Урок по русскому языку на тему: "Обобщение знаний о глаголе". 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок по русскому языку проходит в форме заседания редакционного совета газеты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zasedanie_konspekt.doc | 103 КБ |
gazeta_glagol.doc | 60.5 КБ |
razdatochnye_listy.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Заседание редакционного совета газеты»
Цель урока:
1.Обобщить знания о признаках глагола как части речи.
2.Уметь применять на практике алгоритм для проверки безударных окончаний глаголов. Формировать комплексное орфографическое умение.
3.Развивать словарный запас с опорой на этимологический анализ слов. Развивать словарный запас с опорой на сказки А.С. Пушкина.
Ход урока:
- Определение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке русского языка мы будем с вами редакторами газеты, название которой нужно отгадать.
-Сейчас мы проведем словарную работу с опорой на этимологический анализ.
-Что изучает этимология?
- Слово произошло от др.-русск. гадати в значении думать.
( гадать)
- Происхождение слова связано с др.-русск. лепити , что означало « клеить»
(лепить)
3)В др.- русск. языке было слово опрятати и означало « укрыть». Как сейчас звучит это слово?
(прятать)
- Происхождение этого слова связано со словом прут, первоначально оно означало « обвивать прутьями»
4)Слово произошло от слав. галда, что означало приветствовать.
( галдеть)
5)Происхождение слова связано с др.- русск. бороти, что означало воевать.
( бороться)
6) Слово пришло в русск. язык от ст. – слав. блистати и означало блеск
( блистать)
г | а | д | а | т | ь | ||||||||||||||||||||||||
л | е | п | и | т | ь | ||||||||||||||||||||||||
п | р | я | т | а | т | ь | |||||||||||||||||||||||
г | а | л | д | е | т | ь | |||||||||||||||||||||||
б | о | р | о | т | ь | с | я | ||||||||||||||||||||||
б | л | и | с | т | а | т | ь | ||||||||||||||||||||||
- Как называется наша газета? (глагол)
-Какой частью речи являются слова в этом кроссворде? Докажите.
( дается определение глагола)
- В каком значении используется слово глагол в этих строках Пушкина: «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел»
(В Древней Руси слово глагол означало : речь)
-Что обозначало слово глаголить? (говорить)
-Глаголица ( древнейшая славянская азбука)
-Глаголь ( старинное название буквы Г)
-В наше время часто можно услышать слово разглагольствовать.
Что оно обозначает? ( говорить многословно и бессодержательно)
№1.В газете появляется определение глагола, как части речи.
2.Чистописание.
- В редакцию нашей газеты поступило сообщение. Расшифруем его.
Отдел писем | Отдел новостей | Отдел сообщений |
ть ти | ешь ет ем ете | Ишь ит им ите |
Чь (в составе корня) | Ут ют | Ат ят |
- На что указывают эти сочетания букв? ( окончания глаголов н.ф., 1 спр., 2 спр.)
-Допишите недостающие окончания.
Каждый ученик записывает глагол с данным окончанием и подбирает родственное слово. Определяет лицо и число глагола.
Затем составляется таблица на доске.( каждый ученик прикрепляет на доску свое окончание.)
1 спр | 2 спр | |||
Ед.ч | Мн.ч | Ед.ч | Мн.ч | |
1лицо | У ю | Ем | У ю | Им |
2лицо | Ешь | Ете | Ишь | Ите |
3 лицо | Ет | Ут ют | Ит | Ат ят |
№2. В газете появляется таблица окончаний глаголов.
3.Неопределенная форма глагола.
Глаголу нравится прятать
Лепить, галдеть, гадать
И бороться и блистать.
- В какой форме находятся глаголы в кроссворде?
( неопределенная форма = инфинитив = начальная форма)
- По каким признакам можно понять , что глагол находится в н. ф.?
( ?, -ть, -ти, -чь. Это формообразующие суффиксы. Они не входят в основу)
- Почему эту форму глагола так называют? ( нельзя определить время, лицо, число)
В древнерусском языке глаголы в н.ф. оканчивались па –ти ( ходити, лежати). Потом «И» исчезло, но мягкость осталась.
- Для чего необходимо знать н.ф. глагола? ( спряжение)
Задание№1
Выписать глаголы из текста, поставив их в н.ф. , выделить формообразующий суффикс и основу.( в основу не входит)
а) А сама- то величава,
Выступает, будто пава:
Сладку речь- то говорит,
Будто реченька журчит. ( « Сказка о царе Салтане»)
( выступать, говорить, журчать)
- Что означает слово пава? ( самка павлина, т.е. плавно и величественно, с достоинством)
- О ком идет речь в этом отрывке? ( о царевне)
б) Померкла степь. Тропою темной
Задумчив едет наш Руслан.
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный. ( « Руслан и Людмила»)
( померкнуть, ехать, видеть, чернеть)
- На какой глагол нужно обратить особое внимание? ( видеть- исключение)
- Что это за большой холм встретил Руслан? ( голова)
в) Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице подлетел
И к царю на темя сел. (« Сказка о Золотом петушке)
( Раздаться, спорхнуть, подлететь, сесть)
- Какой из глаголов является возвратным?
-Какую особенность имеют суффиксы -ся, -сь? ( стоят после окончания)
-Что означает слово колесница? (большой колесный экипаж)
- От какого слова образовалось? ( колесо )
№3. В газете появляется статья о неопределенной форме глагола.
4.Физминутка.
В редакцию нашей газеты пришло письмо с фразеологическими сочетаниями. Нам необходимо разъяснить их значение.
У каждого ученика на парте лежит табличка с глаголом, учитель называет словосочетание- ученик встает.
Совать нос | Вмешиваться |
Надуть губы | Обидеться |
Попасть впросак | Оказаться в смешном положении |
Бежать со всех ног | Мчаться |
Распустить руки | Драться |
Повесить голову | Огорчиться |
Сложить оружие | Сдаться |
Не сварить каши | Не сговориться |
Обвести вокруг пальца | Обмануть |
Клюем носом | Дремать |
Вставлять палки в колеса | Мешать |
Выбьетесь из сил | Устать |
Зарубить на носу | Запомнить |
Поднять руки – у кого глагол имеет возвратную форму.
Учитель называет глаголы, если это 1 спр. – поднимаем 1 руку, а если 2 – то 2 руки:
Ловить, укрыть, носить, готовить, копать, гореть, чистить, шуметь,
Запомнить, молчать, работать.
№ 4 . Статья о фразеологических сочетаниях с таблицей.
5.Изменение глаголов по лицам и числам.
На доске и в тетрадях таблица:
Ед.ч | Мн.ч | |
1л. | я | Мы |
2л. | ты | Вы |
3л. | Он она оно | они |
Заставьте говорить «молчащую таблицу»
- Какая связь существует между местоимениями и глаголами?
( глаголы изменяются по лицам, местоимения указывают на 1, 2, 3 лицо)
- Как называются такие местоимения? ( личные)
Проспрягайте глаголы по группам: говорить, писать, думать.
Выборочная проверка в виде вопросов. ( Назовите глагол в форме…л, …ч)
- Как определить лицо и число глагола? ( Подобрать личное местоимение или по окончанию)
Как называется изменение глаголов по лицам и числам? ( спряжение)
№5. Статья с определением спряжения.
6. Правописание личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
Заседание редакционного совета продолжается. Мы должны составить алгоритм написания безударных окончаний глаголов для выполнения следующего задания.
Каждой группе раздается алгоритм , в котором необходимо заполнить пропуски.
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
- Поставить глагол в неопределенную форму.
- Определить , какая гласная стоит перед – ть.
- Если глагол оканчивается на – ить,то он относится ко …..спряжению и может иметь окончания………
- Если глагол оканчивается на на – еть, - ать, - оть,-уть, то он относится к ….. спряжению и может иметь окончания……….
Задание:
Вставить пропущенные гласные в окончаниях глаголов и объяснить их написание. Изменить форму 1 глагола , поставив его в прош. вр., выделить формообразующий суффикс и родовое окончание.
А) За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скач…т.
Нет как нет! Он горько плач…т,
И кого не спрос..т он ,
Всем вопрос его мудрен.
( скакал, плакал, спросил)
- Что необходимо помнить при написании суффиксов глагола в прош. вр.? ( Перед суффиксом – л пишется та же гласная, что перед – ть в инфинитиве.)
(« Сказка о мертвой царевне»)
- Какое лицо и число у данных глаголов? ( 3 л, ед.ч.)
Б) Плещ…шь ты , куда захоч…шь,
Ты морские камни точ..шь,
Топ…шь берег ты земли,
Подыма…шь корабли.
- Закончите обращение царицы к волне.
( плескал, захотел, точил, топил, подымал)
Не губи ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу.
( « Сказка о царе Салтане…»)
-Какое лицо и число у данных глаголов? ( 2 л, ед.ч.)
В) Но вот Людмила вновь одна.
Не зная, что начать, она
К окну решетчату подход…т
И взор ее печально брод…т
В пространстве пасмурной дали.
( «Руслан и Людмила»)
( подходил, бродил)
- Какое лицо и число? ( 3 лицо, ед. ч.)
№6. Статья – алгоритм написания безударных окончаний глагола.
7.Глаголы- исключения.
- Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мертвой царевне…» ( зеркальце)
Сейчас на нашем волшебном зеркале должны появиться особенные слова. Это глаголы- исключения.
На доске- изображение зеркала . Учитель читает отрывки, ученики записывают слово- исключение в нужной форме.
1).К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон.
1л.,мн.ч. ( слышим)
- Смотрит- видит дело лихо
Бьется лебедь средь зыбей.
- От какого слова образовалось слово зыбь?( «зыбати» в славянском языке- качать, а в др.- русск. зыбка- люлька.)
2л, ед.ч. (смотришь, видишь)
- Их он кормит и поит
И ответ держать велит
3л., мн.ч.( держат)
- Крепко связаны ей локти,
Попадется зверю в когти.
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть.
3л, ед.ч.,( терпит)
- И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
3 л, ед.ч. ( вертится)
.
- Какие слова исключения мы еще не назвали?
Вспоминаем стихотворение и дописываем остальные слова в н.ф.
( дышать, обидеть, ненавидеть, гнать, зависеть)
- К какому спряжению относятся оставшиеся 2 глагола?
Брить, стелить.-1 спр.
№7. Глаголы- исключения.
8. Итог урока.
В отдел писем пришло письмо с высказыванием А. Н. Толстого: « Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе.»
Это высказывание послужит эпиграфом для нашей газеты.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
В ответе можно использовать только глаголы ( думали, учились. трудились…..)
- Хвалю, благодарю. отдыхайте…
В подарок ученикам вручается газета « Глагол» с дом. заданием и орешки от белочки из сказки « О царе Салтане»
Предварительный просмотр:
.
.
А.Н. Толстой писал: « Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы- значит дать движение фразе»
Слово глагол означало по- старославянски «слово». В старорусской азбуке глаголом называли букву «Г», а глаголицей- славянскую азбуку. Родственное слово глаголить означало «говорить». В наше время часто можно встретить слово разглагольствовать, которое означает говорить многословно и бессодержательно. |
Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Инфинитив-это неопределенная форма глагола. Она является начальной формой. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать ? и оканчиваются на –ть, чь, ти. В древнерусском языке глаголы в неопределенной форме заканчивались на –ти ( ходити, лежати).Потом «и» исчезло, но мягкость осталась.
Спряжение- изменение глаголов по лицам и числам.
Каждое лицо глагола имеет свои окончания.
1спряж.(ед.ч) | 2 спряж. (ед.ч) | |
1 лицо | -у,-ю | -у,-ю |
2 лицо | -ешь,-ешь | -ишь |
3 лицо | -ет,-ет | -ит |
1 спряж.(мн.ч) | 2 спряж.(мн.ч) | |
1 лицо | -ем,-ем | -им |
2 лицо | -ете,-ете | -ите |
3 лицо | -ут,-ют | -ат,-ят |
Алгоритм.
- Поставить глагол в неопределенную форму.
- Определить, какая гласная стоит перед – ть.
- Если глагол оканчивается на –ить, то он относится ко 2 спряжению.(кроме брить, стелить) и может иметь окончания –ишь, -ит,- ите, -ат, -ят.
- Если глагол оканчивается на –еть, -ать, -оть, -уть, то он относится к 1 спряжению и может иметь окончания – ешь,-ет, -ем,-ете, -ут,-ют.
Слова-исключения: дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, вертеть, смотреть, зависеть и терпеть.
Разъясните значение фразеологического оборота, поставив глагол в указанную форму.
Фразеологическое сочетание | Неопределенная форма глагола | Форма 2 лица, ед. числа |
Надуть губы | ||
Бежать со всех ног | ||
Распустить руки | ||
Повесить голову | ||
Сложить оружие | ||
Обвести вокруг пальца | ||
Клюем носом | ||
Вставлять палки в колеса | ||
Выбиться из сил | ||
Зарубить на носу | ||
Совать нос |
Написать статью о правописании глаголов 2 лица, ед. числа, привести примеры из сказок А. С. Пушкина.
Газета составлена в редакции 4 «А» класса средней школы- |
интерната МИД России |
Редактор: |
Предварительный просмотр:
........... апреля.
Классная работа.
1 вариант.
Тема урока: « Заседание редакционного совета газеты»
№1. Чистописание.
ть ти |
№2. Выписать глаголы из кроссворда, обозначающие « цвет» и образовать от них форму настоящего, прошедшего и будущего времени.
Лицо число род
№3. Определить спряжение глаголов и вставить пропущенные окончания.
Степь весело пестрее…т цветами: скромно сине…т колокольчик, беле…т пахучая ромашка, дикая гвоздика сверка…т пунцовыми пятнами.
№4.
Заставьте говорить « молчащую» таблицу, используя глагол синеть.
единств. число | множеств. число | |
1 лицо | я | мы |
2 лицо | ты | вы |
3 лицо | он,она ,они | они |
№5.Объясните правописание пропущенных окончаний.
Прогулка в парке.
Вот мы пришли в парк страны Глаголии. Вы вид…те, как ослепительно светит солнце. Вы слыш…те, как звонко поют птицы.
Вы дыш…те ароматом первых весенних цветов.
№6. Опишите парк Глаголи. Составьте предложения, используя глаголы , имеющие значение «свет» , «звук», «цвет».
Памятка № 1 .
1 спряжение единственное | 2 спряжение число | |
1 лицо | ||
2 лицо | ||
3 лицо | ||
множественное | число | |
1 лицо | ||
2 лицо | ||
3 лицо |
Памятка № 2.
Определить, какая гласная стоит перед ть. |
Если глагол оканчивается на - ить , то он относится к…..спряжению. |
Если глагол оканчивается на – еть, -ать, -оть, - уть, то он относится к ... спряжению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме "Обобщение о глаголе".4 класс
Презентация помогает обобщить на уроке все знания о глаголе,выявить пробелы в обучении по данной теме....
Урок по русскому языку по теме "Обобщение знаний об именах прилагательных и существительных" (4-й класс)
Цели урока:обобщить и систематизировать знания детей по теме «Имя прилагательное»; сопоставить прилагательное с существительным, выявляя сходства и различия данных частей речи; соверш...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о глаголе" во 2 классе по программе "Школа России"
Урок русского языка с применением интерактивной доски...
Конспект урока по русскому языку по теме: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном" (4 класс)
План-конспект урока по русскому языку, проведённого в 4 классе. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном"....
Конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний по теме «Слово и его значение»" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: систематизировать полученные детьми знания по лексике; проверить степень усвоения школьниками материала по разделу «Слово и его значение»...
Конспект урока по русского языка на тему: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»
Конспект урока по русского языка на тему: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»...
Конспект урока по русскому языку на тему: «Обобщение и закрепление знаний по теме «Имя прилагательное», 2 класс
Цель деятельности учителя: обобщение и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое имя прилагательное;знать, на какие вопросы отвечают ...