Урок русского языка по теме " Имя прилагательное. Правописание окончаний имён прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Данный урок русского языка способствует развитию метапредметных связей, обогащению словарного запаса учащихся, развитию культуры речи, учит самостоятельно мыслить, делать выводы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
3 класс
Русский язык
Тема | «Имя прилагательное. Правописание окончаний прилагательных». | |||
Цель | формирование представления о непостоянных признаках имени прилагательного: род, число, падеж. Ввести: - правило написания окончания прилагательного; - алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного; - алгоритм разбора имени прилагательного как части речи. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | |||
Планируемый результат | ||||
Личностные умения: Проявлять: - интерес к изучению темы; - осознание успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение; - определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение; - различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение; Регулятивные умения: - планировать свои действия в соответствии с целью; - выполнять учебное действие, используя правило, алгоритм; - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности, и оценивать его. Коммуникативные умения: - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; - осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению при работе в паре, группе; - согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога; | Предметные умения: • рассказывать: - алгоритм разбора прилагательного как части речи; - правило написания окончания прилагательного; - алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного; • склонять прилагательное с существительным; • определять ошибки в морфологическом разборе прилагательного, вносить исправления и выделять графически окончание; • писать: - прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы; | ||
Самоопределение в учебной деятельности | ||||
Цели деятельности | Планируемый результат | |||
• Мотивация учащихся к изучению темы. | Что нам делать предстоит? Вот вопрос какой стоит. Чтоб ответ вам получить Надо эту задачу решить. Узнайте для начала О чем я прочитала? Определяю я предметы, Они весьма со мной приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! ( ответы детей) Да, это замечательное- Имя прилагательное. Имя прилагательное – огромная страна, И нами лишь частично изучена она. Сегодня на уроке мы с вами повторим Все то, что нам известно. | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; | ||
Учебно-познавательная деятельность | ||||
Цели | Учебные задания | Планируемый результат | ||
Имя прилагательное | ||||
Цели: • Вспомнить всё об имени прилагательном, его роли в тексте. • уметь определять имя прилагательное в тексте. • Научить - писать прилагательные по группам, соответственно значению; - писать прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы; - писать текст, вставляя пропущенные орфограммы; - выполнять самопроверку и взаимооценку учебного задания; - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. | Задание 1 Назовите значение выражения «имя прилагательное». Назовите член предложения, который выражен именем прилагательным. Задание 2 Верно ли, что имя прилагательное является служебной частью речи? Обоснуйте своё мнение. Может ли имя прилагательное быть в предложении сказуемым? Обоснуйте своё мнение. Задание 3 с самопроверкой Спишите текст и определите имена прилагательные, выделяя их графически. Голубенький, чистый Подснежник-цветок: А подле сквозистый, Последний снежок. А. Майков Задание 4 Распределите и напишите имена прилагательные в соответствующие группы: - размер: …, … ; - форма: …, …; - температура: …, …; - материал: …, …; - место расположения: …, … . Задание 5 Прочитайте текст каждой пословицы, определите прилагательное, подберите к нему антоним и допишите его в текст пословицы так, чтобы получилось законченное высказывание. Задание 6 Прочитайте текст, дополните и напишите по два прилагательных синонима в каждое словосочетание, используя слова для выбора. Задание 7 Образуйте имя прилагательное от каждого существительного с помощью данных суффиксов и напишите. Задание 8 с взаимооценкой Прочитайте текст сказки, спишите, вставляя пропущенные орфограммы, подчеркивая имена прилагательные: Пустил стр…лу старш…й брат - упала она на боярский двор, прямо против д…вич…его терема. Пустил стр...лу средний брат – пол…тела стр…ла к купцу на двор и остановил…сь у красного крыльца, а на том крыльце ст…яла душа-д…вица, доч… купеческая. Пустил мла…ший брат и попала стр…ла в грязное б…лот…, где с…дела л…гушка. Задание 9с взаимооценкой Выпишите только те прилагательные, которые можно использовать с существительным «отдых». Сладкий, сдобный, летний, кислый, синий, сказочный, пышный, великолепный, горький, красивый, отличный, резиновый, бисквитный, смешной, свежий, глупый, спокойный, чёрствый, восхитительный, прекрасный, большой, клетчатый, воздушный, ягодный, мягкий, вкусный, долгожданный, превосходный. | Диагностические задания 1. Учебник, с. 107, № 190 Распределите и напишите имена прилагательные в четыре группы по значению: - качество: …….. - скорость: ……. - размер: ……. 2. Учебник, с. 103, № 185 , Прочитайте прилагательные, определите антонимы и выпишите каждую пару. 3.Спишите поэтический текст Н. Некрасова, выделите графически имена прилагательные: Пригреты тёплым солнышком Шумят повеселелые Сосновые леса. Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «имя прилагательное», и использовать в активном словаре; - определять роль прилагательного в тексте и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять самопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога. Предметные умения: • Рассказывать об имени прилагательном. • Определять прилагательное в тексте и выделять графически. • Писать: - прилагательные в соответствующую группу по значению; - прилагательные-антонимы, прилагательные-синонимы; - текст, дополняя его прилагательными, используя слова для выбора; - текст, вставляя пропущенные орфограммы.
| ||
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам | ||||
Цели: • знания о понятии «имя прилагательное», «единственное и множественное число», «род», «падеж». • Ввести: - правило проверки окончания прилагательного- алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного • Научить: - определять непостоянные признаки обосновывать свое мнение; - определять формы изменения окончания; - различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение; - рассказывать правило правописания окончания прилагательного, алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного; - определять и указывать непостоянные признаки имени прилагательного и выделять графически окончание; - писать текст, вставляя пропущенные окончания прилагательного - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению в рамках учебного диалога. | Задание 1 Назовите значение выражения «имя прилагательное». Назовите значение слова «род», «падеж». Назовите значение выражения «единственное число», «множественное число». Сообщение учителя В русском языке имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Например. М.р. (какой?) чистый; Ж.р. (какая?) чистая; Ср.р. (какое?) чистое; Мн.ч. (какие?) чистые; Правило Прилагательное в форме м.р. ед.ч. И.п. имеет окончание -ой, -ый, -ий.. Например, бант (какой?) голубой, белый, синий. Чтобы правильно написать окончание имени прилагательного, можно использовать слово-подсказку «какой», т. к. в этом вопросе в любом числе, роде и падеже гласный под ударением (не относится к форме м.р. ед.ч. И.п.). Например, лента (какая?) белая, синяя, ленту (какую?) белую, синюю, ленты (какой?) белой, синей. Задание 2 Назовите формы изменения имён прилагательных. Назовите окончание прилагательного, имеющего ед.ч. м.р. И.п. Расскажите правило проверки окончания прилагательного. Задание 3 Можно ли утверждать, что форма рода имени прилагательного является постоянным признаком? Обоснуйте своё мнение. Верно ли, что имя прилагательное изменяется по падежам с помощью тех же вопросов, что имя существительное? Обоснуйте своё мнение. Можно ли правописание окончания любого прилагательного проверить с помощью вопроса? Обоснуйте своё мнение. Задание 4 с взаимопроверкой Составьте и напишите словосочетание прилагательного существительным, данным в скобках. Определите род, число каждого слова и выделите графически окончание. Весенн… (ручеёк, листва, дни, солнышко). Задание 5 Учебник, с. 108, № 193 с взаимопроверкой Прочитайте слова в столбиках, составьте и напишите словосочетания, определяя род прилагательного и выделяя графически окончание. Задание 6 Учебник, с. 110, № 196, с взаимопроверкой Прочитайте текст каждой загадки, выпишите словосочетание прилагательного с существительным, выделяя графически окончание, по образцу: в скорлупке (какой?) ореховой. Задание 7 с взаимопроверкой Подберите и напишите подходящее по смыслу имя прилагательное, определите его число, выделите графически окончание. Весной разольются … реки. Прилетят … скворцы. Распустятся … почки на вербе. Задание 8 Учебник, с. 114, № 205, с взаимопроверкой Просклоняйте словосочетание «земля чужая», «земля дальняя» и напишите, выделяя графически окончание каждого слова. И.п. (что?) земля (какая?) чужая, дальняя Р. п…. … Задание 9 Учебник, с. 118, № 212, с взаимопроверкой Напишите словосочетания, вставляя пропущенное окончание в каждое прилагательное, определяя его по вопросу. Выделите графически окончание в каждом вопросе и прилагательном. Образец: утро (какое?) раннее. Сообщение учителя Непостоянные признаки имени прилагательного (род, число и падеж) являются такими же, как у существительного, от которого оно зависит. Алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного Чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного, надо:
Например: Роза склонила чудесную головку. Головку (ед.ч., ж.р., В.п.) чудесную (ед.ч., ж.р., В.п.) Задание 10 Расскажите алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного. Задание 11 Верно ли, что время, число и падеж имени прилагательного можно определить по существительному? Обоснуйте своё мнение. Можно ли утверждать, что род, число и падеж прилагательного определяется по любому существительному в предложении? Обоснуйте свое мнение. Задание 12Учебник, с. 115, № 207, с взаимопроверкой Восстановите порядок действий для определения падежа имени прилагательного, обозначая их цифрой. Задание 13 Учебник, с. 119, № 215, с взаимопроверкой Спишите текст, вставляя пропущенные окончания каждого прилагательного, определите и укажите число, падеж и, где возможно, род прилагательного. | Диагностические задания 1. Из предложенных слов выпишите имена прилагательные, выделяя графически окончание в каждом слове: Робкий, смелость, уместный, свобода, загрязнять, промокший, встречает, праздный, помышлять. 2. Просклоняйте словосочетание «чистая вода», выделите графически окончание в каждом слове. 3. Подберите подходящее по смыслу имя прилагательное и напишите в каждое предложение. На лугу … трава и … цветы. Вот скачет … кузнечик. Над …кашкой гудит … шмель. Определите и укажите непостоянные признаки каждого прилагательного, выделяя графически окончание. Познавательные умения: - определять непостоянные признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение; - определять формы изменения окончания прилагательного и обосновывать свое мнение; - различать падежные вопросы имени прилагательного и существительного и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - осуществлять взаимный контроль, приходить к единому мнению в рамках учебного диалога. Предметные умения: • Рассказывать правило правописания окончания прилагательного, алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного. • Восстанавливать и обозначать цифрами верный порядок действий для определения падежа имени прилагательного, используя алгоритм; • Определять и указывать число, падеж и, где возможно, род прилагательного и выделять графически окончание. • Писать: - словосочетания, используя слова для выбора; - склонение прилагательного с существительным; - текст, вставляя пропущенные окончания прилагательного; - существительное, подходящее по смыслу к имени прилагательному или прилагательное, подходящее по смыслу к имени существительному. | ||
Разбор имени прилагательного как части речи | ||||
•Вспомнить: понятие «имя прилагательное», признаки имени прилагательного
• Ввести: - алгоритм разбора прилагательного как части речи. • Научить: - определять род прилагательного и обосновывать свое мнение; - рассказывать алгоритм разбора прилагательного как части речи; - разбирать прилагательное как часть речи, используя алгоритм; - определять и исправлять ошибки в морфологическом разборе имени прилагательного - выполнять учебное действие, используя алгоритм; - согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога. | Задание 1 Назовите значение выражения «имя прилагательное». Назовите непостоянные признаки имени прилагательного. Расскажите алгоритм определения непостоянных признаков имени прилагательного. Задание 2 Можно ли утверждать, что прилагательное изменяется только по числам? Обоснуйте свое мнение. Задание 3 с взаимопроверкой Определите и напишите число, падеж каждого прилагательного и там, где возможно, род, используя образец: По тонкому льду, дружная весна, нежные подснежники, кудрявую берёзку, на чистом небе, ласковому ветерку, тёплым солнышком, белые облака. Образец: почки (какие?) пахучие – мн. ч., И. п. Сообщение учителя Алгоритм разбора прилагательного как части речи. Чтобы выполнить разбор прилагательного, надо:
Например. Солнышко согревает первый подснежник. первый – прил., ед.ч., м.р., В. п., второстепенный чл. Задание 4 с взаимопроверкой Расскажите алгоритм разбора прилагательного как части речи. Задание 5 с взаимопроверкой Можно ли определить род прилагательного в словосочетании «чёрные проталины»? Обоснуйте свое мнение. Задание 6 с взаимопроверкой Прочитайте пословицу, выпишите каждое прилагательное и разберите его как часть речи, используя алгоритм: Собираешься в долгий путь – бери с собой хорошего спутника. | Диагностические задания 1.Спишите поэтический текст Ф. Тютчева, вставляя пропущенные орфограммы, подчеркните главные члены в каждом предложении. Лазурь небесн… см…ётся, Н…ч…н… омытая гр…зой. И между гор росисто в…ётся Долина светл… п…л…сой. 2. Выпишите из данного текста прилагательные и разберите каждое как часть речи. 3. Определите ошибки в разборе прилагательного как части речи и внесите исправления: В глубоком овраге поёт ручей. в глубоком – прил., ж.р., Д.п. в глубоком – ……………….. (в глубоком – прил., ед.ч., ж.р., П.п.) Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «признаки прилагательного» и использовать в активном словаре. - определять род прилагательного и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное действие, используя алгоритм. Коммуникативные умения: - согласовывать свое мнение с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога. Предметные умения: - рассказывать алгоритм разбора прилагательного как части речи; - разбирать прилагательное как часть речи, используя алгоритм; - определять и исправлять ошибки в морфологическом разборе имени прилагательного. | ||
Рефлексивная деятельность | ||||
Цели: - подвести итог проделанной работе на уроке - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Какие задачи ставили? Достигли цели? | Регулятивные умения: Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Личностные умения: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе " для 1 класса
Тема: « Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе».Цели и задачи урока: 1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён при...
Конспект урока русского языка (3 кл УМК "Школа России" ) "Изменение имён прилагательных по родам и числам"
Разработка урока по русскому языку в 3 классе по УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России. Канакина В.П.
Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России....
Конспект урока русского языка по теме "Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже".
Конспект урока....
конспект урока русского языка по теме "Применение правил правописания: безударные окончания имён прилагательных"
dash; совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных,– развитие чувства языка ....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Ударные и безударные окончания имён существительных" 4 класс УМК "Школа России"
Урок русского языка в соответствии с ФГОС НОО...
Конспект урока русского языка по теме: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. 4 класс
Конспект урока русского языка по теме: Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. 4 класс. Школа России....