урок соответствует требованиям ФГОС. Структура урока включает в себя следующие этапы.

Этапы урока

Формируемые УУД

1

Мотивация к учебной деятельности

Личностные УУД понимают значение знаний для человека и принимают его; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УУДСотрудничество с учителем и детьми

Регулятивные УУД.

Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

2

Актуализация опорных знаний и умений

Личностные УУД. осознают свои возможности в учении.

Познавательные УУД.

Помочь выделить и сформулировать тему и познавательную цель.

Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД.

Строят речевые высказывания, слушают мнения друг друга.

3

Формулировка темы урока, целеполагание

Личностные УУД:

формировать учебно-познавательный интерес

Регулятивные УУД:

ставить и формулировать задачи урока

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения

4

Применение знаний и умений по теме

Познавательные УУД:

Выделять необходимую информацию,

подводить под понятие,

выводить следствия, доказательства

Коммуникативные УУД:

планировать учебное сотрудничество, принимать мнение партнера, доказывать свою точку зрения

Регулятивные УУД:

осуществлять контроль, коррекцию

 

5

Динамическая пауза

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

6

Продолжение работы по теме урока

Коммуникативные УУД. Участвовать в диалоге.

Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели.

- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

Регулятивные УУД. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном.

7

Проверка знаний

Познавательные УУД:

Находить ответы, на вопросы, используя имеющиеся знания о грамматических признаках глагола.

Регулятивные УУД:

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД:

Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

8

Рефлексия

Регулятивные УУД понимать причины успеха и неуспеха в учёбе, осуществлять итоговый контроль

9

Итог

Регулятивные УУД:

Соотносить цели урока с результатом работы и со способами её достижения.

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

10

Домашнее задание

Регулятивные УДД: волевая саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС : информационно коммуникационные  технологии на этапе актуализации знаний, коммуникативные  при работе в парах  , технология критического мышления –  приём кластер на этапе применение знаний и умений,  здоровье сберегающей при проведении динамической паузы.-

Чтобы добиться цели урока, я подобрала задания, вопросы  соответствующие возрастным особенностям.

Материал урока оказался интересным для учащихся.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, парная работа учащихся.

Наиболее эффективной оказался парный вид работы, потому что учащиеся согласовывали свои позиции и находили общее решение, создавалась ситуация успеха.  

Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении:  применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, осуществление обратной связи, объем и характер самостоятельной работы.

На уроке мною использовались следующие средства обучения: наглядный материал, источники информации.

Темп урока быстрый, динамичный исходя из возможностей класса.

Распределение времени было рациональное.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний о глаголе". 4 класс

Урок по русскому языку проходит в форме заседания редакционного совета газеты....

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема: "Обобщение по разделу "Собирай по ягодке - наберешь кузовок»" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; обучение коллективному творчеству, развитие правильной связной речи, привитие любви к чтению родной литературы. Планир...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Закрепление знаний о правописании окончаний имён прилагательных»

Представлена методическая разработка по русскому языку на тему: "Закрепление знаний и правописании окончаний имён прилагательных"...