Конспект урока русского языка по теме "Упражнение в правописании окончаний имен существительных в родительном падеже".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 4 «А» классе.
Тема раздела: Имя существительное.
Тема урока: Упражнение в правописании окончаний имен существительных в
родительном падеже.
Цель урока: совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже, развивать речь, внимание, память, способность к самоконтролю и самооценке, обогащать словарный состав учащихся, воспитывать интерес к изучению родного языка.
Задачи урока:
1) актуализировать знания о грамматических признаках имени существительного, типах склонения, признаках родительного падежа;
2) развивать умение использовать различные способы проверки при обосновании написания безударных падежных окончаний имен существительных;
3) автоматизировать навык орфографического письма.
Оборудование: таблицы – признаки имени существительного;
признаки родительного падежа;
слова – помощники;
карточки с дидактическим материалом.
I. Организационный момент.
Настроимся на работу, проверим рабочее место.
Сегодня урок необычный, и в природе день необычный.
- Какой сегодня день? ( последний день осени)
У нас с вами есть возможность еще раз поговорить об осени.
II. Актуализация знаний и опыта учащихся.
- Какой частью речи является слово осень?
- Докажите.
- Какие бывают им. сущ.?
- Назовите постоянные признаки им. сущ.
- Как изменяются им. сущ.?
- Какие сущ. относятся к 1, 2, 3 типу склонений? Приведите примеры.
- Как определить падеж им. сущ.?
- Какими членами предложения являются им.сущ.?
Сделаем вывод:
- Со словами какой части речи будем работать сегодня на уроке?
( дети записывают в тетради число, классная работа)
- Составьте предложение со словом осень. (устно)
III. Формирование темы и задачи урока.
На доске записаны предложения об осени.
Осенью улетели на юг певчие птицы.
Ушла осень и захватила с собой все листья с деревьев.
В лесу и в поле заиграли краски осень.
- Прочитайте.
- Подумайте, все ли из них написаны грамматически правильно? (нет)
- Найдите такое предложение.
- Докажите, что оно построено неверно. (слово осень не связано по смыслу)
- А теперь прочитайте это предложение правильно.
- Что в нем изменилось?
- Какие орфограммы есть в этом слове?
- Какую орфограмму можно проверить?
- Могу ли я сразу написать окончание в слове осень? Почему? ( надо определить склонение и
падеж)
- В каком падеже употреблено слово осень?
Сделаем вывод, какую орфографическую задачу мы будем сегодня решать на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
- Что для этого надо повторить? (признаки родительного падежа)
IV. Воспроизведение признаков родительного падежа
Работа в парах по карточкам – тестам.
Найди «лишние» вопросы | Допиши предлоги Р.п. | Напиши окончания им.сущ. в Р.п. |
Кого? чего? где? чем? откуда? куда? что? | Из, без, для, около, возле, вокруг | 1 скл.- 2 скл.- 3 скл. - |
- Какие нашли «лишние « вопросы»? Сделайте вывод.
- Какие предлоги дописали? Сделайте вывод.
- Какие окончания имеют им. сущ. в 1скл., 2скл., 3скл.?
-Как правильно написать безударные падежные окончания им. сущ.?
- А теперь вернемся к предложению об осени. Запишите предложение, обозначив правильно безударное окончание им. сущ.
Мальчики выделяют грамматическую основу предложения.
Девочки дают характеристику предложения.
Проверка выполненной работы.
V. Упражнение в правописании безударных окончаний им. сущ. в родительном
падеже.
1) - Прочитайте словосочетания. Выпишите только те, которые стоят в родительном падеже.
Вылетел из рощ_ подлетел к берез_
До восхода солнц_ отошел от изгород_
Гулял по улиц_ помогал бабушк_
В конце площад_ сорвал с дерев _
- Чем отличаются окончания им. сущ. одного типа склонения? (они бывают ударные и безударные)
- Как пишутся ударные и безударные окончания им. сущ. одного типа склонения?
- Как проверяли написание безударных падежных окончаний?
2) - А теперь сами составьте словосочетания, употребляя им. сущ. в Р.п.
На доске: письмо от (бабушка)
ветер с (пустыня)
тетрадь (Алеша)
покупка (мебель)
Проверка работы.
- Какие окончания имеют им. сущ. 1,2,.3 скл. в Р.п.?
VI. Физкультминутка. Упражнение на внимание с ускорением темпа.
VII. Работа с деформированным текстом.
Составьте из каждой группы слов предложение, изменяя слова по смыслу и употребляя предлоги там, где нужно.
- листва, у, пожелтела, береза.
- легкий, сгибает, ветерок, веточки, осинка.
- чаща, стук, послышался, дятел, из.
- прыгает, ветку, белка, ветка.
- осень, лес, хорошо, как.
- Прочитайте текст, который у вас получился.
- Какой темой можно объединить эти предложения?
- Озаглавьте текст.
- Найдите слова с безударными окончаниями в Р.п.
- Проверьте свою работу. Оцените.
На доске выписаны слова с безударными окончаниями им. сущ.
у березки
осинки
из чащи
с ветки
До полнительное задание 1) разобрать указанные слова из текста по составу (ветерок, легкий, прыгает)
2) найти в тексте им. сущ. 1скл. (для девочек), 2 скл. ( для мальчиков)
VIII. Подведение итога урока.
Закончить урок я хочу высказыванием. Прочитайте его.
Люби и знай родной язык.
- А вы согласны с этим высказыванием?
- Почему мы должны знать родной язык?
- Давайте проанализируем урок.
- Какую орфографическую задачу сегодня решали на уроке?
- Что для вас сегодня было легко?
- Что еще было трудно?
- А что показалось интересным?
( на доске после каждого ответа детей появляются осенние листочки на, которых написано « До свидания1»
- Ну, а осени давайте скажем « До свидания!»
До свидания!
До сви да ни я!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе УМК Гармония "Падеж"
Тема: Знакомство с изменением имен существительных по падежам, наблюдение за изменением по падежам имен существительных и местоимений («Как могут изменяться слова?»)...
Конспект урока русского языка по теме: "Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода" для учащихся 4-го класса (1–4) традиционной системы обучения
отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, умение обосновывать написание окончаний (цель сформулирована через деятел...
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Падеж имен существительных"
Урок в рамках ФГОС НОО. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода.В уроке используется прием "Кубик Блума", метод моделирования, самооценка учащихся....
Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: "Винительный падеж"
Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России" Цель урока: формировать умение определять винительный падеж имен существительных, научить различать винительный и именительный падежи....
Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...
Конспект урока русского языка на тему: "Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о правописании окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном и предложн...
Конспект урока русского языка по теме "Именительный и Винительный падежи имён существительных"
Урок открытия новых знаний.Цель- развитие умения различать существительные в именительном и винительном падежах, умение извлекать и преобразовывать информацию.УМК "Школа 2100", 4 класс...