"Звуки [Г] и[Г’]. Буква Г г" Урок русского языка 1 класс "Школа России"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Лаврова Ольга Эдуардовна

Разработка поможет дать урок в 1 классе при изучении букв, обозначающих соглпсные звуки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока к областному семинару.

Тема: Звуки [Г] и[Г’]. Буква Г г.

Цель: Мы будем искать в словах звуки, которые можно обозначить буквой Г

Мы научимся выделять звуки [Г] и[Г’] в словах.

Оформление:

 Выставка книг: Энциклопедии о грибах.

Иллюстрации Гири и грибы (перевёрнуты)

Буквы Гг

На Ёжиках – ручка, красный, синий, зелёный  карандаш, простой карандаш.

Смайлики

Рабочие листы

Ход урока:

1.Организационный этап.

А ну, проверь, проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке? Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

- Мы -  дружные!

- Мы -  умные!

- Мы  - в первом классе учимся!

- Мы – знаем и уверены, что всё у нас получится

2. Целеполагание

1.Открываем учебники по закладке на с. 119.

С какой буквой будем сегодня читать слоги и слова? – с буквой Г (Поставили на нее пальчик).

Чем похожи и чем отличаются эти буквы? (похожи формой, отличаются размером)

Почему они отличаются размером? (одна буква строчная, одна заглавная)

Давайте посмотрим, какое место в алфавите занимает эта буква. Какая она по счёту? (четвёртая). Между какими буквами она стоит? (Между буквами В и Д).

Сложите эту букву из карандашей.

Напечатайте её в нашем рабочем листке (Приложение 2   Рабочий лист урока).

Сначала заглавную (попутно задаём вопрос, когда в словах нужна заглавная буква )

Цель:

С какими звуками мы должны сегодня поиграть, которые обозначаются….? (Со звуками, которые обозначаются буквой Г)

3. ОСНОВНОЙ ЭТАП.

Давайте отгадаем, какие слова помогут нам сегодня.

На доске две картинки (перевёрнутые)  Грибы и гири

  1. Читаем загадку про гриб.

Весь Антошка –

Шляпка да ножка!

Дождь пройдёт –

Он подрастёт.

Дети отгадывают, открываем картинку, произносим слово.

Сколько слогов в слове ГРИБЫ (хлопаем)– два, на какой падает ударение?

Сколько звуков всего в слове  грибы (считают звуки, загибают пальчики)

Выходят дети на каждый звук (1 звук – 1 ребенок).

Составляем на доске звуковую схему  ( на магнитах)

О каком звуке мы будем говорить? Стрелочка на первом звуке, значит -  о первом

Характеристика  первого звука./ГРИБЫ/ Произносим первый звук, Какой это звук?

[Г]  Делаем вывод о звуке [Г] – согласный, звонкий, твёрдый.

3. Игра

Приводим по 5 примеров слов, чтобы звук [Г] был в начале и середине.  В конце  (не берем , т к. слышится звук [К] [Х] ) в слове. Если дети слышат этот звук в слове, то хлопают (.(Приложние 1).

ГОРА, НОГА, ГАМАК, НОРА, ГАЗЕТА, БУМАГА, ГИРЯ

А кто не хлопнул на это слово? Так надо было хлопать? Разберёмся после физминутки.

 Упражнение для мобилизации внимания (по санпинам)

Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 1 - опустить левую руку на плечо, 2- правую руку на плечо, 3 - левую руку на пояс, 4 - правую руку на пояс, 5 – левую на бедро, 6 – правую на бедро,7-8- хлопки руками по бедрам. Повторить 4 раза. Темп - 1 раз медленный, 2  раз -средний, 3 - быстрый, 4 - медленный.

  1. Произносим слово ГИРЯ, открываем картинку,
  2.  Выходят дети на каждый звук
  3.  Составляем звуковую схему схему  слова на доске и в рабочем листе (Приложение 2.   Рабочий лист урока ). На какой звук указывает стрелочка? – на первый. Произносим его. Характеризуем –

СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, МЯГКИЙ .

Игра.

Приводим по 5 примеров слов, чтобы звук  [Г’]  был в начале , середине слова. Если дети слышат этот звук в слове, то хлопают.(Приложние 1)

САПОГИ, ГЕРОЙ, САНКИ, ГИТАРА, ГОРОД

Делаем вывод – чем похожи и чем различаются звуки [Г] и[Г’]

Похожи тем, что оба согласные, звонкие. Различаются тем, что [Г] – твёрдый,  а [Г’] – мягкий.

Так какие звуки обозначаются буквой Г? - звуки [Г] и[Г’]

  1. Открываем букву в ленте букв (все буквы, которые не изучены – закрыты).

Работа с лентой букв:

На ленте мы видим, что буква Г среди букв, обозначающих какие звуки? (согласные). Что она стоит в верхнем ряду, значит, обозначает какой звук? – звонкий. Синий и зеленый цвета нам говорят о чём ? – что эта буква может обозначать твёрдый и мягкий звуки.

 Так еще раз  - какие звуки обозначаются буквой Г? - звуки [Г] и[Г’]

  1.  Читаем в учебнике на с.119 только слоги с твёрдым звуком [Г]. Дети придумывают слова с каждым слогом, находят слова этими слогами среди слов с. 119

Читаем в учебнике на с.119 только слоги с мягким звуком [Г’].

 Дети придумывают слова с каждым слогом, находят слова этими слогами среди слов с. 119

Определяют, какое слово соответствует схеме над ними.

  1.  Работа с текстом на с.119

  1. Читаем хором весь текст с учителем.
  2. Находят в тексте прочитанные слоги и подчёркивают их.
  3. Читают слова с этими слогами.
  4. Сколько предложений в тексте?
  5.  Как зовут детей?
  6. Из какого предложения мы узнаём, что дети набрали много грибов ?
  7. Какие грибы собрала Галя? Боровики. Что мы знаем об этом грибе – что он съедобный. Он у нас и на картинке.
  8. Какие грибы собрал Гена. (Поганки – ядовитые).
  9. Как вы думаете, кто из детей умеет отличать съедобные грибы от ядовитых, почему?
  10. Как , по вашему мнению, должна поступить Галя? (рассказать Гене о грибах, предупредить об опасности). А мы где с вами можем почитать о грибах?  В энцклопедии – обращаем внимание детей на выставку.
  11. Чтение текста несколькими учениками (если останется время).
  12. Итоги урока (продолжи предложение)

Я сегодня узнал, что буква Г…..    (бывает строчной и заглавной, обозначает два звука)

Я сегодня научился…             (сышать в словах звуки, которые обозначает буква Г, читать слоги и слова с буквой Г)

  1.  Рефлексия(смайлики, цвета)

На уроках ЛЧ и письма должны быть:

-Алфавит с печатными(слева)и письменными буквами (справа)

- Наборное полотно с буквами

- Лента букв с кармашками, в которые вставляются изученные буквы (нам, как вариант можно в наших лентах букв закрыть стикерами и открывать по мере знакомства той или иной буквой)

Приложение 1 Карточки для учителя для игры.

[Г]

ГОРА, НОГА, ГАМАК, НОРА, ГАЗЕТА, БУМАГА, ГИРЯ

______________________________________________________________

[Г’]

САПОГИ, ГЕРОЙ, САНКИ, ГИТАРА, ГОРОД

Приложение 2   Рабочий лист урока.

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Школа России 4 класс".

На данном уроке совершенствуется умение учащимися писать падежные окончания имен существительных трех склонений....

Презентация Словарная работа на уроках русского языка. Школа России

Презентация Словарная работа на уроках русского языка. Цель: научить ребёнка писать слова без ошибок и сделать интересным и познавательным процесс изучения словарных слов....

Технологическая карта урока "Русский язык". Школа России

Данный урок по русскому языку направлен на формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.Осознание значимости изучаемого материала, умения выделять главное в...

Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "

Технологическая карта урока русского языка «Школа России»  "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...

Презентация к уроку русского языка. Школа России. Тема: Глагол - обобщение знаний

Презентация к уроку обобщения знаний о глаголе. В презентации вы найдете несколько интересных дидактических игр. Обратите внимание, что в ходе урока необходимо запланировать физкультминутку и зрительн...

Презентация к уроку русского языка Школа России 4 класс «Спряжение глаголов»

Презентация к открытому уроку русского языка  4 класс Школа России по теме «Спряжение глаголов»...

Урок русского языка. "Школа России". 2 класс. Тема: "Обобщение знаний по теме "Имя существительное"

Урок разработан в форме игры – аукциона знаний - и направлен на обобщение и систематизацию знаний по теме «Имя существительное». Основной педагогический смысл и назначение игры - соз...