"Звуки [Г] и[Г’]. Буква Г г" Урок русского языка 1 класс "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Разработка поможет дать урок в 1 классе при изучении букв, обозначающих соглпсные звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok._znakomstvo_so_strochnoy_i_zaglavnoy_bukvoy_g_2.docx | 286.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока к областному семинару.
Тема: Звуки [Г] и[Г’]. Буква Г г.
Цель: Мы будем искать в словах звуки, которые можно обозначить буквой Г
Мы научимся выделять звуки [Г] и[Г’] в словах.
Оформление:
Выставка книг: Энциклопедии о грибах.
Иллюстрации Гири и грибы (перевёрнуты)
Буквы Гг
На Ёжиках – ручка, красный, синий, зелёный карандаш, простой карандаш.
Смайлики
Рабочие листы
Ход урока:
1.Организационный этап.
А ну, проверь, проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке? Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
- Мы - дружные!
- Мы - умные!
- Мы - в первом классе учимся!
- Мы – знаем и уверены, что всё у нас получится
2. Целеполагание
1.Открываем учебники по закладке на с. 119.
С какой буквой будем сегодня читать слоги и слова? – с буквой Г (Поставили на нее пальчик).
Чем похожи и чем отличаются эти буквы? (похожи формой, отличаются размером)
Почему они отличаются размером? (одна буква строчная, одна заглавная)
Давайте посмотрим, какое место в алфавите занимает эта буква. Какая она по счёту? (четвёртая). Между какими буквами она стоит? (Между буквами В и Д).
Сложите эту букву из карандашей.
Напечатайте её в нашем рабочем листке (Приложение 2 Рабочий лист урока).
Сначала заглавную (попутно задаём вопрос, когда в словах нужна заглавная буква )
Цель:
С какими звуками мы должны сегодня поиграть, которые обозначаются….? (Со звуками, которые обозначаются буквой Г)
3. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Давайте отгадаем, какие слова помогут нам сегодня.
На доске две картинки (перевёрнутые) Грибы и гири
- Читаем загадку про гриб.
Весь Антошка –
Шляпка да ножка!
Дождь пройдёт –
Он подрастёт.
Дети отгадывают, открываем картинку, произносим слово.
Сколько слогов в слове ГРИБЫ (хлопаем)– два, на какой падает ударение?
Сколько звуков всего в слове грибы (считают звуки, загибают пальчики)
Выходят дети на каждый звук (1 звук – 1 ребенок).
Составляем на доске звуковую схему ( на магнитах)
О каком звуке мы будем говорить? Стрелочка на первом звуке, значит - о первом
Характеристика первого звука./ГРИБЫ/ Произносим первый звук, Какой это звук?
[Г] Делаем вывод о звуке [Г] – согласный, звонкий, твёрдый.
3. Игра
Приводим по 5 примеров слов, чтобы звук [Г] был в начале и середине. В конце (не берем , т к. слышится звук [К] [Х] ) в слове. Если дети слышат этот звук в слове, то хлопают (.(Приложние 1).
ГОРА, НОГА, ГАМАК, НОРА, ГАЗЕТА, БУМАГА, ГИРЯ
А кто не хлопнул на это слово? Так надо было хлопать? Разберёмся после физминутки.
Упражнение для мобилизации внимания (по санпинам)
Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 1 - опустить левую руку на плечо, 2- правую руку на плечо, 3 - левую руку на пояс, 4 - правую руку на пояс, 5 – левую на бедро, 6 – правую на бедро,7-8- хлопки руками по бедрам. Повторить 4 раза. Темп - 1 раз медленный, 2 раз -средний, 3 - быстрый, 4 - медленный.
- Произносим слово ГИРЯ, открываем картинку,
- Выходят дети на каждый звук
- Составляем звуковую схему схему слова на доске и в рабочем листе (Приложение 2. Рабочий лист урока ). На какой звук указывает стрелочка? – на первый. Произносим его. Характеризуем –
СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, МЯГКИЙ .
Игра.
Приводим по 5 примеров слов, чтобы звук [Г’] был в начале , середине слова. Если дети слышат этот звук в слове, то хлопают.(Приложние 1)
САПОГИ, ГЕРОЙ, САНКИ, ГИТАРА, ГОРОД
Делаем вывод – чем похожи и чем различаются звуки [Г] и[Г’]
Похожи тем, что оба согласные, звонкие. Различаются тем, что [Г] – твёрдый, а [Г’] – мягкий.
Так какие звуки обозначаются буквой Г? - звуки [Г] и[Г’]
- Открываем букву в ленте букв (все буквы, которые не изучены – закрыты).
Работа с лентой букв:
На ленте мы видим, что буква Г среди букв, обозначающих какие звуки? (согласные). Что она стоит в верхнем ряду, значит, обозначает какой звук? – звонкий. Синий и зеленый цвета нам говорят о чём ? – что эта буква может обозначать твёрдый и мягкий звуки.
Так еще раз - какие звуки обозначаются буквой Г? - звуки [Г] и[Г’]
- Читаем в учебнике на с.119 только слоги с твёрдым звуком [Г]. Дети придумывают слова с каждым слогом, находят слова этими слогами среди слов с. 119
Читаем в учебнике на с.119 только слоги с мягким звуком [Г’].
Дети придумывают слова с каждым слогом, находят слова этими слогами среди слов с. 119
Определяют, какое слово соответствует схеме над ними.
- Работа с текстом на с.119
- Читаем хором весь текст с учителем.
- Находят в тексте прочитанные слоги и подчёркивают их.
- Читают слова с этими слогами.
- Сколько предложений в тексте?
- Как зовут детей?
- Из какого предложения мы узнаём, что дети набрали много грибов ?
- Какие грибы собрала Галя? Боровики. Что мы знаем об этом грибе – что он съедобный. Он у нас и на картинке.
- Какие грибы собрал Гена. (Поганки – ядовитые).
- Как вы думаете, кто из детей умеет отличать съедобные грибы от ядовитых, почему?
- Как , по вашему мнению, должна поступить Галя? (рассказать Гене о грибах, предупредить об опасности). А мы где с вами можем почитать о грибах? В энцклопедии – обращаем внимание детей на выставку.
- Чтение текста несколькими учениками (если останется время).
- Итоги урока (продолжи предложение)
Я сегодня узнал, что буква Г….. (бывает строчной и заглавной, обозначает два звука)
Я сегодня научился… (сышать в словах звуки, которые обозначает буква Г, читать слоги и слова с буквой Г)
- Рефлексия(смайлики, цвета)
На уроках ЛЧ и письма должны быть:
-Алфавит с печатными(слева)и письменными буквами (справа)
- Наборное полотно с буквами
- Лента букв с кармашками, в которые вставляются изученные буквы (нам, как вариант можно в наших лентах букв закрыть стикерами и открывать по мере знакомства той или иной буквой)
Приложение 1 Карточки для учителя для игры.
[Г]
ГОРА, НОГА, ГАМАК, НОРА, ГАЗЕТА, БУМАГА, ГИРЯ
______________________________________________________________
[Г’]
САПОГИ, ГЕРОЙ, САНКИ, ГИТАРА, ГОРОД
Приложение 2 Рабочий лист урока.
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Школа России 4 класс".
На данном уроке совершенствуется умение учащимися писать падежные окончания имен существительных трех склонений....
Презентация Словарная работа на уроках русского языка. Школа России
Презентация Словарная работа на уроках русского языка. Цель: научить ребёнка писать слова без ошибок и сделать интересным и познавательным процесс изучения словарных слов....
Технологическая карта урока "Русский язык". Школа России
Данный урок по русскому языку направлен на формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.Осознание значимости изучаемого материала, умения выделять главное в...
Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "
Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...
Презентация к уроку русского языка. Школа России. Тема: Глагол - обобщение знаний
Презентация к уроку обобщения знаний о глаголе. В презентации вы найдете несколько интересных дидактических игр. Обратите внимание, что в ходе урока необходимо запланировать физкультминутку и зрительн...
Презентация к уроку русского языка Школа России 4 класс «Спряжение глаголов»
Презентация к открытому уроку русского языка 4 класс Школа России по теме «Спряжение глаголов»...
Урок русского языка. "Школа России". 2 класс. Тема: "Обобщение знаний по теме "Имя существительное"
Урок разработан в форме игры – аукциона знаний - и направлен на обобщение и систематизацию знаний по теме «Имя существительное». Основной педагогический смысл и назначение игры - соз...